С нами 17294 учителя, 7327 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Модель сопровождения способных детей в образовательной системе школы №8 г. Черемхово."
Анастасия Помогаева   13.08.2014   1675   0   ФГОС
Помогаева  Анастасия Владимировна, педагог – психолог муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №8 им. А.С. Пушкина, г. Черемхово».
 
Модель сопровождения способных детей в образовательной системе школы №8 г. Черемхово.
 
Введение ФГОС существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса, направленного на обеспечение общекультурного, личностного и познавательного развития всех учащихся. Особое место в современной школе, реализующей требования ФГОС, занимает психолого-педагогическое сопровождение способных детей, целью которого является содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
В основу модели психолого-педагогического сопровождения способных детей, разработанной в МОУ Школа № 8 г. Черемхово положены следующие идеи:
  • Рассмотрение муниципального и школьного образовательного пространства как образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности  каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для развития одаренных детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях и сферах жизнедеятельности.
  • Обеспечение  непрерывности развития одаренного ребенка  как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка).
  • Определение важнейшим компонентом образовательной среды информационного пространства, нахождение в котором позволит ребенку осуществить выбор вида деятельности, ее содержания, способа своего участия в ней.
  • Обеспечение  координации деятельности всех субъектов школьного образовательного пространства, ведущей к интеграции их усилий, достижению целостности системы работы с одаренными детьми в школе и оптимизации процесса управления ею.
В модели определены направления деятельности в соответствии с разными видами одаренности: интеллектуальная, творческая и лидерская. Каждое направление поддерживается программами, которые направлены на реализацию требований ФГОС к метапредметным результатам.
Работа, направленная на сопровождение детей с интеллектуальной одаренностью, осуществляется в рамках внеурочной деятельности. Курс «Основы проектной деятельности»направлен на обучение навыкам проектной деятельности. Дети учатся создавать, разрабатывать и защищать проекты на фестивалях проектов (1-4 классы и 5-7 классы), а также на научно- практической конференции школьников, которая проходит  каждый год  (7-11 классы). Курс «Методы научных исследований» реализуется в 7-11 классах и направлен на обучение навыкам самостоятельной  учебно – исследовательской деятельности, навыкам работы с научной литературой, развивает коммуникативные УУД, умение добывать информацию и перерабатывать её, оформлять исследовательскую работу и, конечно, навыкам публичного выступления. Данные навыки незаменимы при поступлении учащегося в ВУЗ.
«Школа исследователей» реализуется на уровнях начального и основного общего образования. Данный курс направлен на формирование основ исследовательской деятельности школьников,  которые познают азы экспериментальной деятельности, учатся работать с разнообразными источниками информации, приобретают первый опыт публичных выступлений.
Развивающий курс «Умники и умницы» направлен на развитие интеллектуального потенциала учащихся, материал курса учит думать, рассуждать, делать умозаключения, подходить к выполнению заданий творчески. Учащиеся осваивают разнообразные способы мыслительной деятельности, которые в конечном итоге помогают им в дальнейшей учебе.
Модель сопровождения способных детей в образовательной системе школы №8 г. Черемхово.
Творческая одаренность. Личностные результаты в сопровождении интеллектуальной одаренности достигаемые учащимися в данном случае следующие: учащиеся готовы и способны  к саморазвитию, имеют устойчивую мотивацию к обучению и познанию, имеют ценностно-смысловые установки, имеют развитые навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях и другие результаты.
          Метапредметные результаты достигаемые учащимися в данном случае следующие: овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера и многое другое. 
Сопровождение направления творческой одаренности осуществляется в основном во внеурочной деятельности.
Работа театральная студии «Сюрприз» направлена на развитие артистических способностей детей. Ребята открывают для себя мир театра, осваивают основы актерского мастерства. Кроме этого педагог работает над выразительностью речи и движений юных актеров, умению владеть и правильно выражать свои эмоции. Учащиеся – актеры студии часто выступают на мероприятиях школы.
 Пресс-центр «Перспектива» помогает ребятам научиться азам работы корреспондентов, редакторов, оформителей газеты «Переменка». Данная газета выходит постоянно, с периодичностью раз в 1-2 месяца, часто приурочивается к каким – нибудь важным событиям. Прежде чем приступить к своей работе, ребята проходят обучение. Кроме этого, в газете печатаются не только новости, но и литературное творчество учащихся. Таким образом, учащиеся имеют возможность реализовать себя и как авторы статей и как будущие поэты и писатели.
Музей «Истоки» задуман как возможность беречь историю города и школы. Учащимся работа в музее позволяет развить навыки поиска, сохранения и оформления исторической информации, а  также развивает умение вести экскурсии по музею. Руководитель музея вместе с ребятами привлекает школьную и родительскую общественность к поиску экспонатов для выставочных залов.
Философский  исторический театр…
Результаты сопровождения по данному направлению следующие: учащиеся к началу выпуска из школы любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознают и принимают традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, осознают свою сопричастность судьбе Отечества; проявляют креативность и способны критически мыслить, активно и целенаправленно познают мир, осознают ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеют основами научных методов познания окружающего мира; мотивированы на творчество и инновационную деятельность; всегда готовы к сотрудничеству, способны осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.
Сопровождение направления лидерской одаренности осуществляется во внеурочной деятельности, а также в организационно-воспитательной деятельности (в ученическом самоуправлении). Например, Школьная Федерация – яркий пример подготовки будущих лидеров к взрослой жизни. В Федерации есть президент, министры и министерства, которые работают каждый в своем направлении и отвечают за соответствующие мероприятия. Выборы президента проходят по принципу организации  «взрослого»   самоуправления: с предвыборной компанией, дебатами и тайным голосованием. Таким образом, учащиеся получают незаменимый и бесценный опыт лидерского, а также политического и дипломатического  поведения.
Программа «Авангард» направлена на  обучение учащимся с лидерскими наклонностями, в ходе которой, они имеют возможность  развить навыки конструктивного взаимодействия, укрепит лидерские качества, формирует навыки организации командной работы. Долгосрочные игры – путешествия и организационно – деятельностные игры направлены на формирование коммуникативных УУД, самоорганизации и самоуправления. При этом, учащиеся видят результат игр по их окончании. Кроме этого они получают бесценный опыт взаимодействия друг с другом по примеру (модели, принципу) взрослых.
Результаты сопровождения по данному направлению следующие: каждый учащийся осознаёт себя личностью, социально активен, уважает закон и правопорядок, осознаёт ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; уважает мнение других людей, умеет вести конструктивный диалог и умеет достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать, берет на себя ответственность за деятельность руководимой им группы.
 
Источники: 1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования, минобрнауки.рф/документы/922.
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ