С нами 17289 учителей, 7326 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья " Проектная деятельность как одна из форм интеграции традиционных и инновационных подходов к организации летнего отдыха и оздоровления детей"
Медведева Татьяна Александровна,
Учитель биологии и информатики,
высшая квалификационная категория,
Гаврилова Ольга Владимировна,
Учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория,
МБОУ Арбатская средняя школа,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
 
 
Проектная деятельность как одна из форм интеграции  традиционных и инновационных подходов к организации летнего отдыха и оздоровления детей
 
       Самое бесценное достояние нашего общества – это здоровье российских граждан, а главное – детей, так как здоровье юного, развивающегося организма – залог физической и нравственной силы и бодрости будущих поколений.
       Лето - пора каникул и дети настроены на отдых. На вопрос: «Что такое отдых?» -  они, как правило, отвечают: прогулки, телевизор, пляж… В общем, это пустое, бесцельное времяпрепровождение, когда ребенок не в состоянии сам организовать своё время.
       Однако, полноценный отдых детей  - это активная смена деятельности. При традиционном подходе к летнему отдыху не в полной мере создаются благоприятные  условия для участия всех заинтересованных лиц - как педагогов, так и детей - в решении конкретных задач оздоровления.
       Перед школой встал вопрос: «Как сделать отдых детей содержательным и интересным, и в то же время полезным и эффективным?» В связи с ответом  на этот вопрос учителя нашей школы решили использовать метод проектов как одну из форм интеграции  традиционных и инновационных подходов к организации летнего отдыха и оздоровления детей. Проект – инструмент для управления развитием Проект – это планируемый и управляемый процесс, направленный на достижение конкретных ожидаемых изменений за определенный отрезок времени и с определенными ресурсами.
       И вот уже с 2005 года проектные технологии прочно вошли в практику работы нашей школы и качественно изменили и расширили возможности обеспечения общего оздоровления, личностного роста  и развития  творческого потенциала детей младшего и среднего возраста через различные формы игровой деятельности на основе разработки проектов и реализации программ летнего отдыха детей.
       В учебное время школьная программа ограничивает педагогов и детей во времени и тематике. Летом  же появляется возможность выбрать интересные темы в самых неожиданных формах для осуществления их в неформальной обстановке, и именно в летнее время у детей появляется возможность реализовать себя и не упустить время для поиска чего-то нового, непознанного. Традицией стало  коллективное  творческое  участие педагогов школы в создании каждого целевого проекта летнего отдыха.
       Учитывая особенности разновозрастного состава участников летнего школьного лагеря, а именно: большую двигательную, но неустойчивую активность, повышенную утомляемость при перевозбуждении и однообразной деятельности, несовпадении интересов девочек и мальчиков, низкие навыки самообслуживания и соблюдения основ безопасности жизни, педагоги школы в своей работе решили использовать сюжетно-ролевые игры.
       Сюжетно-ролевая игра – это реальная жизнь в предполагаемых обстоятельствах и в этой жизни принимают участие все. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направления своего участия в игре, но и способы достижения цели: или он идет к цели один, или со своим другом, или с отрядом.
        2005год – первый разработанный и внедренный в практику проект летнего оздоровления и отдыха детей и подростков – проект  «Экогорик», в котором  цель и задачи воспитания реализовались через сюжетно-ролевую игру «Город экологов». Город - это смена летней оздоровительной площадки, микрорайон - каждая группа внутри города, которому указывается место для застройки на карте города.
        Структура самоуправления в «Городе экологов» - Городское собрание (все участники смены), Мэр города, Городской совет (вице-мэры). За участие в делах города микрорайоны зарабатывают определенное количество домиков для своего района. Чем активнее район участвует в делах Города, тем больше и красивее он станет. Подсчет результатов происходит каждый день. Основным документом является карта микрорайона, где фиксируется участие в делах и акциях.
         А еще были придуманы и внедрены проекты: «Чудо-экспресс»,  включающий  сюжетно – ролевую  игру Поезд,  «Город доброго времени» - Часовые мастерские,   «Прометей» -  Караулы пожарной части и др.
        При разработке проектов педагогами школы учитывались также и знаменательные даты в жизни, страны, республики, села.
       2007 год - 300-летие добровольного вхождения Хакасии в состав России. В этом году был реализован проект «Станица точного времени», включающий    в путешествие по станице мероприятия, основанные на региональных и местных данных, способствовавшие воспитанию интернациональности, чувств патриотизма, любви к своему краю, его обычаям и традициям. На весь период работы территория школы объявляется  маленькой «Станицей точного времени». Все участники становятся жителями этой станицы, знакомятся с ее устоями, обычаями и традициями. Дети объединяются в разновозрастные семейства, а педагоги становятся главами семейств.         
         Главный хранитель времени, Временной круг, Совет станицы, Главный часовщик, Специалисты времени (точного, спортивного, полезного, главный распорядитель времени), Семейный совет – органы детского самоуправления в станице. Учет деятельности каждого семейства  велся с помощью волшебных и штрафных минуток, а итоги путешествия отмечались на специальной карте.

        2008 год – объявлен годом семьи, а также он знаменателен  в жизни нашего села. Прошло ровно 240 лет со дня его образования.  В связи с этим вновь был разработан проект «Под крышей дома твоего». Цель и задачи летнего  лагеря реализовались через сюжетно - ролевую игру «Новостройка». 
     Содержание работы лагеря - это работа Жилищно Строительного Кооператива (ЖСК), то есть игра-строительство «Новостройка» – возведение  Семейного Дома. Каждая семья – это очаг - теплый и уютный, и для каждого семья – это родительский дом. Каждая семья, являющаяся членом ЖСК, - это Бригада, которая строит дом для своей семьи.
В начале стройки перед Бригадой ставится цель – построить дом, но этот дом должен быть построен быстро и качественно. Бригада получает свой план строительства дома. Дом можно возвести за 15 дней (при успешной работе),  а можно и за 20.  Воспитатели заранее готовят общий эскиз задуманного дома, который предлагается для всеобщего обозрения и служит эталоном для строительных Бригад. Каждый отработанный день на стройке соответствует одному ряду кирпичной кладки.
       С первых дней дети начинают активное строительство своего дома. Ежедневно итоги строительства домов подводятся на заседании балансовой комиссии. При этом каждая  Бригада, по итогам дня,  за участие в КТД и выполнение режимных моментов,  получает строительный материал – кирпичи разных по высоте размеров. Размер заработанных кирпичей для строительства Дома зависит от результатов выполнения работы. Чем активнее и качественнее Бригада работает, тем быстрее она заканчивает строительство каркаса своего дома и начинает его благоустраивать и наполнять дом мебелью.  Необходимые материалы, мебель и бытовую технику, а также зеленые насаждения, фонтаны, бассейны, гараж, машины и все другое необходимое, Бригада приобретает  на кирпичи, оставшиеся после строительства дома.
         За личное  участие в жизни лагеря (в конкурсах и КТД) дети также получают кирпичики, только разных цветов:
красный - за активную работу;
оранжевый - за индивидуальное первенство на больших и малых КТД;
желтый - за хорошие заметки для  лагерной газеты «Новостройка»;
синий - за успешное выполнение заданий на конкурсах.
         В конце каждой недели дети смогут обменять заработанные кирпичики на различные сувениры в отделе Главных Специалистов. Самый активный строитель в последний день лагеря получает подарок – сюрприз.
        ХXI-ый век называют веком информации – это век активных, предприимчивых, деловых людей. В современном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов  всё в большей степени зависит от способности эффективно использовать имеющуюся информацию, что требует развития коммуникативных возможностей современного человека.
        Учитывая современные требования времени, был создан и внедрен новый проект, цели и задачи воспитания которого реализуются через сюжетно-ролевую игру  - работа Рекламного Агентства «Свежий ветер», предлагаемую в форме  «Мозаики». Проект включил  в себя: гражданско-патриотическое направление; творческо-интеллектуальную, спортивно-оздоровительную деятельность; выездные мероприятия.
        В  рамках реализуемого   проекта  предусматривались  3  периода (организационный,  основной, заключительный)  и этапы деятельности: «самоопределение», «самореализация», «осмысление», «развитие», которые между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены. 
        Основные формы деятельности школьного рекламного агентства прослеживаются через типичную организационную схему достаточно большого рекламного агентства «Свежий ветер» с полным циклом услуг.
Предлагаемые программой виды деятельности соответствуют логике развития игры, учитывая специфику программы,  а именно рекламную деятельность в различных социальных сферах: здоровый образ жизни, во имя памяти,  безопасность в твоих руках, экология, досуг, интеллектуальные услуги,  зрелища, турагентство, благотворительность.
         Современные тенденции личностно-ориентированного образования послужили основанием для отбора  в содержании программы основных педагогических принципов: Доброго отношения,  Добрых дел (общение, игра, учебная и  трудовая деятельность), Доброй Мечты.
        Основной игровой моделью работы в каждом разработанном проекте становилось совмещение  индивидуальной  и коллективной  системы конкуренции, что давало  возможность, как реализоваться каждому ребенку индивидуально, так и научиться быть частью коллектива и работать на его благо.
        Для реализации данной системы в каждом проекте использовалась  следующая схема:
        Индивидуальная система - система, которая позволяла каждому участнику лагеря вне зависимости от успехов или неудач коллектива, оставаться независимым. Она доступна каждому участнику в течение всей игры и включала  в себя следующие основные мероприятия:
  • участие в органах самоуправления;
  • участие в соревнованиях, эстафетах, конкурсах и играх;
  • благотворительные акции и др.
         Коллективная система была  направлена на воспитание участников проекта к работе в коллективе,  коллективной ответственности вне зависимости от индивидуальных достижений каждого участника любого проекта.
Сюжетно-ролевой способ организации деятельности, разновозрастные творческие группы способствуют улучшению эмоционально-психологического мира детства и способствуют их социальной ориентации в будущем.
Таким образом,  исключается отчужденность детей, соблюдается принцип самоуправления, ценностно-смыслового равенства, индивидуальной системы роста, свободы выбора занятий, коллективности, индивидуально-личностного подхода.
         Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд,
        Педагогический коллектив школы, разрабатывая очередной летний проект отдыха детей,   продумывает все возможности для раскрытия потенциала каждого ребёнка, учитывая желания и любимые развлечения ребят.
Такая система работы по организации оздоровления детей и подростков  при школе, сочетающая развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом,  даёт позитивные результаты.
        Конечно же, готового рецепта "Звонкого лета" не существует, но учителя нашей школы убеждены, что взаимопонимание и хорошее настроение – залог радостного лета. 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Отличная статья!
Инна Бебнева, дата: 04.06.2015 в 19:32  
#2 Хороший и полезный опыт, спасибо.
Евгения Брашко, дата: 04.06.2015 в 19:47  
#3 Очень полезный материал, обязательно возьмем на заметку. Спасибо!
Ирина Матюшина, дата: 04.06.2015 в 21:34  
#4 Татьяна Александровна, здравствуйте! С удовольствием воспользовалась вашим предложением. Лето - не менее важная пора для детей, чем период учебы. Несомненно, занятость в этот период полезным видом деятельности принесет пользу ребенку. Спасибо вам!
Елена Маратовна Онищук, дата: 05.06.2015 в 1:54  
#5 Очень интересный материал. Большая творческая плодотворная работа педагогов. Желаю Вам дальнейших творческих успехов, новых проектов. Спасибо!
Татьяна Образцова, дата: 05.06.2015 в 2:01  
#6 Татьяна Александровна, спасибо за приглашение в блог! Очень интересный и полезный материал!
Юлия Пасынок, дата: 05.06.2015 в 4:19  
#7 молодцы! молодцы!!молодцы!!!
Анна Петровна Чернова, дата: 05.06.2015 в 15:46  
#8 Татьяна Александровна, вы умный и трудолюбивый человек.
Галина Борискина , дата: 05.06.2015 в 17:40  
#9 Статья замечательная, а главное очень полезная. Ваша школа - это школа талантов!
Нина Васильевна Ефимова, дата: 05.06.2015 в 17:45  
#10 Татьяна Александровна, у Вас получилась информативная статья. Я тоже занимаюсь проектной деятельностью в своей педагогической практике и считаю, что это, безусловно, перспективно и полезно. Желаю Вам творческих успехов.
Ольга Луцко, дата: 05.06.2015 в 21:45  
#11 Татьяна Александровна, замечательно! Вы и Ваши коллеги МОЛОДЦЫ! Проектная деятельность - это необходимость и потребность как учебного процесса, так и внеурочной деятельности.
Любовь Сытюгина, дата: 05.06.2015 в 22:16  
#12 Спасибо всем за проявленный интерес к статье. Действительно, педагоги нашей школы очень активные, хотя мы и живём в "глубинке". Большинство учителей стараются участвовать в различных проектах различных уровней. И у нас это получается. Благодаря проектной работе, участвуя в проектных Грантах, в школу удалось привлечь более 700тыс. руб, а для нашей школы в отсутствие практически финансирования - это большие средства.
Татьяна Медведева, дата: 06.06.2015 в 6:20  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ