С нами 16277 учителей, 5595 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Фёдор Фёдорович Кокошкин (1871-1918) и Владимирский край"

Ольга Яковлевна Гудкова, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 7»  города Владимира,
Заслуженный учитель РФ.
Фёдор Фёдорович Кокошкин (1871-1918) и Владимирский край
 
   История нашего Отечества показывает нам больше примеров конфликта личности и государства, чем их гармонии. Один из таких примеров – разгон Учредительного собрания в России 6-ого января 1918 года и зверское убийство депутатов от кадетской партии Андрея Ивановича Шингарёва и  Фёдора Фёдоровича Кокошкина. В 1917 – 1918 годах большевики опирались на широкие массы народа, на солдатскую революцию, порождение войны. Эти люди не читали Дж. Локка или Г. Гегеля о гражданском обществе и правовом государстве, многие не читали вообще ничего. В эту беспощадную мельницу судеб попал Ф.Ф. Кокошкин (1871 - 1918), русский интеллигент, потомственный дворянин, юрист, депутат различного уровня собраний Первой Государственной думы. Так получилось, что детские и юношеские годы Фёдор Фёдорович провёл в г. Владимире, и его смерть не прошла бесследно для общественности   страны и нашего города.
       В начале 2003 года по инициативе профессора, доктора философских наук, заведующего отделом социальной и политической философии РАН Алексея Алексеевича Кара-Мурзы и депутата Законодательного собрания Владимирской области Сергея Владимировича Сахарова нашей    школе было предложено участвовать в программе «История либерализма  в регионах России». Мы приняли это предложение и включились в исследовательскую работу по изучению биографии и теоретического наследия Ф. Ф. Кокошкина, а так же памятных мест в городе Владимире, связанных с его семьёй. По мере   исследования материалов, мы пришли к выводу, что необходимо сосредоточить наше внимание, прежде всего на владимирском периоде жизни Ф.Ф. Кокошкина. Этот период (1874-1889) не изучен никем.
 Самое подробное и систематическое изложение биографии Кокошкина содержится в статье  В.В. Шелохаева, доктора исторических наук, главного научного сотрудника Российского независимого института социальных и национальных проблем, «Судьба русского парламентария» (Ф.Ф. Кокошкин) в журнале «Отечественная история», 1999г., № 5 с. 44 – 73. Валентин Валентинович Шелохаев проводит подробный анализ той немногочисленной литературы, что написана о Кокошкине1. Фёдор Фёдорович  в отечественной истории XX века оказался исторической личностью «второго сорта». Это не удивительно, принимая во внимание его дворянское происхождение и принадлежность к руководству запрещённой большевиками кадетской партии.
          После злодейского убийства А.И. Шингарёва и Ф.Ф. Кокошкина в ночь с 6-ого на 7-ое  января по инициативе Комитета  по  увековечению  их  памяти была издана брошюра «Два народолюбца. А.И. Шингарёв и Ф.Ф. Кокошкин»(1918). В том же году были опубликованы первые воспоминания о Фёдоре Фёдоровиче. За рубежом отмечалась годовщина их трагической гибели, служились молебны. Исследовательского внимания заслуживают статьи П.Н. Милюкова и И.И. Манухина (1926). В 1926 году в Париже вышло в свет второе издание воспоминаний М. М. Винавера «Недавнее».
В 1926 году там же был опубликован сборник «Памяти погибших» со статьей историка А.А. Кизеветтера «Ф.Ф. Кокошкин». В 1963 году в Нью-Йорке в новом  в «Новом журнале»  были напечатаны воспоминания брата Ф.Ф. Кокошкина. – В.Ф. Кокошкина. Мы, разумеется, с этими изданиями не знакомились.
    В советской историографии о Кокошкине или совсем не упоминалось, или  он характеризовался, как «активный враг пролетарской диктатуры и Советской власти»2 (что, в общем-то, правда). Аналогичные  оценки были в других изданиях. В постперестроечное время появилась биография Ф.Ф. Кокошкина в биографическом словаре «Политические деятели России, 1917» (автор – М.Е. Голостенов), Москва, 1993 год.
    На  данный момент наиболее обстоятельным и информационно насыщенным трудом, содержащим ёмкую характеристику Кокошкина, по мнению В.В. Шелохаева, является статья Н.И. Канищевой в энциклопедии «Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века»(1996). С этими двумя статьями мы ознакомились. Профессор Шелохаев обращает внимание на монографию А.Н. Медушевского «Демократия и авторитаризм: Российский  конституционализм в сравнительной перспективе»(1998). С этой книгой нам ознакомится не удалось.
Мы использовали для исследования основных вех биографии  Ф.Ф. Кокошкина ряд книг, воспоминаний, мемуаров, статей. Его краткая биография изложена во «Владимирской  энциклопедии», Владимир, 2002, а так же в энциклопедии «Отечественная история», том 2, Москва, 1996.
    Воспоминания о нём,  как видном  деятеле кадетской партии есть в следующих книгах: Я. В. Глинка «Одиннадцать лет в Государственной думе. 1906 - 1917», Москва, 2001 год; Коковцев В.Н. «Из моего прошлого», Москва, 1991 год;  Милюков П.Н. «Воспоминания, 1859 - 1917», Москва, 1990; «Российские либералы: кадеты и октябристы», Москва, 1996; Думова Н. Г. «Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции», Москва, 1998.
 В выше указанной литературе не освещён  владимирский период жизни Кокошкина и его семьи, нигде не говорится о реакции  общественности Владимирской губернии на его смерть. Поэтому мы решили   не ставить целью подробное изложение биографии, а сосредоточиться на анализе факторов формирования  его личности во владимирский период жизни (1874 - 1889). Для этого мы исследовали материалы Владимирского областного государственного  архива по женской и мужской гимназиям, а также материалы отдела краеведения Владимирской областной научной библиотеки имени Горького (список литературы и источников помещен в конце работы). Это труды преподавателей мужской классической гимназии  П. Страхова «Исторический очерк  Владимирской губернской гимназии», вып. 1, Владимир, 1891, А. В. Захарова «Историческая записка о Владимирской губернской гимназии за время 1833 – 1904 г.г.», Владимир 1909,  отчёты владимирской земской управы по народному образованию за ряд лет; статистические отчёты женской и мужской гимназий за ряд лет; программы предметов, преподаваемых  в обеих гимназиях. Изучались списки лиц, служащих во Владимирской губернии за ряд лет. Привлекались материалы периодической печати   Владимирской области за последние годы. Особый интерес вызвали статьи Чистяковой И. К. «Школьные годы чудесные», Н. Горбуновой «Земские власти хорошо заботились о женской гимназии» (см. список литературы). Кроме того, в процессе изучения теоретического наследия Ф.Ф. Кокошкина мы использовали его труды из фондов владимирской областной научной библиотеки. Мы также работали с материалами местной печати за 1918 год с целью изучения реакции общественности губернии на убийство Шингарева и Кокошкина.
В ноябре 2003 года в исследовательскую деятельность включилась ученица 11 класса нашей школы Щетилина Юлия. В результате была написана работа «Личность Ф.Ф.Кокошкина, факторы формирования и ее влияние на общественно-политическую жизнь страны в конце XIX-начале XX века». Работа была представлена на VII Российскую научную конференцию школьников «Открытие» в г.Ярославле и завоевала I место на секции истории.                                          
 I
  Как уже указывалось, мы не ставили своей целью подробное изучение биографии Ф.Ф. Кокошкина. Из его ближайших предков наиболее известен дед – Ф.Ф. Кокошкин - (1773-1838) действительный статский  советник, дворянин, московский прокурор, драматург, директор императорских театров в Москве(см. приложение № 1). В.В. Шелохаев пишет, что о родителях информация фрагментарна.3 Известно, что отца звали тоже Федор Федорович, т.к. по традиции это имя переходило старшему сыну в семье. В результате нашего исследования мы теперь располагаем информацией о матери – Ольге Наумовне Кокошкиной (в девичестве – Гладун). На протяжении 28 лет (1874-1902) она была начальницей Владимирской губернской женской гимназии.4
Наш Федор Федорович  родился 14 июля 1871 году в г. Холм Люблинской губернии в Польше, где служил его отец. В 1873 году отец умирает, и мать вскоре уезжает в г. Владимир с обоими сыновьями (Владимир был на 2 года младше Федора). Можно представить себе трагическое положение молодой вдовы с двумя маленькими детьми. Однако, Ольга Наумовна Кокошкина смогла не только встать на ноги, но и воспитать двоих сыновей, посвятивших себя служению Отечеству. Как  известно, характер человека, его взгляды, черты личности формируются в детские годы. Многое зависит от того, какие люди окружают человека, какое он получил образование, какие были отношения  в семье. Владимирскому периоду жизни Ф.Ф. Кокошкина  мы посвятили  следующую часть нашей работы.
А в 1889 г. Ф.Ф. Кокошкин, окончив Владимирскую классическую гимназию с золотой медалью, поступил на юридический факультет Московского университета, в 1892 г. оставлен на кафедре государственного права в университете для подготовки к профессорскому званию. Федор Федорович был признан ведущим специалистом по государственному праву, преподавал в университете, и в тоже время деятельно участвовал в земском движении. Во Владимир он уже не возвращался, только приезжал навестить семью. Жил в родовом имени в селе Бедрино Звенигородского уезда  Московской губернии. Как мы узнали, усадьба не сохранилась.
  Федор Федорович был гласным различного уровня собраний от уездного до губернского земского. Участвовал в составлении проекта конституции России. В проекте конституции Ф.Ф. Кокошкина и С.А. Муромцева раздел, посвящённый определению юридического положения и перечислению прерогатив монарха, был исключён. Он шаг за шагом подводит царя к мысли о необходимости безотлагательных реформ, предлагая сконцентрировать законодательную власть в новом органе -Государственной Думе, исполнительную - передать министрам, а судебную - Сенату. 
      В основу проекта Ф.Ф. Кокошкина и С.А. Муромцева   был положен новый раздел «О законах», провозглашающий принцип верховенства закона и устанавливающий его гарантии.
  Особенно тщательно разработаны статьи о порядке работы и компетенции Государственной Думы, в частности, о её участии в заключении международных договоров и в принятии бюджета. Вводились новые статьи  - о разрешении разногласий между палатами как посредством обращения к избирателям, так и совместного их заседания и голосования.. «Стиль проекта, - писал Ф.Ф. Кокошкин , - был приближен к языку Свода законов, но и в то же время усовершенствован в смысле юридической точности.» Дело в том, что составители проекта исходили из убеждения, что «наша конституция будет октроированной» и пытались, насколько это было возможно, сохранить «терминологию и систему действующего законодательства». В конечном счёте они стремились составить такой проект, который при «переходе к конституционному строю» мог быть «включён в Свод законов в замену статей 47 – 81 первой части первого тома». Ф.Ф. Кокошкин и С.А. Муромцев   постепенно старались внедрить образ русской конституции в представления русского общества.
    С 1905 года  Кокошкин - один из основателей и лидеров партии конституционных демократов (кадетов), член ее ЦК, фактически второй человек в партии после Милюкова и главный теоретик партии и либерального движения в целом. В 1906 был избран депутатом I Государственной думы от Московской губернии. Интересно отметить, что брат – Владимир Федорович Кокошкин вспоминал, что Федор Федорович любил повторять: “Боже, как хорошо, что я не люблю политики. Какое несчастье, что я родился в такое время, когда нельзя не только интересоваться политикой, нельзя не быть политиком.”5 Князь Оболенский вспоминал, что его речи лишенные цветов красноречия, но полные аргументов и ссылок на научные авторитеты и опыт практики, не только импонировали своей убедительностью, но и увлекали особой красотой логических построений, искренностью тона и убежденностью самого оратора. 6
    Сам же Федор Федорович отличался необычайной скромностью, хотя даже внешность у него была примечательная. Такие усы, как у Кокошкина, как говорили тогда, носил только он и Император Вильгельм II. Одевался Ф.Ф. Кокошкин  с тщательностью и аккуратностью и всегда по последней моде.   Не все буквы он произносил правильно, картавил. Вел себя сдержано и скромно. Жена его Мария Филипповна Кокошкина в своем дневнике зафиксировала его слова: «Я сплошной шарлатан во всех отраслях, кроме чтения стихов. Это единственное, что я умею”.7 Причем, это не ложная скромность, не рисовка. Он сказал о том, что действительно мило его сердцу. Не политика, не преподавание и разработка государственного права, не публицистическая и научно- политическая деятельность, а поэзия. А он и был во всем поэт, во всем - талантлив, одухотворен. Современники отмечали, что, обладая великолепным литературным языком, Кокошкин  с одинаковым мастерством выступал и в роли ученого-теоретика, и ведущего лидера кадетской партии, и фельетониста.
                             II
    Мы лишь немного прикоснулись к изучению теоретического наследия Ф.Ф. Кокошкина. С конца 1905 года он становится постоянным сотрудником газеты “Русские Ведомости”. Одновременно он печатал статьи в газетах “Дума”, “Путь”, «Право”, «Речь ”, в журналах “Новый путь”, “Русская мысль”, “Финляндия”, “Юридический вестник”, “Юридическая библиография”, а также в зарубежных изданиях. В своей автобиографии, напечатанной в “Русских Ведомостях” за 19138 год Федор Федорович сам называет некоторые из своих научных и публицистических работ: ”Лекции по общему государственному праву”. М. , 1912; “К вопросу об юридической природе государства и органов государственной власти”. М. 1896г., “Бюджетный вопрос в государствах с представительным правлением” Ростов-на-Дону, 1905 год; “Об основаниях желательной организации народного представительства в России”. Изд. “Народное право”. 1906 год; “О правах национальности и децентрализации.” (доклад съезду) М, 1906; “Областная автономия и единство России.” М. 1906 год; “К вопросу о реформе сената” М. 1906 год; “Юридическая природа манифеста 17 октября”.(“Юридический вестник”, 1913 Кн. 1) и другие.
    Когда изучаешь его   статьи, поражает четкость и простота изложения мыслей, стройность оформления фраз, доходчивость. В то же время обращаешь внимание на удивительную сдержанность, выверенность суждений, интеллигентность, которая пронизывает все его статьи. Так, в статье ”Проект реформы земского самоуправления, выработанный в парламентской фракции партии народной свободы” (1907 год) 9. Федор Федорович четко ставит задачу реформы местного самоуправления. Далее анализируются шаги по реализации проекта реформы:
  1. реорганизация земского и городского представительства на началах всеобщего избирательного права (т.е. без всяких ограничений и цензов);
  2. Освобождение земских и городских учреждений от административной опеки (заметим: навязанной Императором Александром III при введении института земских начальников);
  3. Расширение круга подведомственных земствам дел на всю область местного самоуправления, за исключением лишь тех, которые по природе своей требуют централизации (как это перекликается с устремлениями сегодняшних местных органов самоуправления!);
  4. Упрочение финансового положения земских и городских учреждений путем соответствующего преобразования системы местного обложения.
  Как видим, задачи, которые ставит Ф.Ф. Кокошкин по реорганизации местного самоуправления, не потеряли своей актуальности и сегодня.
   В другой своей статье “Сергей Андреевич Муромцев и земские съезды” (1911 год)10 Кокошкин анализирует политическое устройство Российской империи, отвоеванное у царя в ходе первой Русской революции. Четко, доказательно, доходчиво показывает Кокошкин огромную роль этих изменений в политической системе России. Причем показывает как бы с позиции иностранца, в частности, англичанина. Федор Федорович пишет: “В стране, где абсолютизм, казалось, пустил столь глубокие корни, где народ напоминает овец, собираемых а единое стадо лишь патриархальным пастырским жезлом , где, кроме управляющих чиновников и безмолвствующего народа европейский глаз различал лишь “нигилистов”, бросающих бомбы, в этой самой стране- и не у “прорубленного на запад окна”, не в европеизированном Петербурге, а  самых недрах ее, в центре “русизма возникли не только без содействия всесильного правительства, но и при прямом противодействии его периодические собрания выборных представителей, обнаружившие перед опытными взорами англичан явственные черты парламентских дебатов, и  притом дебатов высокого уровня, проникнутых энтузиазмом и стремлением вперед, но вместе с тем уравновешенных опытом, сдержанных и дисциплинированных ”(как и сам Федор Федорович , потомственный российский интеллигент).
    И далее: «Собрания такого рода были бы замечательным явлением не только в России, но и в любой другой стране, опередившей её на пути культуры и гражданственности. И факт возникновения их именно у нас может по справедливости быть для нас одним из  предметов народной гордости.»11 Какая страсть! Ну и Фёдор Фёдорович! Предложения на страницу, как у Л.Н. Толстого, и при этом чёткость и стройность мысли, увлекающая читателя. Прямо-таки  «певец российского местного самоуправления», исполненный гордости за то, что и в России начало формироваться правовое государство. Как указывает сам Кокошкин  ,его публицистическая деятельность началась в «Русских ведомостях» в 1905 г. в связи с его работой в земских  съездах. 12 В 1907 г. сотрудничество Кокошкина в «Русских ведомостях» было временно прервано сначала редакторством в «Нови», а затем болезнью и поездкой за границу  ,но с конца 1912 г. вновь возобновилось.
Фёдор Фёдорович признавал, что его статьи в «Русских ведомостях» носят отчасти научно-юридический, отчасти публицистический характер. Он пишет: «Во многих из них переплетаются оба элемента, т.е. в связи с текущей политикой разбираются затрагиваемые ею вопросы государственного права. Отстаивая всегда конституционные и демократические идеи, я уделял при этом особое внимание парламентаризму и местной автономии. 13
    В.В. Шелохаев выделяет исходные теоретические положения концепции Ф.Ф. Кокошкина. 14
   Во-первых, Кокошкин продуктивно использовал многофакторные методы исследования общетеоретических проблем, общественных явлений и процессов, а также новейшие – социологический и психологический методы. Он подчеркивал, что государство представляет собой не простую совокупность индивидов, а известное отношение между ними, которое может быть понято с помощью методов социологической и психологической науки. А основу общества составляют отношения солидарности. Суть социального прогресса, говорил Кокошкин, состоит в уменьшении принудительной роли государства по отношению к личности за счет усиления его воспитательной и образовательной функции.
        Во-вторых, Кокошкин рассматривал проблему соотношения государства и права в качестве совокупности обществено-признанных норм, обеспечивающих удовлетворение интересов граждан. Утверждал, что государство по мере общественной эволюции рационализируется и демократизируется, постепенно становясь правовым государством.
       В-третьих, он разработал вопрос о пределах государственного вмешательства в жизнь граждан. Причем подчеркивал, что внутренняя сторона человеческой жизни остается недоступной для планомерного воздействия  власти.
      В – четвертых, он разработал проблему перехода он абсолютизма к конституционной монархии, считая, что эта модель – оптимальна для России.
   Фактически, это идеи правового государства применительно к российской действительности. Вот почему, когда была разогнана I Государственная дума (1906г.) этот интеллигентный, тихий, скромный человек продолжал отстаивать идеи российского парламентаризма, вступив в борьбу с самодержавием. Методы и средства борьбы - это гражданское неповиновение власти, своеобразное “непротивление злу насилием”. Кокошкин вместе с другими депутатами – перводумцами отправился в Выборг, где они приняли воззвание к избирателям с призывом оказать пассивное сопротивление власти. Не платить налоги, налоги, изымать сбережения, бойкотировать явку к исполнению воинской службы. Судебная палата приговорила подписавших воззвание к трехмесячному одиночному тюремному заключению, которое Кокошкин отбыл с 13 мая по 11 августа 1908г. 15
  В результате анализа основных вех биографии Ф.Ф. Кокошкина до 1917г., его деятельности как юриста и политического деятеля,   исследования его теоретического наследия перед нами предстает образ человека поистине выдающегося: талантливого и в то же время скромного и сдержанного. Он отличался энциклопедическим образованием и высочайшей нравственной воспитанностью.
   Его работы   проникнуты эмоциональностью, болью и гордостью за свое отечество. Доказательства умело подобраны, идеи четко выражены. Нам было интересно проследить процесс формирования характера, стиля поведения, образа мышления этого человека. Этому посвящена следующая глава.                                          
III
   Федор Федорович Кокошкин родился в 1871 году в г. Холм, где его отец в качестве комиссара по крестьянским делам участвовал в проведении крестьянской реформы. В своей автобиографии Ф.Ф. Кокошкин пишет:
”Весьма рано лишившись отца, я провел детство и отрочество в городе Владимире на Клязьме, где мать моя, овдовев, служила начальницей женской земской гимназии. Окончив курс владимирской гимназии в 1889 году, я поступил на юридический факультет московского университета”.16  Как указывалось выше, владимирский период жизни Федора Федоровича,   пока не был изучен никем. Прежде всего, не ясно, когда семья Кокошкиных приехала во Владимир. Известно, что в 1873 году умирает отец. Дата приезда семьи в наш город не указана ни в автобиографии Кокошкина, ни в энциклопедиях.  В.В. Шелохаев пишет в указанной статье: ”Вскоре после смерти мужа она (О.Н. Кокошкина) переехала в г. Владимир, где стала начальницей женской гимназии”. 17Также В. Шелохаев пишет, что отец умер, когда младшему брату Владимиру было лишь несколько месяцев. 18 Мы установили, что Владимир Кокошкин родился 31 мая 1873г. 19
     Получается, что отец умер в конце 1873 года. На вдову с двумя малолетними детьми обрушилось не только огромное горе, но и еще забота об организации похорон мужа. Можно предположить, что ей была оказана материальная помощь со стороны начальства покойного. Возможно также, приехали ее родственники или родственники мужа. Но данными мы не располагаем. Однако, нам удалось установить, что в городе Владимире жила родная сестра Ф.Ф. Кокошкина – старшего, т.е. – родная тетка детей Ольги Наумовны. Это Мария Федоровна Кокошкина. В “Списке лиц, служащих во Владимирской губернии” за 1899 г. мы обнаружили, что она проживала в г. Владимире в здании женской гимназии.20 На 1899г. дворянка М.Ф. Кокошкина состояла в “Обществе попечения о доме трудолюбия и оказания временной помощи беднейшим жителям Владимирской губернии”.21 Она занималась благотворительной деятельностью. Не известно, где она проживала в 1873г. и где служила. Мы предположили, что Мария Федоровна или приехала сама в г. Холм (в Польшу), или написала письмо Ольге Наумовне. С большой долей вероятности можно предположить, что в письме или устном разговоре обсуждался вопрос о возможности для О.Н. Кокошкиной занять пост начальницы женской гимназии. Наши предположения основаны на документах. В “Списке должностным лицам Владимирской губернии гражданского, военного и духовного ведомств” за 1874г. упоминается начальница земской женской гимназии-Александра Николаевна Зернова. 22 В протоколе заседания попечительского совета Владимирской земской женской гимназии от 23 августа 1874 года говорится об увольнении начальницы женской гимназии Александры Николаевны Зерновой. И далее рассматриваются  3 (!) заявления о желании занять эту должность, в том числе и О.Н.Кокошкиной. Ее заявление датировано 20 августа 1874 года. За одну из трех кандидаток на вакансию – дворянку Протопопову – хлопотала жена губернатора Елена Николаевна Струкова, глава попечительского совета, которая в то время была за границей. Однако, попечительский совет единогласно избрал на должность О.Н.Кокошкину, принимая во внимание ее трудное семейное положение.23А в протоколах педагогического совета женской гимназии за 1875 год мы находим запись от 23 августа 1875 года о заседании педагогического совета гимназии “под председательством  директора  мужской  Гимназии Н.А. Закса в присутствии начальницы гимназии Ольги Наумовны Кокошкиной”. 24
     Мы определили, что семья Кокошкиных приехала во Владимир  до 20-го августа 1874 года. В 1873 г. просто не хватило бы времени приехать из Польши. Перед тем, как занять столь важный пост, надо было, во-первых ,осмотреться самой, освоиться на новом месте. Кроме того, мы не забываем, что Ольга Наумовна была вдовой с двумя малолетними детьми (Федору было 3 года, Владимиру – 1 год). Во-вторых ,надо было завоевать расположение попечительского совета. Мы  размышляли , что заставило Ольгу Наумовну пойти на столь решительный шаг – отважиться занять должность начальницы гимназии. В результате логических размышлений и изучения документов мы смогли разгадать эту нелегкую задачу. Мы долго искали данные о месте проживания семьи Кокошкиных во Владимире. Потом мелькнула догадка, что может быть, начальница проживала в самой гимназии. Документы подтвердили это. Сначала в «Списке лиц, служащих во Владимирской губернии» за 1899 год   мы нашли адрес О.Н.Кокошкиной: г.Владимир, здание женской гимназии (см. приложение №5).25           Позднее в материалах Владимирской  мужской гимназии мы нашли тот документ, который был нужен. В 1882 г. О.Н. Кокошкина  в прошении на имя директора мужской гимназии о приёме в подготовительный класс сына Владимира сообщила о месте жительства : «губернский город Владимир, в доме земской женской гимназии.» 26  Видимо это обстоятельство и сыграло главную роль в решении взять на себя тяжелый груз руководителя гимназии. Казенная квартира позволяла экономить средства. Дети находились всегда под её собственным косвенным присмотром, т.к. жили в здании, где она работала. Тем более, что в 1876г. в гимназии был создан пансион для обучающихся. И, наконец, ещё одно немаловажное обстоятельство, которого дальновидная женщина не могла не учитывать. Согласно параграфу 38-ому Устава гимназий и прогимназий от 1871 года, дети преподавателей, работающих в женских гимназиях, освобождались от платы за учение. 27 Деньги семье были нужны и для того, что бы дать детям достойное образование, Мы знаем, что они оба закончили юридический факультет Московского университета. В. Шелохаев в своей статье пишет, что  «материальный достаток позволил снять большую квартиру с огромным фруктовым садом.» 28 А Н. Горбунова  упоминает, что при женской гимназии был парк с вишнями и яблонями, большой ухоженный цветник. 29 Мы уверены ,что «огромный фруктовый сад» и парк с плодовыми деревьями – это одно и то же.  Мы ничего не знаем об образовании О.Н. Кокошкиной. Но она стала начальницей гимназии в 1874 году ,и проработала в ней до 1902 г. Этот солидный срок службы говорит о многом. Д.И. Копылов в «Истории Владимирского края в XIX столетии» называет Кокошкину «незаурядным организатором и знающим дело педагогом».30 Правда, здесь написано, что она была первой начальницей гимназии 31, что, как мы видим выше, неверно.
В «Отчёте о состоянии Владимирской женской гимназии в учебно-воспитательном отношении за 1886-87 академический год» говорится ,что VIII класс находится под непосредственным наблюдением начальницы гимназии О.Н. Кокошкиной. 32
     В статье «Земские власти хорошо заботились о женской гимназии» в «Призыве» от 26 июля 2000г. Н. Горбунова пишет, что О.Н. Кокошкина проработала в гимназии дольше всех начальниц – более 25 лет.33Однако, нет ссылок на документы.  Из дела об увольнении О.Н.Кокошкиной с должности по ее желанию мы узнали хронологические рамки ее службы начальницей женской гимназии с 21 сентября 1874 года по 14 декабря 1902 года (!) то есть 28 лет. 34 Т.е. почти с начала основания гимназии. Именно ей пришлось строить всю систему деятельности этого учебного заведения и, как следует из статьи Н.Горбуновой, вполне успешно. 35  
   Роль семьи в воспитании ребёнка первостепенна. Изучение косвенных данных о семье Кокошкиных во Владимире позволяет представить образ матери  Федора Фёдоровича – женщины сильной духом, волевой, заботливой, высоконравственной. И мать, и тётка Фёдора Фёдоровича – подвижницы, служившие во благо Отечеству. Семейное воспитание не могло не повлиять на формирование сущностных черт личности Фёдора Фёдоровича и его брата.
В 1880 Фёдор, а в 1882 г. Владимир поступили во Владимирскую мужскую классическую гимназию. На наш взгляд, большую роль в воспитании детей сыграло единство мужской и женской гимназий. Так, председателем педагогического совета женской гимназии постоянно был директор мужской гимназии. В женской гимназии за норму были приняты учебные планы предметов, преподававшихся в мужских гимназиях министерства народного просвещения. Как пишет А.П. Субботин в 1877 г. латинский язык преподавался более узко в женской гимназии, чем в мужской, а вместо логики была педагогика. Интересно, что в этом же году из 9 учителей  женской гимназии 6 -  работали в мужской гимназии. 36
          И в той и в другой гимназии большое внимание уделялось порядку и дисциплине. Так в мужской гимназии на протяжении многих лет действовали «Правила поведения», разработанные в 1819-1820 г. г. и дополняемые в дальнейшем. Вот некоторые из них, приведённые в книге преподавателя того времени, когда в ней учился Ф.Ф. Кокошкин, - П. Страхова:
1. При молитвах в церкви «стать на показанном месте, читать и слушать благоговейно, не разговаривать и не озираться по сторонам, замечать и помнить, что читается»
2. В классах: ходить в назначенное время с надлежащими книгами и учебными пособиями; стать на своё место и, по молитве учителю сделать поклон. Сказывать по приказу уроки. Слушать задачи со вниманием. Что не вразумительно, о том просить изъяснения. Без нужды из класса не выходить, с товарищами обходиться вежливо и скромно. Ходить тихо, особливо по лестницам, никогда не бегать.
3. При столе. По молитве стать у своего стула. Прежде старших не садиться, высших мест не занимать. Разговаривать разумно, отвечать только на вопросы, никогда не смеяться, не кричать и не хохотать. Блюд не выбирать, кушанья брать по порядку, осторожно, лишнего не накладывать, кушать опрятно, учтиво, и всегда быть довольным тем, что дадут.
          4. При гостях. Быть в гостиной, когда пригласят. Вошедши тихо, без шума, поклониться почтительно. Сесть поодаль с всею скромностью, когда
прикажут. К закускам на столе без позволения не прикасаться. Когда спросят, отвечать учтиво и перед почтенными особами стоя.
          5. При прогулках. Никуда из комнаты без дозволения не выходить. Иметь свидание и обращение – с кем приказано. Ходить с приличной осанкою. К старшим иметь почтительность, с равными – учтивость, а к младшим – ласковость. Ни с кем не спорить, не кричать и страшиться говорить невежливо, а тем паче бранные слова. Всегда, везде и во всем давать другим преимущество.
          Чуть позже к этим правилам была добавлена дополнительная инструкция, предписывающая:
  1. Приходить в классы во всей опрятности.
  2. С грязными ногами не входить и даже в  сени или на крыльцо.
  3. К стенам не прислоняться и никак не марать.
  4. На лестницах не останавливаться и не бегать.
  5. Из классов выходить тихо по два в ряд, без шума и крика, и друг друга не толкать.
«Кто не будет исполнять сего приказа, гласит под конец инструкция, тот будет исключен, а тот, кто станет марать стены или писать на них будет высечен розгами и выгнан вон. Такому же подвергнется наказанию, кто о сих шалостях будет знать и молчать». 37
          Нас заинтересовала так же запись в документе о дисциплинарных правилах учеников от 31-ого декабря 1882 года. Попечитель Московского учебного округа рекомендует директору гимназии «обратить особое внимание ваше, наставников и преподавателей на важную необходимость правильных, близких и доверительных отношений между семьёй и школой». Директор так же должен был обеспечивать единство учебной и воспитательной деятельности. 38
    В другом послании -1889 года- попечитель спрашивает директора, освобождены ли дети преподавателей, работающих в женской гимназии, от платы за учеников во вверенном ему учебном заведении, согласно параграфу 38 Устава гимназии и прогимназий от 1871 года. 39
   Таким образом, прослеживается связь не только связь системы мужского и женского образования во Владимире, но и усиленное внимание к установлению доверительных отношений семьи и школы. Разумеется, О.Н. Кокошкина осуществляла эту связь со своей стороны как мать. Тем более, что она постоянно общалась с директором мужской гимназии, так как он всегда был председателем педагогического совета женской гимназии. Сначала с 1875 г. с Н.А. Заксом, потом с 1877-1888г.г. – с Иваном Егоровичем Сыроечковским, с 1888 г. по 1895 год с Лукой Максимовичем Студенецким. В книге преподавателя гимназии А.В. Захарова «Историческая записка о Владимирской губернской  гимназии за 1833 – 1904 г.г.» говорится: «И.Е. Сыроечковский в течение 11 лет заботливо управлял гимназией, стараясь поддерживать её на той высоте, на которую она возведена была трудами ревностных сподвижников Н.А. Закса». Задача была выполнена хорошо, и гимназия под управлением Сыроечковского занимала почётное место в округе. 40 Фёдор Фёдорович Кокошкин обучался с 1880 по 1889 г.г., а Владимир - с 1882 по 1891г. Последние годы их обучения совпали с приходом на должность директора Л.М. Студенецкого, за «ревностную службу» награждённого орденом св. Станислава III степени и св. Анны III степени. 41
Итак, работа О.Н. Кокошкиной в тесном контакте с директором   гимназии, где обучались её сыновья, позволила осуществлять жёсткий контроль за их прилежанием и поведением. 
    Можно предположить, что постоянное общение с матерью своих учеников было не только в официальной обстановке город-то небольшой и гимназии рядом. Наверное, директора Сыроечковский и Студенецкий как-то выделяли сыновей начальницы, но можно быть уверенными, что выделяли, прежде всего, за отличное поведение, прилежание и воспитанность. Свои отличные и хорошие оценки дети зарабатывали сами, прилагая к тому немало усилий.
     Мы находим немало свидетельств о распорядке дня в мужской гимназии и программах предметов. 42 Учебный год продолжался с 1 августа по 1 июля. Занятия начинались в 8 часов утра и длились до 6 часов вечера с перерывом на обед. Учебный день начинался и заканчивался молитвой (см. приложение № 3)
Приводим учебный план, рассчитанный на 7 классов из труда Захарова, указанного ранее. 43 Позднее в гимназиях был добавлен VIII класс.
 
 
Предметы курса
К  л  а  с  с  ы
 
Итого
Без
Приго
Товит.
Классов
Приго
товит.
I II III
 
IV V VI VII
Закон Божий 4 2 2 2 2 2 1 1 12
Русский язык с Ц.-славянским и логика 6 4 4 4 3 3 2 2+1 23
Латинский язык   8 7 5 5 6 6 6 43
Греческий язык       5 6 6 6 6 29
Математика (с физикой,мат.геогр.и естествовед.) 6 5 4 3 3 4 6 6 31
География   2 2 2 2     1 9
История       2 2 2 2 2 10
Французский или немецкий язык     3 3 3 3 3 2 17
Чистописание 6 3 2           11
Итого 22 23 24 27 27 26 26 27  
При двух новых языках     27 30 30 29 29 29  
 
  В многочисленных отчётах обеих гимназий подчёркивается особое внимание к письменным работам учащихся. Им «придано преобладающее значение». 44 Далее он продолжает: «Общая постановка курса и испытания зрелости требовали от воспитанников умения выполнять письменные работы по древним языкам, математике и русскому…Усиленно шло обучение грамматике – латинской, греческой, русской и математическим формулам. Окружное начальство для испытаний применяло трудные темы и напоминало постоянно о « благоразумной строгости».45 Все это вызывало установление в гимназии строгих требований к познаниям учеников. Захаров так же пишет, что «хорошо известен в педагогическом мире Московского округа тот факт, что в 1880-ых годах письменные работы, исполненные учениками Владимирской классической гимназии на испытаниях зрелости, занимали почетное место среди других гимназий округа. Работы наших учеников по древним языкам занимали первое место в  округе. Таким образом, кончавшие курс в нашей гимназии, обладали с точки зрения устава, солидными познании по главным предметам курса, ибо по духу системы, письменные испытания и  были лучшим показателем ученических познаний в основах гимназической науки». 46
  Бесспорно, систематическое и прилежное изучение греческого и латинского языков, двух современных языков, математики, грамматики развивало логическое мышление учеников, память, а так же дисциплинировало их. Дисциплина и порядок формировали такие черты характера, как сдержанность, терпимость к мнению других, скромность, что в целом определялось как интеллигентность. Мы считаем, что интерес к юриспруденции у Фёдора Кокошкина и его  брата во многом продиктован изучением греческого и латинского языков, причём не только с точки зрения формы, но и содержания. Ясно, что изучалось римское право, т. к. нельзя без него изучить латынь. Может быть, выбор профессии юриста был обусловлен  и материальными соображениями, и необходимостью пробиваться в жизни самим. Но последние две причины не были на первом месте.
  В. Шелохаев пишет, что, по воспоминаниям брата, Ф.Ф. Кокошкин обладал исключительной памятью, пытливым и самостоятельным умом. «Знаниями своими, по совести можно сказать, - писал В.Ф. Кокошкин, -  брат Фёдя был обязан самому себе, занимаясь у себя дома и читая по своему выбору и без всякого руководства учителей». Древние языки он знал ещё в гимназии превосходно. 47  Заметим, что Федор Федорович страдал хронической болезнью – туберкулезом. В материалах мужской гимназии есть любопытный документ «Ведомости о манкировках учеников VIII   класса Владимирской губернской гимназии за II полугодие 1888-1889 учебного года. У Федора Кокошкина больше всех пропусков уроков – 81 из 309. Но и балл высший 4,9. 48  У него к концу года была одна «4» - по греческому языку. Это видно из «Списка лиц, желающих подвергнуться испытанию зрелости в 1889 году во Владимирской губернской гимназии». В этом своеобразном журнале успеваемости записано, что «вследствие слабого здоровья посещает уроки по мере возможности вполне исправно», а также: «отличается образцовой внимательностью», «особая любовь к русской словесности и латинскому языку». По итогам испытаний зрелости там же записано «Удостоен аттестата зрелости и награжден золотой медалью».  49 Каждый ученик, желавший сдать экзамены, писал прошение на имя директора.  В архиве сохранилось прошение Федора Кокошкина от 15  мая 1889 года. В нём говорится:
          
 Его Высокородию господину директору Владимирской гимназии  ученика 8-ого класса Федора Кокошкина
                             ПРОШЕНИЕ
Желая подвергнуться в мае месяце… испытанию зрелости… имею честь покорнейше просить Ваше Высокородие сделать…   распоряжение о допущении меня к  оному .
15 мая 1889                                                                  Федор Кокошкин. 50
 В документах имеются подробные протоколы каждого экзамена, характеристики ответов всех учащихся. Выпускники VIII класса сдавали русский язык, греческий, латинский, решение задач по алгебре, геометрии, тригонометрии, историю, закон Божий. По истории, например, Федору Кокошкину достались вопросы: «Пелопоннесская война», «Основание Москвы», «Куликовская битва».
Характерно то, что своё выпускное сочинение он посвятил «Антигоне» Софокла. Выбор темы, вспоминал В.Ф. Кокошкин, был не случаен. В сочинении юный гимназист доказывал, что «каждое истинно художественное произведение проникнуто духом времени и национальности».51 От себя добавим, что вся жизнь Фёдора Фёдоровича была посвящена осуществлению идеи правового государства в России, отстаиванию приоритета личности перед государством. В «Антигоне» личность одерживает победу над государством, хотя ценой собственной жизни. Жизнь и смерть Ф.Ф. Кокошкина – это тоже пример победы личности над государством, несмотря на  трагическую гибель. Результат экзаменов, как мы уже знаем, аттестат зрелости с золотой медалью.  52 (см. приложение № 8 – «Аттестат зрелости Ф.Кокошкина)
  Изучив труды Захарова, мы подсчитали, что за 70 лет с 1834 по 1904 г. мужскую гимназию закончили около 800 человек, из них – 41 - с серебряной медалью, и только 24 - с золотой. Среди золотых медалистов - Столетов Николай (1850), Столетов Александр (1856), Кедрин Константин (1862), а также и Кокошкин Федор (1889) 53 (смотрите приложение № 2)
             В журнале напротив фамилии Федора  мы читаем:  «Поведения отличного. Удостоен аттестата. Поступил на юридический факультет Московского университета». 54 
      Владимир Кокошкин не получил золотой медали, но оценки у него почти самые лучшие из 13 выпускников 1891 года: 6 «пятёрок» и 5 «четвёрок».55 Интересно, что в аттестате Владимира за 1891г. записано: « прилежание – отличное, любознательность – очень развитая». 56  Он тоже поступил на юридический факультет Московского университета. 57          Таким образом, О.Н. Кокошкина получила результат своей самоотверженной работы по образованию и воспитанию своих сыновей. Обоими она, несомненно, гордилась. Формирование их как личностей состоялось так же во многом благодаря системе в деятельности двух владимирских гимназий, тесной связи О.Н. Кокошкиной как матери с образовательным учреждением, где учились её сыновья. И, конечно, Фёдор Фёдорович Кокошкин сам приложил огромные усилия, чтобы стать достойным сыном Отечества, которому служил верой и правдой до конца своей жизни, до 7 января 1918 года.                                               
 IV
    Когда мы начали работу с биографией Ф.Ф. Кокошкина, нас чрезвычайно мучил вопрос: почему именно он и Шингарёв, заключённые в Мариинскую больницу депутаты Учредительного собрания от кадетской партии, тихие, скромные люди, безоружные, почему именно они были зверски  убиты  матросом  Матвеевым  и  красногвардейцем  Крейсом в ночь с 6-ого на 7-ое января? Теперь мы можем ответить: большевики их  боялись! И особенно худого, больного туберкулёзом, интеллигентного человека в пенсне: Ф.Ф. Кокошкина.
      В 1916 году он, выступая на съезде кадетских комитетов подмосковных губерний с аналитическим докладом «Об общем политическом положении», сказал, что революция во время войны представляется невозможной, ибо она привела бы Россию к военному поражению. Кокошкин говорил, что в России всегда придавали революции слишком большое значение. Он пришёл к выводу, что если всё же произойдёт разрушение старого строя, то в стране непременно установится «военная диктатура и реакция». Сделал вывод, что в создавшейся  предреволюционной ситуации задача состоит не в подготовке революции, а в «организации и объединении всех общественных сил страны». 58
     После февральской революции Ф.Ф. Кокошкин заявил: «Мы (кадеты) должны признать и признаём за Учредительным собранием всю полноту его власти…, мы преклоняемся перед волей народа, какова бы эта воля ни была».59 Кокошкин выступал за республику с сохранением принципа разделения властей, т. е. за правовое государство. По его тогдашнему проекту во главе исполнительной власти должен был стоять президент, а законодательная власть должна была принадлежать  народному представительству. Наконец, 21 мая 1917 года постановлением временного правительства Кокошкин был назначен председателем Особого совещания для подготовки положения о выборах в Учредительное собрание. Главную задачу учредительного собрания он видел в выработке и принятии конституции, установлении демократической республиканской формы правления, а также разрешении других неотложных государственных задач. Известна позиция большевиков по отношению к Учредительному собранию. Если летом 1917 года они горячо поддерживали эту идею, то осенью 1917 – зимой 1918, уже имея власть, делиться ей с другими партиями не собирались. Вот почему Фёдор Фёдорович, который, так сказать, лелеял идею Учредительного собрания, в ноябре 1917 года был сам избран его депутатом по списку партии народной свободы и представлял большую  опасность для большевиков. Друзья уговаривали Кокошкина поберечь себя и не ехать в Петербург на верную смерть. Но он поступил так же, как в 1415 году Ян Гус в Чехии. Кокошкин отвечал: «Я не могу не явиться туда, куда послали меня мои избиратели. Это значило бы для меня изменить  делу всей моей жизни». 60
      Далее по приезде в Петербург последовал арест депутатов-кадетов и отправка их в Петропавловскую крепость. Арестовали их, потому что они мешали большевикам. 3 декабря Шингарев, ознакомившись с газетами, сделал  запись: «Троцкий и Ленин, отвечая на вопросы о нашем аресте, угрожали в будущем гильотиной. Так передано в газетах». 61  Мы видим со стороны «диктатуры пролетариата»,  -   той самой «военной диктатуры», о которой говорил Кокошкин  в 1916 г., цинизм, проявление крайней степени нетерпимости, угрозу террора. Беззаконие, возведённое в закон, что может быть страшнее? И в конечном итоге СНК принимает декрет о роспуске Учредительного собрания («Учредилки») 6 января 1918 года. В ту же ночь – с 6-ого на 7-ое января 1918 года переведённые в Мариинскую больницу Шингарёв и Кокошкин были зверски убиты. Профессор Шелохаев в своей статье очень подробно рассказывает о деталях этого убийства. 62
          Мы изучили ряд периодических изданий Владимирской губернии за 1918 год в Государственном архиве Владимирской области. В газете «Борьба и труд» (орган Владимирского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов) за 11 января 1918 г. помещена телеграмма из Петрограда под названием «Самосуд над Шингарёвым и Кокошкиным», датированная 9 января. 63  А  уже на следующий день, 12 января 1918 г. напечатана заметка: «Петроград. Патронный завод…Контрреволюция поднимает голову». В ней написано: «1 января наёмники стреляли в идейного и политического борца т. Ленина… Товарищи рабочие и работницы! Подавляйте все контрреволюционные проявления!». И тут же: «Никаких выступлений без призыва Совета». В сообщении  из Петрограда с заседания Василеостровского Совета читаем:64 «Пусть знают зарвавшиеся насильники, что угнетённый доселе класс сумеет оградить в критический момент своего строительства жизни верных ему вождей, установив круговую ответственность за неё господствующего класса. Пуля, ранившая рабочего вождя, трижды ударит рикошетом по насильникам». 65 Вот так.
       Анализируя эту информацию, мы пришли к выводу, что в печатном органе Владимирского Совета (официальная газета, состоящая на службе государства) убийство Кокошкина и Шингарёва, о котором практически все умалчивали, оправдывается тем, что 1-ого января, якобы, было покушение на  В.И. Ленина. За одного своего – двух врагов революции!
          Интересно отметить следующее: в день посещения медицинской комиссии 4 января Шингарев писал: «Приходится  подозревать, не подстроено ли это покушение нарочно, с целью подогреть симпатии».66 Мы не располагаем информацией, которая помогла бы разрешить этот вопрос, но к сомнениям Шингарёва присоединяемся.
          Мы уже ссылались на статью В.В. Шелохаева, в начале которой он пишет о том, какой резонанс получило зверское убийство депутатов Учредительного собрания. В эти дни 1918 года Пастернак написал черновые наброски к тетради доктора  Живаго на смерть Кокошкина и Шингарёва. Они не вошли в книгу «Доктор Живаго», но как считает сын поэта Е.Б. Пастернак, должны были войти. Видимо, отец просто о них забыл, считает сын. 67
  «…Мутится мозг. Вот так? в палате?
В отсутствии сестёр?
Ложились спать, снимали платье,
Курок упал и стёр?
Кем были созданы матросы,
Кем город в полокна,
Кем ночь творцов, кем ночь отбросов,
Кем дух, кем имена?..
Два этих – пара синих блузок.
Ничто. Кровоподтёк.
Но если тем не «мир стал узок»,
Зачем их жить завлёк?..»
 
И ещё одно обращённое к Богу стихотворение:
 
В это ужасное утро – То?
Стал забываться за красным жёлтый
Твой луговой, вдохновенный рассвет.
Где Ты? На чьи небеса паришь Ты?
Здесь, над русскими, здесь Тебя нет? 68
 
В  газете «Борьба и труд» от 13 мая 1918 года публикуются перепечатанные из центральной прессы, по всей вероятности, сведения о раскрытии убийства Шингарёва и Кокошкина. 69
        В статье В. Шелохаева тоже есть сведения о попытки раскрыть убийство и наказать виновных. Но, в конце концов, они так и не были наказаны,70 хотя исследователю событий понятно, что следы вели в Смольный.
      При всей тенденциозности материалов газеты «Борьба и труд» видно, что убийство депутатов и разгон Учредительного собрания вызвало настоящую бурю в стране. И не только в стране. В эсеровской газете «Мысль» от 18 января 1918 года есть заметка, перепечатанная из центральной газеты «Труд». В ней говорится: «Член английской рабочей  партии Фредерикс Герл письмом в газету «Таймс» протестует против допущения представителя большевиков  Литвинова на съезд рабочей партии ввиду совершения большевиками разгона Учредительного собрания, убийства Шингарева и Кокошкина и заключения в тюрьму русских социалистов». 71
      В том же номере напечатана огромная статья «Ко всем гражданам России!». Это обращение депутатов разных фракций разогнанного Учредительного собрания к народу. В обращении звучит призыв: «Сыны трудового народа! К вам обращаются ваши избранники. Великое преступление совершается. Прерваны руками насильников (опять это слово, но из других уст!) работы Учредительного собрания в такой момент, когда каждый час дорог, когда каждый лишний день междоусобицы и разрухи грозит безвозвратно погубить всё дело революции  и нанести самому существованию страны непоправимый удар».72 Разумный призыв, но он не приведёт к согласию, в нём чувствуется начало раскола страны. В этом же обращении выражается гнев и возмущение по поводу того, что «неприкосновенность народных избранников была нарушена. Многие из них были заточены в тюрьмы так называемыми народными комиссарами, не могли явиться  к исполнению своих обязанностей (имеются ввиду депутаты – кадеты). В ту же ночь два арестованных члена Учредительного собрания Шингарёв и Кокошкин были убиты во время сна  красногвардейцами и матросами». 73
         В той же газете от 19 января 1918 года напечатана статья «К чему стесняться?». В ней автор пишет: «Два с половиной месяца сидения у власти позволили наконец-то распоясаться большевистским вождям. Чего же стесняться? Тем более, что от свободной печатной критики так легко избавиться, стоит лишь «по-старинному» закрыть газету или захватить типографию».74  Как видим, даже после своей смерти Кокошкин, Шингарёв и другие невинные жертвы проходившей по судьбам людей революции, влияли на жизнь соотечественников, побуждали их искать пути выхода из создавшейся ситуации в стране. Есть и ещё более резкие выступления. Так, в той же газете «Мысль» от 24 января 1918 года есть статья некоего Виктора «Открытое письмо бывшему товарищу М. Спиридоновой»: «Вы имеете ваше собственное 9 января. То же озлобление, то же тупое одичание, легко повёртывающее солдатские винтовки на расстрел народа. Да, от 9 января  Николая Кровавого – к 5 января Владимира Кровавого!.. Ваши солдаты и красногвардейцы «обработанные» до превращения в опричнину, ранят при арестах, рвутся к самосудам, даже в больницах дорываются до политических противников и жестоко, подло добивают лежащих в постелях больных, как Кокошкина и Шингарёва. «Это кадеты», - скажете вы. «Это люди», - скажу я». Виктор так же обвиняет левых эсеров, что они вместе с большевиками гноят в Петропавловке Авксентьева, Питирима Сорокина, Владимира Чернова и многих других. 75
          А в газете «Борьба и труд» от 15 февраля 1918 года пролетарский поэт А. Безыменский клеймит позором кадетов, которые раньше были «более или менее самостоятельными», но стали впитывать в себя «всё более и более реакционные слои населения и их политика стала политикой чёрной».
          Так, читая подшивки газет далекого 1918 года, видишь, что беда нашей многострадальной Родины была в отсутствии согласия. Вроде бы все хотели республики, демократии, свободы, но углубились в споры, распри, за «своих» били «чужих». Своеобразная «кровная месть», которая вылилась в кровавую гражданскую войну и неслыханный террор. А началось всё с двух больничных коек.
          В газете «Владимирские епархиальные ведомости»  от 31 января 1918 года  напечатано обращение Патриарха Тихона к православным: «Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближнему: ежедневно доходят до нас известия об ужасных, зверских избиениях  ни в чём неповинных и даже на одре болезни лежащих людей,  виноватых только разве что в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной».76 Патриарх призвал православных на защиту попираемых прав, доброй волею становится в ряды «духовных борцов». 77 А Ленин  вскоре напишет, что чем больше представителей духовенства удастся… повесить, тем лучше. Большевики шли к однопартийности и единомыслию.
Пример жизни и смерти Ф.Ф. Кокошкина показывает стране, что ей необходим гражданский мир, а не гражданская война.  Однако, тогда не оказалось той силы, которая смогла бы преодолеть раскол и сплотить российское общество.
В.В. Шелохаев в своей статье приводит слова Винавера о Ф.Ф. Кокошкине, которые могли бы закончить наше исследование: «Он был прирождённый борец в тех высших культурных формах, до которых додумывалось человечество, где оружием является слово,  ареной –внемлющее слову организованное человеческое общество, а целью – воплощение в форму права заветных идеалов общежития». 78
     Владимир, 2004 год
 
ПРИМЕЧАНИЯ
 
1.В.В. Шелохаев. Судьба русского парламентария (Ф.Ф. Кокошкин). – «Отечественная история», 1999, №5, с. 44-73.
2.Большая советская энциклопедия, т. 33, М., 1938 с. 277
3.В.В. Шелохаев. Указанное сочинение, с. 45
4.См. главу данной работы.
5.В.В. Шелохаев  с. 47
6.Там же, с. 48
7.Там же, с. 58
8.Русские ведомости. Сб. статей. М., 1913, с. 87 – 90
9.Сборник «Первая государственная дума». СПб., 1907с. 23-24
10. Сборник. Сергей Андреевич Муромцев. М., 1911, с. 206-     207
11. Там же
12. Русские ведомости. Сб. статей, с. 89.
13. Там же, с. 89
14. В.В. Шелохаев. Указ. сочинение, с. 49-50
15. Там же, с. 55-57
16. Русские ведомости. Сб. статей, с.86
17. В.В. Шелохаев. Указ. сочинение, с.  45
18. Там же
19. Материалы Государственного архива Владимирской области (ГАВО), фонд 457, опись 2 , № 119, лист 48
20. Список лиц служащих во Владимирской губернии, Влад., 1899, с.  193
21. Там же, с. 22-24
22. Список должностных лиц, служащих во Владимирской губернии, гражданского , военного и духовного ведомств. Влад., 1874, с. 22
23. Материалы ГАВО, фонд 459, опись 2 , № 7, лист 24
24.Материалы ГАВО, фонд 457, опись 1 , № 24, лист 1
 
25. Список лиц служащих во Владимирской губернии, Влад., 1899, с.   193   
26.Материалы ГАВО, фонд 457, опись 2 , № 119
27.Материалы ГАВО, фонд 457, опись 1 , № 90
28. В.В. Шелохаев. Указ. сочинение, с.  45-46
29. Н. Горбунова. Указ. сочинение.
30.Д.И. Копылов. История Владимирского края в столетии. Влад.,  1999, с. 188
31.Там же
32.Отчёт о состоянии Владимирской женской гимназии в учебно-воспитательном отношении за 1886-1887 академический год. Влад.,  с. 10
33.Н. Горбунова. Земские власти хорошо заботились о женской гимназии. «Призыв», 26 июля 2000 г.
34.Материалы ГАВО, фонд 459, опись 2 , № 146-а
35.Н. Горбунова.  Указ. сочинение.
36.Субботин А.П. Губернский город Владимир в 1877. . Влад.,  1877, с. 62-63
37.П. Страхов. Исторический очерк Владимирской губернской гимназии. Влад.,  1891, с. 133-134  
38. Материалы ГАВО, фонд 457, опись 2 , № 96
39.  Там же, оп. 1 , № 90
40.  Захаров А.В. Историческая записка о Владимирской губернской гимназии за время 1833-1904 г.г. . Влад.,  1909, с. 383
41. Материалы ГАВО, фонд 457, опись 1 , № 79
42.См., например, Захаров А.В. Указ. сочинение; П. Страхов. Указ. Сочинение, а так же  И.К. Чистякова. Школьные годы чудесные, «Молва», 3 сентября 1996 г.
43.А.В. Захаров. Указ. сочинение, с. 222
44.Там же, с. 256-257
45.Там же.
46.Там же.
47. В.В. Шелохаев. Указ. сочинение, с.  46
48. Материалы ГАВО, фонд 457, опись 1, № 94 , л. 25
49.Там же, л. 29
50.Там же, л. 10
51.В.В. Шелохаев. Указ. сочинение, с.  46
52.Материалы ГАВО, фонд 457, опись 1 , № 94 л. 48,60-81.
53.См. А.В. Захаров. Указ. сочинение, с. 40 приложений
54.Материалы ГАВО, фонд 457, опись 1, № 94 , л. 29
55.Материалы ГАВО, фонд 457, опись 2, № 119
56. Там же.
57. Там же.
58. В.В. Шелохаев. Указ. сочинение, с.  61-62
59. Там же, с. 63
60. Там же, с. 65
61. Там же, с. 66
62. Там же, с. 67-70
63. Материалы ГАВО, газета «Борьба и труд», 11 января 1918г.
64. Там же, газета «Борьба и труд», 12 января 1918г.
65. Там же.
66. В.В. Шелохаев. Указ. сочинение, с.  67
67. «Русская революция». Неизвестные стихи Б. Пастернака «Новый мир», 1989, №4, с. 133
68. Там же, с. 132
69. Материалы ГАВО, газета «Борьба и труд», 13 января 1918г
70. В.В. Шелохаев. Указ. сочинение, с.  70
71.Материалы ГАВО, газета «Мысль», 18 января 1918г
72. Там же.
73. Там же.
74. Материалы ГАВО, газета «Мысль», 19 января 1918г
75. Материалы ГАВО, газета «Мысль», 24 января 1918г
76.Материалы ГАВО, газета «Владимирские епархиальные ведомости», 31 января 1918г
77. Там же.
78.В.В. Шелохаев. Указ. сочинение, с.  70.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ