Статья "Развитие профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка в ходе педагогической практики в школе"
Елена Ваторопина
05.09.2014
2467
0
Управление образовательным процессом
Ваторопина Елена Васильевна,
учитель английского языка
МАОУ СОШ № 67 с УИОП,
г. Екатеринбург
учитель английского языка
МАОУ СОШ № 67 с УИОП,
г. Екатеринбург
Развитие профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка
в ходе педагогической практики в школе
Образование в современном обществе перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, а становится способом информационного обмена и обогащения личностей друг с другом, ведущих к обретению ими компетентности и эрудированности. Все больше возрастает потребность в высококвалифицированных и профессионально компетентных специалистах. Современной школе необходим учитель эрудированный, свободно и критически мыслящий, владеющий системой психолого-педагогических знаний основ обучения, воспитания и развития детей, умениями работать с одаренными и трудными детьми, готовый к исследовательской работе.
Студенты 4–5 курсов Института Иностранных Языков, филологического факультета Уральского Государственного Педагогического Университета – будущие учителя иностранного языка ежегодно проходят педагогическую практику в нашей школе, которая является базовой площадкой УрГПУ. Цель педагогической практики состоит в том, чтобы подготовить студентов к профессиональной деятельности, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих учителей с их практической деятельностью в учебных учреждениях и формирование профессионально-педагогических умений будущего учителя иностранного языка.
В течение первых двух недель (ознакомительно-подготовительный этап практики) происходит общее знакомство студентов со школой, классом, учителем, с организацией учебно-воспитательной работы в школе. Студенты посещают уроки учителя-руководителя практики, анализируют их. В этом учебном году студенты 4 курса ИИЯ побывали на открытых мероприятиях, проведенных учителями нашей школы в рамках Недели иностранных языков. Это – конференция-дискуссия в 9 классе «Conflicts in teenagers’ life», открытый урок в 7 классе «On the way to school» с использованием ИКТ, урок в 4 классе «Appearance» с использованием интерактивной доски, урок-игра в 10 классе «Travelling around the world». Во время посещения открытых уроков студенты имели возможность увидеть уроки разных типов, с участием детей различных возрастных категорий, с использованием разнообразных методов и средств обучения.
Во время активной практики, которая длится несколько недель, студенты включаются в учебную и воспитательную работу в классе. Каждый студент составляет конспекты своих уроков, сдает их на проверку учителю, вместе с ним анализирует их, внося при необходимости поправки, изменения, дополнения. Студенты проводят уроки по расписанию в одной – двух параллелях, присутствуют на занятиях других практикантов с последующим анализом урока, когда студенты делятся своими впечатлениями, идеями об уроке, о целях, задачах, результатах. При подготовке и проведении урока студенты учатся определять и решать развивающие, обучающие и воспитательные задачи урока, использовать разнообразные методы обучения, отбирать учебный материал, использовать аудиовизуальные средства обучения и информационные технологии.
Наблюдая за тем, как студенты готовятся к урокам, проводят их, оценивают устные ответы и письменные работы учащихся, могу сделать вывод, что качество их языковой, методической, педагогической подготовки имеет довольно высокий уровень. В то же время студенты не всегда правильно могут рассчитать время урока, не успевают выдать необходимый материал или, наоборот, заканчивают урок раньше срока. Преодолеть этот недостаток можно лишь со временем, когда у них появится достаточный практический опыт преподавания. Чтобы развить чувство времени и свободно ориентироваться на уроке, надо научиться учитывать следующие моменты деятельности: темп собственной речи, объем материала, особенности применяемых методов и приемов, темп речи и действий учащихся, качество знаний, уровень умений учащихся и др.
Еще одна трудность связана с применением традиционных и активных методов в процессе обучения иностранному языку. Студенты иногда увлекаются применением исключительно тех или других методов, нарушая баланс между ними. Это может привести к тому, что учащиеся будут ориентироваться либо на заучивание информации, либо на креативные умения и навыки, не подкрепленные необходимыми знаниями. И то, и другое плохо. Применяться должны разные методы в разумной пропорции. Этому будущие учителя ИЯ учатся в ходе педагогической практики.
За время практики студенты не только дают уроки по современным УМК, но и принимают участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий по английскому языку. Так, в этом учебном году с их участием были проведены следующие мероприятия:
Студенты 4–5 курсов Института Иностранных Языков, филологического факультета Уральского Государственного Педагогического Университета – будущие учителя иностранного языка ежегодно проходят педагогическую практику в нашей школе, которая является базовой площадкой УрГПУ. Цель педагогической практики состоит в том, чтобы подготовить студентов к профессиональной деятельности, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих учителей с их практической деятельностью в учебных учреждениях и формирование профессионально-педагогических умений будущего учителя иностранного языка.
В течение первых двух недель (ознакомительно-подготовительный этап практики) происходит общее знакомство студентов со школой, классом, учителем, с организацией учебно-воспитательной работы в школе. Студенты посещают уроки учителя-руководителя практики, анализируют их. В этом учебном году студенты 4 курса ИИЯ побывали на открытых мероприятиях, проведенных учителями нашей школы в рамках Недели иностранных языков. Это – конференция-дискуссия в 9 классе «Conflicts in teenagers’ life», открытый урок в 7 классе «On the way to school» с использованием ИКТ, урок в 4 классе «Appearance» с использованием интерактивной доски, урок-игра в 10 классе «Travelling around the world». Во время посещения открытых уроков студенты имели возможность увидеть уроки разных типов, с участием детей различных возрастных категорий, с использованием разнообразных методов и средств обучения.
Во время активной практики, которая длится несколько недель, студенты включаются в учебную и воспитательную работу в классе. Каждый студент составляет конспекты своих уроков, сдает их на проверку учителю, вместе с ним анализирует их, внося при необходимости поправки, изменения, дополнения. Студенты проводят уроки по расписанию в одной – двух параллелях, присутствуют на занятиях других практикантов с последующим анализом урока, когда студенты делятся своими впечатлениями, идеями об уроке, о целях, задачах, результатах. При подготовке и проведении урока студенты учатся определять и решать развивающие, обучающие и воспитательные задачи урока, использовать разнообразные методы обучения, отбирать учебный материал, использовать аудиовизуальные средства обучения и информационные технологии.
Наблюдая за тем, как студенты готовятся к урокам, проводят их, оценивают устные ответы и письменные работы учащихся, могу сделать вывод, что качество их языковой, методической, педагогической подготовки имеет довольно высокий уровень. В то же время студенты не всегда правильно могут рассчитать время урока, не успевают выдать необходимый материал или, наоборот, заканчивают урок раньше срока. Преодолеть этот недостаток можно лишь со временем, когда у них появится достаточный практический опыт преподавания. Чтобы развить чувство времени и свободно ориентироваться на уроке, надо научиться учитывать следующие моменты деятельности: темп собственной речи, объем материала, особенности применяемых методов и приемов, темп речи и действий учащихся, качество знаний, уровень умений учащихся и др.
Еще одна трудность связана с применением традиционных и активных методов в процессе обучения иностранному языку. Студенты иногда увлекаются применением исключительно тех или других методов, нарушая баланс между ними. Это может привести к тому, что учащиеся будут ориентироваться либо на заучивание информации, либо на креативные умения и навыки, не подкрепленные необходимыми знаниями. И то, и другое плохо. Применяться должны разные методы в разумной пропорции. Этому будущие учителя ИЯ учатся в ходе педагогической практики.
За время практики студенты не только дают уроки по современным УМК, но и принимают участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий по английскому языку. Так, в этом учебном году с их участием были проведены следующие мероприятия:
- заочные экскурсии по США, Британии, Австралии, Канаде, Новой Зеландии – подготовлены презентации «English-Speaking Countries» с последующим конкурсом среди команд старшеклассников «Your Game»;
- оказание помощи в проектно-исследовательской деятельности учащихся – работа по поиску материала, проведению анкетирования, анализу полученных результатов, их оформлению;
- тематические праздники – Хэллоуин, Рождество, Масленица;
- выпуск стенных газет, посвященных Году космонавтики в России;
- конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок на русском и английском языках.
В процессе прохождения педагогической практики студенты знакомятся с организацией образовательной деятельности в школе, особенностями профессии учителя; изучают возрастные, индивидуальные особенности школьников, проблемы, связанные с общением, развитием, обучением, воспитанием. Во время практики у студентов формируются навыки педагогической деятельности учителя иностранного языка, а также начинает складываться собственный творческий стиль педагогической деятельности. Практика способствует развитию профессионального самосознания, культуры педагогического общения, формированию теоретической и практической профессиональной компетентности.
За время прохождения педагогической практики в школе студенты показывают хорошее владение иностранным языком, желание совершенствовать свое методическое мастерство. Все сложные и проблемные вопросы решаются в тесном сотрудничестве с учителями. По результатам педагогической практики они получают хорошие и отличные отметки, а показателем того, что педагогическая практика приносит моральное удовлетворение, является то, что на второй год педагогической практики студенты вновь приходят в нашу школу.
За время прохождения педагогической практики в школе студенты показывают хорошее владение иностранным языком, желание совершенствовать свое методическое мастерство. Все сложные и проблемные вопросы решаются в тесном сотрудничестве с учителями. По результатам педагогической практики они получают хорошие и отличные отметки, а показателем того, что педагогическая практика приносит моральное удовлетворение, является то, что на второй год педагогической практики студенты вновь приходят в нашу школу.
Другие статьи
- Я – учитель музыки
- Базовые понятия информатики и ИТ
- Использование информационных технологий в обучении математике (из опыта работы)
- О результатах введения коррекционно - развивающей программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» в 4 классе (КРО).
- Предоставление равных возможностей образования для детей со специальными потребностями – приоритетная задача российского образования
- Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы
- Творчество-основа успеха
- Использование информационных технологий во внеклассной работе по английскому языку
- Метод проектов
- Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по математике
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.