С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Как читают современные дети?"
Ефимова Нина Васильевна.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район,
Амурская область
 
Как читают современные дети?
 
Чтение – к мудрости ступенька.
(пословица)
 
     Вопрос о том как читают современные дети и почему они не читают или читают очень мало   в последнее время очень волнует учителей литературы   и начальных классов.
В газете «Аргументы и факты» я натолкнулась на статью Нестерович Е. о том, что социологи, психологи, издательства, Российская государственная детская библиотека провели исследования: читают ли современные дети? Треть опрошенных учащихся в возрасте 10–15 лет ответили, что они «любят читать, но не хватает времени». 27,6% подростков сказали, что «читают много». А примерно каждый десятый из опрошенных детей признался: «Читаю редко, не люблю».  В школьном преподавании классической литературы существуют три основные проблемы: дети не читают, дети не понимают текст, дети не хотят научиться читать и понимать текст.
     Сегодняшнее поколение детей предпочитает играть в планшеты и «живет» в смартфонах, но при этом есть школьная программа, обязательное ныне сочинение, ЕГЭ и, наконец, общий результат образования, который определен в фундаментальном ядре в виде требований к предметным   результатам. Как с этим быть? Возможны три варианта:
  1. заставить читать и при этом контролировать этот процесс;   
  2. читать тексты в их кратком изложении, сдавать на отметку изложение событий, имена героев, выдержки из критических статей;       
  3. научить читать и заинтересовать в изучении классических произведений. Казалось бы, нереальный, но единственно возможный путь. Какой из вариантов взять, что выбрать из предложенного?
     В последнее время в нашем обществе проблема чтения стала важной: ученики    неохотно читают Л.Н. Толстого, А. С. Пушкина и других классиков (или вовсе не читают). Может, виноват учитель?  Может, неинтересны уроки? Конечно, интересные уроки стимулируют чтение. Но ведь есть произведения, которые нужно прочесть, даже если не хочется. И мы пытаемся заинтересовать детей, попытаться сделать так, чтобы хотя бы частично произведение было прочтено. И тогда почти 60 – 80% детей это произведение прочтет.  И это всё же «почти все», потому что «дорога к классике начинается» не только от учителя. 
     Ученики с большим интересом читают о своих сверстниках, о захватывающих событиях, о времени, понятном для них, когда не надо с русского «переводить» на русский, как это часто бывает при чтении произведений   19 века О тем более предыдущих веков. С большим вниманием подростки, даже самые ленивые, читают, слушают пересказы, беседуют по содержанию таких произведений, как «Васюткино озеро», «Уроки французского», «Чучело», «Последние холода», «Белый Бим Чёрное ухо», «Дикая собака Динго», «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Кортик» и других.  Очень важно, чтобы за школьные годы в жизни молодого поколения были книги интересные, важные, которые научили бы его видеть в книге тайну, собеседника, целый мир.
     Что же делать нам, учителям, чтобы дети читали программные произведения? Я, готовясь к уроку литературы, отбираю   нужные со всех точек зрения (морали, нравственности и т.п.) вопросы, продумываю, как подвести к ответу, который бы заставил ученика осознать, чтоб его сердце откликнулось на чужую боль и на радость, могло проявить соучастие. Но очень часто, к сожалению, сталкиваешься с тем, что многие не прочитали заданный текст. Число не прочитавших произведение детей может меняться в зависимости от класса, от текста, но они всегда есть, равнодушные к классике ученики.
     Литература – единственный предмет в школьной программе, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый класс. Чтение, как вид познавательной и информационной деятельности, занимает особое место в структуре формирования личности. Оно формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человеческого индивида. К сожалению, в наше время значение литературы упало. Учителя – словесники остро столкнулись с проблемой читательского кризиса. Учащиеся не читают. Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения, изучаемые в рамках школьной программы, если и читаются учениками, то с большой неохотой или в кратком изложении.
     Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Наши дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. На уроках литературы постоянно сталкиваешься с проблемой, как сделать урок интересным и содержательным, но если это зависит целиком от учителя, то знание текста и желание его прочитать зависит от ученика. Если дети не читают, то нужен ли и правомерен ли разговор о непрочитанном произведении? Эти проблемы остаются актуальными, и каждый учитель пытается их разрешить.  Однако, несмотря на все перечисленные печальные обстоятельства, у каждого учителя всё-таки есть   резерв возможностей, чтобы заинтересовать литературой как учебным предметом, а главное – вернуть интерес к чтению.
     Таким резервом является личностно-ориентированный подход к учащимся. Положительное в этом подходе то, что ученик находится в постоянной ситуации выбора и постепенно понимает, что без знания текста его работа бессмысленна. И в этом может помочь такой прием как опережающие задания:
  • найти в тексте произведения и выразительно прочитать какой – либо значимый эпизод;
  • подготовить ответы на вопросы по содержанию;
  • найти портрет героя и другие задания. 
     Использование видеофрагментов на уроках я использую для того, чтобы учащиеся сравнивали образы, созданные ими, с образом, представленным в киноверсии. Есть дети, которые приходят к книге после просмотра кинофильма. Видеофрагменты помогают ученикам получить более глубокое представление, как о главных героях, так и о произведении в целом, а анализ позволяет выявить особенности восприятия ключевых эпизодов произведения. Такими произведениями могут быть «Тихий Дон», «Война и мир», «Мастер и Маргарита», «Судьба человека» и другие.
     Во время изучения лирических произведений я использую аудиозаписи со стихотворениями. Эмоциональное воздействие чтения мастеров слова велико. Очень полезны слуховые впечатления от музыки при знакомстве с лирикой, так как художественное слово становится более музыкальным в лирическом произведении, передающим движение чувств. После прослушивания провожу аналитическую работу в группах (возможен сравнительный анализ текста с музыкой).
     Иногда на уроках литературы я использую индивидуальные задания для детей, которые не читают:
  • собрать информацию о писателе;
  • найти критические статьи к произведению;
  • подготовить сообщение по карточкам и другие.
     Использование уроков – сопоставлений тоже дает положительный результат. Начинаются такие уроки - сопоставления с Кавказского пленника» Л.Н. Толстого в 5 классе и продолжаются вплоть до окончания 11 класса.  
     В старших классах многие учащиеся хотят быть услышанными и, что ещё важнее, понятыми. Диспуты, дискуссии дают такую возможность, поэтому провожу уроки – диспуты, уроки – конференции. А ещё на уроках прибегаю к маленькой хитрости: чтобы заинтересовать учеников, в классе читаю наиболее яркие отрывки из произведения для возбуждения интереса.
     К числу интересных уроков можно отнести уроки-путешествия. Такой урок хорошо провести как в 5 классе, так и в 10 классе на заключительном уроке. 
     Очень хороший результат дают уроки – зачеты по темам, тестирование по содержанию произведения. Такие уроки практикую уже с 5 класса.
     Особая роль принадлежит урокам внеклассного чтения. Эти уроки предполагают углубленную работу с текстом, их стержень – выявление читательских впечатлений и развитие самостоятельного суждения.  
     Перед каникулами необходимо дать список обязательной литературы, который ученики должны прочитать. На мой взгляд, составление списка обязательной литературы является основной формой мотивации самостоятельного чтения.
     И закончить мою статью мне хочется словами Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина: «Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти.»
 
Источники:
  • Ефимовой Т.И. «Активизация читательской деятельности на уроках литературы»  http://festival.1september.ru/articles/538528/,
  • Беличенко Д. «Как «открыть» вместе с детьми классическое произведение на уроках литературы» http://www.ug.ru/archive/61762
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ