Статья "Работа над методическим конструктором по формированию универсального учебного действия "Работа с текстовым материалом""
Елена Ваторопина
07.10.2014
5112
0
Системно - деятельностный подход в обучении
Ваторопина Елена Васильевна,
учитель английского языка
МАОУ СОШ № 67 с УИОП,
г. Екатеринбург
Работа над методическим конструктором по формированию универсального учебного действия
"Работа с текстовым материалом"
учитель английского языка
МАОУ СОШ № 67 с УИОП,
г. Екатеринбург
Работа над методическим конструктором по формированию универсального учебного действия
"Работа с текстовым материалом"
"Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный".
Мишель де Монтень
Мишель де Монтень
Цель представляемой педагогической деятельности:
Создание матрицы для методического конструктора "Формирование универсального учебного действия "Работа с текстовым материалом".
Цель данного мастер–класса направлена на теоретическое и эмпирическое обоснование сущности "универсальных учебных действий ученика" и подготовку учителя к работе в новых условиях в режиме апробации учебно-методического обеспечения требований нового стандарта.
Задачи:
- уточнение и конкретизация понятий "универсальные учебные действия", "умение учиться", "самоопределение", "развивающая дифференциация";
- анализ методов и механизмов, используемых в формировании у учащихся "универсальных учебных действий" (что означает умение учиться);
- разработка и апробация уровневой шкалы сформированности универсальных учебных действий учащихся.
Ход мастер–класс:
I. "Распаковка" понятия "универсальные учебные действия".
Работа над методическим конструктором ( сегодня в практике это не только урок) начинается с уточнения и конкретизации понятий – в нашем случае "универсальные учебные действия".
Предлагается задание Сиденко Е.А., она назвала его "распаковка понятия". Результат этой работы позволит нам работать в едином понятийном поле.
Воспользуемся матрицей (Таблица 1) и сделанными мною ксерокопиями понятия "УУД" из документов ФГОС. При "распаковке" понятия "УУД" и при заполнении предложенной таблицы не забываем и о нашем опыте работы (эмпирические знания всегда важны в деятельности педагога).
Примерный вариант "распаковки" понятия "УУД" представлен в таблице 2.
Таблица 1
|
Таблица 2
|
Понятие «универсальные учебные действия»
(по материалам ФГОС) В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. |
II. Методы и механизмы формирования УУД "Работа с текстовым материалом".
На конкретном примере рассмотрим методы и механизмы формирования УУД "Работа с текстовым материалом". Ознакомимся с предложенными текстами.
Прочитаем тексты и выполним ряд заданий.
Задание 1.
Зачем нужно знать, как устроен текст? Обведи номер выбранного ответа.
1) чтобы больше узнать об авторе текста;
2) чтобы лучше понять содержание текста;
3) чтобы меньше сделать ошибок в диктанте;
4) чтобы быстрее найти книгу в библиотеке.
Задание 2.
Ниже приведены вопросы к тексту №1. Найди часть текста, к которой поставлен данный вопрос. Номер этого вопроса запиши в кружочек, который стоит справа от этой части текста. Для первого вопроса это уже сделано.
1) Имеет ли каждый текст четкие границы?
2) В чем отличие темы текста от его основной мысли?
3) На какие смысловые части делится текст?
4) Как расположены и связаны между собой предложения в тексте?
5) Как создается текст?
6) Всегда ли в тексте есть информация?
7) В какой форме может быть представлен текст?
8) Что может отражать заголовок текста?
Задание 3.
Какой признак текста НЕ является обязательным? Подчеркни предложения из текста №1, в которых содержится ответ на данный вопрос.
Задание 4.
В тексте №2 используется выражение "записывали информацию". Как ты понимаешь это выражение? Обведи номер выбранного ответа.
1) использовали перьевые ручки;
2) изобретали пишущие машинки;
3) отправляли письма по электронной почте;
4) сохраняли знания о мире.
Задание 5.
Найди утверждение, которое противоречит содержанию текста №2. Обведи номер этого утверждения.
1) Все способы хранения и записи информации возникли в глубокой древности.
2) Специальные компьютерные программы позволяют внести изменения в текст.
3) Записать информацию можно с помощью птичьего пера и авторучки.
4) С помощью принтера можно отпечатать любое количество копий текста.
Постепенно, в работе над заданиями мы должны получить ответ на вопрос: Что должен уметь учащийся на конец 5 класса?
Итак, учащийся должен:
1. УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ТЕКСТ.
2. УМЕТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ.
3. УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ ДАННОГО ТЕКСТА.
4. УМЕТЬ ОТЛИЧАТЬ В ТЕКСТЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТ СТИЛЯ.
5. УМЕТЬ ВЫРАЗИТЬ КРАТКО (В ОДНОЙ ИЛИ ДВУХ ФРАЗАХ) СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕМНОГО ТЕСТА.
6. УМЕТЬ НАЙТИ В ТЕКСТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ОТРАЖАЮЩЕЕ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ.
Мы получили представление об элементах УУД с текстовым материалом.
III. Составим матрицу для методического конструктора "Формирование универсального учебного действия "Работа с текстовым материалом".
Чтобы эффективно использовать имеющиеся текстовые материалы, предлагаю систематизировать учебные текстовые материалы в соответствии с УУД и элементами универсальных учебных действий (Таблица 3). Внутри матрица заполняется на основе календарно-тематического планирования с указанием урока и конкретного текста: тема, название текста, страница учебника и т.д.
Предлагаю составить данную матрицу, но с учетом класса и предмета.
Таблица 3
Формирование универсального учебного действия «Работа с текстовым материалом»
класс ____ предмет ____________
Выпускник научится |
Обучение элементам учебного универсального действия «работа с текстовым материалом» |
||||
Определять тему и главную мысль текста | |||||
Составлять план текста | |||||
Использовать различные виды чтения | |||||
Ориентироваться в соответствую-щих словарях и справочниках | |||||
Внутри матрица заполняется на основе календарно-тематического планирования с указанием урока и конкретного текста.
Делаем выводы, с предложением других вариантов элементов УУД "работа с текстовым материалом" (заполняем их – по горизонтали). Для учителей географии – с позиции экологии или использования краеведческого материала, у историков – великие вехи, у литераторов – писатели Урала и т.д.
Работа в группах – заполняем конструктор, зачитываем свои материалы, предлагаем, дополняем, советуемся.
Предлагаю ознакомиться с конструктором, составленным мною для формирования УУД "работа с текстовым материалом" на уроках английского языка в 5 классе (Таблица 4).
Таблица 4
Формирование универсального учебного действия «Работа с текстовым материалом» класс _5_ предмет _ английский язык_
Выпускник научится |
Обучение элементам учебного универсального действия «работа с текстовым материалом» |
||||
Прочитать текст с целью выделения главной мысли |
Выбрать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию | Разделить текст на смысловые части | Определить жанр текста | Работа со словарями и справочниками | |
Определять тему и главную мысль текста | + | + | + | ||
Тема: School again! Текст: First day at school. С.14 |
Тема: Interesting places. Текст: Tourists in London. С.95 |
Тема: Talking about summer holidays. Текст: Dima's letter. С.19 |
|||
..... | ..... | ….. | |||
Составлять план текста | + | + | + | + | |
Тема: Interesting places. Текст: About Russia. C.90 |
Тема: Travelling. Текст: London' parks. C.120 |
Тема: Have you got a pet? Текст: Sebastian and Kellie. C. 152 |
Тема: My family. Текст: Stephan's family. C.147 |
||
….. | ..... | ….. | |||
Использовать различные виды чтения | + | + | |||
Тема: Just for fun! Текст: Alice. C. 114 |
Тема: Famous people. Текст: Daniel Defoe. C.128 |
||||
….. | ….. | ||||
Ориентироваться в соответствую-щих словарях и справочниках | + | + | |||
Тема: What are you going to be? Текст: Jobs. C.161 |
Тема: Interesting places. Текст: Madam Tussaud's. C.108 |
||||
….. | ….. |
Итак, мы составили матрицу конструктора "Формирование универсального учебного действия "Работа с текстовым материалом" с учетом предмета и класса. Так как УУД являются метапредметными, то результат, к которому мы должны придти к концу 5 класса, должен быть одинаковым по разным предметом.
Предложенный конструктор позволяет осуществить эффективное планирование педагогической деятельности с целью формирования УУД учащихся в соответствии с ФГОС.
Литература
- Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита–Пресс, 1999. – 88 с.
- Генике, Е.А. Активные методы обучения: новый подход. – М.: Национальный книжный центр, ИФ "Сентябрь", 2014. – 176 с.
- Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя / Ковалева Г.С. и др.; под ред. Ковалевой Г.С., Рутковской Е.Л. – М.; СПб.: Просвещение, 2014. – 160 с.
Другие статьи
- Сравнительный анализ реализации модуля «Алгоритмизация и программирование. Алгоритмизация» в УМК Босовой Л.Л. и Макаровой Н.В.
- Технология организации процесса самообразования
- «Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период»
- Спешите делать добро
- ПОС и ФГОС
- Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.
- Работа с газетой на английском языке: из опыта работы в старших классах средней школы
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
- ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
- Гражданско-патриотический клуб "Бурейский навигатор" (скаутское движение)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.