С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания, способствующая формированию толерантных убеждений и взглядов детей, молодёжи и их родителей."
Инга Дубодел   09.11.2014   4422   0   Толерантность
Дубодел Инга Николаевна,
Преподаватель специальных дисциплин
МБОУ ДОД «Детская художественная школа №2»,
г. Черемхово.
 
Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания, способствующая формированию толерантных убеждений и взглядов детей, молодёжи и их родителей.

   Ориентация современной педагогики на народную культуру, приобщение к которой становится условием стабильности личности и общества в целом, идея этнокультурного воспитания актуализируют поиск педагогических механизмов использования воспитательного потенциала народного опыта в образовательном процессе. В этом объективном процессе заметное место занимает развитие народных традиций, которые за последние десятилетия мы утратили, а вместе с ними и большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромное значение. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия.  Приобщение к традициям народа очень значимо в школьные годы.  
     Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. Куклы ручной работы пользуются популярностью и в наши дни и переживают свое второе рождение, занимая свое место в наших квартирах. Мы более трепетно и бережно к ним относимся. Ведь кукла, сделанная своими руками, имеет особый смысл, в нее вложена душа. «В куклы не только играли – они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, дарили на день рождения, придумывали о них сказки.  Делились радостями и невзгодами: кукла не выдаст, она непременно поможет! Через эти милые создания дети начинают постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю. К ней, генетической памяти, можно обратиться за помощью в самых трудных случаях». [3. с.7]                    
       Изучая русскую народную куклу, мы ставили перед собой следующие цели:
    - Формирование национального сознания детей посредством изучения основ родной культуры.
    -  Повышение компетенции родителей в вопросах приобщения школьников к основам национальной культуры через ознакомление с традиционными куклами и оберегами.
    -    Воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.              
       Данные цели очень актуальны в наши дни и требует новых подходов к организации образовательного процесса, его направленности на решение проблем воспитания и развития ребёнка, не только обладающего знаниями, умениями и навыками, но и способного к широкому общению, в том числе в многонациональной среде, в духе гуманистических традиций и идей, способного проявить понимание, готового к сотрудничеству, терпимого к инакомыслию. В современных условиях возрастает роль сферы дополнительного образования, признанная разработать круг педагогических условий и методов формирования толерантности.
     Дети часто испытывают труд­ности, связанные с неумением. А отсюда с нежеланием принять и по­нять Другого именно как Другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура – с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пы­таются проецировать на других собственные мысли и качества.  Изучение русской народной игрушки помогает учащимся и их родителям расширить знания о традициях кукольного мастерства, проявить интерес к изготовлению различных кукол и использовать их в детской игровой деятельности, воспитать бережное отношение к культуре своего народа, а в будущем и культуре народов проживающих в России.
    Для решения этих целей в художественной школе на уроках композиции и истории искусства был введен региональный компонент. В работе с детьми использовались различные формы: экскурсы в историю отдельных кукол и традиционных праздников. На протяжении курса обучения дети знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а также делают куклу по собственным замыслам. К каждому сезонному празднику изготавливаются обрядовые куклы. Например, на Масленицу с дети делаем из ниток куклу «Масленку». Куклы «Рождественский ангел» и «Пасхальный ангел» изготавливали на праздники Рождество и Пасху и т.д. Создали «Мини-музей Куклы» в школе. Принимаем активное участие в городских выставках, фестивалях («Пасхальные перезвоны»), в ежегодных ярмарках-продажах ко Дню города Черемхово, в региональных («В кукольном царстве-государстве») и областных («Светлый Ангел Рождества»). Проводятся тематические мастер-классы по изготовлению той или иной русской обрядовой, игровой куклы для учащихся (разного возраста) общеобразовательных школ и экскурсии.  Учащимися выполняются дипломные работы по завершению 5 годичного обучения в художественной школе.
    Чтобы донести до детей красоту и духовность народных традиций, необходимо научить их видеть и уважать традиции в собственных семьях. Дети должны осознавать, что семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение. В этом нам помогают родители наших учащихся. С ними проводятся следующие формы работы: семинар-практикум «Кукла в жизни человека», мастер-класс «Кукла из глубины веков» на базе нашей школы. Мы принимаем участие в научно-практических конференциях «Здоровье сберегающие технологии» на базе муниципального бюджетного детского образовательного учреждения №2 г. Черемхово.
    Опыт работы «Детской художественной школы №2» по воспитанию толерантности успешно используется в воспитательном процессе и, на наш взгляд, соответствует теоретическим закономерностям воспитания. Воспитание в духе терпимости направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно способствует формирование у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
       Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
 
Литература:
1.         Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001г.
2.         Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ Н.А. Горяева, О.В. Островская. М.: Просвещение, 2003г.
3.         Е. Берестенева, Н. Догаева «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками». М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2010г.
4.         d-sad29.ru/glavnaya/tolerantnost/
5.         nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/narodnaya-kukla-kak-element-etnopedagogiki-v   
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ