С нами 15523 учителя, 5320 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья " Методика логопедического обследования детей"

Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области
 
 
Методика логопедического обследования детей
 
         В системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста одно из  центральных мест в диагностике занимает оценка речевого развития, так как речь почти всегда является  показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния  ребенка.
         Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение речевых  расстройств, которые проявляются как в устной, так и в письменной речи, что отражается в  успешности овладения программным материалом по русскому языку и чтению. Учитель  обращается с просьбой к учителю-логопеду выяснить причину школьной неуспеваемости учащегося. Речь учащихся  с особенностями развития сопровождается  характерными  нарушениями звукопроизношения, особенностями лексико-грамматического строя (трудности словообразования,  подбора синонимов, антонимов, затруднения в понимании лексико-грамматических конструкций,  недостаточной сформированности связной речи), несформированностью фонематических процессов.
         Особенности речевой функции сопоставляется с показателями  врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Логопедическое заключение выносится с учетом данных всех  специалистов, обучающих ребенка. Логопедическое обследование проводится по  определенной схеме. На основе  полученных данных после исследований речевого развития определяется структура   дефекта,  выносится логопедическое заключение и намечаются пути коррекционной работы.

Схема логопедического обследование ребенка
 
1. Сбор анамнестических данных.
  • характер течения беременности
  • характер  родовой деятельности
  • данные раннего развития ребенка (когда стал держать голову, ползать, переворачиваться на живот, стоять, ходить, когда полезли зубы)
  • речевое развитие (гуление, лепет, комплекс оживления, первое слово, предложение, фраза)
2. Обследование общей моторики.
  • статика (поза Ромберга)
  • динамические упражнения (умение переключаться с одного движения на другое)
3. Обследование мелкой моторики.
  • статика (упражнения «кольцо», «зайчики», «коза», «корова»)
  • динамические упражнения
4. Обследование артикуляционной моторики.
  • статика  (упражнения «лопаточка», «чашечка», «гриб»)
  • динамические упражнения  (упражнения «качели», «часики»)
5. Состояние органов артикуляции.
  • губы
  • зубы
  • нёбо
  • язык
  • нижняя челюсть
  • подъязычная связка
6. Обследование просодической стороны речи.
  • темп речи
  • ритмичность речи
  • плавность
  • высота и сила голоса
  • тембр
7. Обследование звукопроизношения.
  • работа с альбомом (картинным материалом)
8. Обследование фонематического слуха.
  • повторение слогов
  • выделение заданного звука из ряда звуков
9. Обследование слоговой структуры слова.
  • разные типы слогов (открытый слог ма-ту-ро, закрытый ор-ум-ас, слог со стечением  согласных стра-арм-барс)
  • слова с разным содержанием слогов: 1 слог – пень, мак, дом; 2 слога – лампа, лупа, якорь; 3 слога – корзина, машина)
  • сложные слова: термометр, велосипедист, экскаватор,  телепередатчик
10. Обследование навыка звукового анализа (звук – слог – слово – предложение).
  • определить место звука в ряде звуков, ряде слогов, в слове, в предложении
  • составить слово из слогов (за, ко – коза)
  • придумать слово с заданным согласным, гласным звуком
  • придумать предложение с заданным словом, составить графическую схему слова, предложения
11. Обследование словаря (предметные картинки).
  • активный словарь
  • пассивный словарь
  • выявление лексического запаса слов разных частей речи (существительное, прилагательное,  глагол, наречие, предлог, числительное):
существительное: Я кину тебе мяч и задам вопрос ЧТО? или КТО? а ты придумай слово, которое отвечало бы на этот вопрос  (ЧТО? – мяч, день, камень, дом, метла, окно. КТО? – человек, медведь, слон, журавль, грач.) и верни мне мяч. Какое слово лишнее (день, ночь, вечер, сон, яблоко)?
прилагательное  (какой?): Я назову тебе слово, которое обозначает предмет, а ты назови его признак: шар, стол, гнездо, небо, ручка, птица.
наречие  (делать как?):  Давай придумаем, как можно совершить действие (говорить – громко, писать – аккуратно, учиться – добросовестно, кушать – медленно).
предлог:  Вставь  пропущенное слово: цвету (на) окне, собака (из) бумаги, стул (у) стола.
числительное:  Я назову число, а вы суммируйте слово так, если бы мы говорили о числе месяца (шесть – шестое, двадцать – двадцатое, один – первое).

12. Обследование грамматического строя речи.
  • обследование умения изменять слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов, изменять по числам и падежам
  • -   соедини части в слово (вы, езд; за, бежал; за, гон; с, делал)
  • - образуй такое слово,  чтобы стало возможным большой предмет уменьшить,   сделать малым: шар – шарик, стул – стульчик, пень – пенек, гвоздь –    гвоздик
  • образование сложных слов
  • - объедини два слова в одно: везде ходит – вездеход, пар вози – паровоз
  • вставь пропущенные слова в текст
  • деформированное предложение
  • составление рассказа, пересказа, текста
13. Обследование чтения.
  • знание букв
  • знание и чтение слогов
  • чтение слов
  • чтение предложений
14. Обследование письма.
  • слуховой диктант
- отдельные буквы
- отдельные слоги
- слова
- предложения
  • списывание с печатного текста, с письменного  текста (перевод печатных букв в письменные)
  • самостоятельное письмо
  • анализ письменных работ.

Перечень методик логопедического обследования
 
I. Материал для исследования фонетической стороны речи.
  • предметные картинки, содержащие звук в разном положении (в начале, в середине, в конце слова)
  • речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие разные звуки)
II. Материал для исследования фонематической стороны речи.
  • картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость, твердость – мягкость, свистящие – шипящие
III. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи.
  • картинки  с изображением действий людей и животных
  • картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина, число)
IV. Материал для исследования состояния связной речи.
  • сюжетные картинки
  • серии сюжетных картинок (2-5) для разных возрастных групп
V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза.
  • речевой материал (предложения, слова, разной звуко-слоговой структуры)
  • предложения и сюжетные картинки
VI. Материал для исследования состояния письменной речи.
  • тексты для чтения разной сложности
  • слоговые таблицы
  • буквы
  • тексты диктантов и предложений
  • печатные и рукописные тексты для списывания
         Литература:
  1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 224 с.; ил.
  2. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб.пособие Урал.гос.пед.ун-т. – Екатеринбург. 1995.
  3. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.П: Звуковая сторона, грамматический строй., словарный запас, письменная и связная речь. – М.: АРКТИ, 1997. – 64 с., цв. таблицы.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д , 2001. – 16 с., цветная вставка.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений и мониторинга речевого развития позволяют добиваться повышения качества логокоррекционной работы. Какое многогранное обследование речи ребёнка проводит логопед.
Татьяна Образцова, дата: 12.06.2015 в 22:48  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.