С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Методика совершенствования бега на скорость учащихся первых классов."
Чувикова Альбина Дамировна
 Учитель физической культуры
МКОУСОШ №66 города Тулы
 
 
Методика совершенствования бега на скорость
(для учащихся первой ступени).
 
  Установлено, что техника бега мальчиков и девочек первого класса существенно не различаются. Поэтому занятия по совершенствованию компонентов техники данного движения с ними можно проводить общей группой.
  В 1 классе главной задачей является не повышение скорости бега, а совершенствование техники данного движения. Это связано, прежде всего, с тем, что у первоклассников техника бега сформирована недостаточно хорошо, а скорость бега зависит от уровня развития физических качеств. Но длина бегового шага, как у мальчиков, так и у девочек определяется развитием скоростно-силовых возможностей и гибкости. Поэтому для повышения длины беговых шагов необходимо совершенствовать вышеназванные физические качества.
  Методика совершенствования компонентов техники бега на скорость рассчитана на 5-6 уроков в зависимости от темпов овладения учащимися предлагаемыми упражнениями. В каждом уроке совершенствованию техники бега следует отводить примерно 15-20 минут.
  Педагогические задачи совершенствования техники бега на скорость включают:
- совершенствование общих основ техники быстрого  бега (постановка стоп, положение туловища, головы, работа рук во время бега);
- повышение длины беговых шагов, амплитуды движений маховой ноги во время бега;
- развитие быстроты, скоростно-силовых возможностей, гибкости.
Описание техники.
  Во время бега на скорость туловище слегка наклонено вперед. Нога на беговую дорожку ставится упруго (как мячик) с передней части стопы, а не с пятки. Стопы во время бега по прямой надо ставить прямо-вперёд.
  Во время отталкивания бегун энергично выносит маховую ногу вперед-вверх, согнутую в колене. Отталкивание завершается разгибанием толчковой(опорной) ноги в коленном и голеностопном суставах.
  Движение рук – перекрёстное. Руки согнуты в локтевых суставах и движутся вперед-назад в одном ритме с движениями ногами. Движение руками вперёд выполняются несколько внутрь, а назад – несколько наружу. Угол сгибания в локтевом суставе непостоянен: при выносе вперед рука сгибается больше всего, при отведении вниз-назад немного разгибается. Кисти во время бега полусжаты  или разогнуты , не напряжены. Энергичные движения руками не должны вызывать подъем плеч или сутулость - первые признаки чрезмерного напряжения.
  Успех в беге на скорость зависит от умения бежать легко, свободно, без излишнего напряжения. Предполагается, что на первых занятиях учащиеся получают представление о положении тела во время бега, прямолинейной постановке стоп на опору, активном отталкивании и выносе бедра маховой ноги вперед-вверх.
 
Серии подготовительных и подводящих упражнений, составленные с учетом особенностей техники и направленные на обучение бегу учащихся 1 класса.
 
1 серия: 1. Бег в чередовании с ходьбой:30 м-ходьба, 30м –бег .
                    Повторить 5- 6 раз.
                2. Бег в удобном темпе 50-60 м.  Повторить 5-6 раз (бежать легко, не                                                  
                   напрягаясь)
               3. Бег по прямой линии-10-20 м. Повторить 5-6 раз.  Бег    
                   прямолинейный, стопы ставятся на беговую дорожку прямо – 
                   вперёд на переднюю часть.
 
2 серия: 1. Бег на месте с высоким подниманием бедра, стоя у опоры.
                   Повторить 5-6 раз по 30 сек.
                2. Бег с высоким подниманием бедра, руки вдоль туловища-10-12 м.
                  Повторить 4-5 раз.
             3. Бег с высоким подниманием бедра -10-12 м. Повторить 4-5 раз.
                Акцентировать внимание учащихся на том, что бедро  маховой  
                 ноги  следует поднимать  так, чтобы угол с вертикалью составлял                           
                примерно  80-85*, туловище держать прямо(при беге на месте) или  
                слегка  наклонив  вперёд, стопы ставить на переднюю часть,                       
                активно работать согнутыми руками.
 
3 серия: 1. Бег с захлёстывание голени назад - 10-12 м. Руки вдоль туловища.  
                  Повторить 3-4 раза.
               2. Бег с захлёстывание голени назад-10-12 м. Повторить 4-5 раз.    
                  Внимание учащихся акцентировать на активном сгибании ноги   
                  назад. Бег с захлестыванием голени назад довольно сложен для   
                  освоения учащимися шестилетнего возраста. В качестве  
                   подводящего можно использовать такое упражнение, как касание  
                  стопами отведенных назад до уровня ягодиц ладоней. При этом
                   необходимо постоянно контролировать наклон туловища и
                   активную работу ног.
                 3. Бег по разметкам. Применяются для оптимизации длины беговых
                   шагов. Расстояние между разметками должно соответствовать
                   росту учащихся:  для роста 130-145 см расстояние равно 60-65
                   см, для роста 120-130 см-50-55 см, для роста-110-120 см-45-50 см.
                   При выполнении данного задания необходимо, чтобы учащиеся
                   не смотрели на разметки, а выполняли бег свободно, держа  
                   голову прямо-взгляд  направлен вперёд.
 
4 серия: 1. Бег с ускорением -12-15 м в коридоре шириной 50 см. Повторить
                   3-4 раза.
                2. Бег на 10 м с хода. Повторить 2-3 раза.
                3. Челночный бег 3*10 м. Повторить 3-4 раза.
                4. Бег с максимальной скоростью-12-15м. Повторить 2-3 раза.
Совершенствовать работу рук, постановку стоп с передней части, активное отталкивание и вынос бедра маховой ноги вперёд-вверх. Учащиеся должны помнить, что бежать на скорость надо легко, без излишнего напряжения.
 
 Литература:
1. Е.Н.Вавилова, "Учите бегать, прыгать, лазать, метать", М., 1983 г. 
           2. Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. "М.:     
                 Просвещение, 1991. - 51 с.


3. Физическая культура в школе 2000год, №5
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ