Статья "Методики изучения детей с отклонениями в развитии"
Ольга Даниловская
11.06.2015
5468
5
В помощь учителю
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области
2015
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области
2015
Методики изучения детей с отклонениями в развитии
Для психолого-педагогического обследования детей можно рекомендовать примерный перечень материалов, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования, индивидуальных особенностей детей и их возраста. Необходимо отметить, что экспериментально-психологические методики и тестовый материал используются, как правило, психологом. Задания, которые даны на таблицах в приложении, а также игровой материал применяются дефектологом в психолого-педагогическом обследовании.
Примерный перечень материалов
Для исследования внимания
1. Бланки «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера, кодирование Векслера).
2. Таблицы для подсчета. разноцветных кружков в секторах круга (методика Рыбакова).
3. Таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (00+0++0...) (методика Рыбакова).
4. Таблицы Шульте (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25).
5. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера).
6. Бланки к методике «Счет по Крепелину».
7. Бланки к методике Мюнстерберга.
Для исследования- восприятия
1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой — фигуры Поппельрейтора).
2. «Почтовый ящик» (коробка форм).
3. Доски Сегена разных вариантов сложности.
4. Кубики Кооса.
5. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н. Головиной).
6. Набор предметных картинок, разрезанных на 2—3—4 части.
7. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине».
8. Методика «Эталоны».
9. Методика «Прогрессивные матрицы Равена».
Для исследования мышления
1. Таблица с изображениями предметов, один из которых, не, подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории).
2. Таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным.
3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
5. Бланки к методикам «Простое аналогии», «Сложные аналогии».
6. Таблицы с пословицами и поговорками.
7. Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение слов-понятий.
8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).
9. Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием).
10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
11. Таблицы с загадками.
12. Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов — подбор слов, противоположных по смыслу).
13. Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я. Ивановой).
14. Таблицы с заданиями на «схематизацию» (методика Венгера).
Для исследования памяти
1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. д.).
2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.
3. Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева).
4. Пиктограмма (методика А. Р. Лурия).
5. Бланки с текстами для воспроизведения.
Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности
1. Таблицы с набором задач к методике исследования уровня притязаний.
2. Бланки для исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
3. Таблицы с вариантами заданий для исследования волевых усилий.
4. Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.).
5. Методика изучения фрустрационных реакций («Методика рисуночной фрустрации» Розенцвейга).
6. Бланки с методикой незаконченных предложений.
7. Таблицы к методике Рене-Жиля.
8. Серия картин (из методики ТАТ) для исследования личности, интересов, внутренних переживаний и т. д.
9. Рисунки со стимульным материалом из теста Роршаха.
Источники
1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. – 128 с.
2. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студентов / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева; под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: - Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
3. Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. СПб., 1992. – 180 с.
4. Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся: Пособие для учителя. / Под ред. Н.М Стадиенко. – К.: Освита, 1991. – 96 с.
5. Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. Для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.
6. Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития личности / С.Д. Забрамная. – М., 1980.
1. Бланки «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера, кодирование Векслера).
2. Таблицы для подсчета. разноцветных кружков в секторах круга (методика Рыбакова).
3. Таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (00+0++0...) (методика Рыбакова).
4. Таблицы Шульте (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25).
5. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера).
6. Бланки к методике «Счет по Крепелину».
7. Бланки к методике Мюнстерберга.
Для исследования- восприятия
1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой — фигуры Поппельрейтора).
2. «Почтовый ящик» (коробка форм).
3. Доски Сегена разных вариантов сложности.
4. Кубики Кооса.
5. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н. Головиной).
6. Набор предметных картинок, разрезанных на 2—3—4 части.
7. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине».
8. Методика «Эталоны».
9. Методика «Прогрессивные матрицы Равена».
Для исследования мышления
1. Таблица с изображениями предметов, один из которых, не, подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории).
2. Таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным.
3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
5. Бланки к методикам «Простое аналогии», «Сложные аналогии».
6. Таблицы с пословицами и поговорками.
7. Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение слов-понятий.
8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).
9. Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием).
10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
11. Таблицы с загадками.
12. Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов — подбор слов, противоположных по смыслу).
13. Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я. Ивановой).
14. Таблицы с заданиями на «схематизацию» (методика Венгера).
Для исследования памяти
1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. д.).
2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.
3. Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева).
4. Пиктограмма (методика А. Р. Лурия).
5. Бланки с текстами для воспроизведения.
Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности
1. Таблицы с набором задач к методике исследования уровня притязаний.
2. Бланки для исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
3. Таблицы с вариантами заданий для исследования волевых усилий.
4. Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.).
5. Методика изучения фрустрационных реакций («Методика рисуночной фрустрации» Розенцвейга).
6. Бланки с методикой незаконченных предложений.
7. Таблицы к методике Рене-Жиля.
8. Серия картин (из методики ТАТ) для исследования личности, интересов, внутренних переживаний и т. д.
9. Рисунки со стимульным материалом из теста Роршаха.
Источники
1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. – 128 с.
2. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студентов / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева; под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: - Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
3. Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. СПб., 1992. – 180 с.
4. Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся: Пособие для учителя. / Под ред. Н.М Стадиенко. – К.: Освита, 1991. – 96 с.
5. Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. Для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.
6. Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития личности / С.Д. Забрамная. – М., 1980.
Другие статьи
- Формирования интереса учащихся к национальной и зарубежной культуре на уроках и во внеклассной работе по английскому языку
- Работа над методическим конструктором по формированию универсального учебного действия "Работа с текстовым материалом"
- Интерактивные методы обучения английскому языку: из опыта работы в средней школе
- Английский. Сюрприз на ладони
- Роль учителя в учебном процессе
- Роль пропедевтического курса начальной геометрии в формировании положительной мотивации
- Оценка результатов обученности студентов колледжа по учебной дисциплине «Анализ музыкальных произведений»
- Моя любимая работа или Мастерская чудес
- МЕТАМОРФОЗЫ ИСТОРИИ: СОВЕТСКАЯ ШКОЛА - В КНЯГИНИНОМ МОНАСТЫРЕ
- Личностно-ориентированный подход к обучению мальчиков и девочек иностранным языкам
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Хорошая подборка материалов для данной методики. Полезная информация для педагогов-психологов, работающих по данному направлению.
Татьяна Образцова, дата: 11.06.2015 в 19:09
#2 Спасибо, Татьяна Ивановна!
Ольга Даниловская, дата: 11.06.2015 в 19:26
#3 Спасибо за ценный материал, особенно для исследования мышления детей.Меня привлекают такие статьи, которые приносят пользу в работе.Ещё раз,спасибо
Валентина Титова, дата: 11.06.2015 в 22:47
#4 Спасибо, коллеги, за Ваши комментарии!
Ольга Даниловская, дата: 13.06.2015 в 5:41
#5 спасибо за материал!
Галина Борискина , дата: 13.06.2015 в 17:03
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.