Статья " Проектная деятельность как одна из форм интеграции традиционных и инновационных подходов к организации летнего отдыха и оздоровления детей"
Медведева Татьяна Александровна,
Учитель биологии и информатики,
высшая квалификационная категория,
Гаврилова Ольга Владимировна,
Учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория,
МБОУ Арбатская средняя школа,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
Учитель биологии и информатики,
высшая квалификационная категория,
Гаврилова Ольга Владимировна,
Учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория,
МБОУ Арбатская средняя школа,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
Проектная деятельность как одна из форм интеграции традиционных и инновационных подходов к организации летнего отдыха и оздоровления детей
Самое бесценное достояние нашего общества – это здоровье российских граждан, а главное – детей, так как здоровье юного, развивающегося организма – залог физической и нравственной силы и бодрости будущих поколений.
Лето - пора каникул и дети настроены на отдых. На вопрос: «Что такое отдых?» - они, как правило, отвечают: прогулки, телевизор, пляж… В общем, это пустое, бесцельное времяпрепровождение, когда ребенок не в состоянии сам организовать своё время.
Однако, полноценный отдых детей - это активная смена деятельности. При традиционном подходе к летнему отдыху не в полной мере создаются благоприятные условия для участия всех заинтересованных лиц - как педагогов, так и детей - в решении конкретных задач оздоровления.
Перед школой встал вопрос: «Как сделать отдых детей содержательным и интересным, и в то же время полезным и эффективным?» В связи с ответом на этот вопрос учителя нашей школы решили использовать метод проектов как одну из форм интеграции традиционных и инновационных подходов к организации летнего отдыха и оздоровления детей. Проект – инструмент для управления развитием Проект – это планируемый и управляемый процесс, направленный на достижение конкретных ожидаемых изменений за определенный отрезок времени и с определенными ресурсами.
И вот уже с 2005 года проектные технологии прочно вошли в практику работы нашей школы и качественно изменили и расширили возможности обеспечения общего оздоровления, личностного роста и развития творческого потенциала детей младшего и среднего возраста через различные формы игровой деятельности на основе разработки проектов и реализации программ летнего отдыха детей.
В учебное время школьная программа ограничивает педагогов и детей во времени и тематике. Летом же появляется возможность выбрать интересные темы в самых неожиданных формах для осуществления их в неформальной обстановке, и именно в летнее время у детей появляется возможность реализовать себя и не упустить время для поиска чего-то нового, непознанного. Традицией стало коллективное творческое участие педагогов школы в создании каждого целевого проекта летнего отдыха.
Учитывая особенности разновозрастного состава участников летнего школьного лагеря, а именно: большую двигательную, но неустойчивую активность, повышенную утомляемость при перевозбуждении и однообразной деятельности, несовпадении интересов девочек и мальчиков, низкие навыки самообслуживания и соблюдения основ безопасности жизни, педагоги школы в своей работе решили использовать сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра – это реальная жизнь в предполагаемых обстоятельствах и в этой жизни принимают участие все. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направления своего участия в игре, но и способы достижения цели: или он идет к цели один, или со своим другом, или с отрядом.
2005год – первый разработанный и внедренный в практику проект летнего оздоровления и отдыха детей и подростков – проект «Экогорик», в котором цель и задачи воспитания реализовались через сюжетно-ролевую игру «Город экологов». Город - это смена летней оздоровительной площадки, микрорайон - каждая группа внутри города, которому указывается место для застройки на карте города.
Структура самоуправления в «Городе экологов» - Городское собрание (все участники смены), Мэр города, Городской совет (вице-мэры). За участие в делах города микрорайоны зарабатывают определенное количество домиков для своего района. Чем активнее район участвует в делах Города, тем больше и красивее он станет. Подсчет результатов происходит каждый день. Основным документом является карта микрорайона, где фиксируется участие в делах и акциях.
А еще были придуманы и внедрены проекты: «Чудо-экспресс», включающий сюжетно – ролевую игру Поезд, «Город доброго времени» - Часовые мастерские, «Прометей» - Караулы пожарной части и др.
При разработке проектов педагогами школы учитывались также и знаменательные даты в жизни, страны, республики, села.
2007 год - 300-летие добровольного вхождения Хакасии в состав России. В этом году был реализован проект «Станица точного времени», включающий в путешествие по станице мероприятия, основанные на региональных и местных данных, способствовавшие воспитанию интернациональности, чувств патриотизма, любви к своему краю, его обычаям и традициям. На весь период работы территория школы объявляется маленькой «Станицей точного времени». Все участники становятся жителями этой станицы, знакомятся с ее устоями, обычаями и традициями. Дети объединяются в разновозрастные семейства, а педагоги становятся главами семейств.
Главный хранитель времени, Временной круг, Совет станицы, Главный часовщик, Специалисты времени (точного, спортивного, полезного, главный распорядитель времени), Семейный совет – органы детского самоуправления в станице. Учет деятельности каждого семейства велся с помощью волшебных и штрафных минуток, а итоги путешествия отмечались на специальной карте.
2008 год – объявлен годом семьи, а также он знаменателен в жизни нашего села. Прошло ровно 240 лет со дня его образования. В связи с этим вновь был разработан проект «Под крышей дома твоего». Цель и задачи летнего лагеря реализовались через сюжетно - ролевую игру «Новостройка».
Содержание работы лагеря - это работа Жилищно Строительного Кооператива (ЖСК), то есть игра-строительство «Новостройка» – возведение Семейного Дома. Каждая семья – это очаг - теплый и уютный, и для каждого семья – это родительский дом. Каждая семья, являющаяся членом ЖСК, - это Бригада, которая строит дом для своей семьи.
В начале стройки перед Бригадой ставится цель – построить дом, но этот дом должен быть построен быстро и качественно. Бригада получает свой план строительства дома. Дом можно возвести за 15 дней (при успешной работе), а можно и за 20. Воспитатели заранее готовят общий эскиз задуманного дома, который предлагается для всеобщего обозрения и служит эталоном для строительных Бригад. Каждый отработанный день на стройке соответствует одному ряду кирпичной кладки.
С первых дней дети начинают активное строительство своего дома. Ежедневно итоги строительства домов подводятся на заседании балансовой комиссии. При этом каждая Бригада, по итогам дня, за участие в КТД и выполнение режимных моментов, получает строительный материал – кирпичи разных по высоте размеров. Размер заработанных кирпичей для строительства Дома зависит от результатов выполнения работы. Чем активнее и качественнее Бригада работает, тем быстрее она заканчивает строительство каркаса своего дома и начинает его благоустраивать и наполнять дом мебелью. Необходимые материалы, мебель и бытовую технику, а также зеленые насаждения, фонтаны, бассейны, гараж, машины и все другое необходимое, Бригада приобретает на кирпичи, оставшиеся после строительства дома.
За личное участие в жизни лагеря (в конкурсах и КТД) дети также получают кирпичики, только разных цветов:
красный - за активную работу;
оранжевый - за индивидуальное первенство на больших и малых КТД;
желтый - за хорошие заметки для лагерной газеты «Новостройка»;
синий - за успешное выполнение заданий на конкурсах.
В конце каждой недели дети смогут обменять заработанные кирпичики на различные сувениры в отделе Главных Специалистов. Самый активный строитель в последний день лагеря получает подарок – сюрприз.
ХXI-ый век называют веком информации – это век активных, предприимчивых, деловых людей. В современном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов всё в большей степени зависит от способности эффективно использовать имеющуюся информацию, что требует развития коммуникативных возможностей современного человека.
Учитывая современные требования времени, был создан и внедрен новый проект, цели и задачи воспитания которого реализуются через сюжетно-ролевую игру - работа Рекламного Агентства «Свежий ветер», предлагаемую в форме «Мозаики». Проект включил в себя: гражданско-патриотическое направление; творческо-интеллектуальную, спортивно-оздоровительную деятельность; выездные мероприятия.
В рамках реализуемого проекта предусматривались 3 периода (организационный, основной, заключительный) и этапы деятельности: «самоопределение», «самореализация», «осмысление», «развитие», которые между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Основные формы деятельности школьного рекламного агентства прослеживаются через типичную организационную схему достаточно большого рекламного агентства «Свежий ветер» с полным циклом услуг.
Предлагаемые программой виды деятельности соответствуют логике развития игры, учитывая специфику программы, а именно рекламную деятельность в различных социальных сферах: здоровый образ жизни, во имя памяти, безопасность в твоих руках, экология, досуг, интеллектуальные услуги, зрелища, турагентство, благотворительность.
Современные тенденции личностно-ориентированного образования послужили основанием для отбора в содержании программы основных педагогических принципов: Доброго отношения, Добрых дел (общение, игра, учебная и трудовая деятельность), Доброй Мечты.
Основной игровой моделью работы в каждом разработанном проекте становилось совмещение индивидуальной и коллективной системы конкуренции, что давало возможность, как реализоваться каждому ребенку индивидуально, так и научиться быть частью коллектива и работать на его благо.
Для реализации данной системы в каждом проекте использовалась следующая схема:
Индивидуальная система - система, которая позволяла каждому участнику лагеря вне зависимости от успехов или неудач коллектива, оставаться независимым. Она доступна каждому участнику в течение всей игры и включала в себя следующие основные мероприятия:
Лето - пора каникул и дети настроены на отдых. На вопрос: «Что такое отдых?» - они, как правило, отвечают: прогулки, телевизор, пляж… В общем, это пустое, бесцельное времяпрепровождение, когда ребенок не в состоянии сам организовать своё время.
Однако, полноценный отдых детей - это активная смена деятельности. При традиционном подходе к летнему отдыху не в полной мере создаются благоприятные условия для участия всех заинтересованных лиц - как педагогов, так и детей - в решении конкретных задач оздоровления.
Перед школой встал вопрос: «Как сделать отдых детей содержательным и интересным, и в то же время полезным и эффективным?» В связи с ответом на этот вопрос учителя нашей школы решили использовать метод проектов как одну из форм интеграции традиционных и инновационных подходов к организации летнего отдыха и оздоровления детей. Проект – инструмент для управления развитием Проект – это планируемый и управляемый процесс, направленный на достижение конкретных ожидаемых изменений за определенный отрезок времени и с определенными ресурсами.
И вот уже с 2005 года проектные технологии прочно вошли в практику работы нашей школы и качественно изменили и расширили возможности обеспечения общего оздоровления, личностного роста и развития творческого потенциала детей младшего и среднего возраста через различные формы игровой деятельности на основе разработки проектов и реализации программ летнего отдыха детей.
В учебное время школьная программа ограничивает педагогов и детей во времени и тематике. Летом же появляется возможность выбрать интересные темы в самых неожиданных формах для осуществления их в неформальной обстановке, и именно в летнее время у детей появляется возможность реализовать себя и не упустить время для поиска чего-то нового, непознанного. Традицией стало коллективное творческое участие педагогов школы в создании каждого целевого проекта летнего отдыха.
Учитывая особенности разновозрастного состава участников летнего школьного лагеря, а именно: большую двигательную, но неустойчивую активность, повышенную утомляемость при перевозбуждении и однообразной деятельности, несовпадении интересов девочек и мальчиков, низкие навыки самообслуживания и соблюдения основ безопасности жизни, педагоги школы в своей работе решили использовать сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра – это реальная жизнь в предполагаемых обстоятельствах и в этой жизни принимают участие все. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направления своего участия в игре, но и способы достижения цели: или он идет к цели один, или со своим другом, или с отрядом.
2005год – первый разработанный и внедренный в практику проект летнего оздоровления и отдыха детей и подростков – проект «Экогорик», в котором цель и задачи воспитания реализовались через сюжетно-ролевую игру «Город экологов». Город - это смена летней оздоровительной площадки, микрорайон - каждая группа внутри города, которому указывается место для застройки на карте города.Структура самоуправления в «Городе экологов» - Городское собрание (все участники смены), Мэр города, Городской совет (вице-мэры). За участие в делах города микрорайоны зарабатывают определенное количество домиков для своего района. Чем активнее район участвует в делах Города, тем больше и красивее он станет. Подсчет результатов происходит каждый день. Основным документом является карта микрорайона, где фиксируется участие в делах и акциях.
А еще были придуманы и внедрены проекты: «Чудо-экспресс», включающий сюжетно – ролевую игру Поезд, «Город доброго времени» - Часовые мастерские, «Прометей» - Караулы пожарной части и др.При разработке проектов педагогами школы учитывались также и знаменательные даты в жизни, страны, республики, села.
2007 год - 300-летие добровольного вхождения Хакасии в состав России. В этом году был реализован проект «Станица точного времени», включающий в путешествие по станице мероприятия, основанные на региональных и местных данных, способствовавшие воспитанию интернациональности, чувств патриотизма, любви к своему краю, его обычаям и традициям. На весь период работы территория школы объявляется маленькой «Станицей точного времени». Все участники становятся жителями этой станицы, знакомятся с ее устоями, обычаями и традициями. Дети объединяются в разновозрастные семейства, а педагоги становятся главами семейств. Главный хранитель времени, Временной круг, Совет станицы, Главный часовщик, Специалисты времени (точного, спортивного, полезного, главный распорядитель времени), Семейный совет – органы детского самоуправления в станице. Учет деятельности каждого семейства велся с помощью волшебных и штрафных минуток, а итоги путешествия отмечались на специальной карте.
2008 год – объявлен годом семьи, а также он знаменателен в жизни нашего села. Прошло ровно 240 лет со дня его образования. В связи с этим вновь был разработан проект «Под крышей дома твоего». Цель и задачи летнего лагеря реализовались через сюжетно - ролевую игру «Новостройка». Содержание работы лагеря - это работа Жилищно Строительного Кооператива (ЖСК), то есть игра-строительство «Новостройка» – возведение Семейного Дома. Каждая семья – это очаг - теплый и уютный, и для каждого семья – это родительский дом. Каждая семья, являющаяся членом ЖСК, - это Бригада, которая строит дом для своей семьи.
В начале стройки перед Бригадой ставится цель – построить дом, но этот дом должен быть построен быстро и качественно. Бригада получает свой план строительства дома. Дом можно возвести за 15 дней (при успешной работе), а можно и за 20. Воспитатели заранее готовят общий эскиз задуманного дома, который предлагается для всеобщего обозрения и служит эталоном для строительных Бригад. Каждый отработанный день на стройке соответствует одному ряду кирпичной кладки.С первых дней дети начинают активное строительство своего дома. Ежедневно итоги строительства домов подводятся на заседании балансовой комиссии. При этом каждая Бригада, по итогам дня, за участие в КТД и выполнение режимных моментов, получает строительный материал – кирпичи разных по высоте размеров. Размер заработанных кирпичей для строительства Дома зависит от результатов выполнения работы. Чем активнее и качественнее Бригада работает, тем быстрее она заканчивает строительство каркаса своего дома и начинает его благоустраивать и наполнять дом мебелью. Необходимые материалы, мебель и бытовую технику, а также зеленые насаждения, фонтаны, бассейны, гараж, машины и все другое необходимое, Бригада приобретает на кирпичи, оставшиеся после строительства дома.

За личное участие в жизни лагеря (в конкурсах и КТД) дети также получают кирпичики, только разных цветов:
красный - за активную работу;
оранжевый - за индивидуальное первенство на больших и малых КТД;
желтый - за хорошие заметки для лагерной газеты «Новостройка»;
синий - за успешное выполнение заданий на конкурсах.
В конце каждой недели дети смогут обменять заработанные кирпичики на различные сувениры в отделе Главных Специалистов. Самый активный строитель в последний день лагеря получает подарок – сюрприз.
ХXI-ый век называют веком информации – это век активных, предприимчивых, деловых людей. В современном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов всё в большей степени зависит от способности эффективно использовать имеющуюся информацию, что требует развития коммуникативных возможностей современного человека.Учитывая современные требования времени, был создан и внедрен новый проект, цели и задачи воспитания которого реализуются через сюжетно-ролевую игру - работа Рекламного Агентства «Свежий ветер», предлагаемую в форме «Мозаики». Проект включил в себя: гражданско-патриотическое направление; творческо-интеллектуальную, спортивно-оздоровительную деятельность; выездные мероприятия.
В рамках реализуемого проекта предусматривались 3 периода (организационный, основной, заключительный) и этапы деятельности: «самоопределение», «самореализация», «осмысление», «развитие», которые между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Основные формы деятельности школьного рекламного агентства прослеживаются через типичную организационную схему достаточно большого рекламного агентства «Свежий ветер» с полным циклом услуг.Предлагаемые программой виды деятельности соответствуют логике развития игры, учитывая специфику программы, а именно рекламную деятельность в различных социальных сферах: здоровый образ жизни, во имя памяти, безопасность в твоих руках, экология, досуг, интеллектуальные услуги, зрелища, турагентство, благотворительность.
Современные тенденции личностно-ориентированного образования послужили основанием для отбора в содержании программы основных педагогических принципов: Доброго отношения, Добрых дел (общение, игра, учебная и трудовая деятельность), Доброй Мечты.
Основной игровой моделью работы в каждом разработанном проекте становилось совмещение индивидуальной и коллективной системы конкуренции, что давало возможность, как реализоваться каждому ребенку индивидуально, так и научиться быть частью коллектива и работать на его благо.
Для реализации данной системы в каждом проекте использовалась следующая схема:
Индивидуальная система - система, которая позволяла каждому участнику лагеря вне зависимости от успехов или неудач коллектива, оставаться независимым. Она доступна каждому участнику в течение всей игры и включала в себя следующие основные мероприятия:
- участие в органах самоуправления;
- участие в соревнованиях, эстафетах, конкурсах и играх;
- благотворительные акции и др.
Коллективная система была направлена на воспитание участников проекта к работе в коллективе, коллективной ответственности вне зависимости от индивидуальных достижений каждого участника любого проекта.
Сюжетно-ролевой способ организации деятельности, разновозрастные творческие группы способствуют улучшению эмоционально-психологического мира детства и способствуют их социальной ориентации в будущем.
Таким образом, исключается отчужденность детей, соблюдается принцип самоуправления, ценностно-смыслового равенства, индивидуальной системы роста, свободы выбора занятий, коллективности, индивидуально-личностного подхода.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд,
Педагогический коллектив школы, разрабатывая очередной летний проект отдыха детей, продумывает все возможности для раскрытия потенциала каждого ребёнка, учитывая желания и любимые развлечения ребят.
Такая система работы по организации оздоровления детей и подростков при школе, сочетающая развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом, даёт позитивные результаты.
Конечно же, готового рецепта "Звонкого лета" не существует, но учителя нашей школы убеждены, что взаимопонимание и хорошее настроение – залог радостного лета.
Сюжетно-ролевой способ организации деятельности, разновозрастные творческие группы способствуют улучшению эмоционально-психологического мира детства и способствуют их социальной ориентации в будущем.
Таким образом, исключается отчужденность детей, соблюдается принцип самоуправления, ценностно-смыслового равенства, индивидуальной системы роста, свободы выбора занятий, коллективности, индивидуально-личностного подхода.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд,
Педагогический коллектив школы, разрабатывая очередной летний проект отдыха детей, продумывает все возможности для раскрытия потенциала каждого ребёнка, учитывая желания и любимые развлечения ребят.Такая система работы по организации оздоровления детей и подростков при школе, сочетающая развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом, даёт позитивные результаты.
Конечно же, готового рецепта "Звонкого лета" не существует, но учителя нашей школы убеждены, что взаимопонимание и хорошее настроение – залог радостного лета.
Другие статьи
- Английские фольклорные игры в обучении английскому языку в начальной школе
- Создание конструктора урока с использованием материалов школьных онлайн–конкурсов по английскому языку
- Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
- Урок как диалог: «Читать нужно о том, от чего не спится по ночам…»
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и начального литературного образования на основе использования технологии коллективно–творческого этюда
- Пишу о Портфолио...
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- Проблемное обучение – путь к формированию творчески мыслящей личности, способной к самостоятельному принятию решений.
- Работа над методическим конструктором по формированию универсального учебного действия "Работа с текстовым материалом"
- Применение лингвокультурологического подхода как одного из средств познания культуры учащимися на уроках русского языка
Комментарии
#1 Отличная статья!
Инна Бебнева, дата: 04.06.2015 в 19:32
#2 Хороший и полезный опыт, спасибо.
Евгения Брашко, дата: 04.06.2015 в 19:47
#3 Очень полезный материал, обязательно возьмем на заметку. Спасибо!
Ирина Матюшина, дата: 04.06.2015 в 21:34
#4 Татьяна Александровна, здравствуйте! С удовольствием воспользовалась вашим предложением. Лето - не менее важная пора для детей, чем период учебы. Несомненно, занятость в этот период полезным видом деятельности принесет пользу ребенку. Спасибо вам!
Елена Маратовна Онищук, дата: 05.06.2015 в 1:54
#5 Очень интересный материал. Большая творческая плодотворная работа педагогов. Желаю Вам дальнейших творческих успехов, новых проектов. Спасибо!
Татьяна Образцова, дата: 05.06.2015 в 2:01
#6 Татьяна Александровна, спасибо за приглашение в блог! Очень интересный и полезный материал!
Юлия Пасынок, дата: 05.06.2015 в 4:19
#7 молодцы! молодцы!!молодцы!!!
Анна Петровна Чернова, дата: 05.06.2015 в 15:46
#8 Татьяна Александровна, вы умный и трудолюбивый человек.
Галина Борискина , дата: 05.06.2015 в 17:40
#9 Статья замечательная, а главное очень полезная. Ваша школа - это школа талантов!
Нина Васильевна Ефимова, дата: 05.06.2015 в 17:45
#10 Татьяна Александровна, у Вас получилась информативная статья. Я тоже занимаюсь проектной деятельностью в своей педагогической практике и считаю, что это, безусловно, перспективно и полезно. Желаю Вам творческих успехов.
Ольга Луцко, дата: 05.06.2015 в 21:45
#11 Татьяна Александровна, замечательно! Вы и Ваши коллеги МОЛОДЦЫ! Проектная деятельность - это необходимость и потребность как учебного процесса, так и внеурочной деятельности.
Любовь Сытюгина, дата: 05.06.2015 в 22:16
#12 Спасибо всем за проявленный интерес к статье. Действительно, педагоги нашей школы очень активные, хотя мы и живём в "глубинке". Большинство учителей стараются участвовать в различных проектах различных уровней. И у нас это получается. Благодаря проектной работе, участвуя в проектных Грантах, в школу удалось привлечь более 700тыс. руб, а для нашей школы в отсутствие практически финансирования - это большие средства.
Татьяна Медведева, дата: 06.06.2015 в 6:20
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

03.06.2015
4280
12