Статья "Учитель и общество"
Ирина Игнатюк
02.03.2015
2738
0
Эссе
Игнатюк Ирина Владимировна,
учитель английского языка,
МОКУ Райчихинская ООШ Бурейского района
Амурской области
учитель английского языка,
МОКУ Райчихинская ООШ Бурейского района
Амурской области
Учитель и общество
«Учителю вручена превосходная должность,
выше которой ничего не может быть под этим солнцем».
выше которой ничего не может быть под этим солнцем».
Ян Амос Коменский
Один из наиболее актуальных на сегодняшний день способов построения новой образовательной парадигмы - компетентностный подход.
Исследования по сравнительной оценке общеобразовательной подготовки школьников проводят разные международные организации, в России этим занимается Центр оценки качества образования Института общего среднего образования РАО. С 1991 года Россия несколько раз участвовала в таких исследованиях. За это время всем стало ясно, что наше образование - не лучшее в мире. Не затрагивая полной гаммы исследований, остановимся на результатах, демонстрирующих компетентность в решении проблем.
Наши невысокие результаты показывают, что выпускники российской школы в большинстве своем не готовы к свободному использованию полученных знаний в повседневной жизни. Почему так получается? Наша традиционная школа дает ученикам солидный багаж, но не учит выходить за пределы стандартных учебных ситуаций. А страны-лидеры практикуют компетентностный подход, при котором результаты образования являются значимыми за пределами системы образования: главное - не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных, в том числе и реальных проблемных ситуациях. И здесь многое зависит как от государства, его политики в области образования, так и от личности педагога.
На всем протяжении развития педагогики за сменой исторических эпох следовала смена различных типов педагогов: античный педон; средневековый педагог-догмат, строго следующий канонам схоластики; более свободный разумом педагог эпохи Возрождения; нравоучительный и немного наивный педагог-просветитель... И многие, многие другие типы учителей, приходящих и уходящих вместе с очередной эпохой.
Наступил 21 век и новое тысячелетие, а с ними — и новое время. Какие требования оно предъявляет к учителю? Каковы перспективы современного образования? Об этом необходимо думать каждому педагогу. Ведь представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет.
В последние время отечественная педагогика стала ориентироваться на те изменения, которые произошли в нашем обществе; работа педагога с детьми основывается на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка. В моем представлении учитель 21 века — это, прежде всего, друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. На практике часто бывает так, что опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.
Учитель 21 века — это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Он должен знать все, или почти все, в своей области. Но не стоит забывать о существовании и других областей, так как учитель должен быть очень эрудированным, т.е. знать понемногу обо всем. Конечно, многие могут возразить, что невозможно знать все, но у учителя открывается большое поле для самосовершенствования и самообразования. Кроме того, я многому учусь у своих учеников, и не считаю зазорным спросить у них то, чего я сама не знаю, ведь на правиле «Учиться, чтобы учить, и учить, чтобы учиться» основывается работа педагога. Современный педагог должен быть коммуникативным и уметь общаться как с детьми, так и с их родителями, коллегами. В моем представлении, 21 век будет отличаться от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению.
21 век невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них является компьютер. Педагог 21 века — грамотный, умеющий работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению через Интернет. Уже сегодня умение работать на компьютере и его использование на уроках и во внеурочной деятельности является требованием времени.
Однако не стоит забывать, что никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, — лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. И, конечно же, ни одна машина, даже самая умная, не будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся, или пробуждать в них желание творить самим.
Хотелось бы затронуть еще одну проблему – вопрос о приоритетности обучения или воспитания, который обсуждается на протяжении многих веков. На современном этапе обществу требуются образованные люди. Но беда в том, что в погоне за качеством образования, хотя и оно оставляет желать лучшего, мы как-то оттеснили на второй план воспитание. И как результат, получили поколение «потерянных» людей: без идеалов, без духовности, лишенных патриотизма, или, наоборот, с проявлением его в уродливой гипертрофированной форме, людей агрессивных, спивающихся, охваченных наркоманией. Это болезни XX – XXI веков. Значит, неверной была установка приоритетности обучения. И я глубоко убеждена, что на первом плане должно быть воспитание, особенно на селе, где школа осталась единственным воспитательным центром, часто выполняющая даже функции семьи, т.к. во многих семьях родителей совершенно не интересуют их собственные дети. Пробелы обучения человек может восполнить в процессе самообразования, как гласит русская пословица: «Учиться никогда не поздно». А вот человеку невоспитанному очень трудно потом перевоспитаться, т.к. основы характера, поведения, мировоззрения закладываются в детском возрасте. И я, выпуская класс, желаю своим выпускникам, где бы они ни были, кем бы они не стали, всегда оставаться людьми, потому как это самое главное. Сегодня же, судя по политике нашего государства в области образования, воспитание опять задвигают на второй план, несмотря на попытки усилить роль классных руководителей. Сокращение педагогов-организаторов, зам.директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, психологов в школах, в то время, когда растет число неблагополучных семей, «трудных» подростков, говорит о том, что государство не заинтересовано в том, чтобы в школе полноценно занимались воспитанием подрастающего поколения. И это печально, т.к. к этому все равно вернутся, но многое будет упущено. Не хотелось бы заканчивать на столь грустной ноте, все же я оптимистка и верю, что не совсем глупые люди стоят во главе нашего образования, и они понимают, что без воспитания мы потеряем юное поколение. И я, как учитель, стараюсь, прежде всего, воспитывать настоящих людей, как впрочем, я думаю, и все учителя, собравшиеся здесь. А значит, не все еще потеряно.
Исследования по сравнительной оценке общеобразовательной подготовки школьников проводят разные международные организации, в России этим занимается Центр оценки качества образования Института общего среднего образования РАО. С 1991 года Россия несколько раз участвовала в таких исследованиях. За это время всем стало ясно, что наше образование - не лучшее в мире. Не затрагивая полной гаммы исследований, остановимся на результатах, демонстрирующих компетентность в решении проблем.
Наши невысокие результаты показывают, что выпускники российской школы в большинстве своем не готовы к свободному использованию полученных знаний в повседневной жизни. Почему так получается? Наша традиционная школа дает ученикам солидный багаж, но не учит выходить за пределы стандартных учебных ситуаций. А страны-лидеры практикуют компетентностный подход, при котором результаты образования являются значимыми за пределами системы образования: главное - не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных, в том числе и реальных проблемных ситуациях. И здесь многое зависит как от государства, его политики в области образования, так и от личности педагога.
На всем протяжении развития педагогики за сменой исторических эпох следовала смена различных типов педагогов: античный педон; средневековый педагог-догмат, строго следующий канонам схоластики; более свободный разумом педагог эпохи Возрождения; нравоучительный и немного наивный педагог-просветитель... И многие, многие другие типы учителей, приходящих и уходящих вместе с очередной эпохой.
Наступил 21 век и новое тысячелетие, а с ними — и новое время. Какие требования оно предъявляет к учителю? Каковы перспективы современного образования? Об этом необходимо думать каждому педагогу. Ведь представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет.
В последние время отечественная педагогика стала ориентироваться на те изменения, которые произошли в нашем обществе; работа педагога с детьми основывается на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка. В моем представлении учитель 21 века — это, прежде всего, друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. На практике часто бывает так, что опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.
Учитель 21 века — это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Он должен знать все, или почти все, в своей области. Но не стоит забывать о существовании и других областей, так как учитель должен быть очень эрудированным, т.е. знать понемногу обо всем. Конечно, многие могут возразить, что невозможно знать все, но у учителя открывается большое поле для самосовершенствования и самообразования. Кроме того, я многому учусь у своих учеников, и не считаю зазорным спросить у них то, чего я сама не знаю, ведь на правиле «Учиться, чтобы учить, и учить, чтобы учиться» основывается работа педагога. Современный педагог должен быть коммуникативным и уметь общаться как с детьми, так и с их родителями, коллегами. В моем представлении, 21 век будет отличаться от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению.
21 век невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них является компьютер. Педагог 21 века — грамотный, умеющий работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению через Интернет. Уже сегодня умение работать на компьютере и его использование на уроках и во внеурочной деятельности является требованием времени.
Однако не стоит забывать, что никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, — лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. И, конечно же, ни одна машина, даже самая умная, не будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся, или пробуждать в них желание творить самим.
Хотелось бы затронуть еще одну проблему – вопрос о приоритетности обучения или воспитания, который обсуждается на протяжении многих веков. На современном этапе обществу требуются образованные люди. Но беда в том, что в погоне за качеством образования, хотя и оно оставляет желать лучшего, мы как-то оттеснили на второй план воспитание. И как результат, получили поколение «потерянных» людей: без идеалов, без духовности, лишенных патриотизма, или, наоборот, с проявлением его в уродливой гипертрофированной форме, людей агрессивных, спивающихся, охваченных наркоманией. Это болезни XX – XXI веков. Значит, неверной была установка приоритетности обучения. И я глубоко убеждена, что на первом плане должно быть воспитание, особенно на селе, где школа осталась единственным воспитательным центром, часто выполняющая даже функции семьи, т.к. во многих семьях родителей совершенно не интересуют их собственные дети. Пробелы обучения человек может восполнить в процессе самообразования, как гласит русская пословица: «Учиться никогда не поздно». А вот человеку невоспитанному очень трудно потом перевоспитаться, т.к. основы характера, поведения, мировоззрения закладываются в детском возрасте. И я, выпуская класс, желаю своим выпускникам, где бы они ни были, кем бы они не стали, всегда оставаться людьми, потому как это самое главное. Сегодня же, судя по политике нашего государства в области образования, воспитание опять задвигают на второй план, несмотря на попытки усилить роль классных руководителей. Сокращение педагогов-организаторов, зам.директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, психологов в школах, в то время, когда растет число неблагополучных семей, «трудных» подростков, говорит о том, что государство не заинтересовано в том, чтобы в школе полноценно занимались воспитанием подрастающего поколения. И это печально, т.к. к этому все равно вернутся, но многое будет упущено. Не хотелось бы заканчивать на столь грустной ноте, все же я оптимистка и верю, что не совсем глупые люди стоят во главе нашего образования, и они понимают, что без воспитания мы потеряем юное поколение. И я, как учитель, стараюсь, прежде всего, воспитывать настоящих людей, как впрочем, я думаю, и все учителя, собравшиеся здесь. А значит, не все еще потеряно.
Другие статьи
- Система работы по организации дистанционного обучения с детьми – инвалидами в 2009 – 2011 учебном году в Гатчинском районе
- Исследовательская деятельность учащихся как способ комплексного формирования универсальных учебных действий.
- Компетентностный подход в профессиональном музыкально-педагогическом обазовании
- Электронная презентация методической деятельности по темам самообразования учителя музыки
- Ансамбль " Забайкальские узоры" Верность традициям.
- Развитие навыков самооценки и самоконтроля у учащихся начальной школы
- Метод проектов
- РАБОТА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ
- Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
- "Мой опыт работы с документ-камерой"
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.