Статья "«Использование информационных технологий на современном уроке истории в условиях введения ФГОС»."
Альбина Берковна Нургалиева
24.11.2014
4037
0
ФГОС
Нургалиева Альбина Берковна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Кировская СОШ им. П.М.Смирнова»
п.Кировский, Камызякского района Астраханской области
учитель истории и обществознания
МБОУ «Кировская СОШ им. П.М.Смирнова»
п.Кировский, Камызякского района Астраханской области
«Использование информационных технологий
на современном уроке истории в условиях введения ФГОС».
на современном уроке истории в условиях введения ФГОС».
На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные технологии (ИТ). Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. В Стандарте образования черным по белому прописано, что «важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД».
Для современного урока истории характерно использования информационного ресурса в условиях введения ФГОС. В процессе обучения в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, создавать базы данных, использовать электронные таблицы, узнавать новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяя кругозор. У обучаемых повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес, возрастает эффективность самостоятельной работы.При использовании ИТ реализуются все потенциалы личности.
Под термином «информационные технологии» понимают совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Суть информатизации образования определяет создание условий учащимся для свободного доступа к большим объемам активной информации в базах данных, базах знаний, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях. В отличии от традиционных образовательных технологий информационная технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием ПК. Компьютерное обучение является эффективным, способствует организации учебного процесса, наполняет содержание урока, позволяет сосредоточится на планируемые результаты и формирование УУД. Использование ИТ возможностей позволяет мне разрабатывать презентации к урокам, для более прочного усвоения материала, для повторения пройденного.
Информационные технологии предполагают активнейшее участие ребенка в «производстве» высококлассной продукции – активной грамотности, а главное, глубоко индивидуальной личности человека. Владея этой технологией, ребенок ненавязчиво подключается к процессу и обсуждениям актуальных для современного общества проблем, поиска и аргументации, оценки и обсуждения самых разных вопросов в ходе урока. Благодаря фактору коммуникации личность ребенка очень рано претерпевает важные, с точки зрения социализации, изменения. Постепенно и планомерно достигаются такие воспитательные цели, как формирование культуры речи, развитие дискуссионных навыков, демократических убеждений, этически и эстетически выверенных подходов к социальной жизни. Одним из главных критериев образовательного процесса в условиях ФГОС является самостоятельность учащегося, умение работать в группе и, что немаловажно, умение самоценивать свою деятельность, умение выслушать критику, отстаивание мнения, обмен мнениями, знаниями, выработка точки зрения.
Результатом применения информационных технологий должно стать создание в учебном коллективе «атмосферы ответственной зависимости». Учащиеся начинают с определенностью ощущать те незримые, но весьма крепкие нити социальных связей и отношений, которые выступают духовным фоном становления нравственной зрелости. Ведь возвращаясь к требованиям ФГОС учитель должен не просто обучать, а «учить учиться», и практически уроки ориентированы на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.
Информационные технологии включают в себя мультимедиа – технологии. Под мультимедиа – технологией понимают совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации, видеоинформации, анимации. Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией значительно активизирует внимание учащихся к содержанию материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение ученикам и повышая качество излагаемой учителем информации. Для изучения новой темы заранее готовится электронный материал в виде схем, картинок, сравнительных таблиц, интерактивных карт, которые проецируются на интерактивную доску. Интерактивность обучения в том, что в ходе объяснения нового материала они комментируются, дополняются соответствующими надписями. При таком обучении повышается концентрация внимания учащихся, улучшается усвоение и запоминание новой информации.
С одной стороны, сотрудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями учащихся, улучшает качество ее усвоения. С другой стороны, оно предъявляет к учителю более высокие требования к уровню подготовки и его квалификации, который должен владеть не только традиционными методами преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой класса, используя современные достижения науки и техники. Также относят к медиа-технологиям использование интерактивной системы опроса. Преимущества электронного тестирования перед традиционными формами очевидны: оперативность, автоматическая обработка результатов, моментальная обратная связь. Использование интерактивного тестирования позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это создает основу для успешного осмысления. Убедится в преимуществе интерактивного тестирования, мне позволило использование компьютерной программы «Генератор теста», которая проста и удобна в применении.
Основные задачи использования информационных технологий на современном уроке истории в условиях введения ФГОС, прежде всего: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Методы и приемы применяемые на моих уроках можно классифицировать по источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия), наглядные (иллюстрация и демонстрация медиа текстов), практические (создание презентации учащимися к уроку, на ученическую конференцию, во внеурочной деятельности- как защита проекта). По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные (разработка и применение различных упражнений и заданий на материале медиа, проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или источника с целью развития критического мышления), частично-поисковые или эвристические, исследовательские (организация поисково-творческой деятельности обучения).При изучении темы ИКТ технологий, владея достаточной информацией, движимая высокой мотивационной деятельностью, мною было создано электронное портфолио, включающее в себя опыт моей работы, дистанционные курсы, участие в сетевых семинарах и т.д.
Исходя из всего выше сказанного прихожу к выводу, что ИТ значительно повышают интерес учащихся к уроку, на уроке присутствует эмоциональный комфорт, но что важно, на мой взгляд не нужно урок подстраивать под ИТ, компьютер должен выполнять функцию дополнения в общении учитель-ученик, а не доминировать, ведь это всего лишь средство обучения!
Источники:
- Жилкин В.В. Информационно-технологические средства в профессиональной деятельности педагога. -- Материалы Интернета по адресу: center.flo.ru в рубрике «В помощь учителю».
- Осин А.В. Электронные издания и ресурсы и педагогические технологии. - //Бюллетень Федерального депозитария электронных средств учебного назначения и электронных изданий для общего среднего образования. - № 2. - 2003..
- Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
- Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000.
Другие статьи
- Экологическая тропа "Книга природы"
- Реализация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС
- Равные условия обучения - для каждого
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
- Творчество-основа успеха
- Спешите делать добро
- Оценка метапредметных результатов освоения учебного предмета «Искусство»
- Учебно-методическая разработка на тему "Работа школьного МО "Развивающего цикла"
- Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.