С нами 12553 учителя, 4459 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам"

Шайдурова Валентина Федоровна,
учитель английского языка
ГБОУ «Школа №106»
Санкт-Петербург
 
 
 
                                           Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
 
                              
         В основе современных образовательных технологий, в том числе коммуникативной методики обучения иностранным языкам, лежит личностно-ориентированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе по половым признакам.
         В статье   приводятся общедидактические особенности в обучении мальчиков и девочек, даются рекомендации для обучения  английскому языку с учетом гендерных различий.  На примере урока английского языка в 7 классе по теме  «Географическое положение Соединенного Королевства Великобритании»  даны методические приемы обучения  мальчиков и девочек.
           При написании рекомендаций был использован опыт работы учителей  мужской и женской гимназий г. Ливерпуль (Великобритания),  а также опыт учителей иностранных языков ГБОУ «Школа № 106»  г. Санкт-Петербурга, где автор работает более 20 лет в классах с раздельным обучением мальчиков и девочек.
      Ученые физиологи и психологи считают, что у мальчиков и девочек различное строения мозга и психологическое развитие идет разными темпами [3, 5, 7] и делают следующие выводы [1, 2, 6, 8]:
  • в большинстве случаев мозг девочек достигает зрелости раньше, чем у мальчиков;
  • девочки обладают лучшими вербальными способностям и в основном общаются через  вербальную коммуникацию, мальчики же не способны быстро и точно выражать через слова чувства и реакции;
  • женщины лучше контролируют импульсивное поведение, мальчики чаще физически демонстрируют природную агрессию;
  • у мужчин лучше развиты определенные части правого полушария, это дает им большие преимущества для пространственного восприятия и абстрактного мышления;
  • у женщин лучше функционирует память,  мальчики лучше запоминают, если информация имеет логическую связь или она имеет для них важное значение  ;
  • девочки и женщины лучше слышат, чем мальчики и мужчины, иногда мальчикам нужно говорить громче.
 
Общедидактические особенности  обучения мальчиков и девочек. [1, 5, 6, 8]
         Дедуктивное и индуктивное мышление:
  • при формировании понятий мальчики используют метод дедукции: находят общий принцип, а затем применяют его к частным случаям; дедуктивный процесс идет у них быстрее, поэтому у мальчиков лучше результаты при тестировании, когда надо сделать множественный выбор;
  • девочки чаще используют индуктивный метод мышления, их легче обучать практическим навыкам, устной и письменной речи;
         Абстрактное и конкретное мышление:
  • мальчики лучше производят вычисления, не видя и не трогая предметы, хорошо усваивают материал, записанный на доске в виде знаков и символов, графиков и диаграмм, таблиц;
  •  девочки лучше производят мыслительные операции, когда знаки и символы перенесены в реальный мир в виде предметов, картинок;
         Использование языка:
  • во время  обучения девочки предпочитают учить что-либо вслух, проговаривая изучаемый материал; мальчики – молча;
  • девочки формируют понятия с помощью  простого языка, насыщенного конкретными деталями; мальчики любят жаргон или закодированный язык.
        Логика и доказательства:
  • девочки слушают лучше, слышат большую часть сказанного и легко запоминают мелкие детали разговора;
  • мальчики обычно слышат меньше и для лучшего запоминания им требуется логическая последовательность и четкие доказательства.
          Использование пространства:
          во время обучения девочки мало двигаются;
          мальчикам движение  помогает стимулировать мозг и снижать импульсивность поведения.
          Использование группового обучения:
  • и мальчики и девочки хорошо усваивают учебный материал при групповой работе, причем мальчики предпочитают структурированные команды, а девочки – свободные объединения;
  •  мальчики меньше времени тратят времени на управление процессом работы в команде, быстро выбирают лидеров и ориентируются на достижение цели; девочкам иногда приятно просто общение в группе;
  • неофициальная иерархия важна для мальчиков, и часто они плохо учатся, если они находятся на ее нижних ступенях; для девочек это не характерно.
 
На примере урока в 7 классе рассмотрим, какие методические приемы можно
применять, используя общедидактические особенности в обучении мальчиков и девочек.
Тема урока: «Географическое положение Соединенного Королевства Великобритании»
  1. Введение новых слов и географических названий
Девочки: введение слов с помощью «Люльки» (прием многократного повторения слов под музыку)    
Мальчики : игра в географическое ученики лото - получают  карточку, если правильно произнесли новое слово.
  1. Работа с текстом «Великобритания»
Девочки:                                                        
  1. Учащиеся слушают рассказ учителя,    изучают карту.                                               
  2. Ответы на вопросы учителя ( работа в парах по учебнику)                     
Мальчики                         
       1). Чтение текста индивидуально и работа с картой
       2). Ответы на вопросы учителя                                               
       3). Заполнение таблицы для закрепления материла
                           
                            
       Источники
  1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. Ж. Иностранные языки в школе, №2, 2002г., с. 11.
  2. Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам.Ж. Иностранные языки в школе, №1, 1999 г., с. 21.
  3. Гариен Майкл. Мальчики и девочки учатся по разному . М., 2004.
  4. Гвоздева А.В.и др. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранного языка. Ж. Иностранные языки в школе, №5, 1999г., с. 73.
  5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранных языков в школе. М.,1991
  6. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира. С-Петербург, 1998.
  7. Ключникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.,1983г..
  8. Новосельцев В.И. Образовательный процесс: учет половозрастных различий в формировании ответственности .Ж. Завуч, №5, 2005г.

Комментарии

#1 Здравствуйте! Обязательно приму Вашу информацию к сведению!
Ксения Счастливая, дата: 10.05.2015 в 16:29  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.