Статья "Проектная деятельность на уроках музыки"
Светлана Трушина
05.06.2015
5715
0
Метод проектов
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа"
с. Знаменка, Нерчинский район ,Забайкальский край.
Проектная деятельность на уроках музыки
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа"
с. Знаменка, Нерчинский район ,Забайкальский край.
Проектная деятельность на уроках музыки
Проект – в переводе с латинского означает «брошенный вперёд». Замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. Под проектом подразумевают специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
В соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Метод проектно-исследовательской работы предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя ее на качественно новый уровень. Положительные результаты не заставят себя ждать. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнеров, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
-личностно ориентирована;
-характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
-позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
-позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
-приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Методом проектов принято считать технологию моделирования и организацию образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Типы проектов
-Исследовательские:
-Доказательство актуальности темы
-Определение проблемы, предмета и объекта исследования
-Перечень задач, методов и т.д.
Информационные:
-Сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов.
-Предполагают презентацию
Социально значимые:
-Результат деятельности ориентирован на интерес какой-либо группы людей.
-Требуется внешняя экспертиза
Творческие:
-Подчиняются жанру конечного результата ( газета, фильм, праздник).
Результаты оформляются в завершённой форме ( сценарий и т.п.)
Телекомуникационные:
-Совместная деятельность учащихся-партнёров строится на основе компьютерной связи для достижения общего результата
Стадии разработки проекта
1. Организационно – подготовительная – проблематизация, разработка проектного задания (выбор);
2. Разработка проекта (планирование);
3. Технологическая стадия;
4. Заключительная стадия (оформление результатов, презентация, обсуждение, саморефлексия)
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях
Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников.
Каждый творческий педагог на протяжении своей педагогической деятельности находится в постоянном поиске: как избежать традиционных форм обучения, развивающих только репродуктивное мышление у учащихся? Как сконструировать художественно-творческий процесс урока? Как направить процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании. Ответ прост. Необходимо ориентироваться на современные педагогические технологии, соответствующие принципам художественной педагогики развивающего обучения. Одним из таких методов является «метод проектов».
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились собирать и обрабатывать информацию, развили умение анализировать, интегрировать и применять полученные ранее знания по предмету «Музыка», у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
Материалы исследовательских работ могут быть использованы учителями музыки в урочное время как дополнительный материал или во внеклассной работе, а также для индивидуального творческого развития учащихся.
Исходя из целей и задач, которые стоят перед учителем музыки в современной школе, я часто применяю в своей работе данную методику проектной деятельности. Многолетний опыт работы в школе показал, что в привитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал будет лишь репродуктивным, нежели познавательным. Для того чтобы заинтересовать детей активной деятельностью на уроке, им нужно предложить интересную и значимую проблему . Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению , чего и требует современный ФГОС.
В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Предлагаю некоторые виды и темы проектов по музыке:
1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, фрагментов из опер («Волк и семеро козлят»), симфоническая сказка «Петя и волк».
2. Информативно-исследовательские проекты, например, Как создавалась опера, балет , «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
3. Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
4 Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.
5. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
6. Мини-исследовательские проекты (например, «Рейтинг любимых песен», «Рейтинг любимых музыкальных клипов» и т.д.).
7. Сочинение или досочинение песни, рассказа, рисунок персонажа или героя музыкального произведения, таблица любых музыкальных характеристик или терминов.
8.«Музыкальные инструменты» - школьники рисуют музыкальные инструменты, отгадывают загадки, составляют кроссворды, сами изготавливают простейшие шумовые инструменты, исполняют песни под их аккомпанемент.
9. Песенно-музыкальные проекты – учащиеся школы ищут информацию об авторах популярных песен разной тематики. Возможна инсценировка этих песен.
10. Выпускают стенгазеты , презентации, представляют выход проектов на уроках, предметной неделе, мероприятии.
11. Календарь знаменательных дат.
На сайте «Учпортфолио» мною создана страница «Проектная деятельность», где размещены несколько творческих проектов, и будут добавляться другие материалы по этой теме.
http://uchportfolio.ru/29061967/?page=12575
Источники:
1. И. В. Бочарова "Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки"
http://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/stat-ia-proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-muzyki
2. Е.Г. Маркова"Проектная деятельность на уроках музыки с использованием ИКТ"
https://infourok.ru/proektnaya_deyatelnost_na_urokah_muzyki_s_ispolzovaniem_ikt.-507367.htm
3. Бехтенова, Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования: дис. канд. пед. наук. [Текст]/ Е.Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. - 276 c.
В соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Метод проектно-исследовательской работы предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя ее на качественно новый уровень. Положительные результаты не заставят себя ждать. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнеров, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
-личностно ориентирована;
-характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
-позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
-позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
-приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Методом проектов принято считать технологию моделирования и организацию образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Типы проектов
-Исследовательские:
-Доказательство актуальности темы
-Определение проблемы, предмета и объекта исследования
-Перечень задач, методов и т.д.
Информационные:
-Сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов.
-Предполагают презентацию
Социально значимые:
-Результат деятельности ориентирован на интерес какой-либо группы людей.
-Требуется внешняя экспертиза
Творческие:
-Подчиняются жанру конечного результата ( газета, фильм, праздник).
Результаты оформляются в завершённой форме ( сценарий и т.п.)
Телекомуникационные:
-Совместная деятельность учащихся-партнёров строится на основе компьютерной связи для достижения общего результата
Стадии разработки проекта
1. Организационно – подготовительная – проблематизация, разработка проектного задания (выбор);
2. Разработка проекта (планирование);
3. Технологическая стадия;
4. Заключительная стадия (оформление результатов, презентация, обсуждение, саморефлексия)
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях
Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников.
Каждый творческий педагог на протяжении своей педагогической деятельности находится в постоянном поиске: как избежать традиционных форм обучения, развивающих только репродуктивное мышление у учащихся? Как сконструировать художественно-творческий процесс урока? Как направить процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании. Ответ прост. Необходимо ориентироваться на современные педагогические технологии, соответствующие принципам художественной педагогики развивающего обучения. Одним из таких методов является «метод проектов».
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились собирать и обрабатывать информацию, развили умение анализировать, интегрировать и применять полученные ранее знания по предмету «Музыка», у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
Материалы исследовательских работ могут быть использованы учителями музыки в урочное время как дополнительный материал или во внеклассной работе, а также для индивидуального творческого развития учащихся.
Исходя из целей и задач, которые стоят перед учителем музыки в современной школе, я часто применяю в своей работе данную методику проектной деятельности. Многолетний опыт работы в школе показал, что в привитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал будет лишь репродуктивным, нежели познавательным. Для того чтобы заинтересовать детей активной деятельностью на уроке, им нужно предложить интересную и значимую проблему . Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению , чего и требует современный ФГОС.
В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Предлагаю некоторые виды и темы проектов по музыке:
1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, фрагментов из опер («Волк и семеро козлят»), симфоническая сказка «Петя и волк».
2. Информативно-исследовательские проекты, например, Как создавалась опера, балет , «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
3. Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
4 Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.
5. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
6. Мини-исследовательские проекты (например, «Рейтинг любимых песен», «Рейтинг любимых музыкальных клипов» и т.д.).
7. Сочинение или досочинение песни, рассказа, рисунок персонажа или героя музыкального произведения, таблица любых музыкальных характеристик или терминов.
8.«Музыкальные инструменты» - школьники рисуют музыкальные инструменты, отгадывают загадки, составляют кроссворды, сами изготавливают простейшие шумовые инструменты, исполняют песни под их аккомпанемент.
9. Песенно-музыкальные проекты – учащиеся школы ищут информацию об авторах популярных песен разной тематики. Возможна инсценировка этих песен.
10. Выпускают стенгазеты , презентации, представляют выход проектов на уроках, предметной неделе, мероприятии.
11. Календарь знаменательных дат.
На сайте «Учпортфолио» мною создана страница «Проектная деятельность», где размещены несколько творческих проектов, и будут добавляться другие материалы по этой теме.
http://uchportfolio.ru/29061967/?page=12575
Источники:
1. И. В. Бочарова "Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки"
http://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/stat-ia-proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-muzyki
2. Е.Г. Маркова"Проектная деятельность на уроках музыки с использованием ИКТ"
https://infourok.ru/proektnaya_deyatelnost_na_urokah_muzyki_s_ispolzovaniem_ikt.-507367.htm
3. Бехтенова, Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования: дис. канд. пед. наук. [Текст]/ Е.Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. - 276 c.
Другие статьи
- Из опыта интеграции вопросов здоровьесбережения в предметную область «ФИЗИКА»
- Работа над методическим конструктором по формированию универсального учебного действия "Работа с текстовым материалом"
- Роль кабинета математики в обучении. Из опыта работы
- Моё призвание - ПЕДАГОГ
- Профессиональный путь
- Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
- Плюсы и минусы на сайте
- Исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся
- Юбилей школы
- Моя педагогическая философия
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.