Статья "Социальная успешность и её источники"
Ольга Гудкова
10.11.2014
4218
0
Работа с одаренными детьми
Гудкова Ольга Яковлевна, учитель истории
и обществознания высшей квалификационной категории
МБОУ г. Владимира «СОШ № 7»,
Заслуженный учитель Российской Федерации.
Социальная успешность и её источники
и обществознания высшей квалификационной категории
МБОУ г. Владимира «СОШ № 7»,
Заслуженный учитель Российской Федерации.
Социальная успешность и её источники
Одним из наиболее разработанных в литературе является вопрос об одарённости детей. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой «одарённый» определяется так: «то же, что и «талантливый»[1]. Талантом авторы называют «выдающиеся врождённые качества, особые природные способности». В «Википедии» (Интернет-издание) говорится, что в психологии до сих пор не сложилось общего представления о природе одарённости, существуют лишь два основных варианта объяснения природы одарённости. Первый вариант предполагает, что каждый человек по-своему одарён. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребёнка на развитие своих способностей. Второй вариант предполагает одарённость детей как дар «свыше», которым наделены только избранные. Данный вариант предполагает актуальной проблему выявления одарённых детей, но ставит под сомнение возможность дальнейшего развития одарённости. В таком случае следует относиться к одарённым детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой зависит развитие всего человечества. Некоторые специалисты отмечают, что в современной культуре место одарённых детей и открывающиеся перед ними возможности значительно изменились, поскольку изменился ответ на вопрос о том, «в какой мере природные данные способны составить «тело» творчества»[2].
Вопрос о социальной успешности как таковой, об инструментах и механизмах её формирования раскрывается, например, в работе А.Р.Тугушевой «Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества». «Термин «успешность», - пишет автор, - является одним из самых распространённых в языковой культуре современного российского общества. Представление об успешной личности в контексте западной культуры связано с материальным благополучием, прагматизмом и индивидуализмом. По мнению российского психолога Ю.М. Орлова, потребность в достижениях и успехе формируется под влиянием социогенных факторов и определяется как постоянное соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, оригинально решить возникшую проблему». Автор также отмечает, что проблема социальной успешности в психологии не получила целостного изучения. Исследователи выделяют лишь некоторые аспекты этого явления[3].
Социальная успешность трактуется некоторыми авторами как определенный уровень социальных достижений, признаваемый достойным в данной стране и культуре. Обычно это определенный уровень материального достатка, социального статуса и социального влияния[4]. Е.Рылеева в статье «Социальная успешность» пишет, что это есть субъективная оценка личности своих результатов взаимодействия с социумом (вмещающей средой), в процессе достижения личностно значимых целей, связанных с повышением качества жизни сообщества, которое обеспечивает индивиду адекватные вкладу социальные дивиденды[5]. В статье Шамионова Р.М. и Тугушевой А.Р. «Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи» в электронном журнале «Психологическая наука и образование» авторы указывают, что наполнение этого термина сегодня весьма противоречиво[6]. А.Збуцки в работе «Формирование социальной успешности школьников средствами экономического образования» указывает, что достижение личного и социального успеха и через это - прогресса и благосостояния всего общества может быть определено в качестве одной из основных педагогических задач. «Гармонизация общественных и личных целей представляется сейчас важнейшей задачей педагога», - как считает автор[7].
В свете выше изложенных подходов к определению социальной успешности особую актуальность приобретают слова Президента России В.В.Путина о том, что «человек сам для себя должен определить, где он может быть максимально полезен своей собственной стране, для какого рода деятельности он себя готовил, либо хотел бы подготовить. Человек добивается успеха там, где он чувствует себя успешным, где он чувствует, что может приложить свои таланты, свои способности. Это в значительной степени работа человека над собой»[8]. Здесь чётко вырисовывается роль педагога в самоопределении личности молодого человека и нацеленности обоих на успех. Именно учитель должен научить ребёнка быть успешным.
В связи с вопросом о путях к социальной успешности молодёжи можно рассмотреть и теорию сотрудничества педагога и учеников. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой глагол «сотрудничать» трактуется, как «работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле»[9]. Педагогика сотрудничества известна с середины 80-х годов ХХ века. Она возникла под влиянием процессов обновления общественно-политической жизни страны («перестройки»). Ведущей идеей в ней являлась декларация стремления к гуманизации образования и созданию альтернативы официозной педагогике позднесоветского периода. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся С. Л.Соловейчик. Основателями педагогики сотрудничества считаются педагоги-новаторы, такие, как Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова. Основными идеями стали следующие: сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии[10]. В октябре 1986 года на совместной встрече педагоги выработали некие общие подходы, характеризующие педагогику сотрудничества. «Воспитывая сотрудничеством сотрудничество, - утверждали они, - мы воспитываем коллективизм и целеустремленность. В сотрудничестве, если вдуматься, глубинно совпадают цели и средства, обучение и воспитание. Педагогика сотрудничества делает работу учителя хоть и напряженной, но радостно напряженной». Педагоги также сходились во мнении, что едва ли не главным элементом воспитания является коллективный анализ общей работы в методике И.П.Иванова, творчески используемой В.А.Караковским, М.П.Щетининым и многими другими педагогами. Ребят, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно описать так: все они умеют и любят думать, процедура думанья - ценность для них[11].
С педагогикой сотрудничества перекликается и идея социального партнёрства, выдвинутая в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 год) А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова и В.А.Тишкова сказано, что ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса[12]. При этом, большую роль играет нравственный пример педагога в образовательном процессе. В нормативных документах подчёркивается особая роль учителя и говорится, что в современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся[13].
Вопрос о социальной успешности как таковой, об инструментах и механизмах её формирования раскрывается, например, в работе А.Р.Тугушевой «Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества». «Термин «успешность», - пишет автор, - является одним из самых распространённых в языковой культуре современного российского общества. Представление об успешной личности в контексте западной культуры связано с материальным благополучием, прагматизмом и индивидуализмом. По мнению российского психолога Ю.М. Орлова, потребность в достижениях и успехе формируется под влиянием социогенных факторов и определяется как постоянное соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, оригинально решить возникшую проблему». Автор также отмечает, что проблема социальной успешности в психологии не получила целостного изучения. Исследователи выделяют лишь некоторые аспекты этого явления[3].
Социальная успешность трактуется некоторыми авторами как определенный уровень социальных достижений, признаваемый достойным в данной стране и культуре. Обычно это определенный уровень материального достатка, социального статуса и социального влияния[4]. Е.Рылеева в статье «Социальная успешность» пишет, что это есть субъективная оценка личности своих результатов взаимодействия с социумом (вмещающей средой), в процессе достижения личностно значимых целей, связанных с повышением качества жизни сообщества, которое обеспечивает индивиду адекватные вкладу социальные дивиденды[5]. В статье Шамионова Р.М. и Тугушевой А.Р. «Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи» в электронном журнале «Психологическая наука и образование» авторы указывают, что наполнение этого термина сегодня весьма противоречиво[6]. А.Збуцки в работе «Формирование социальной успешности школьников средствами экономического образования» указывает, что достижение личного и социального успеха и через это - прогресса и благосостояния всего общества может быть определено в качестве одной из основных педагогических задач. «Гармонизация общественных и личных целей представляется сейчас важнейшей задачей педагога», - как считает автор[7].
В свете выше изложенных подходов к определению социальной успешности особую актуальность приобретают слова Президента России В.В.Путина о том, что «человек сам для себя должен определить, где он может быть максимально полезен своей собственной стране, для какого рода деятельности он себя готовил, либо хотел бы подготовить. Человек добивается успеха там, где он чувствует себя успешным, где он чувствует, что может приложить свои таланты, свои способности. Это в значительной степени работа человека над собой»[8]. Здесь чётко вырисовывается роль педагога в самоопределении личности молодого человека и нацеленности обоих на успех. Именно учитель должен научить ребёнка быть успешным.
В связи с вопросом о путях к социальной успешности молодёжи можно рассмотреть и теорию сотрудничества педагога и учеников. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой глагол «сотрудничать» трактуется, как «работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле»[9]. Педагогика сотрудничества известна с середины 80-х годов ХХ века. Она возникла под влиянием процессов обновления общественно-политической жизни страны («перестройки»). Ведущей идеей в ней являлась декларация стремления к гуманизации образования и созданию альтернативы официозной педагогике позднесоветского периода. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся С. Л.Соловейчик. Основателями педагогики сотрудничества считаются педагоги-новаторы, такие, как Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова. Основными идеями стали следующие: сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии[10]. В октябре 1986 года на совместной встрече педагоги выработали некие общие подходы, характеризующие педагогику сотрудничества. «Воспитывая сотрудничеством сотрудничество, - утверждали они, - мы воспитываем коллективизм и целеустремленность. В сотрудничестве, если вдуматься, глубинно совпадают цели и средства, обучение и воспитание. Педагогика сотрудничества делает работу учителя хоть и напряженной, но радостно напряженной». Педагоги также сходились во мнении, что едва ли не главным элементом воспитания является коллективный анализ общей работы в методике И.П.Иванова, творчески используемой В.А.Караковским, М.П.Щетининым и многими другими педагогами. Ребят, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно описать так: все они умеют и любят думать, процедура думанья - ценность для них[11].
С педагогикой сотрудничества перекликается и идея социального партнёрства, выдвинутая в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 год) А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова и В.А.Тишкова сказано, что ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса[12]. При этом, большую роль играет нравственный пример педагога в образовательном процессе. В нормативных документах подчёркивается особая роль учителя и говорится, что в современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся[13].
Примечания
[1] Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.
[2]Одарённые де́ти. // http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E4%E0%F0%B8%ED%ED%FB%E5_%E4%E5%F2%E8
[3] Тугушева А.Р.. Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества. //http://www.dissercat.com/content/predstavleniya-o-sotsialnoi-uspeshnosti-i-lichnostnoe-samoopredelenie-yunoshestva#ixzz2S4LK0Xt0
[4] См: http://www.psychologos.ru/articles/view/socialnaya_uspeshnost
[5] См., например: http://pedpartnerstvo.ru/?page_id=1425
[6] Шамионов Р.М., Тугушева А.Р.. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи. // http://www.psyedu.ru/journal/2009/3/Shamionov_Tugusheva.phtml
[7] А.Збуцки. Формирование социальной успешности школьников средствами экономического образования. // http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-sotsialnoy-uspeshnosti-shkolnikov-sredstvami-ekonomicheskogo-obrazovaniya#ixzz2S4IK0XYS
[8] В.В.Путин. Ответы на вопросы «прямой линии с Президентом РФ» 25 апреля 2013 года. //http://kremlin.ru/news/17976
[9] Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.
[10]Педагогика сотрудничества. //http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0
[11]Педагогика сотрудничества. Отчет о встрече учителей-экспериментаторов. //http://www.ug.ru/archive/15485
[12] А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.. «Просвещение». 2009. С.5-7.
[13]А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». . 2009. С.20.
Другие статьи
- Кружковая работа по математике как средство развития мотивации учения школьников
- "Воспитание патриотизма через применение культурно-исторических традиций казачества в урочной и внеурочной деятельности учителя музыки.
- Программа факультатива по английскому языку в 5 классе "Enjoy Reading"
- Деятельность начальной школы № 7 г. Владимира в годы Великой Отечественной войны
- Межобразовательная среда: “Опыт Швеции и Норвегии”
- Работа с газетой на английском языке: из опыта работы в старших классах средней школы
- РАБОТА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ
- Спешите делать добро
- «Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период»
- Электронная презентация обобщения опыта работы учителя музыки по патриотическому воспитанию в урочной и внеурочной деятельности.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.