С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Работа над методическим конструктором по формированию универсального учебного действия "Работа с текстовым материалом""
 
Ваторопина Елена Васильевна,
учитель английского языка
МАОУ СОШ № 67 с УИОП,
г. Екатеринбург

Работа над методическим конструктором по формированию универсального учебного действия
"Работа с текстовым материалом"
 
                                                                                           "Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
                                                                                                                чем мозг, хорошо наполненный".
                                                                                                                               Мишель де Монтень
 
Цель представляемой педагогической деятельности:
Создание матрицы для методического конструктора "Формирование универсального учебного действия "Работа с текстовым материалом".
 
Цель данного мастер–класса направлена на теоретическое и эмпирическое обоснование сущности "универсальных учебных действий ученика" и подготовку учителя к работе в новых условиях в режиме апробации учебно-методического обеспечения требований нового стандарта.
 
Задачи:
  • уточнение и конкретизация понятий "универсальные учебные действия", "умение учиться", "самоопределение", "развивающая дифференциация";
  • анализ методов и механизмов, используемых в формировании у учащихся "универсальных учебных действий" (что означает умение учиться);
  • разработка и апробация уровневой шкалы сформированности универсальных учебных действий учащихся.
 
Ход мастер–класс:
 
I. "Распаковка" понятия "универсальные учебные действия".

Работа над методическим конструктором ( сегодня в практике это не только урок) начинается с уточнения и конкретизации  понятий – в нашем случае "универсальные учебные действия".
Предлагается задание Сиденко Е.А., она назвала его "распаковка понятия". Результат этой работы позволит нам работать в едином понятийном поле.
Воспользуемся матрицей (Таблица 1) и сделанными мною ксерокопиями понятия "УУД" из документов ФГОС. При "распаковке" понятия "УУД" и при заполнении предложенной таблицы не забываем и о нашем опыте работы (эмпирические знания всегда важны в деятельности  педагога).
Примерный вариант "распаковки" понятия "УУД" представлен в таблице 2.
Таблица 1
 
Универсальные учебные действия
 
представляют собой: включают в себя: предполагают: обеспечивают:

 
 
 
      
 
 
 
 
Таблица 2
 
Универсальные учебные действия
 
представляют собой: включают в себя: предполагают: обеспечивают:
  • "Умение учиться"
  • Сознательное и активное присвоение нового социального опыта
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Регулятивные УУД
  • Познавательные
  • Коммуникативные УУД
  • Личностные УУД









 
 
  • Введение новых образовательных технологий, учебных ситуаций, проектных задач, проектных методов обучения
  • Готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться
  • Развитие высокой социальной и профессиональной мобильности
  • Успешность усвоения знаний, умений и навыков
  • Формирование целостной картины мира
  • Формирование компетентностей в любой предметной области познания




 
 
 
Понятие «универсальные учебные действия» 
(по материалам ФГОС)
 
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
 
  
II. Методы и механизмы формирования УУД "Работа с текстовым материалом".

На конкретном примере рассмотрим  методы и механизмы формирования УУД "Работа с текстовым материалом". Ознакомимся с предложенными текстами.
  


 
 
 
 
 

















 
 Прочитаем тексты и выполним ряд заданий.
 
Задание 1.
Зачем нужно знать, как устроен текст? Обведи номер выбранного ответа.
1) чтобы больше узнать об авторе текста;
2) чтобы лучше понять содержание текста;
3) чтобы меньше сделать ошибок в диктанте;
4) чтобы быстрее найти книгу в библиотеке.
 
Задание 2.
Ниже приведены вопросы к тексту №1. Найди часть текста, к которой поставлен данный вопрос. Номер этого вопроса запиши в кружочек, который стоит справа от этой части текста. Для первого вопроса это уже сделано.
1) Имеет ли каждый текст четкие границы?
2) В чем отличие темы текста от его основной мысли?
3) На какие смысловые части делится текст?
4) Как расположены и связаны между собой предложения в тексте?
5) Как создается текст?
6) Всегда ли в тексте есть информация?
7) В какой форме может быть представлен текст?
8) Что может отражать заголовок текста?
 
Задание 3.
Какой признак текста НЕ является обязательным? Подчеркни предложения из текста №1, в которых содержится ответ на данный вопрос.
 
Задание 4.
В тексте №2 используется выражение "записывали информацию". Как ты понимаешь это выражение? Обведи номер выбранного ответа.
1) использовали перьевые ручки;
2) изобретали пишущие машинки;
3) отправляли письма по электронной почте;
4) сохраняли знания о мире.
 
Задание 5.
Найди утверждение, которое противоречит содержанию текста №2. Обведи номер этого утверждения.
1) Все способы хранения и записи информации возникли в глубокой древности.
2) Специальные компьютерные программы позволяют внести изменения в текст.
3) Записать информацию можно с помощью птичьего пера и авторучки.
4) С помощью принтера можно отпечатать любое количество копий текста.
 
Постепенно, в работе над заданиями мы должны получить ответ на вопрос: Что должен уметь учащийся на конец 5 класса?
 
Итак, учащийся должен:
1. УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ТЕКСТ.
2. УМЕТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ.
3. УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ ДАННОГО ТЕКСТА.
4. УМЕТЬ ОТЛИЧАТЬ В ТЕКСТЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТ СТИЛЯ.
5. УМЕТЬ ВЫРАЗИТЬ КРАТКО  (В ОДНОЙ ИЛИ ДВУХ ФРАЗАХ) СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕМНОГО ТЕСТА.
6. УМЕТЬ НАЙТИ В ТЕКСТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ОТРАЖАЮЩЕЕ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ.
 
Мы получили представление об элементах УУД с текстовым материалом.
 
III. Составим матрицу для методического конструктора "Формирование универсального учебного действия "Работа с текстовым материалом".

Чтобы эффективно использовать имеющиеся текстовые материалы, предлагаю систематизировать учебные текстовые материалы в соответствии с УУД и элементами универсальных учебных действий (Таблица 3). Внутри матрица заполняется на основе календарно-тематического планирования  с указанием урока  и конкретного текста: тема, название текста, страница учебника и т.д.
Предлагаю составить данную матрицу, но с учетом класса и предмета.
 
Таблица 3
 
Формирование универсального учебного действия «Работа с текстовым материалом» 
класс ____ предмет ____________
 
 
Выпускник научится
 
Обучение элементам  учебного универсального действия
«работа с текстовым материалом»
         
Определять тему и главную мысль  текста          
         
         
Составлять план текста          
         
         
Использовать различные виды чтения          
         
         
Ориентироваться в соответствую-щих словарях и справочниках          
         
         
 
Внутри матрица заполняется на основе календарно-тематического планирования с указанием урока и конкретного текста.
Делаем выводы, с предложением других вариантов элементов УУД "работа с текстовым материалом" (заполняем их – по горизонтали). Для учителей географии – с позиции экологии или использования краеведческого материала, у историков – великие вехи, у литераторов – писатели Урала и т.д.
Работа в группах – заполняем конструктор, зачитываем свои материалы, предлагаем, дополняем, советуемся.
Предлагаю ознакомиться с конструктором, составленным мною для формирования УУД "работа с текстовым материалом" на уроках английского языка в 5 классе (Таблица 4).
 
Таблица 4
 Формирование универсального учебного действия «Работа с текстовым материалом» 
класс _5_ предмет _ английский язык_
 
 
Выпускник научится
 
Обучение элементам  учебного универсального действия
«работа с текстовым материалом»
Прочитать  текст с целью выделения главной мысли
 
Выбрать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию Разделить текст на смысловые части Определить жанр текста Работа со словарями и справочниками
Определять тему и главную мысль  текста + +   +  
Тема:
School again!
Текст:
First day at school.
С.14
Тема: Interesting places.
Текст: Tourists in London.
С.95
  Тема: Talking about summer holidays.
Текст: Dima's letter. С.19
 
..... .....   …..  
Составлять план текста   + + + +
  Тема:
Interesting places.
Текст:
About Russia.
C.90
Тема: Travelling.
Текст: London' parks.
C.120
Тема:
Have you got a pet?
Текст: Sebastian and Kellie.
C. 152
Тема:
My family.
Текст: Stephan's family.
C.147
  ….. ..... …..  
Использовать различные виды чтения +     +  
Тема:
Just for fun!
Текст: Alice.
C. 114
    Тема: Famous people.
Текст: Daniel Defoe. C.128
 
…..     …..  
Ориентироваться в соответствую-щих словарях и справочниках     +   +
    Тема:
What are you going to be?
Текст:
Jobs.
C.161
  Тема: Interesting places.
Текст:
Madam Tussaud's.
C.108
    …..   …..
 
Итак, мы составили матрицу конструктора "Формирование универсального учебного действия "Работа с текстовым материалом"  с учетом предмета и класса. Так как УУД являются метапредметными, то результат, к которому мы должны придти к концу 5 класса, должен быть одинаковым по разным предметом.
Предложенный конструктор позволяет осуществить эффективное планирование педагогической деятельности с целью формирования УУД учащихся в соответствии с  ФГОС.
 
Литература
  1. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита–Пресс, 1999. – 88 с.
  2. Генике, Е.А. Активные методы обучения: новый подход. – М.: Национальный книжный центр, ИФ "Сентябрь", 2014. – 176 с.
  3. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя / Ковалева Г.С. и др.; под ред. Ковалевой Г.С., Рутковской Е.Л. – М.; СПб.: Просвещение, 2014. – 160 с.
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ