Статья "Применение компьютерных технологий в обучении математике"
Ольга Даниловская
06.06.2015
4708
4
ИКТ
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области
Применение компьютерных технологий в обучении математике
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. Но хотелось бы остановиться лишь на одном – необходимость применения информационных технологий при обучении математике, так как математика и информатика связаны теснейшим образом.
Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения. Данные технологии позволяют ребенку работать в своем собственном режиме, не создавая дискомфорта: «не успел», «не услышал» и т.п. Ученикам, обладающим высокими учебными возможностями, они создают условия за то же самое время получить углубленные или расширенные знания, что значительно экономит время обучаемого и обучающего. Причем ребенок сам выбирает и уровень учебного материала, который может (а главное хочет) усвоить. Полностью решается проблема «пропущенного» материала. Необходимо также отметить интерес детей к использованию компьютера.
При планировании урока учителю необходимо выделить учебный материал, изучение которого будет более продуктивным при использовании информационных технологий. Критерии отбора такого материала разнообразны и зависят от содержания, дидактических целей, методики изложения, возраста и уровня развития учащихся и т.д.
Урок с применением современных педагогических и информационных технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения компьютерных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям. Целесообразно применять компьютер в следующих случаях.
• Тестирование качества усвоения материала;
• Отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
• Процесс обучения;
• Работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
• Самообучение;
Использоваться компьютер может на всех этапах урока: при объяснении и закреплении нового материала, повторении и проверке его усвоения. Остановлюсь на некоторых из этих этапов.
II. Решение задач.
На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и в общем виде, причем в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания. (Пример фрагмента урока «Уравнения с модулем» – 1С Репетитор или решение любой задачи с диска математика 7-11 класс: ваш репетитор).
III. Контроль знаний.
При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ». Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его из числа предложенных. Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе умения переключаться на английский язык и набирать формулы с помощью специальных программ. (Пример фрагмента уроков в 11 классе – Тренажер ЕГЭ, решебник по математике: тесты).
В настоящее время школы оснащены компьютерными классами. Однако следует заметить, что используется эта техника на уроках не так уж часто. Одной из причин того, что учителя мало используют компьютер на своих уроках, является острейший дефицит программных продуктов. Но самое важное – недостаток не только программного обеспечения для уроков, а программно-методических комплексов, включающих в себя компьютерную программу и пособие для учителя, которое содержало бы не только описание технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы.
Небольшой пока опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий на уроках математики позволяет повысить качество знаний учащихся, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика. Данные технологии активизирует познавательный интерес учащихся, развивают их творческие способности, стимулирует умственную деятельность. Таким образом, компьютерные технологии учитель может использовать на уроке математики для повышения мотивации обучения, учебного моделирования, организации совместной деятельности при формировании новых понятий, определений, правил, алгоритмов, других математических категорий, для организации дифференцированной работы учащихся при выполнении ими обучающих (тренировочных) упражнений, контроля и оценки усвоения знаний и умений.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:
Использую ИКТ на разных этапах урока:
Итак, на мой взгляд, целесообразно применять информационные технологии на уроках математики в следующих случаях:
- в обучающем режиме;
- в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
- при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
- в режиме самообучения;
- для диагностического тестирования качества усвоения материала;
- в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Опыт использования информационных технологий показывает, что машина позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, отработки элементарных умений и навыков, от проверки знаний, а ученика – от выполнения элементарных действий, которые он давно и хорошо умеет делать, но вынужден повторять снова и снова при решении более сложных задач.
Источники:
Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения. Данные технологии позволяют ребенку работать в своем собственном режиме, не создавая дискомфорта: «не успел», «не услышал» и т.п. Ученикам, обладающим высокими учебными возможностями, они создают условия за то же самое время получить углубленные или расширенные знания, что значительно экономит время обучаемого и обучающего. Причем ребенок сам выбирает и уровень учебного материала, который может (а главное хочет) усвоить. Полностью решается проблема «пропущенного» материала. Необходимо также отметить интерес детей к использованию компьютера.
При планировании урока учителю необходимо выделить учебный материал, изучение которого будет более продуктивным при использовании информационных технологий. Критерии отбора такого материала разнообразны и зависят от содержания, дидактических целей, методики изложения, возраста и уровня развития учащихся и т.д.
Урок с применением современных педагогических и информационных технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения компьютерных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям. Целесообразно применять компьютер в следующих случаях.
• Тестирование качества усвоения материала;
• Отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
• Процесс обучения;
• Работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
• Самообучение;
Использоваться компьютер может на всех этапах урока: при объяснении и закреплении нового материала, повторении и проверке его усвоения. Остановлюсь на некоторых из этих этапов.
- Объяснение нового материала.
II. Решение задач.
На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и в общем виде, причем в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания. (Пример фрагмента урока «Уравнения с модулем» – 1С Репетитор или решение любой задачи с диска математика 7-11 класс: ваш репетитор).
III. Контроль знаний.
При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ». Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его из числа предложенных. Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе умения переключаться на английский язык и набирать формулы с помощью специальных программ. (Пример фрагмента уроков в 11 классе – Тренажер ЕГЭ, решебник по математике: тесты).
В настоящее время школы оснащены компьютерными классами. Однако следует заметить, что используется эта техника на уроках не так уж часто. Одной из причин того, что учителя мало используют компьютер на своих уроках, является острейший дефицит программных продуктов. Но самое важное – недостаток не только программного обеспечения для уроков, а программно-методических комплексов, включающих в себя компьютерную программу и пособие для учителя, которое содержало бы не только описание технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы.
Небольшой пока опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий на уроках математики позволяет повысить качество знаний учащихся, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика. Данные технологии активизирует познавательный интерес учащихся, развивают их творческие способности, стимулирует умственную деятельность. Таким образом, компьютерные технологии учитель может использовать на уроке математики для повышения мотивации обучения, учебного моделирования, организации совместной деятельности при формировании новых понятий, определений, правил, алгоритмов, других математических категорий, для организации дифференцированной работы учащихся при выполнении ими обучающих (тренировочных) упражнений, контроля и оценки усвоения знаний и умений.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:
- сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
- индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;
- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;
- совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;
- организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся
Использую ИКТ на разных этапах урока:
- Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;
- На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;
- При проверке домашнего задания. Педагог предлагает кому – нибудь из учеников выполнить домашнюю работу или её часть в форме презентации. На этапе проверки домашнего задания он показывает и озвучивает своё решение. Проверяются самые важные домашние работы или наиболее проблемные задания;
- При объяснении нового материала;
- При закреплении, повторении используются готовые демонстрационные – энциклопедические программы из серии: “Открытая математика. Функции и графики”, “ Познавательная геометрия”, “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” и др.
- На этапе контроля ЗУН.
Итак, на мой взгляд, целесообразно применять информационные технологии на уроках математики в следующих случаях:
- в обучающем режиме;
- в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
- при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
- в режиме самообучения;
- для диагностического тестирования качества усвоения материала;
- в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Опыт использования информационных технологий показывает, что машина позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, отработки элементарных умений и навыков, от проверки знаний, а ученика – от выполнения элементарных действий, которые он давно и хорошо умеет делать, но вынужден повторять снова и снова при решении более сложных задач.
Источники:
- Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии. №2, 2007г.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005г.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Москва. Академия. 2003. – 192 с.
- Кулагин В.П., Найханов В.В., Овезов Б.Б. и др. Информационные технологии в сфере образования. Москва. Янус, 2004. -248 с.
Другие статьи
- Организация работы методического объединения учителей начальных классов по изучению и применению современных образовательных технологий
- Опыт использования персонального компьютера на уроках истории, обществознания и МХК
- Тестирование как одна из форм текущего контроля (из опыта работы)
- Накопительная система оценивания как характеристика динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся
- “УчПортфолио”, или Электронная презентация результатов методической деятельности учителя музыки
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- Моя педагогическая философия
- Воспитательная работа с одаренными детьми в МБОУ СОШ № 7 п. Реконструктор
- В деле воспитания каникул не бывает (из опыта организации работы городского лагеря на базе УДОД)
- Организация работы творческой группы учителей русского языка и литературы
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 В настоящее время использование компьютерных технологий в процессе обучения становится основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательные интересы.
Использование на уроках новых методов и форм организации процесса обучения с применением компьютера позволяет мне:
1.Повышать мотивацию обучения;
2. Активизировать познавательную деятельность учащихся;
3. Обеспечивать оперативность и объективность контроля;
4. Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь;
5. Повышается интерес к изучаемому предмету.
Юлия Пасынок, дата: 09.06.2015 в 8:43
#2 Спасибо, Юлия Юрьевна! Вы так внимательны к мои материалам!
Ольга Даниловская, дата: 09.06.2015 в 8:51
#3 Информационно-коммуникативные технологии - это
- реализация межпредметных связей;
- проведение предметных тестирований и диагностик;
- выполнение реферативных, творческих и других работ с использованием информационных технологий;
- поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;
- использование электронных таблиц для решения задач;
- проведение тематических конференций, презентаций;
- использование мультимедиа технологий при изучении учебного материала.
Татьяна Образцова, дата: 10.06.2015 в 0:05
#4 Ни один урок не провожу без ИКТ. Согласна полностью с автором статьи. Хочу поделиться своими мыслями по контролю знаний. Уже несколько лет использую на уроках систему голосования. И мне легко и обучающимся нравится. Они работают с пультами. Это тоже создает на уроке дополнительно деловую обстановку. Результаты автоматически сохраняются и тут же демонстрируются на экране. Очень удобно. Экономия времени. Тесты готовятся.как для опроса по предыдущей теме.так и для итоговой оценки...спасибо за такую содержательную статью.
Алла Дзарасова, дата: 07.10.2015 в 1:31
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.