С нами 17294 учителя, 7327 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Развитие креативности учащихся 10-11 классов средствами предмета "Технология""
Брашко Евгения Владимировна,
учитель технологии
МАОУ СОШ № 67 с углубленным
изучением отдельных предметов
г.Екатеринбурга
 
Развитие креативности учащихся 10-11 классов средствами предмета "Технология"
 
                Жизнь требует от нас постоянного совершенствования, тренировки такого качества ума как креативность – способность творчески подходить к решению поставленных задач. Другими словами, сама жизнь вынуждает нас анализировать обстоятельства, ставить цели и находить нестандартные пути их достижения. Как известно, креативность мышления   характеризуется такими показателями как беглость (возможность дать большое количество решений), гибкость (разнообразность предлагаемых решений) и оригинальность (неповторимость). И если с первой задачей учащиеся, как правило, не испытывают проблем, они готовы давать много ответов, но, к сожалению, однотипных, похожих друг на друга, как две капли воды, то с гибкостью и оригинальностью дела обстоят гораздо хуже. Именно поэтому была поставлена задача развития креативности у старшеклассников.
                Ежегодно в начале обучения на старшей ступени брались первоначальные сведения об их возможности с использованием теста Торенса в модификации Е.Туник (известная методика "Круги"). Как правило, подавляющее большинство учащихся справляется с заданиями на уровне "норма". Но это оказывается недостаточно при изучении тем, связанных с творческим решением задач, проектной деятельностью, планированием профессиональной карьеры. В уроки были включены развивающие креативность игры и упражнения, изменились и сами задания. Первая четверть 10 класса посвящена  изучению методов решения творческих задач, вторая – проектной деятельности. Начиная с третьей четверти, активно используются на уроках рефлексивные методики, направленные на развитие творчества, упражнения на ассоциации, умение найти в ответах общее и отличия. Хорошими помощниками оказываются метафорические карты и фотографии. У учащихся принимается ответ только в том случае, если указано несколько разных способов решения. Активно используются ролевые и деловые игры, возможности арт-терапии (коллаж, групповой рисунок), свободные ассоциации, работа командами или малыми группами. Учащиеся выполняют работу на уроках в зависимости от позиции, которую заняли в начале урока – исполнители, творческие работники или руководящие (в зависимости от ряда, который выбрал учащийся).
                Во второй половине следующего учебного года учащиеся еще раз выполняют методику. Опыт показывает, если в начале работы учащиеся выполняли однотипные рисунки – солнце, ракета, тарелка, то через год-полтора учащиеся не только изображают рисунки, стараясь не повторить своих товарищей, но и подписи делают оригинальные:  пуля, летящая в цель;  мыльный пузырь, стремящийся вверх;  бездна; искусственный пруд, шлем водолаза (вид сверху).
                Результат работ с одним из классов представлен в таблице и диаграммах. 1 группа – учащиеся гуманитарного класса, две других – информационно-технологического (на профильном уровне изучались математика и информатика). Наиболее высокие показатели изначально были у гуманитарного класса. Этим объясняется повышение гибкости и оригинальности за счет снижения беглости.
                Группы между собой не сравнивались. Каждый учащийся сравнивался только сам с собой. Результаты были доведены до сведения каждого учащегося.
Класс беглость гибкость оригинальность Баллы % выполнения работы  
сентябрь 2012 г. апрель 2014 г. сентябрь 2012 г. апрель 2014 г. сентябрь 2012 г. апрель 2014 г. сентябрь 2012 г. апрель 2014 г. сентябрь 2012 г. апрель 2014 г.  
Гр. 1 19,6 17,7 11,6 13,8 2,7 4,2 68,5 83,6 38% 58%  
Гр. 2 17,3 16,7 11,6 12,1 1,9 4,6 60,9 76,7 35% 55%  
Гр. 3 13,6 14,6 9 11 1,1 3,3 45,8 64,7 25% 48%  
Средн. балл 16,83 16,33 10,73 12,3 1,9 4,03 58,4 75 33% 54%  
 
                 Интересный факт. Количество учащихся, поступивших на бюджетные места, оказалось выше именно в третьей группе, где было самое большое продвижение (на  23%), а самое маленькое в группе 1, где был изначально хороший старт и учащиеся затратили меньше сил на работу над собой.
 
 Источники:
Матяш Н., Симоненко В. Технология. 10-11 классы. Базовый уровень. – М.: Вентана-граф, 2012
Туник Е. Лучшие тесты на креативность. – СПб.: Питер, 2013
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ