С нами 17294 учителя, 7327 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Использование информационных технологий в обучении математике (из опыта работы)"
Татьяна Козак   21.08.2014   4568   0   ИКТ
Козак Татьяна Ивановна,
учитель математики
МОБУ СОШ №20
пгт.Прогресс Амурской области
2014 г

 
Использование информационных технологий в обучении математике (из опыта работы)

В век информационных технологий мы все должны уметь реализовать свои способности и успешно организовать свою деятельность. Поэтому в современном образовательном процессе очень важными технологиями становятся информационно-коммуникационные  (ИКТ)цель использования которых:
  • развитие личности учащихся, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества;
  • реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
  • мотивация учебно-воспитательного процесса.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
• создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
• создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
• создание текстовых работ;
• обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Сегодня второе направление – Работа с ресурсами Интернет, рассматриваться не будет. Это отдельная тема.

После прохождения курсов Intel «Обучение для будущего» (2005 г) для меня, как учителя, как воспитателя, открылось много возможностей, путей заинтересовать учащихся предметом посредством ИКТ. Обучая детей, необходимо идти в ногу со временем. После участия в работе семинаров «Сайтостроение» и «Работа с интерактивными досками» (2009 г), эти возможности стали ещё шире.

Для меня и моих учеников в обучении математике созданы все условия для применения ИКТ. В моём кабинете есть интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук для учителя и ноутбук для обучающихся, многофункциональное печатное устройство (3 в одном). Оборудовано место для проведения дистанционных уроков с детьми с ограниченными возможностями: MacBook, принтер, сканер, колонки, наушники.  В кабинете имеется Интернет. Всё это, конечно, позволяет использовать различные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) постоянно: Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы, CD- и DVD-диски, тренажёры, и собственные электронные методические разработки: тесты на бумажных носителях и в компьютерном варианте, которые создаю сама, используя оболочку КРАБ2, HotPotatoes 6 и MyTestX, интерактивные тесты на основе шаблона конструктора тестов в PowerPoint, кроссворды, мультимедийные презентации учебного материала.

Первые шаги в освоении и использовании ИКТ на уроках математики начались с использования в работе различного рода презентаций, подготовленных как мною, так и учащимися. Использование презентаций на уроке позволяет учителю более наглядно представить материал. Каждый ученик работает активно и увлечённо. Использование презентаций улучшает навыки устной практики учеников. Дав своим ученикам задание подготовить презентацию на какую-либо тему, я добиваюсь следующих результатов:
• ученик получит отличную возможность практики изучения темы;
• остальные ученики получат хороший урок наглядного представления информации;
• такое задание повысит самооценку у учащегося, а также расширит его кругозор;
• задание будет полезно для тренировки умения представлять информацию перед публикой для тех, чья будущая профессия будет непосредственно связана с разного рода презентациями.


Но на месте ничего не стоит. Захотелось усовершенствовать свои знания по составлению презентаций, их возможностей. Я научилась приёму «Триггер», на основе конструктора тестов в PowerPoint составляю интерактивные тесты, которые позволяют оперативно проверить знания учащихся. Примеры таких тестов есть у меня на страничке в блоке «Я иду на урок»: http://uchportfolio.ru/s5248487043/?page=9069

C увеличением количества интерактивного оборудования в системе образования, возможности учителя в представлении информации для учащихся значительно увеличились. Интерактивная доска позволяет создавать виртуальные объекты с различными видами информации. Поэтому мне доступнее применять различную наглядность в обучении, а, значит, при мотивации изучаемой темы не только описывать события устно, но и демонстрировать их в другом формате осмысления. Использование интерактивных элементов повышает интерес к обучению своей необычностью, нестандартностью, возможностью взаимодействия с виртуальной средой обучения.

Интерактивная доска даёт возможность использования следующих интерактивных элементов:
- различные переходы (со слайда на слайд, с графического объекта на видеофрагмент, включение звукового файла, использование гиперссылок),
- движение и перемещение объектов по виртуальному «полю» с помощью прикосновения,
- запуск анимаций,
- специально созданные интерактивные элементы коллекции (мини-сценарии каких-либо действий), чаще всего, в игровой форме,
- затемнение экрана, скрытность объекта, его появление,
- перо и ластик (возможность выполнять запись и удалять),
- повороты развороты, обращения, симметрия объектов и т.д.,
- видеопроектор и функция захвата,
- вложение файлов (скрепка),
- средства записи происходящего на экране,
- собственные интерактивные элементы и т.д.

Интерактивная доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. При этом учитель не привязывается к своему компьютеру и не теряет визуального контакта с классом. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. У учащихся заметно повышается интерес к уроку. Ученик, которого ранее к меловой доске не дозовешься, теперь сам просится решать задачи у интерактивной доски.
Некоторые заготовки к работе на интерактивной доске:



Большое место на уроках отвожу использованию готовых компьютерных программ-тренажёров Хаймановой Т.Я., учителя информатики (Брянская область, п. Любохна), таких как: координатная плоскость, раскрытие скобок, перенос слагаемых из одной части уравнения в другую, парабола, сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Тренажёры по математике удобны для самостоятельной выработки навыка по теме тренажёра, но можно использовать для контроля знаний индивидуально, фронтально, задавать домой. Тренажёры этого и других авторов (а их у меня около 80) я находила в сети Интернет.
Выполняя задания, учащиеся сразу видят свои ошибки, могут исправить, могут посмотреть справочный материал, попробовать выполнить задание  ещё раз. Работая с программой, они учатся не только правильно употреблять те или иные правила, но и овладевают навыками устного счёта, применения правил к определённым условиям.




Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка. Этот способ позволяет ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Я, как учитель математики, могу найти в средствах ИКТ не только способ достижения цели обучения математике учащихся разного возраста, но и выгодные варианты представления творческих идей. Конечно, используемые ранее формы и методы остались актуальными, но теперь к ним добавились новые с применением ИКТ. Применение современных технологий на уроке меняют отношение учащихся к предмету и учителю, повышают познавательный интерес и мотивацию, позволяют интенсифицировать процесс обучения и как следствие повысить качество обучения. В подготовке к урокам средства ИКТ помогают следить за изменениями в преподаваемом предмете, методике преподавания математики, использовать опыт других педагогов и представлять свои разработки.

Но также следует отметить, что как бы ни было заманчиво применять средства ИКТ на уроках постоянно, ничто не заменит учителя и живого общения. Компьютерные технологии должны являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Я считаю, что для эффективного использования разных средств ИКТ необходимо учитывать возраст учеников, их психологические особенности и тщательно отбирать материал, требующий компьютерной поддержки.    
 
* Примечание: об использовании оболочки КРАБ2, HotPotatoes 6 и MyTestX, интерактивных тестов на основе шаблона конструктора тестов в PowerPoint можно прочитать в моей статье «Тестирование как одна из форм текущего контроля»: 
http://uchportfolio.ru/articles/read/324.
 
Используемая литература:
1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва.: ACADEMIA, 2005.
2. Умные уроки SMART. Методическое пособие компании «SMART Technologies». – М.: «SMART Technologies», 2008.

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ