Статья "Проектная деятельность как способ организации воспитательного процесса в условиях ФГОС"
Наталья Шумилова
14.08.2014
2489
0
Метод проектов
Шумилова Наталья Крестьяновна
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Проектная деятельность как способ организации воспитательного процесса в условиях ФГОС
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Стандарты призваны сыграть важную роль в воспитании высоконравственных, творческих компетентных и успешных граждан России.
Процесс воспитания – это процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения. Внеурочная деятельность является составной частью воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащегося. Правильно организованная внеурочная деятельность позволяет развить познавательные потребности и способности учащегося, обеспечивает воспитание свободной личности.
Третий год работаю в пилотном классе. На занятиях во внеурочной деятельности создаю условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом становится принцип деятельности. Реализуя ФГОС, технологии деятельностного типа применяю как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Разнообразные проекты, организованные в рамках реализации программы внеурочной деятельности по общеинтеллектульному направлению «Проекты младших школьников», представляют собой систему деятельности учителя и учащихся. Проектная деятельность личностно-ориентирована, приносит удовлетворение младшим школьникам, вызывает у них стойкий интерес, имеет воспитательную направленность. Так, в первом классе ребята в основном работали над информационными проектами. Они находили интересующие их сведения о каком-либо объекте (явлении) и представляли их ученикам класса. Были представлены информационные проекты: «Зимующие птицы», «Огурец», «Ласточка», «Гепард», «Меркурий», «Марс» и др. Во втором классе помимо информационных, ребята создавали творческие («Загадки», «Путешествие в Скороговорию», «Модель обложки») и исследовательские проекты («История моей фамилии», «Профессии моих родителей», «Водоёмы нашего края»). Учащиеся выполняют как индивидуальные, так и групповые проекты.
При организации в начальной школе проектной деятельности необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями. Работа над проектами способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
Одним из важных условий, достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей, включенность родителей в работу. В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: консультируют; отслеживают выполнение плана; решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации; обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. В результате такой совместной деятельности учащимися 2-го класса в рамках внеурочной деятельности были защищены проекты «Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой», «Бабочка-капустница», «История моей фамилии», творческий проект «Загадки», «Голуби на моем окне» и другие. Все созданные проекты пополняют портфолио учащихся.
Нельзя не остановиться еще на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы.
Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из ее участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с взрослыми, родителями, у них формируется значимое отношение к понятию "семья".
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, принятые в обществе. Проектная деятельность создаёт условия для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Системообразующая деятельность воспитательного процесса в условиях ФГОС готовит учеников к жизни в изменяющихся условиях.
Литература
3. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] / авт.-сост. М. К. Господникова и др. – Волгоград : Учитель, 2008. – 131с.
4. Сычёва, Г. И. Особенности работы над проектом в начальной школе [Электронный ресурс] / Г. И. Сычёва. - http://sedova.ucoz.net/publ/na_zametku/osobennosti_raboty_nad_proektom_v_nachalnoj_shkole/3-1-0-35
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Проектная деятельность как способ организации воспитательного процесса в условиях ФГОС
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Стандарты призваны сыграть важную роль в воспитании высоконравственных, творческих компетентных и успешных граждан России.
Процесс воспитания – это процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения. Внеурочная деятельность является составной частью воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащегося. Правильно организованная внеурочная деятельность позволяет развить познавательные потребности и способности учащегося, обеспечивает воспитание свободной личности.
Третий год работаю в пилотном классе. На занятиях во внеурочной деятельности создаю условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом становится принцип деятельности. Реализуя ФГОС, технологии деятельностного типа применяю как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Разнообразные проекты, организованные в рамках реализации программы внеурочной деятельности по общеинтеллектульному направлению «Проекты младших школьников», представляют собой систему деятельности учителя и учащихся. Проектная деятельность личностно-ориентирована, приносит удовлетворение младшим школьникам, вызывает у них стойкий интерес, имеет воспитательную направленность. Так, в первом классе ребята в основном работали над информационными проектами. Они находили интересующие их сведения о каком-либо объекте (явлении) и представляли их ученикам класса. Были представлены информационные проекты: «Зимующие птицы», «Огурец», «Ласточка», «Гепард», «Меркурий», «Марс» и др. Во втором классе помимо информационных, ребята создавали творческие («Загадки», «Путешествие в Скороговорию», «Модель обложки») и исследовательские проекты («История моей фамилии», «Профессии моих родителей», «Водоёмы нашего края»). Учащиеся выполняют как индивидуальные, так и групповые проекты.
При организации в начальной школе проектной деятельности необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями. Работа над проектами способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
- познавательных (умение извлекать информацию, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, перерабатывать информация для получения необходимого результата);
- коммуникативных (доносить свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, организовывать взаимодействие в группе);
- регулятивных (ставить в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи, определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы, работать по составленному плану, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его);
- личностных (умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения, понимать необходимость учения).
- обрести ученикам ощущение успешности, независимое от успеваемости;
- научиться применять полученные знания;
- организовать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Одним из важных условий, достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей, включенность родителей в работу. В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: консультируют; отслеживают выполнение плана; решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации; обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. В результате такой совместной деятельности учащимися 2-го класса в рамках внеурочной деятельности были защищены проекты «Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой», «Бабочка-капустница», «История моей фамилии», творческий проект «Загадки», «Голуби на моем окне» и другие. Все созданные проекты пополняют портфолио учащихся.
Нельзя не остановиться еще на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы.
Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из ее участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с взрослыми, родителями, у них формируется значимое отношение к понятию "семья".
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, принятые в обществе. Проектная деятельность создаёт условия для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Системообразующая деятельность воспитательного процесса в условиях ФГОС готовит учеников к жизни в изменяющихся условиях.
Литература
- Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бумеранская, И. А. Володарская и др.: под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 151с.
3. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] / авт.-сост. М. К. Господникова и др. – Волгоград : Учитель, 2008. – 131с.
4. Сычёва, Г. И. Особенности работы над проектом в начальной школе [Электронный ресурс] / Г. И. Сычёва. - http://sedova.ucoz.net/publ/na_zametku/osobennosti_raboty_nad_proektom_v_nachalnoj_shkole/3-1-0-35
Другие статьи
- Электронное портфолио учителя
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
- ВЛАДИМИРСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1918 – 1923)
- Спешите делать добро
- Социальное партнёрство школьного научного общества с общественными организациями и государственными органами
- МЕТАМОРФОЗЫ ИСТОРИИ: СОВЕТСКАЯ ШКОЛА - В КНЯГИНИНОМ МОНАСТЫРЕ
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
- О результатах введения коррекционно - развивающей программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» в 4 классе (КРО).
- Из личного опыта работы с детьми с ДЦП
- Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.