Статья "Организация работы методического объединения учителей начальных классов по изучению и применению современных образовательных технологий"
Наталья Шумилова
16.08.2014
3604
0
ФГОС
Шумилова Н.К.
МБОУ «Школа № 44», г.Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов,
Руководитель МО учителей начальных классов
Организация работы методического объединения
учителей начальных классов по изучению и применению
современных образовательных технологий
Изменения, происходящие в современном обществе, определили новые подходы к обучению младших школьников. Цель образования сегодня – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.
Очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические задачи старыми методами. Требуются другие стратегии, способные «научить учиться» обучающихся.
С 1 сентября 2010 года Наше образовательное учреждение реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта. (ФГОС НОО). В связи с этим учителям необходимо было изучить документы и освоить современные образовательные технологии. С этой целью педагоги занимались самообразованием, посещали областные проблемно-ориентированные, практико-обучающие семинары, курсы по вопросам внедрения ФГОС. В нашем городе в 2010/2011 учебном году работал постоянно действующий семинар по данным вопросам, который оказал весомую практическую помощь педагогическим работникам.
Мы определили цель работы школьного методического объединения учителей начальных классов – организация воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС НОО. А одной из главных задач стало изучение и применение современных образовательных технологий учителями начальных классов, так как добиться положительных планируемых результатов возможно через реализацию системно-деятельностного подхода и освоение современных образовательных технологий.
Обучение ребят в нашей школе ведётся по УМК «Начальная школа XXI века». По мнению наших учителей, она обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО. Реализация требований ФГОС и использование современных образовательных технологий обеспечивается: единством структуры учебников по всем классам и предметам, единством сквозных линий типовых заданий, единством подходов авторского коллектива.
Не случайно ФГОС НОО предъявляет особые требования к выбору учителями современных образовательных технологий. Наиболее результативны в начальной школе следующие технологии: обучение на основе «учебных ситуаций», проектная деятельность, уровневая дифференциация обучения, информационные и коммуникационные технологии, технология проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных достижений учащихся.
На школьных методических объединениях мы более детально и подробно рассматривали технологию формирования типа правильной читательской деятельности, технологию проектной деятельности и технологию проблемно-диалогического обучения. Следующий шаг в работе методического объединения – открытые уроки учителей с применением рассмотренных технологий.
Организуя работу школьного методического объединения, мы стремились использовать активные формы работы. Так, при изучении технологии формирования типа правильной читательской деятельности, учителя не только были слушателями, но и с интересом работали в группах, определяя содержание урока к его этапу: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.
После изучения технологии учителя делились опытом работы: посещали уроки друг друга, давали открытые уроки. Технологию продуктивного чтения была применена на уроке литературного чтения в 3-м классе «Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве» (учитель Л.А. Ганжала) и во 2-м классе «В. Даль. Девочка Снегурочка» (учитель Е. В. Соколова).
Учителя отметили, что в результате применения данной технологии, обучающиеся научились ставить вопросы к тексту и отвечать на них, находить подтекстовую информацию; вести диалог с автором. Чтение в режиме диалога с автором обеспечивает развитие умений результативно мыслить и работать с информацией.
Проблемно-диалогическое обучение, в отличие от технологии продуктивного чтения, можно применять при изучении любого учебного предмета. Поэтому на методическом объединении учителя на конкретных предметах (русский язык, математика, окружающий мир) показали способы постановки учебной проблемы, методы поиска решения проблемы. Работая в группах, учителя восстановили структуру проблемного урока: постановка учебной проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта. Затем эту структуру педагоги «увидели» на открытом уроке математики в 1-м классе «Сравнение чисел. Результат сравнения» (учитель Н.А. Чикина), на открытом уроке русского языка в 4-м классе «Лексического значение глагола» (учитель Л.А. Ганжала). Данная технология имеет социальную направленность, так как обеспечивает прочность знаний, умение творчески применять их в жизни.
Технология проектной деятельности активно используется учителями начальной школы во внеурочной деятельности. На методическом объединении были рассмотрены теоретические основы проектной деятельности, её структура. Кроме того, учителя делились опытом работы над творческими, исследовательскими, социальными проектами. Так, учитель Л.А. Ганжала показала мастер-класс по созданию новогодней ёлочки. Н.К. Шумилова раскрыла этапы работы над проектом и представила исследовательские проекты «Паспорт дерева», «История моей фамилии» и другие. А на открытом уроке окружающего мира во 2-м классе по теме «Деревья леса» показала, как используется технология проектной деятельности при изучении учебного предмета.
В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Применение данной технологии на уроках позволяет реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников. Как показывает практика, у учеников формируются универсальные учебные действия: познавательные (анализ информации, классификация), личностные (применение навыков делового сотрудничества в группе, самооценка на основе критериев успешности), регулятивные
(выполнять учебное действие, планировать учебное сотрудничество, удерживать цель до получения результата), коммуникативные (высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью, аргументировать свои суждения).
В дальнейшем планируем на методическом объединении подробно изучить технологию критического мышления, уровневой дифференциации обучения, оценивания учебных достижений. При изучении данных технологий будем опираться на положительный опыт предыдущих лет: сначала рассмотрим особенности технологии, а затем учителя покажут её применение на уроках. Такая работа, на наш взгляд, позволяет учителям лучше понять технологии деятельностного типа.
Принимая активное участие в работе методического объединения, педагоги пришли к выводу, что современные образовательные технологии направлены не на готовое изложение учебного материала, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
Литература
1. Гайдаенко, Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса [Текст] / Е. Гайдаенко // Начальная школа: Первое сентября.-2006. - № 10. – С. 2-3.
2. Мельникова, Е. Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС / [Текст] / Е. Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 9. – С. 1-6.
3. Мельникова, Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / [Текст] / Е. Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. – М. : Баласс, 2008. – Вып.8. – 60 с.4. Метод проектов в начальной школе: система реализации [Текст] / авт.-сост. Н.В. Засоркина и др. – Волгоград : Учитель, 2010. – 135с.
4. Ягодко, Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / [Текст] / Л. И. Ягодко // Начальная школа плюс до ипосле. – 20102. - № 1. – С. 36-38.
МБОУ «Школа № 44», г.Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов,
Руководитель МО учителей начальных классов
Организация работы методического объединения
учителей начальных классов по изучению и применению
современных образовательных технологий
Изменения, происходящие в современном обществе, определили новые подходы к обучению младших школьников. Цель образования сегодня – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.
Очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические задачи старыми методами. Требуются другие стратегии, способные «научить учиться» обучающихся.
С 1 сентября 2010 года Наше образовательное учреждение реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта. (ФГОС НОО). В связи с этим учителям необходимо было изучить документы и освоить современные образовательные технологии. С этой целью педагоги занимались самообразованием, посещали областные проблемно-ориентированные, практико-обучающие семинары, курсы по вопросам внедрения ФГОС. В нашем городе в 2010/2011 учебном году работал постоянно действующий семинар по данным вопросам, который оказал весомую практическую помощь педагогическим работникам.
Мы определили цель работы школьного методического объединения учителей начальных классов – организация воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС НОО. А одной из главных задач стало изучение и применение современных образовательных технологий учителями начальных классов, так как добиться положительных планируемых результатов возможно через реализацию системно-деятельностного подхода и освоение современных образовательных технологий.
Обучение ребят в нашей школе ведётся по УМК «Начальная школа XXI века». По мнению наших учителей, она обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО. Реализация требований ФГОС и использование современных образовательных технологий обеспечивается: единством структуры учебников по всем классам и предметам, единством сквозных линий типовых заданий, единством подходов авторского коллектива.
Не случайно ФГОС НОО предъявляет особые требования к выбору учителями современных образовательных технологий. Наиболее результативны в начальной школе следующие технологии: обучение на основе «учебных ситуаций», проектная деятельность, уровневая дифференциация обучения, информационные и коммуникационные технологии, технология проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных достижений учащихся.
На школьных методических объединениях мы более детально и подробно рассматривали технологию формирования типа правильной читательской деятельности, технологию проектной деятельности и технологию проблемно-диалогического обучения. Следующий шаг в работе методического объединения – открытые уроки учителей с применением рассмотренных технологий.
Организуя работу школьного методического объединения, мы стремились использовать активные формы работы. Так, при изучении технологии формирования типа правильной читательской деятельности, учителя не только были слушателями, но и с интересом работали в группах, определяя содержание урока к его этапу: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.
После изучения технологии учителя делились опытом работы: посещали уроки друг друга, давали открытые уроки. Технологию продуктивного чтения была применена на уроке литературного чтения в 3-м классе «Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве» (учитель Л.А. Ганжала) и во 2-м классе «В. Даль. Девочка Снегурочка» (учитель Е. В. Соколова).
Учителя отметили, что в результате применения данной технологии, обучающиеся научились ставить вопросы к тексту и отвечать на них, находить подтекстовую информацию; вести диалог с автором. Чтение в режиме диалога с автором обеспечивает развитие умений результативно мыслить и работать с информацией.
Проблемно-диалогическое обучение, в отличие от технологии продуктивного чтения, можно применять при изучении любого учебного предмета. Поэтому на методическом объединении учителя на конкретных предметах (русский язык, математика, окружающий мир) показали способы постановки учебной проблемы, методы поиска решения проблемы. Работая в группах, учителя восстановили структуру проблемного урока: постановка учебной проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта. Затем эту структуру педагоги «увидели» на открытом уроке математики в 1-м классе «Сравнение чисел. Результат сравнения» (учитель Н.А. Чикина), на открытом уроке русского языка в 4-м классе «Лексического значение глагола» (учитель Л.А. Ганжала). Данная технология имеет социальную направленность, так как обеспечивает прочность знаний, умение творчески применять их в жизни.
Технология проектной деятельности активно используется учителями начальной школы во внеурочной деятельности. На методическом объединении были рассмотрены теоретические основы проектной деятельности, её структура. Кроме того, учителя делились опытом работы над творческими, исследовательскими, социальными проектами. Так, учитель Л.А. Ганжала показала мастер-класс по созданию новогодней ёлочки. Н.К. Шумилова раскрыла этапы работы над проектом и представила исследовательские проекты «Паспорт дерева», «История моей фамилии» и другие. А на открытом уроке окружающего мира во 2-м классе по теме «Деревья леса» показала, как используется технология проектной деятельности при изучении учебного предмета.
В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Применение данной технологии на уроках позволяет реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников. Как показывает практика, у учеников формируются универсальные учебные действия: познавательные (анализ информации, классификация), личностные (применение навыков делового сотрудничества в группе, самооценка на основе критериев успешности), регулятивные
(выполнять учебное действие, планировать учебное сотрудничество, удерживать цель до получения результата), коммуникативные (высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью, аргументировать свои суждения).
В дальнейшем планируем на методическом объединении подробно изучить технологию критического мышления, уровневой дифференциации обучения, оценивания учебных достижений. При изучении данных технологий будем опираться на положительный опыт предыдущих лет: сначала рассмотрим особенности технологии, а затем учителя покажут её применение на уроках. Такая работа, на наш взгляд, позволяет учителям лучше понять технологии деятельностного типа.
Принимая активное участие в работе методического объединения, педагоги пришли к выводу, что современные образовательные технологии направлены не на готовое изложение учебного материала, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
Литература
1. Гайдаенко, Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса [Текст] / Е. Гайдаенко // Начальная школа: Первое сентября.-2006. - № 10. – С. 2-3.
2. Мельникова, Е. Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС / [Текст] / Е. Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 9. – С. 1-6.
3. Мельникова, Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / [Текст] / Е. Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. – М. : Баласс, 2008. – Вып.8. – 60 с.4. Метод проектов в начальной школе: система реализации [Текст] / авт.-сост. Н.В. Засоркина и др. – Волгоград : Учитель, 2010. – 135с.
4. Ягодко, Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / [Текст] / Л. И. Ягодко // Начальная школа плюс до ипосле. – 20102. - № 1. – С. 36-38.
Другие статьи
- Человек превыше всего
- Методы и приёмы работы с одарёнными детьми
- Обобщение опыта по теме самообразования учителя музыки "«Использование технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания»
- О результатах введения коррекционно - развивающей программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» в 4 классе (КРО).
- Оценка результатов обученности студентов колледжа по учебной дисциплине «Анализ музыкальных произведений»
- Театральный проект
- Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
- Образовательные и воспитательные технологии - на уроках музыки
- Обобщение опыта работы учителя музыки по теме "Взаимосвязь всех видов искусств"
- За что мы любим...
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.