С нами 17170 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Методическое сопровождение педагогических работников при введении ФГОС"
Наталья Шумилова   04.11.2014   3201   3   ФГОС
Шумилова Н.К.
МБОУ «Школа № 44», г.Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов,
Методист по ФГОС
 
Методическое сопровождение педагогических работников при введении ФГОС
 
Изменения, происходящие в обществе, определили новые подходы к обучению младших школьников. Переход на  Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является событием, определяющим главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей к успешной реализации стандарта нового поколения.
В сентябре 2013 года, когда  в ИМЦ проводилась сверка кадров, то обнаружилось, что педагоги нашего города в графе «Методические проблемы и затруднения» отметили такие вопросы как:  «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников», «Современные подходы к подготовке, проведению и анализу урока в рамках реализации ФГОС» и др. Поэтому назрела необходимость организовать в нашем городе постоянно действующий семинар (ПДС) по теме «Современные образовательные технологии как средство достижения планируемых результатов».
Было принято решение организовать  работу  тьюторов  по данному направлению. Мы, Чикина Н.А., методист ИМЦ, Губина М.А., зам.директора и Шумилова Н.К., учитель начальных классов пилотной школы МБОУ «Школа № 44» составили дорожную карту по работе ПДС.
Во-первых, определили состав участников семинара. В нем участвовали: педагоги, работающие в первых классах, т.к. они впервые начали работать по-новому стандарту, руководители ШМО начальных классов, а также заместители директоров. Почему мы включили  руководителей? Дело в том, что одной из функцией  завуча является организация учебно-воспитательного процесса в школе в соответствии с требованиями ФГОС, руководство им и контроль за развитием этого процесса, а так же методическое руководство педагогическим коллективом. И для того чтобы качественно выполнять эту функцию, конечно же, завуч должен владеть не только теоретическими, но и практическими знаниями.
Как же была организована работа ПДС? Были проведены следующие семинары: «Технология развития критического мышления как средство достижения планируемых результатов» и «Технология проблемно-диалогического обучения как способ формирования УУД».
На городских семинарах сначала проходило погружение участников в определенную технологию, в ходе изучения которой педагоги при помощи активных форм обучения учились применять ее практически. Теоретическая часть ПДС проводилась в каникулярное время, а вот практическая часть проводилась в учебное время и состояла из открытых уроков, проводимых учителями города.
Готовясь к открытому уроку, педагог получал методическую помощь по составлению технологической карты урока и проведению самоанализа.  Участники ПДС не были пассивными слушателями, их работа была организована с учетом системно-деятельностного подхода. То есть   в процессе просмотра урока педагоги должны были заполнить технологическую карту данного урока.
С какими трудностями столкнулись педагоги при заполнении технологической карты? Мы заметили, что учителя испытывают следующие затруднения: «содержание урока» воспринималось как «деятельность учителя», а ответы детей как «деятельность ученика». Поэтому пришлось разводить понятия «деятельность учителя» и «деятельность ученика».
Уровень заполнения технологических карт был разный, поэтому проанализировав их, мы пришли к выводу о необходимости отказа от анонимности в связи с тем, что не ясно кому из коллег необходима помощь. При следующей встрече, мы разбирали основные ошибки, а над частными ошибками работали индивидуально.
Далее, выяснилось, что существовала  проблема с классификацией видов УУД. Нами был проведен диалог с коллегами, в ходе которого мы выяснили, как педагоги у учащихся формируют и развивают УУД, ведь на конец обучения в начальной школе у учащихся проверяются  не только предметные знания, но и метапредметные результаты. Мы обсудили выполнение комплексной работы и обнаружили, что часть учителей старается нарешать, натренировать. Педагог устает, нервничает и естественно как следствие винит во всем ФГОС. После данного диалога с участниками ПДС, мы на практическом примере объяснили, зачем учителю разбираться в УУД, довели до сознания, что учитель четко должен различать виды УУД, правильно подбирать задания для их формирования. Ведь от этого зависит достижение учеником  планируемых результатов. Такая работа, на наш взгляд, позволила учителям лучше разобраться в УУД, в технологиях деятельностного типа и успешно применять их в практической деятельности.
ПДС оказал весомую практическую помощь педагогам города. Следующий шаг в работе ПДС – открытые уроки учителей с применением рассмотренных технологий.
В апреле 2014 года был проведен областной проблемно-ориентированный семинар «Организация деятельности учителя начальной школы в аспекте требований ФГОС». Семинар проходил на базе МБОУ «Школа № 44», которая является пилотной по реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Мастер-класс «Приёмы работы развития метапредметных умений учащихся» показала Л.И. Буслеева, руководитель методического совета школы. На следующем этапе работы семинара учителя провели открытые уроки  с использованием  современных образовательных технологий. Так, применение технологии развития критического мышления показала Н.К.Шумилова на уроке литературного чтения в 4-м классе «Дети войны. В.Катаев «Сын полка». Л.А. Ганжала на уроке «Читаем о родной природе. Л.Н. Толстой «Солнце и ветер», В.В. Бианки «Синичкин календарь» применила технологию продуктивного чтения. Реализацией технологии проблемно-диалогического обучения поделилась Г.Г. Лазарева на уроке русского языка в 3-м классе «Относительные прилагательные». Реализацию системно-деятельностного подхода на занятиях внеурочной деятельности участники семинара увидели на занятиях «Семейные традиции. Праздники» (учитель Г.Н. Иванова, 4 класс), «Компуша и его друзья» (учитель А.В. Ананина, 3 класс), «Лекарственные растения нашего края» (учитель О.В. Попова, 3 класс). Данный опыт эффективного применения технологий деятельностного типа можно найти на сайте КРИПК и ПРО в разделе «Методическая копилка».
Организуя работу круглого стола «Работа тьюторов по организации деятельности руководящих и педагогических кадров в условиях реализации требований ФГОС», директор МБОУ «ИМЦ» И.С. Гутник, тьюторы по внедрению ФГОС, обобщили опыт работы  по данному направлению в городе.
Мы говорим, что с введением ФГОС ученик должен учиться сам, а учитель должен создавать для этого условия, так вот и в работе ПДС мы старались создавать условия, в которых наши педагоги не только обучались, но и переосмысливали некоторые  психологические и профессиональные аспекты своей деятельности.
В нашем городе 62 учителя начальных классов, не все смогли стать участниками ПДС, поэтому для остальных  педагогов регулярно проводились тематические консультации, заседания городского профессионального методического объединения, мастер-классы.
В заключении хочется отметить следующие положительные тенденции:
- большая часть учителей мотивирована на овладение современными  методами и приемами обучения;
- увеличилось  количество  учителей,  которые  используют   в  работе современные образовательные технологии;
- учителя научились грамотно составлять технологические карты уроков;
- выстраивать урок, исходя из учебной ситуации;
- различать виды УУД, определять какие задания нацелены на развитие того или иного вида УУД.
         Положительных результатов удалось достичь благодаря совместной работе тьюторов: методиста  муниципальной методической службы, администрации и учителей пилотной школы.
И, конечно же, на этом работа  не заканчивается. Мы понимаем, что учитель не только учить других, но и сам постоянно учиться. Поэтому наша задача и в будущем оказывать действенную методическую помощь педагогам.
 
Литература
  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.: под ред.А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 151с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт – Режим доступа:http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B?keywords=114
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Большое спасибо за схему самоанализа и прекрасную презентацию,Наталья Крестьяновна!Статья отражает плодотворную работу ПДС. Молодцы, что ведете такую интересную форму обмена опытом в методической работе.
Сажида Хлямина, дата: 04.11.2014 в 17:10  
#2 Спасибо, Сажида Жакслыковна, за тёплые слова о нашей работе. Вы тоже не стоите на месте, постоянно делитесь интересным опытом. Спасибо Вам за это.
Наталья Шумилова, дата: 04.11.2014 в 19:19  
#3 Чёткий и подробный представлен анализ методического сопровождения школы в рамках введения ФГОС. Очень хотелось, чтобы в нашей школе тоже ввели такие приёмы работы с педагогическими кадрами
Наталья Чубаева, дата: 23.08.2015 в 10:21  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ