С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Ганжала Л.А.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
 
Организация проектно-исследовательской деятельности
в начальной школе
 
В проектную деятельность я включаю школьников постепенно, начиная с первого класса.  Когда  в  учебной  работе  появляются  первые  проекты,  субъектом  деятельности  является  педагог,  деятельность  еще  не  принадлежит  учащемуся,  у него  она  только  формируется,  он  сам  не  в  состоянии  спланировать  эту  работу. На  данном  этапе ученик  участвует  в  деятельности,  но  не  может  быть  самостоятельным  в  ней.  Это  этап  максимального  педагогического  участия [2, с. 40]. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии, и  коллективные  творческие дела, проводимые во внеурочное время. Длительность выполнения проекта в первом классе целесообразно ограничить одним уроком [1, с. 94].
В первом классе параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, я предлагаю учащимся создать «свою» азбуку. Начинаем с портрета любимой буквы (дети сами выбирают), потом буквы имени, фамилии, имени мамы и т.д. Один лист А 4 – это одна буква. Учащиеся  делают её «живой», ищут слова на эту букву, животных, придумывают предложения. Родители помогают находить загадки, картинки. Но рисуют и пишут только дети. Потом материал собираем  в папку с файлами. Получается у каждого своя азбука.
Позже выполняем проекты по внеклассному чтению, посвященные произведениям русских поэтов о Родине. Проекты ребята представляют в виде книжек – малышек.
Начиная со второго полугодия первого класса, ребята, которым это интересно, делают сообщения на различные темы по окружающему миру. Работая над сообщением, ребята обращаются к различным источникам информации: словарям, энциклопедиям, ресурсам Интернета. Материал ученики представляют в устной, рукописной или печатной  формах. Но обязательно добиваюсь, чтобы материал был понятен и доступен, а не просто скачан из Интернета. Очень интересным, на мой взгляд, получился  проект «Загадки». Ребята провели работу по сбору загадок. Каждый представил отдельную страницу общего альбома. Загадки сопровождались рисунками –
подсказками, которые дети подбирали, наклеивали и рисовали сами. На внеклассном чтении группа учеников представила  проект «Пословицы о книге». Материал оформили в виде презентации. Для учеников 1 класса это большая победа.
Во втором классе длительность работы над  проектом увеличиваю от одной до двух недель.  Мы выполняем их на уроках технологии, окружающего мира. Большую помощь оказывает  рабочая программа «Технология» Е.А. Лутцевой «Школа XXI века». В её основе заложено выполнение проектов. Так, во втором классе мы создавали проект «Интерьер дома», «Юный модельер», «История костюма». Такие проекты развивают мышление, воображение, творчество учащихся [2, с. 40].
На уроках окружающего мира темой  проекта стало исследование лекарственных растений нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира, познакомившись с Атласом-определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии, каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнял в течение года.
Собранные работы защищаются каждым учеником на уроках  окружающего мира, классных часах.
Весной во 2 классе я организую экскурсию в парк. Цель экскурсии – наблюдение за живой и неживой природой. У каждого из детей есть маршрутный лист экскурсии и план выполнения творческой работы «Мои маленькие исследования». В классе провожу инструктаж по проведению экскурсии и объясняю ученикам, что маршрутные листы – это их помощники для выполнения домашнего задания, что работу они должны  выполнить на альбомном листе. Ребята используют памятку  «Мои маленькие исследования».
Редколлегия класса представленные работы оформляет в виде  журнала «Что мы увидели в парке». Здесь представлены тексты мини-сочинений, открытия ребят в форме стихов или загадок, фотографии, на которых они  запечатлели удивительный мир природы при помощи родителей. Все учащиеся класса с удовольствием читают и просматривают журнал. Эта работа повлияла на мотивацию учебной деятельности многих ребят.
Внимание ребят  было обращено на то, что на улицах много бездомных животных. Ученик моего класса, Костеренко Андрей, заинтересовался, почему так происходит. Так появилась проблема, над которой я предложила поработать этому ученику. И началась деятельность по разработке данного проекта, которому дали название «Мы в ответе за тех, кого приручили».  Найденный материал вместе просматривали, попутно выясняли, что нужно провести ещё анкетирование, подбирали фотографии, проводили интервью, подсчет бездомных животных, наблюдали за их поведением, местами скопления и т.д. Готовый материал с помощью родителей был оформлен и представлен в виде презентации. Андрей  выступил перед одноклассниками на классном часе, предложив пути решения этого вопроса, затем перед родителями, что способствовало развитию ораторских способностей учащегося. 
В третьем классе постепенно я предлагаю переходить  к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие. Учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под моим руководством проводят коллективное научное исследование, в которое включают результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Темы детских проектных работ я предлагаю подобрать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Для проекта требуется личностно значимая проблема. Так, в третьем классе  мои учащиеся выполняли интегрированный проект по окружающему миру и литературному чтению «Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой». Ребята  исследовали историю своей семьи. Узнавали много интересных деталей, на которые раньше не обращали внимания в силу того, что не ассоциировали их с «лентой времени». Некоторые брали интервью у родственников, очевидцев военных событий. Работа над этим проектом оставила неизгладимый отпечаток в душе детей.
Вторым значимым проектом в третьем классе стал «Я – житель города Полысаево». Мы провели топонимические исследования по названиям улиц, истории города. Ребята старались найти материал из литературных источников, бесед с жителями, Интернета. Проведя большую исследовательскую работу, они узнали историю своего маленького города и объяснение названий улиц. Анализируя  результаты собственных исследований,  пришли  к заключению, что даже такой маленький город, как Полысаево, неразрывно связан с историей страны. От таких выводов у ребят зажигаются искорки в глазах. У них повышается мотивация к изучению нового, к учебе.
В  четвёртом классе, когда ребята знакомы уже с приемами работы, организация исследования включает в себя все этапы проектной работы.
На уроках окружающего мира, изучая природные зоны, учащиеся готовят проекты по одной из них. На заключительный урок по данной теме они готовят выступление с презентацией.
В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения, и ценностные ориентиры. Моя задача – помочь ребенку ориентироваться в обществе, что необходимо ему в дальнейшей жизни.  В этом учебном году введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» ориентирован  на  целостное развитие личности школьника. Он имеет особое значение для развития одаренных детей. Задачи данного курса я реализую через этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, оказывающие воспитательное воздействие. Ученики моих классов приняли результативное участие в дистанционной  олимпиаде  школьников по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру  Православную». При изучении данного предмета они  выполняют индивидуальные и групповые проекты. Коллективное сотворчество ставит ребёнка перед необходимостью общаться с другими детьми, прислушиваться к их мнению в процессе творчества. С целью формирования  у младших школьников  мотиваций  к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций семьи и уважении к её членам, мы сделали проекты «Моя родословная», «Традиции моей семьи».
Анализируя проделанную работу, я убедилась, что в процессе внедрения проектно-исследовательской деятельности у детей: развиваются творческие способности и воображение, проявляется инициатива, оригинальность суждений, возникает потребность в самореализации, самовыражении, усиливается положительная мотивация, формируются  первичные навыки     самостоятельной     ориентации     в справочной, научно-популярной литературе.
Проектно-исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир  [2, с. 40]. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Литература
1.                Новолодская, Е.Г.. Реализация творческих проектов при изучении природоведения [Текст] / Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева // Начальная школа. – 2008. – № 1. – С. 94.
2.                Саломатова, О.С.. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности [Текст] / О.С.Саломатова // Начальная школа. – 2007. – № 7. – С. 40.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ