Статья "«УчПортфолио», или Электронная презентация результатов внеурочной деятельности учителя музыки в области проектно-исследовательской деятельности обучающихся"
-
Мазурова Татьяна Михайловна,
учитель музыки, ИЗО, искусства,
БОУ города Омска "Гимназия № 150"
Омская область -
«УчПортфолио», или Электронная презентация
результатов внеурочной деятельности учителя музыки в области проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Рефлексия в педагогической деятельности — один из инструментов профессионального развития учителя и “УчПортфолио”, Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио, способствует анализу «последовательности, целенаправленности, степени достижения предварительно намеченного результата и эффективности сотрудничества учителя и учащегося».
«Маршрут» проектно-исследовательской деятельности учащегося от выбора темы до призового (победного) результата — путь, во временном отношении, длительный, охватывает не один год исследовательского труда и творчества.
Для достижения высокого результата в исследовательской деятельности обучающимся создаётся система условий для созидательной деятельности:
- выявление ведущих мотивов обучающегося и организация внеучебной деятельности: определение темы исследования, отвечающей психолого - физиологическим особенностям обучающегося и его учебно - познавательным интересам;
- соотнесение предполагаемого материала с личным опытом обучающегося.
Содержание |
Поиск |
Научное общество учащихся "Шаги в науку" |
|
Сотрудничество с музеями города Омска |
Приобретённая информация, как результат проектно-исследовательской деятельности, опирается на имеющийся опыт и в то же время содержит новые, личностно осмысленные знания, направленные на осознание ценности чесловеческой жизни, семьи, труда, науки и творчества.
Содержание |
Поиск |
Ответственность как нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся |
|
Мир Добра в творчестве омского художника Евгения Дорохова |
Создаётся активная установка на позитивное принятие проектно-исследоватеслькой деятельности:
- ориентация на достигнутые обучающимися метапредметных образовательных результатов в процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций;
- постепенное включение обучающегося в систему участия на конференциях, фестивалях, чтениях;
- разработанная авторская «Программа по работе с одарёнными детьми», «Программа «Культура и искусство города Омска в исследовательской деятельности обучающихся», «Омский Христо-Рождественский собор в исследовательской деятельности обучающихся» способствует созданию системности в работе с обучающимися.
Содержание |
Поиск |
Программа «Омский Христо-Рождественский собор в исследовательской деятельности обучающихся» |
|
Программа «Культура и искусство города Омска» |
Обучающиеся представляют свои исследования на различных этапах публичной защиты: школьный этап конференции, муниципальный уровень, затем - региональный и всероссийский этап конференции или фестиваля.
Представление результатов проектной деятельности формирует у учащихся такие универсальные учебные действия, как умение структурировать материал, обсуждать, объяснять, доказывать, планировать выступление, вести диалог...
Содержание |
Поиск |
Достижения учащихся |
|
Публикации учащихся |
- Поэтапное направленное движение от школьного исследования к всероссийскому позволяет обучающимся:
- - выстроить поэтапность развития своего исследования:
- - расширить «территорию» поиска исследовательского материала: школьная библиотека, городская библиотека, домашний архив и государственный архив, использование электронных образовательных ресурсов;
- - дополнить и расширить палитру иллюстративно-художественные объектов;
- - провести социологические исследования в кругу своих одноклассников, семьи;
- - рассмотреть проблему исследования с культурологического, исторического, краеведческого аспектов;
- подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу исследования;
- отметить, «увидеть», испытать, закрепить определённую личностную победу и продвижение вперёд.
Содержание |
Поиск |
Омский Христо - Рождественский собор в моей жизни |
|
Омский Христо-Рождественский собор в моей семье |
|
Омский Христо-Рождественский собор открывет духовные страницы для каждого из нас |
- Системный подход в исследовательской деятельности представлен примере «исследовательских маршрутов» обучающихся Божко Алёны, Вакаловой Анастасии, Комовой Анастасии, Пикс Андрей, Симоненко Алёны, Юмтаровой Юлии, Валиахметова Александра.
Содержание |
Поиск |
Реализация компетентностного опыта обучающихся посредством исследовательской деятельности в области "Искусство". Из опыта работы". |
|
|
|
Публичные выступления позволяют обучающимся услышать мнение слушателей, вопросы относительно содержательной базы исследования, а, следовательно, доработать исследовательский материал и в дальнейшем достойно выступить на более высоком представительском форуме.
- В 2009 году одна из моих выпускниц, Ульяна Мазурова, активный участник, победитель научно-практических конференций, стала стипендиатом Президента Российской Федерации.
Содержание |
Поиск |
Участие в конференциях (школьный раздел) |
|
Публикации (школьный раздел) |
Исследовательская деятельность способствует формированию у обучающихся положительного отношения к окружающему миру, готовность нести ответственность за свои поступки, развивает навыки общения в различных жизненных ситуациях.
Содержание |
Поиск |
"Деятельность учащихся. Всероссийский уровень", Сообщество "Клуб любителей искусства" |
|
"Деятельность учащихся. Региональный уровень", Сообщество "Клуб любителей искусства" |
|
"Деятельность учащихся. Муниципальный уровень", Сообщество "Клуб любителей искусства" |
В педагогической практике мы, учителя, нередко подменяем анализ собственной деятельности, связанный с рефлексией, простой констатацией результатов своей педагогической деятельности. Профессиональные неудачи часто объясняем внешними причинами - это и неадекватность оценки труда учителя, и отсутствие времени из-за большого объёма «бумаготворчества», и снижение уровня познавательного интереса учащихся... Часто из анализа исключаются результаты взаимодействия и воздействия на учащихся, их реакции на действия учителя.
В статье ставилась цель выделить «УчПортфолио», Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио, как один из электронных ресурсов, расширяющего возможности в презентации результатов внеурочной деятельности учителя музыки.
- Источники:
-
Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусства. Музыка. Искусство. 5-9 классы: учебно- методическое пособие.- 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа.-2013.- 345 с.
-
-
И.А. Стеценко Педагогическая рефлексия
-
http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskaja-refleksija.htm
-
-
М.А. Фоминова Проблемы художественно-эстетического образования в современной школе
-
-
Е.Я. Щеглова Как организовать проектно-исследовательскую деятельность?
-
- Моё призвание - ПЕДАГОГ
- Английский. Сюрприз на ладони
- Компетентностно-ориентированные задания как средство мониторинга ключевых и предметных компетенций школьника (из опыта работы)
- Учебно-методическая разработка на тему "Работа школьного МО "Развивающего цикла"
- К вопросу об отношениях владимирского предпринимателя и мецената Михаила Герасимовича Комиссарова (1867 – 1929) с братьями Чеховыми.
- Использование информационных технологий во внеклассной работе по английскому языку
- Дезадаптация младших школьников
- Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
- От компьютерных технологий к природе