Статья " Проектная деятельность как одна из форм интеграции традиционных и инновационных подходов к организации летнего отдыха и оздоровления детей"
Татьяна Медведева
03.06.2015
3811
12
Школьный летний лагерь
Медведева Татьяна Александровна,
Учитель биологии и информатики,
высшая квалификационная категория,
Гаврилова Ольга Владимировна,
Учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория,
МБОУ Арбатская средняя школа,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
Учитель биологии и информатики,
высшая квалификационная категория,
Гаврилова Ольга Владимировна,
Учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория,
МБОУ Арбатская средняя школа,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
Проектная деятельность как одна из форм интеграции традиционных и инновационных подходов к организации летнего отдыха и оздоровления детей
Самое бесценное достояние нашего общества – это здоровье российских граждан, а главное – детей, так как здоровье юного, развивающегося организма – залог физической и нравственной силы и бодрости будущих поколений.
Лето - пора каникул и дети настроены на отдых. На вопрос: «Что такое отдых?» - они, как правило, отвечают: прогулки, телевизор, пляж… В общем, это пустое, бесцельное времяпрепровождение, когда ребенок не в состоянии сам организовать своё время.
Однако, полноценный отдых детей - это активная смена деятельности. При традиционном подходе к летнему отдыху не в полной мере создаются благоприятные условия для участия всех заинтересованных лиц - как педагогов, так и детей - в решении конкретных задач оздоровления.
Перед школой встал вопрос: «Как сделать отдых детей содержательным и интересным, и в то же время полезным и эффективным?» В связи с ответом на этот вопрос учителя нашей школы решили использовать метод проектов как одну из форм интеграции традиционных и инновационных подходов к организации летнего отдыха и оздоровления детей. Проект – инструмент для управления развитием Проект – это планируемый и управляемый процесс, направленный на достижение конкретных ожидаемых изменений за определенный отрезок времени и с определенными ресурсами.
И вот уже с 2005 года проектные технологии прочно вошли в практику работы нашей школы и качественно изменили и расширили возможности обеспечения общего оздоровления, личностного роста и развития творческого потенциала детей младшего и среднего возраста через различные формы игровой деятельности на основе разработки проектов и реализации программ летнего отдыха детей.
В учебное время школьная программа ограничивает педагогов и детей во времени и тематике. Летом же появляется возможность выбрать интересные темы в самых неожиданных формах для осуществления их в неформальной обстановке, и именно в летнее время у детей появляется возможность реализовать себя и не упустить время для поиска чего-то нового, непознанного. Традицией стало коллективное творческое участие педагогов школы в создании каждого целевого проекта летнего отдыха.
Учитывая особенности разновозрастного состава участников летнего школьного лагеря, а именно: большую двигательную, но неустойчивую активность, повышенную утомляемость при перевозбуждении и однообразной деятельности, несовпадении интересов девочек и мальчиков, низкие навыки самообслуживания и соблюдения основ безопасности жизни, педагоги школы в своей работе решили использовать сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра – это реальная жизнь в предполагаемых обстоятельствах и в этой жизни принимают участие все. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направления своего участия в игре, но и способы достижения цели: или он идет к цели один, или со своим другом, или с отрядом.
2005год – первый разработанный и внедренный в практику проект летнего оздоровления и отдыха детей и подростков – проект «Экогорик», в котором цель и задачи воспитания реализовались через сюжетно-ролевую игру «Город экологов». Город - это смена летней оздоровительной площадки, микрорайон - каждая группа внутри города, которому указывается место для застройки на карте города.
Структура самоуправления в «Городе экологов» - Городское собрание (все участники смены), Мэр города, Городской совет (вице-мэры). За участие в делах города микрорайоны зарабатывают определенное количество домиков для своего района. Чем активнее район участвует в делах Города, тем больше и красивее он станет. Подсчет результатов происходит каждый день. Основным документом является карта микрорайона, где фиксируется участие в делах и акциях.
А еще были придуманы и внедрены проекты: «Чудо-экспресс», включающий сюжетно – ролевую игру Поезд, «Город доброго времени» - Часовые мастерские, «Прометей» - Караулы пожарной части и др.
При разработке проектов педагогами школы учитывались также и знаменательные даты в жизни, страны, республики, села.
2007 год - 300-летие добровольного вхождения Хакасии в состав России. В этом году был реализован проект «Станица точного времени», включающий в путешествие по станице мероприятия, основанные на региональных и местных данных, способствовавшие воспитанию интернациональности, чувств патриотизма, любви к своему краю, его обычаям и традициям. На весь период работы территория школы объявляется маленькой «Станицей точного времени». Все участники становятся жителями этой станицы, знакомятся с ее устоями, обычаями и традициями. Дети объединяются в разновозрастные семейства, а педагоги становятся главами семейств.
Главный хранитель времени, Временной круг, Совет станицы, Главный часовщик, Специалисты времени (точного, спортивного, полезного, главный распорядитель времени), Семейный совет – органы детского самоуправления в станице. Учет деятельности каждого семейства велся с помощью волшебных и штрафных минуток, а итоги путешествия отмечались на специальной карте.
2008 год – объявлен годом семьи, а также он знаменателен в жизни нашего села. Прошло ровно 240 лет со дня его образования. В связи с этим вновь был разработан проект «Под крышей дома твоего». Цель и задачи летнего лагеря реализовались через сюжетно - ролевую игру «Новостройка».
Содержание работы лагеря - это работа Жилищно Строительного Кооператива (ЖСК), то есть игра-строительство «Новостройка» – возведение Семейного Дома. Каждая семья – это очаг - теплый и уютный, и для каждого семья – это родительский дом. Каждая семья, являющаяся членом ЖСК, - это Бригада, которая строит дом для своей семьи.
В начале стройки перед Бригадой ставится цель – построить дом, но этот дом должен быть построен быстро и качественно. Бригада получает свой план строительства дома. Дом можно возвести за 15 дней (при успешной работе), а можно и за 20. Воспитатели заранее готовят общий эскиз задуманного дома, который предлагается для всеобщего обозрения и служит эталоном для строительных Бригад. Каждый отработанный день на стройке соответствует одному ряду кирпичной кладки.
С первых дней дети начинают активное строительство своего дома. Ежедневно итоги строительства домов подводятся на заседании балансовой комиссии. При этом каждая Бригада, по итогам дня, за участие в КТД и выполнение режимных моментов, получает строительный материал – кирпичи разных по высоте размеров. Размер заработанных кирпичей для строительства Дома зависит от результатов выполнения работы. Чем активнее и качественнее Бригада работает, тем быстрее она заканчивает строительство каркаса своего дома и начинает его благоустраивать и наполнять дом мебелью. Необходимые материалы, мебель и бытовую технику, а также зеленые насаждения, фонтаны, бассейны, гараж, машины и все другое необходимое, Бригада приобретает на кирпичи, оставшиеся после строительства дома.
За личное участие в жизни лагеря (в конкурсах и КТД) дети также получают кирпичики, только разных цветов:
красный - за активную работу;
оранжевый - за индивидуальное первенство на больших и малых КТД;
желтый - за хорошие заметки для лагерной газеты «Новостройка»;
синий - за успешное выполнение заданий на конкурсах.
В конце каждой недели дети смогут обменять заработанные кирпичики на различные сувениры в отделе Главных Специалистов. Самый активный строитель в последний день лагеря получает подарок – сюрприз.
ХXI-ый век называют веком информации – это век активных, предприимчивых, деловых людей. В современном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов всё в большей степени зависит от способности эффективно использовать имеющуюся информацию, что требует развития коммуникативных возможностей современного человека.
Учитывая современные требования времени, был создан и внедрен новый проект, цели и задачи воспитания которого реализуются через сюжетно-ролевую игру - работа Рекламного Агентства «Свежий ветер», предлагаемую в форме «Мозаики». Проект включил в себя: гражданско-патриотическое направление; творческо-интеллектуальную, спортивно-оздоровительную деятельность; выездные мероприятия.
В рамках реализуемого проекта предусматривались 3 периода (организационный, основной, заключительный) и этапы деятельности: «самоопределение», «самореализация», «осмысление», «развитие», которые между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Основные формы деятельности школьного рекламного агентства прослеживаются через типичную организационную схему достаточно большого рекламного агентства «Свежий ветер» с полным циклом услуг.
Предлагаемые программой виды деятельности соответствуют логике развития игры, учитывая специфику программы, а именно рекламную деятельность в различных социальных сферах: здоровый образ жизни, во имя памяти, безопасность в твоих руках, экология, досуг, интеллектуальные услуги, зрелища, турагентство, благотворительность.
Современные тенденции личностно-ориентированного образования послужили основанием для отбора в содержании программы основных педагогических принципов: Доброго отношения, Добрых дел (общение, игра, учебная и трудовая деятельность), Доброй Мечты.
Основной игровой моделью работы в каждом разработанном проекте становилось совмещение индивидуальной и коллективной системы конкуренции, что давало возможность, как реализоваться каждому ребенку индивидуально, так и научиться быть частью коллектива и работать на его благо.
Для реализации данной системы в каждом проекте использовалась следующая схема:
Индивидуальная система - система, которая позволяла каждому участнику лагеря вне зависимости от успехов или неудач коллектива, оставаться независимым. Она доступна каждому участнику в течение всей игры и включала в себя следующие основные мероприятия:
Лето - пора каникул и дети настроены на отдых. На вопрос: «Что такое отдых?» - они, как правило, отвечают: прогулки, телевизор, пляж… В общем, это пустое, бесцельное времяпрепровождение, когда ребенок не в состоянии сам организовать своё время.
Однако, полноценный отдых детей - это активная смена деятельности. При традиционном подходе к летнему отдыху не в полной мере создаются благоприятные условия для участия всех заинтересованных лиц - как педагогов, так и детей - в решении конкретных задач оздоровления.
Перед школой встал вопрос: «Как сделать отдых детей содержательным и интересным, и в то же время полезным и эффективным?» В связи с ответом на этот вопрос учителя нашей школы решили использовать метод проектов как одну из форм интеграции традиционных и инновационных подходов к организации летнего отдыха и оздоровления детей. Проект – инструмент для управления развитием Проект – это планируемый и управляемый процесс, направленный на достижение конкретных ожидаемых изменений за определенный отрезок времени и с определенными ресурсами.
И вот уже с 2005 года проектные технологии прочно вошли в практику работы нашей школы и качественно изменили и расширили возможности обеспечения общего оздоровления, личностного роста и развития творческого потенциала детей младшего и среднего возраста через различные формы игровой деятельности на основе разработки проектов и реализации программ летнего отдыха детей.
В учебное время школьная программа ограничивает педагогов и детей во времени и тематике. Летом же появляется возможность выбрать интересные темы в самых неожиданных формах для осуществления их в неформальной обстановке, и именно в летнее время у детей появляется возможность реализовать себя и не упустить время для поиска чего-то нового, непознанного. Традицией стало коллективное творческое участие педагогов школы в создании каждого целевого проекта летнего отдыха.
Учитывая особенности разновозрастного состава участников летнего школьного лагеря, а именно: большую двигательную, но неустойчивую активность, повышенную утомляемость при перевозбуждении и однообразной деятельности, несовпадении интересов девочек и мальчиков, низкие навыки самообслуживания и соблюдения основ безопасности жизни, педагоги школы в своей работе решили использовать сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра – это реальная жизнь в предполагаемых обстоятельствах и в этой жизни принимают участие все. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направления своего участия в игре, но и способы достижения цели: или он идет к цели один, или со своим другом, или с отрядом.
2005год – первый разработанный и внедренный в практику проект летнего оздоровления и отдыха детей и подростков – проект «Экогорик», в котором цель и задачи воспитания реализовались через сюжетно-ролевую игру «Город экологов». Город - это смена летней оздоровительной площадки, микрорайон - каждая группа внутри города, которому указывается место для застройки на карте города.
Структура самоуправления в «Городе экологов» - Городское собрание (все участники смены), Мэр города, Городской совет (вице-мэры). За участие в делах города микрорайоны зарабатывают определенное количество домиков для своего района. Чем активнее район участвует в делах Города, тем больше и красивее он станет. Подсчет результатов происходит каждый день. Основным документом является карта микрорайона, где фиксируется участие в делах и акциях.
А еще были придуманы и внедрены проекты: «Чудо-экспресс», включающий сюжетно – ролевую игру Поезд, «Город доброго времени» - Часовые мастерские, «Прометей» - Караулы пожарной части и др.
При разработке проектов педагогами школы учитывались также и знаменательные даты в жизни, страны, республики, села.
2007 год - 300-летие добровольного вхождения Хакасии в состав России. В этом году был реализован проект «Станица точного времени», включающий в путешествие по станице мероприятия, основанные на региональных и местных данных, способствовавшие воспитанию интернациональности, чувств патриотизма, любви к своему краю, его обычаям и традициям. На весь период работы территория школы объявляется маленькой «Станицей точного времени». Все участники становятся жителями этой станицы, знакомятся с ее устоями, обычаями и традициями. Дети объединяются в разновозрастные семейства, а педагоги становятся главами семейств.
Главный хранитель времени, Временной круг, Совет станицы, Главный часовщик, Специалисты времени (точного, спортивного, полезного, главный распорядитель времени), Семейный совет – органы детского самоуправления в станице. Учет деятельности каждого семейства велся с помощью волшебных и штрафных минуток, а итоги путешествия отмечались на специальной карте.
2008 год – объявлен годом семьи, а также он знаменателен в жизни нашего села. Прошло ровно 240 лет со дня его образования. В связи с этим вновь был разработан проект «Под крышей дома твоего». Цель и задачи летнего лагеря реализовались через сюжетно - ролевую игру «Новостройка».
Содержание работы лагеря - это работа Жилищно Строительного Кооператива (ЖСК), то есть игра-строительство «Новостройка» – возведение Семейного Дома. Каждая семья – это очаг - теплый и уютный, и для каждого семья – это родительский дом. Каждая семья, являющаяся членом ЖСК, - это Бригада, которая строит дом для своей семьи.
В начале стройки перед Бригадой ставится цель – построить дом, но этот дом должен быть построен быстро и качественно. Бригада получает свой план строительства дома. Дом можно возвести за 15 дней (при успешной работе), а можно и за 20. Воспитатели заранее готовят общий эскиз задуманного дома, который предлагается для всеобщего обозрения и служит эталоном для строительных Бригад. Каждый отработанный день на стройке соответствует одному ряду кирпичной кладки.
С первых дней дети начинают активное строительство своего дома. Ежедневно итоги строительства домов подводятся на заседании балансовой комиссии. При этом каждая Бригада, по итогам дня, за участие в КТД и выполнение режимных моментов, получает строительный материал – кирпичи разных по высоте размеров. Размер заработанных кирпичей для строительства Дома зависит от результатов выполнения работы. Чем активнее и качественнее Бригада работает, тем быстрее она заканчивает строительство каркаса своего дома и начинает его благоустраивать и наполнять дом мебелью. Необходимые материалы, мебель и бытовую технику, а также зеленые насаждения, фонтаны, бассейны, гараж, машины и все другое необходимое, Бригада приобретает на кирпичи, оставшиеся после строительства дома.
За личное участие в жизни лагеря (в конкурсах и КТД) дети также получают кирпичики, только разных цветов:
красный - за активную работу;
оранжевый - за индивидуальное первенство на больших и малых КТД;
желтый - за хорошие заметки для лагерной газеты «Новостройка»;
синий - за успешное выполнение заданий на конкурсах.
В конце каждой недели дети смогут обменять заработанные кирпичики на различные сувениры в отделе Главных Специалистов. Самый активный строитель в последний день лагеря получает подарок – сюрприз.
ХXI-ый век называют веком информации – это век активных, предприимчивых, деловых людей. В современном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов всё в большей степени зависит от способности эффективно использовать имеющуюся информацию, что требует развития коммуникативных возможностей современного человека.
Учитывая современные требования времени, был создан и внедрен новый проект, цели и задачи воспитания которого реализуются через сюжетно-ролевую игру - работа Рекламного Агентства «Свежий ветер», предлагаемую в форме «Мозаики». Проект включил в себя: гражданско-патриотическое направление; творческо-интеллектуальную, спортивно-оздоровительную деятельность; выездные мероприятия.
В рамках реализуемого проекта предусматривались 3 периода (организационный, основной, заключительный) и этапы деятельности: «самоопределение», «самореализация», «осмысление», «развитие», которые между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Основные формы деятельности школьного рекламного агентства прослеживаются через типичную организационную схему достаточно большого рекламного агентства «Свежий ветер» с полным циклом услуг.
Предлагаемые программой виды деятельности соответствуют логике развития игры, учитывая специфику программы, а именно рекламную деятельность в различных социальных сферах: здоровый образ жизни, во имя памяти, безопасность в твоих руках, экология, досуг, интеллектуальные услуги, зрелища, турагентство, благотворительность.
Современные тенденции личностно-ориентированного образования послужили основанием для отбора в содержании программы основных педагогических принципов: Доброго отношения, Добрых дел (общение, игра, учебная и трудовая деятельность), Доброй Мечты.
Основной игровой моделью работы в каждом разработанном проекте становилось совмещение индивидуальной и коллективной системы конкуренции, что давало возможность, как реализоваться каждому ребенку индивидуально, так и научиться быть частью коллектива и работать на его благо.
Для реализации данной системы в каждом проекте использовалась следующая схема:
Индивидуальная система - система, которая позволяла каждому участнику лагеря вне зависимости от успехов или неудач коллектива, оставаться независимым. Она доступна каждому участнику в течение всей игры и включала в себя следующие основные мероприятия:
- участие в органах самоуправления;
- участие в соревнованиях, эстафетах, конкурсах и играх;
- благотворительные акции и др.
Коллективная система была направлена на воспитание участников проекта к работе в коллективе, коллективной ответственности вне зависимости от индивидуальных достижений каждого участника любого проекта.
Сюжетно-ролевой способ организации деятельности, разновозрастные творческие группы способствуют улучшению эмоционально-психологического мира детства и способствуют их социальной ориентации в будущем.
Таким образом, исключается отчужденность детей, соблюдается принцип самоуправления, ценностно-смыслового равенства, индивидуальной системы роста, свободы выбора занятий, коллективности, индивидуально-личностного подхода.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд,
Педагогический коллектив школы, разрабатывая очередной летний проект отдыха детей, продумывает все возможности для раскрытия потенциала каждого ребёнка, учитывая желания и любимые развлечения ребят.
Такая система работы по организации оздоровления детей и подростков при школе, сочетающая развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом, даёт позитивные результаты.
Конечно же, готового рецепта "Звонкого лета" не существует, но учителя нашей школы убеждены, что взаимопонимание и хорошее настроение – залог радостного лета.
Сюжетно-ролевой способ организации деятельности, разновозрастные творческие группы способствуют улучшению эмоционально-психологического мира детства и способствуют их социальной ориентации в будущем.
Таким образом, исключается отчужденность детей, соблюдается принцип самоуправления, ценностно-смыслового равенства, индивидуальной системы роста, свободы выбора занятий, коллективности, индивидуально-личностного подхода.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд,
Педагогический коллектив школы, разрабатывая очередной летний проект отдыха детей, продумывает все возможности для раскрытия потенциала каждого ребёнка, учитывая желания и любимые развлечения ребят.
Такая система работы по организации оздоровления детей и подростков при школе, сочетающая развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом, даёт позитивные результаты.
Конечно же, готового рецепта "Звонкого лета" не существует, но учителя нашей школы убеждены, что взаимопонимание и хорошее настроение – залог радостного лета.
Другие статьи
- Моё призвание - ПЕДАГОГ
- Стандарт профессиональной деятельности учителя
- Организация работы методического объединения учителей начальных классов по изучению и применению современных образовательных технологий
- "Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида"
- Создание конструктора урока с использованием материалов школьных онлайн–конкурсов по английскому языку
- "Воспитание патриотизма через применение культурно-исторических традиций казачества в урочной и внеурочной деятельности учителя музыки.
- Роль исторического краеведения в формировании патриотизма молодого поколения
- Оценка результатов обученности студентов колледжа по учебной дисциплине «Анализ музыкальных произведений»
- Публичный доклад
- Дистанционное образование "за" и "против"?
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Отличная статья!
Инна Бебнева, дата: 04.06.2015 в 19:32
#2 Хороший и полезный опыт, спасибо.
Евгения Брашко, дата: 04.06.2015 в 19:47
#3 Очень полезный материал, обязательно возьмем на заметку. Спасибо!
Ирина Матюшина, дата: 04.06.2015 в 21:34
#4 Татьяна Александровна, здравствуйте! С удовольствием воспользовалась вашим предложением. Лето - не менее важная пора для детей, чем период учебы. Несомненно, занятость в этот период полезным видом деятельности принесет пользу ребенку. Спасибо вам!
Елена Маратовна Онищук, дата: 05.06.2015 в 1:54
#5 Очень интересный материал. Большая творческая плодотворная работа педагогов. Желаю Вам дальнейших творческих успехов, новых проектов. Спасибо!
Татьяна Образцова, дата: 05.06.2015 в 2:01
#6 Татьяна Александровна, спасибо за приглашение в блог! Очень интересный и полезный материал!
Юлия Пасынок, дата: 05.06.2015 в 4:19
#7 молодцы! молодцы!!молодцы!!!
Анна Петровна Чернова, дата: 05.06.2015 в 15:46
#8 Татьяна Александровна, вы умный и трудолюбивый человек.
Галина Борискина , дата: 05.06.2015 в 17:40
#9 Статья замечательная, а главное очень полезная. Ваша школа - это школа талантов!
Нина Васильевна Ефимова, дата: 05.06.2015 в 17:45
#10 Татьяна Александровна, у Вас получилась информативная статья. Я тоже занимаюсь проектной деятельностью в своей педагогической практике и считаю, что это, безусловно, перспективно и полезно. Желаю Вам творческих успехов.
Ольга Луцко, дата: 05.06.2015 в 21:45
#11 Татьяна Александровна, замечательно! Вы и Ваши коллеги МОЛОДЦЫ! Проектная деятельность - это необходимость и потребность как учебного процесса, так и внеурочной деятельности.
Любовь Сытюгина, дата: 05.06.2015 в 22:16
#12 Спасибо всем за проявленный интерес к статье. Действительно, педагоги нашей школы очень активные, хотя мы и живём в "глубинке". Большинство учителей стараются участвовать в различных проектах различных уровней. И у нас это получается. Благодаря проектной работе, участвуя в проектных Грантах, в школу удалось привлечь более 700тыс. руб, а для нашей школы в отсутствие практически финансирования - это большие средства.
Татьяна Медведева, дата: 06.06.2015 в 6:20
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.