С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Использование ИКТ в обучении английскому языку в школе"
Ирина Владимировна Игнатюк
МОУ Райчихинская СОШ
Учитель английского языка
С.Безозерное Бурейского района
2010 год
 
Использование ИКТ в обучении иностранному языку в школе
 
           
          Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. Как бы ни была справедлива народная мудрость – «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Коменский», - тем не менее, год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические технологии, обозначаются подходы» [5, с. 12] Общество на очередном витке своего развития пришло к пониманию, что именно образование становится ведущим фактором успеха и высокого качества жизни каждого человека. А значит пришло время   перемен, экспериментов, наступил этап становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одной из задач обновления образования  является повышение уровня методики обучения ИЯ, большее использование таких современных технологий обучения как обучение в сотрудничестве, метод проектов, технологии развивающего и проблемного обучения, а также информационные технологии, включая Интернет, [1, с. 7]   которые  позволяют реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов.      
              Согласно новым требованиям ученик должен овладеть навыками использования информационных технологий для расширения языковых и страноведческих знаний. Выполнение этой задачи невозможно без применения компьютера и компьютерных программ как неотъемлемой части современного языкового образования. Поэтому информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым годом все активнее используются в процессе обучения. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [8,с 12]. Их использование   на уроках английского языка и во внеклассной деятельности позволяет успешно мотивировать учебную деятельность школьников; предоставляет широкий выбор содержания, форм, средств, методов получения и обработки информации для осуществления учебно-исследовательской, проектной деятельности; способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности школьников; повышает активность учащихся; обеспечивает переход учащегося из состояния пассивного слушателя в активного участника образовательной деятельности. Если еще несколько лет назад компьютер использовался только для печатания, то сегодня на уроках иностранного языка компьютерные технологии используются для отработки лексических и грамматических навыков, для развития навыков письма (во время переписки с детьми из других стран), чтения (работа в Интернете с информацией) и в проектной деятельности.
         Одним из важных вопросов в преподавании иностранного языка является вопрос мотивации, особенно в сельских школах, где дети не имеют возможности не только встретиться и пообщаться с иностранцем, но и выехать за пределы села. Компьютер же и Интернет позволяют почувствовать ребятам вкус реального общения, возможность изучать иностранные языки не с вымышленными героями учебников, а со своими зарубежными сверстниками, которых волнуют те же проблемы, что и российских школьников.
           Существующие сегодня мультимедийные учебники и учебные программы позволяют представлять информацию не только в виде текста, но и звука и видеоизображения. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ребенка. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению — может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений — может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т. д.
           Сегодня имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных уровней знаний. Так, учебная программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» оказывает большую помощь в проведении фонетических зарядок, а также при проведении контроля грамматических умений и навыков. Мультимедиа-пособие «Разговорный язык для начинающих» представляет собой 23 урока,  каждый из которых содержит два текста диалогического характера, учебный словарь активной лексики, речевые образцы и упражнения. Особенно это пособие будет полезно для самостоятельного изучения. Здесь есть журнал успеваемости, в котором регистрируются отметки за семь последних ответов.
          Интересна и содержательна  мультимедийная программа «Английский. Путь к совершенству», имеющая три уровня (начальный, средний и продвинутый). Здесь можно найти упражнения на аудирование видеоматериала, на чтение и перевод текстов, грамматические правила и пояснения, тесты, упражнения на развитие письменных навыков, ролевые практики и игры. Специфика предмета ИЯ обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения ИЯ является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажёром, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создаёт условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти.
         При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстраривного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
         В последние 2-3 года в педагогическую практику достаточно активно вошел термин Интернет-образование.   Информатизация образования является приоритетом российского образования. Задача школы, существующей в современном обществе, подготовить своих учеников к возможности ориентироваться в информационном пространстве, возможности овладевать информационной культурой. В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость использования Интернета в школьном процессе. И практически во всех сферах школьного образовательного пространства реально использовать возможности сети. Возможности использования Интернет — ресурсов огромны. Глобальная сеть  создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу, информация по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта и т. д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в форумах, видеоконференциях.
           Учитель может найти в сети Интернет материалы для уроков и целостные курсы обучения для всех категорий учащихся, где предусматриваются материалы для разных видов речевой деятельности, разных аспектов языка. Несомненно, использование Интернета делает процесс обучения иностранному языку более привлекательным для учащихся, так как они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичных устаревших текстов учебника. [7,с. 40]  Благодаря электронной почте и Chat учащиеся могут общаться со своими сверстниками в любых странах, пополняя этим свой словарный запас, улучшая орфографию. И, конечно же, повышается мотивация изучения иностранного языка. У учащихся   появляется возможность применять полученные языковые знания в реальной ситуации общения.
     Большой интерес представляет программа, которую предлагает Kidlink (http://www.kidlink.org). Её цель – объединить ребят  разных стран мира. Учащиеся могут участвовать в дискуссиях со сверстниками, в международных проектах. Для участия в программе необходимо заполнить анкету из 4 вопросов. [12, с. 8]   Большой популярностью у учителей пользуются  так называемые Instant Lessons, разрабатываемые группой специалистов информационного агентства Рейтер (http://www.english-to-go-com). Эта программа построена по типу цепочки уроков для разных уровней обучения, которые предлагаются еженедельно. Если учителю не нравится весь урок, то он может выбрать в сети необходимые для конкретных целей аутентичные материалы. Прежде всего, речь идет о чтении. Так, при изучающем  чтении можно использовать различные буклеты, проспекты, рекламы и т.п.  Привлекательность подобного материала в том, что он лаконичен и содержит конкретную информацию в виде кратких новостей, рецептов, инструкций. Также в сети достаточно материала для ознакомительного, просмотрового или поискового чтения, который учитель может использовать для своих уроков. Кроме текстовых материалов с помощью мультимедиа можно получать информацию в виде графики, звука и движущейся картинки.
          Мультимедиа – это ТСО, интегрирующее разные виды информации – звуковую, визуальную, и обеспечивающее интерактивное взаимодействие с обучаемым. Важнейшим свойством мультимедиа является интеграция различных видов информации, воздействующих на несколько органов чувств, вызывая эмоциональную реакцию обучаемого, что положительно влияет на эффективность обучения. [2, с.10]   Появились коллекции «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» по всем дисциплинам школьной программы и «Медиатека Кирилла и Мефодия», которая представляет собой огромное количество медиа-объектов (аудио-, видео-, фотоинформация, двух- и трехмерная анимация, интерактивные панорамы и многое другое). Позже компания объединила все разработанные образовательные ресурсы в информационную систему «КМ-школа». Теперь учителя и учащиеся имеют возможность использовать данные медиа-объекты и мультимедийные сервисы при подготовке к занятиям, в том числе использовать материалы для включения в собственные компьютерные презентации и текстовые документы.
       Внедрение информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс требует от учителя-предметника постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа педагогической деятельности, значительных временных затрат на подготовку уроков, которые, безусловно, впоследствии окупятся душевным комфортом, удовлетворенностью результатами вложенного труда. Конечно, нельзя описать все возможности и формы работы с использованием ИКТ  в  статье, их намного больше.
             Естественно, при работе с Интернет не обойтись и без проблем. Вот некоторые из них:
          Первая проблема при работе в сети Интернет связана с тем,  что, несмотря на все положительные стороны использования ИКТ, никакие электронные технологии  не смогут заменить на уроке учителя. Если Вы хотите использовать информационные ресурсы сети по той или теме, проблеме, следует не только ознакомиться с этой информацией, что само собой разумеется, но, что очень важно, четко сформулировать цели и задачи использования учениками этой информации, способы их самостоятельной учебной деятельности с этой информацией. Необходимо, другими словами, дидактически структурировать всю самостоятельную деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями и задачами, прогнозировать возможные результаты их деятельности (индивидуальной или совместной). [7, с.38]
          Следующая трудность связана с организацией деятельности учащихся в сети. Понятно, что пока еще далеко не все и даже не большинство школьников имеют свободный доступ в Интернет. Не в каждой школе есть такая возможность. И все же ситуация достаточно стремительно меняется. Время диктует необходимость знания иностранных языков и свободного пользования компьютером, в первую очередь, его телекоммуникационными услугами и ресурсами.  Каждый кабинет не может быть оборудован достаточным количеством компьютеров с выходом в Интернет. Значит, речь может идти об использовании ресурсов Интернет во внеурочное время.
            Еще одна проблема – это недостаточная компетентность педагогов в области информационно-коммуникационных технологий. Многие учителя методом проб и ошибок познают возможности компьютера и Интернета. Так, еще недавно компьютер использовался мною только как «печатная машинка» и   «хранилище» документов. Затем я освоила методику создания презентаций в Power Point, ознакомилась  лишь с малой долей возможностей Интернета и их использованием на уроках. Через  Интернет  часто знакомлюсь с опытом других учителей в этом направлении. Наверное, если бы я прошла соответствующую подготовку, освоение проходило бы гораздо быстрее.
       Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка, можно сделать вывод: несомненно, новые компьютерные технологии играют важную роль в обучении иностранным языкам на современном этапе. Особое место отводится Интернет.
        Во-первых, Интернет позволяет постоянно получать новую информацию на интересующую тему. При этом информация на иностранном языке будет совершенно аутентичной и, кроме того, современной.
     Во-вторых, существующие сайты позволяют отследить уровень своих знаний, выполняя то или иное тренировочное упражнение.
           В-третьих, с помощью Интернет можно создать подлинную языковую среду на основе интенсивного общения с носителями языка, работой с аутентичной литературой, аудирования оригинальных текстов, что, несомненно, способствует повышению уровня мотивации школьников.
      И, наконец, Интернет является незаменимым помощником при обучении различным видам и аспектам речевой деятельности.
        Ресурсы Интернет, несомненно, могут присутствовать на всех этапах обучения иностранному языку. Особенно важную роль глобальная сеть будет играть при самостоятельной работе учащихся, побуждая их к поисковой и творческой деятельности.
Все это:
  • ускоряет процесс обучения:
  •   способствует резкому росту интереса учащихся к предмету;
  • улучшает качество усвоения материала;
  • позволяет индивидуализировать процесс обучения;
  • даёт возможность избежать субъективности оценки.
      Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам//ИЯШ.-2001.-№4.-с.5-7
  2. Бухаркина М.Ю. Мультимедиа: от уличных шоу до средств обучения.//ИЯШ.-2009.-№5.-с.9-15
  3. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка.//ИЯШ.-2002.-№3.-с.39-41
  4. Захарьина О.В. Английский язык.4-11 классы. Современные образовательные технологии.- Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха. (Школа на пороге   нового века). СПб.: Петербург – XXI век, совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997.
  6. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка// ИЯШ. – 2000.-№4.- с.57-59
  7. Лавров Д.О. Классификация проблем. Термины и определения // Вопросы         Интернет-образования. - 2003. - №15.
  8. Макаревич И.Г. Использование Интернета на уроке ИЯ // "ИЯШ", 2001. - №5. - с.40-43
  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др.; Под редакцией Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 272 с
  10. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени//ИЯШ. – 2005. -№5.- с.57-60
  11. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку.//ИЯШ.-№5.-с.4-10
  12. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка.//ИЯШ.-2001.-№2.- с.25 – 29
  13. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка.//ИЯШ.-2001.- №3.- с.5-12
 
 
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ