Статья "Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам"
Валентина Федоровна Шайдурова
30.04.2015
3476
1
Иностранный язык
Шайдурова Валентина Федоровна,
учитель английского языка
ГБОУ «Школа №106»
Санкт-Петербург
Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
В основе современных образовательных технологий, в том числе коммуникативной методики обучения иностранным языкам, лежит личностно-ориентированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе по половым признакам.
В статье приводятся общедидактические особенности в обучении мальчиков и девочек, даются рекомендации для обучения английскому языку с учетом гендерных различий. На примере урока английского языка в 7 классе по теме «Географическое положение Соединенного Королевства Великобритании» даны методические приемы обучения мальчиков и девочек.
При написании рекомендаций был использован опыт работы учителей мужской и женской гимназий г. Ливерпуль (Великобритания), а также опыт учителей иностранных языков ГБОУ «Школа № 106» г. Санкт-Петербурга, где автор работает более 20 лет в классах с раздельным обучением мальчиков и девочек.
Ученые физиологи и психологи считают, что у мальчиков и девочек различное строения мозга и психологическое развитие идет разными темпами [3, 5, 7] и делают следующие выводы [1, 2, 6, 8]:
Общедидактические особенности обучения мальчиков и девочек. [1, 5, 6, 8]
Дедуктивное и индуктивное мышление:
во время обучения девочки мало двигаются;
мальчикам движение помогает стимулировать мозг и снижать импульсивность поведения.
Использование группового обучения:
На примере урока в 7 классе рассмотрим, какие методические приемы можно
применять, используя общедидактические особенности в обучении мальчиков и девочек.
Тема урока: «Географическое положение Соединенного Королевства Великобритании»
Мальчики : игра в географическое ученики лото - получают карточку, если правильно произнесли новое слово.
1). Чтение текста индивидуально и работа с картой
2). Ответы на вопросы учителя
3). Заполнение таблицы для закрепления материла
Источники
учитель английского языка
ГБОУ «Школа №106»
Санкт-Петербург
Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
В основе современных образовательных технологий, в том числе коммуникативной методики обучения иностранным языкам, лежит личностно-ориентированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе по половым признакам.
В статье приводятся общедидактические особенности в обучении мальчиков и девочек, даются рекомендации для обучения английскому языку с учетом гендерных различий. На примере урока английского языка в 7 классе по теме «Географическое положение Соединенного Королевства Великобритании» даны методические приемы обучения мальчиков и девочек.
При написании рекомендаций был использован опыт работы учителей мужской и женской гимназий г. Ливерпуль (Великобритания), а также опыт учителей иностранных языков ГБОУ «Школа № 106» г. Санкт-Петербурга, где автор работает более 20 лет в классах с раздельным обучением мальчиков и девочек.
Ученые физиологи и психологи считают, что у мальчиков и девочек различное строения мозга и психологическое развитие идет разными темпами [3, 5, 7] и делают следующие выводы [1, 2, 6, 8]:
- в большинстве случаев мозг девочек достигает зрелости раньше, чем у мальчиков;
- девочки обладают лучшими вербальными способностям и в основном общаются через вербальную коммуникацию, мальчики же не способны быстро и точно выражать через слова чувства и реакции;
- женщины лучше контролируют импульсивное поведение, мальчики чаще физически демонстрируют природную агрессию;
- у мужчин лучше развиты определенные части правого полушария, это дает им большие преимущества для пространственного восприятия и абстрактного мышления;
- у женщин лучше функционирует память, мальчики лучше запоминают, если информация имеет логическую связь или она имеет для них важное значение ;
- девочки и женщины лучше слышат, чем мальчики и мужчины, иногда мальчикам нужно говорить громче.
Общедидактические особенности обучения мальчиков и девочек. [1, 5, 6, 8]
Дедуктивное и индуктивное мышление:
- при формировании понятий мальчики используют метод дедукции: находят общий принцип, а затем применяют его к частным случаям; дедуктивный процесс идет у них быстрее, поэтому у мальчиков лучше результаты при тестировании, когда надо сделать множественный выбор;
- девочки чаще используют индуктивный метод мышления, их легче обучать практическим навыкам, устной и письменной речи;
- мальчики лучше производят вычисления, не видя и не трогая предметы, хорошо усваивают материал, записанный на доске в виде знаков и символов, графиков и диаграмм, таблиц;
- девочки лучше производят мыслительные операции, когда знаки и символы перенесены в реальный мир в виде предметов, картинок;
- во время обучения девочки предпочитают учить что-либо вслух, проговаривая изучаемый материал; мальчики – молча;
- девочки формируют понятия с помощью простого языка, насыщенного конкретными деталями; мальчики любят жаргон или закодированный язык.
- девочки слушают лучше, слышат большую часть сказанного и легко запоминают мелкие детали разговора;
- мальчики обычно слышат меньше и для лучшего запоминания им требуется логическая последовательность и четкие доказательства.
во время обучения девочки мало двигаются;
мальчикам движение помогает стимулировать мозг и снижать импульсивность поведения.
Использование группового обучения:
- и мальчики и девочки хорошо усваивают учебный материал при групповой работе, причем мальчики предпочитают структурированные команды, а девочки – свободные объединения;
- мальчики меньше времени тратят времени на управление процессом работы в команде, быстро выбирают лидеров и ориентируются на достижение цели; девочкам иногда приятно просто общение в группе;
- неофициальная иерархия важна для мальчиков, и часто они плохо учатся, если они находятся на ее нижних ступенях; для девочек это не характерно.
На примере урока в 7 классе рассмотрим, какие методические приемы можно
применять, используя общедидактические особенности в обучении мальчиков и девочек.
Тема урока: «Географическое положение Соединенного Королевства Великобритании»
- Введение новых слов и географических названий
Мальчики : игра в географическое ученики лото - получают карточку, если правильно произнесли новое слово.
- Работа с текстом «Великобритания»
- Учащиеся слушают рассказ учителя, изучают карту.
- Ответы на вопросы учителя ( работа в парах по учебнику)
1). Чтение текста индивидуально и работа с картой
2). Ответы на вопросы учителя
3). Заполнение таблицы для закрепления материла
Источники
- Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. Ж. Иностранные языки в школе, №2, 2002г., с. 11.
- Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам.Ж. Иностранные языки в школе, №1, 1999 г., с. 21.
- Гариен Майкл. Мальчики и девочки учатся по разному . М., 2004.
- Гвоздева А.В.и др. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранного языка. Ж. Иностранные языки в школе, №5, 1999г., с. 73.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранных языков в школе. М.,1991
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира. С-Петербург, 1998.
- Ключникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.,1983г..
- Новосельцев В.И. Образовательный процесс: учет половозрастных различий в формировании ответственности .Ж. Завуч, №5, 2005г.
Другие статьи
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
- Такая далекая и такая близкая (70 – летию Победы посвящается…)
- Новые подходы к преподаванию уроков ИЗО с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов.
- Роль кабинета математики в обучении. Из опыта работы
- Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов на основе системы развивающих заданий.
- Из опыта работы кружка
- Использование информационных технологий во внеклассной работе по английскому языку
- Возможности информационных технологий в физическом практикуме школьников.
- Инновации в преподавании физики.
- Внеклассная работа по математике. Из опыта работы.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Здравствуйте! Обязательно приму Вашу информацию к сведению!
Ксения Счастливая, дата: 10.05.2015 в 16:29
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.