Статья "Развитие креативности учащихся 10-11 классов средствами предмета "Технология""
Евгения Брашко
09.12.2014
2177
0
Научно-исследовательская деятельность учителя
Брашко Евгения Владимировна,
учитель технологии
МАОУ СОШ № 67 с углубленным
изучением отдельных предметов
г.Екатеринбурга
Развитие креативности учащихся 10-11 классов средствами предмета "Технология"
Интересный факт. Количество учащихся, поступивших на бюджетные места, оказалось выше именно в третьей группе, где было самое большое продвижение (на 23%), а самое маленькое в группе 1, где был изначально хороший старт и учащиеся затратили меньше сил на работу над собой.
Источники:
Матяш Н., Симоненко В. Технология. 10-11 классы. Базовый уровень. – М.: Вентана-граф, 2012
Туник Е. Лучшие тесты на креативность. – СПб.: Питер, 2013
учитель технологии
МАОУ СОШ № 67 с углубленным
изучением отдельных предметов
г.Екатеринбурга
Развитие креативности учащихся 10-11 классов средствами предмета "Технология"
Жизнь требует от нас постоянного совершенствования, тренировки такого качества ума как креативность – способность творчески подходить к решению поставленных задач. Другими словами, сама жизнь вынуждает нас анализировать обстоятельства, ставить цели и находить нестандартные пути их достижения. Как известно, креативность мышления характеризуется такими показателями как беглость (возможность дать большое количество решений), гибкость (разнообразность предлагаемых решений) и оригинальность (неповторимость). И если с первой задачей учащиеся, как правило, не испытывают проблем, они готовы давать много ответов, но, к сожалению, однотипных, похожих друг на друга, как две капли воды, то с гибкостью и оригинальностью дела обстоят гораздо хуже. Именно поэтому была поставлена задача развития креативности у старшеклассников.
Ежегодно в начале обучения на старшей ступени брались первоначальные сведения об их возможности с использованием теста Торенса в модификации Е.Туник (известная методика "Круги"). Как правило, подавляющее большинство учащихся справляется с заданиями на уровне "норма". Но это оказывается недостаточно при изучении тем, связанных с творческим решением задач, проектной деятельностью, планированием профессиональной карьеры. В уроки были включены развивающие креативность игры и упражнения, изменились и сами задания. Первая четверть 10 класса посвящена изучению методов решения творческих задач, вторая – проектной деятельности. Начиная с третьей четверти, активно используются на уроках рефлексивные методики, направленные на развитие творчества, упражнения на ассоциации, умение найти в ответах общее и отличия. Хорошими помощниками оказываются метафорические карты и фотографии. У учащихся принимается ответ только в том случае, если указано несколько разных способов решения. Активно используются ролевые и деловые игры, возможности арт-терапии (коллаж, групповой рисунок), свободные ассоциации, работа командами или малыми группами. Учащиеся выполняют работу на уроках в зависимости от позиции, которую заняли в начале урока – исполнители, творческие работники или руководящие (в зависимости от ряда, который выбрал учащийся).
Во второй половине следующего учебного года учащиеся еще раз выполняют методику. Опыт показывает, если в начале работы учащиеся выполняли однотипные рисунки – солнце, ракета, тарелка, то через год-полтора учащиеся не только изображают рисунки, стараясь не повторить своих товарищей, но и подписи делают оригинальные: пуля, летящая в цель; мыльный пузырь, стремящийся вверх; бездна; искусственный пруд, шлем водолаза (вид сверху).
Результат работ с одним из классов представлен в таблице и диаграммах. 1 группа – учащиеся гуманитарного класса, две других – информационно-технологического (на профильном уровне изучались математика и информатика). Наиболее высокие показатели изначально были у гуманитарного класса. Этим объясняется повышение гибкости и оригинальности за счет снижения беглости.
Группы между собой не сравнивались. Каждый учащийся сравнивался только сам с собой. Результаты были доведены до сведения каждого учащегося.
Ежегодно в начале обучения на старшей ступени брались первоначальные сведения об их возможности с использованием теста Торенса в модификации Е.Туник (известная методика "Круги"). Как правило, подавляющее большинство учащихся справляется с заданиями на уровне "норма". Но это оказывается недостаточно при изучении тем, связанных с творческим решением задач, проектной деятельностью, планированием профессиональной карьеры. В уроки были включены развивающие креативность игры и упражнения, изменились и сами задания. Первая четверть 10 класса посвящена изучению методов решения творческих задач, вторая – проектной деятельности. Начиная с третьей четверти, активно используются на уроках рефлексивные методики, направленные на развитие творчества, упражнения на ассоциации, умение найти в ответах общее и отличия. Хорошими помощниками оказываются метафорические карты и фотографии. У учащихся принимается ответ только в том случае, если указано несколько разных способов решения. Активно используются ролевые и деловые игры, возможности арт-терапии (коллаж, групповой рисунок), свободные ассоциации, работа командами или малыми группами. Учащиеся выполняют работу на уроках в зависимости от позиции, которую заняли в начале урока – исполнители, творческие работники или руководящие (в зависимости от ряда, который выбрал учащийся).
Во второй половине следующего учебного года учащиеся еще раз выполняют методику. Опыт показывает, если в начале работы учащиеся выполняли однотипные рисунки – солнце, ракета, тарелка, то через год-полтора учащиеся не только изображают рисунки, стараясь не повторить своих товарищей, но и подписи делают оригинальные: пуля, летящая в цель; мыльный пузырь, стремящийся вверх; бездна; искусственный пруд, шлем водолаза (вид сверху).
Результат работ с одним из классов представлен в таблице и диаграммах. 1 группа – учащиеся гуманитарного класса, две других – информационно-технологического (на профильном уровне изучались математика и информатика). Наиболее высокие показатели изначально были у гуманитарного класса. Этим объясняется повышение гибкости и оригинальности за счет снижения беглости.
Группы между собой не сравнивались. Каждый учащийся сравнивался только сам с собой. Результаты были доведены до сведения каждого учащегося.
Класс | беглость | гибкость | оригинальность | Баллы | % выполнения работы | |||||||||||||||
сентябрь 2012 г. | апрель 2014 г. | сентябрь 2012 г. | апрель 2014 г. | сентябрь 2012 г. | апрель 2014 г. | сентябрь 2012 г. | апрель 2014 г. | сентябрь 2012 г. | апрель 2014 г. | |||||||||||
Гр. 1 | 19,6 | 17,7 | 11,6 | 13,8 | 2,7 | 4,2 | 68,5 | 83,6 | 38% | 58% | ||||||||||
Гр. 2 | 17,3 | 16,7 | 11,6 | 12,1 | 1,9 | 4,6 | 60,9 | 76,7 | 35% | 55% | ||||||||||
Гр. 3 | 13,6 | 14,6 | 9 | 11 | 1,1 | 3,3 | 45,8 | 64,7 | 25% | 48% | ||||||||||
Средн. балл | 16,83 | 16,33 | 10,73 | 12,3 | 1,9 | 4,03 | 58,4 | 75 | 33% | 54% |
Интересный факт. Количество учащихся, поступивших на бюджетные места, оказалось выше именно в третьей группе, где было самое большое продвижение (на 23%), а самое маленькое в группе 1, где был изначально хороший старт и учащиеся затратили меньше сил на работу над собой.
Источники:
Туник Е. Лучшие тесты на креативность. – СПб.: Питер, 2013
Другие статьи
- ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
- Экологическая тропа "Книга природы"
- Сила чтения вслух на иностранном
- Адаптация первоклассников к школьной жизни
- Мой далекий, но близкий "Артек"
- Модель сопровождения способных детей в образовательной системе школы №8 г. Черемхово.
- Моё призвание - ПЕДАГОГ
- Исследовательская деятельность учащихся как способ комплексного формирования универсальных учебных действий.
- Человек превыше всего
- Уроки здоровья в начальной школе
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.