Статья " Методика логопедического обследования детей"
Ольга Даниловская
08.06.2015
14780
1
В помощь учителю
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области
В системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста одно из центральных мест в диагностике занимает оценка речевого развития, так как речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.
Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение речевых расстройств, которые проявляются как в устной, так и в письменной речи, что отражается в успешности овладения программным материалом по русскому языку и чтению. Учитель обращается с просьбой к учителю-логопеду выяснить причину школьной неуспеваемости учащегося. Речь учащихся с особенностями развития сопровождается характерными нарушениями звукопроизношения, особенностями лексико-грамматического строя (трудности словообразования, подбора синонимов, антонимов, затруднения в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформированности связной речи), несформированностью фонематических процессов.
Особенности речевой функции сопоставляется с показателями врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Логопедическое заключение выносится с учетом данных всех специалистов, обучающих ребенка. Логопедическое обследование проводится по определенной схеме. На основе полученных данных после исследований речевого развития определяется структура дефекта, выносится логопедическое заключение и намечаются пути коррекционной работы.
Схема логопедического обследование ребенка
1. Сбор анамнестических данных.
прилагательное (какой?): Я назову тебе слово, которое обозначает предмет, а ты назови его признак: шар, стол, гнездо, небо, ручка, птица.
наречие (делать как?): Давай придумаем, как можно совершить действие (говорить – громко, писать – аккуратно, учиться – добросовестно, кушать – медленно).
предлог: Вставь пропущенное слово: цвету (на) окне, собака (из) бумаги, стул (у) стола.
числительное: Я назову число, а вы суммируйте слово так, если бы мы говорили о числе месяца (шесть – шестое, двадцать – двадцатое, один – первое).
12. Обследование грамматического строя речи.
- отдельные слоги
- слова
- предложения
Перечень методик логопедического обследования
I. Материал для исследования фонетической стороны речи.
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области
Методика логопедического обследования детей
В системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста одно из центральных мест в диагностике занимает оценка речевого развития, так как речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.
Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение речевых расстройств, которые проявляются как в устной, так и в письменной речи, что отражается в успешности овладения программным материалом по русскому языку и чтению. Учитель обращается с просьбой к учителю-логопеду выяснить причину школьной неуспеваемости учащегося. Речь учащихся с особенностями развития сопровождается характерными нарушениями звукопроизношения, особенностями лексико-грамматического строя (трудности словообразования, подбора синонимов, антонимов, затруднения в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформированности связной речи), несформированностью фонематических процессов.
Особенности речевой функции сопоставляется с показателями врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Логопедическое заключение выносится с учетом данных всех специалистов, обучающих ребенка. Логопедическое обследование проводится по определенной схеме. На основе полученных данных после исследований речевого развития определяется структура дефекта, выносится логопедическое заключение и намечаются пути коррекционной работы.
Схема логопедического обследование ребенка
- характер течения беременности
- характер родовой деятельности
- данные раннего развития ребенка (когда стал держать голову, ползать, переворачиваться на живот, стоять, ходить, когда полезли зубы)
- речевое развитие (гуление, лепет, комплекс оживления, первое слово, предложение, фраза)
- статика (поза Ромберга)
- динамические упражнения (умение переключаться с одного движения на другое)
- статика (упражнения «кольцо», «зайчики», «коза», «корова»)
- динамические упражнения
- статика (упражнения «лопаточка», «чашечка», «гриб»)
- динамические упражнения (упражнения «качели», «часики»)
- губы
- зубы
- нёбо
- язык
- нижняя челюсть
- подъязычная связка
- темп речи
- ритмичность речи
- плавность
- высота и сила голоса
- тембр
- работа с альбомом (картинным материалом)
- повторение слогов
- выделение заданного звука из ряда звуков
- разные типы слогов (открытый слог ма-ту-ро, закрытый ор-ум-ас, слог со стечением согласных стра-арм-барс)
- слова с разным содержанием слогов: 1 слог – пень, мак, дом; 2 слога – лампа, лупа, якорь; 3 слога – корзина, машина)
- сложные слова: термометр, велосипедист, экскаватор, телепередатчик
- определить место звука в ряде звуков, ряде слогов, в слове, в предложении
- составить слово из слогов (за, ко – коза)
- придумать слово с заданным согласным, гласным звуком
- придумать предложение с заданным словом, составить графическую схему слова, предложения
- активный словарь
- пассивный словарь
- выявление лексического запаса слов разных частей речи (существительное, прилагательное, глагол, наречие, предлог, числительное):
прилагательное (какой?): Я назову тебе слово, которое обозначает предмет, а ты назови его признак: шар, стол, гнездо, небо, ручка, птица.
наречие (делать как?): Давай придумаем, как можно совершить действие (говорить – громко, писать – аккуратно, учиться – добросовестно, кушать – медленно).
предлог: Вставь пропущенное слово: цвету (на) окне, собака (из) бумаги, стул (у) стола.
числительное: Я назову число, а вы суммируйте слово так, если бы мы говорили о числе месяца (шесть – шестое, двадцать – двадцатое, один – первое).
12. Обследование грамматического строя речи.
- обследование умения изменять слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов, изменять по числам и падежам
- - соедини части в слово (вы, езд; за, бежал; за, гон; с, делал)
- - образуй такое слово, чтобы стало возможным большой предмет уменьшить, сделать малым: шар – шарик, стул – стульчик, пень – пенек, гвоздь – гвоздик
- образование сложных слов
- - объедини два слова в одно: везде ходит – вездеход, пар вози – паровоз
- вставь пропущенные слова в текст
- деформированное предложение
- составление рассказа, пересказа, текста
- знание букв
- знание и чтение слогов
- чтение слов
- чтение предложений
- слуховой диктант
- отдельные слоги
- слова
- предложения
- списывание с печатного текста, с письменного текста (перевод печатных букв в письменные)
- самостоятельное письмо
- анализ письменных работ.
Перечень методик логопедического обследования
- предметные картинки, содержащие звук в разном положении (в начале, в середине, в конце слова)
- речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие разные звуки)
- картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость, твердость – мягкость, свистящие – шипящие
- картинки с изображением действий людей и животных
- картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина, число)
- сюжетные картинки
- серии сюжетных картинок (2-5) для разных возрастных групп
- речевой материал (предложения, слова, разной звуко-слоговой структуры)
- предложения и сюжетные картинки
- тексты для чтения разной сложности
- слоговые таблицы
- буквы
- тексты диктантов и предложений
- печатные и рукописные тексты для списывания
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 224 с.; ил.
- Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб.пособие Урал.гос.пед.ун-т. – Екатеринбург. 1995.
- Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.П: Звуковая сторона, грамматический строй., словарный запас, письменная и связная речь. – М.: АРКТИ, 1997. – 64 с., цв. таблицы.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д , 2001. – 16 с., цветная вставка.
Другие статьи
- Роль проектной технологии в формировании современного школьника
- Методическая система изучения вопросов истории Владимирского края в сотрудничестве с одарёнными детьми
- Фольклорный ансамбль "Читинская слобода".
- Духовная эстетика на уроке музыки в 5 классе как поиск духовного начала в самом себе
- ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ
- Моя любимая работа или Мастерская чудес
- Измерители социальной успешности обучающихся в школьном научном обществе
- Методические основы профессионально ориентированного анализа хорового произведения
- Профессиональный путь
- Развитие презентационной культуры обучающихся изостудии "Радуга"
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений и мониторинга речевого развития позволяют добиваться повышения качества логокоррекционной работы. Какое многогранное обследование речи ребёнка проводит логопед.
Татьяна Образцова, дата: 12.06.2015 в 22:48
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.