Статья "Роль оценки учителя на формирование самооценки учащихся на уроках математики"
Валентина Титова
19.04.2015
6712
15
Оценка знаний учащихся
Титова Валентина Николаевна,
учитель математики
Симеизский Учебно – Воспитательный комплекс,
г. Ялта, п.г.т.Симеиз, Республика Крым
Роль оценки учителя на формирование самооценки учащихся на уроках математики
Перед современной школой ставятся задачи развития личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и межпредметных, личностных компетенций, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в конкурентном мире. От решения этих задач зависит будущее нашей страны.
Я работаю в школе более 40 лет, была директором и завучем, «боролась» за успеваемость и качество знаний, готовила педсоветы, семинары, выступала за дифференцированный подход к обучающимся, но и тогда и сейчас, когда я работаю учителем, - всегда меня волновали и волнуют вопросы: Почему, даже у самых талантливых учителей, оценки по математике ниже, чем по другим предметам? Почему во взрослой жизни троечники оказываются более успешными, чем отличники? Почему учителя математики, имея большой опыт работы , зачастую не знают, как правильно оценить ученика. Выставление оценок порой даже портят отношения между учителями, между учителем и учениками.
Считаю, что оценивание в работе учителя – это одна из самых сложных задач. Роль оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить. Воспитательная функция оценки на уроке математики выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка, снимают у школьников страх перед ответом на уроке, перед выходом к доске, и самое главное, перед предстоящей контрольной работой. Если контроль и оценка ученика продуманы учителем, то значительно снижается уровень тревожности, формируются правильные целевые установки. Ученик готов работать самостоятельно и активно, такого ученика можно ориентировать на осуществление самоконтроля.
Думаю, что было бы правильно, если бы на каждом уроке математики, да и на других уроках, приоритетной была бы не та оценка, которая определяет лучших учеников и двоечников, таким образом, разделяя класс на успевающих и отстающих, а была бы та, которая покажет взаимосвязь деятельности каждого ученика и учителя. В таком случае возникнет сопричастность каждого ученика к процессу обучения на уроке, к объективной оценке труда учеников класса. Все это является важными для всего процесса обучения в школе, но еще более важным представляются в обучении математики.
Оценивание должно быть таковым, чтобы оно могло двигать вперёд развитие ученика и заставит его поверить в свои силы, обеспечит положительные мотивы учения и приведёт к готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Ученик может иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Поэтому нецелесообразна поспешность в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
Одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на "отлично", правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы нужно сделать, чтобы исправить ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Обращаю внимание на то, что система оценивания должна строиться на следующих принципах:
Не является секретом, что оценка, выставленная ученику, должна соответствовать знаниям ученика, однако мой опыт показывает, что в оценке знаний требуется большой такт. Важно не только какую оценку поставил учитель ученику, но и что он при этом сказал. Ученик должен знать, что учитель ждёт от него на следующем уроке. Может ли ученик рассчитывать на улучшение результата, есть ли у него шанс получить более высокий балл. Обсуждение полученной оценки продолжится дома, и это обсуждение хорошо проиллюстрировано на картине Ф.П.Репина «Опять двойка» и первом варианте картины, на фоторепродукции. Осуждающие взгляды матери, сестры, и учительницы.
Опять двойка — картина Фёдора Павловича Решетникова, созданная в 1952 году
Первый вариант картины «Опять двойка» (фоторепродукция Виктора Грабовского)
Создавая ситуацию взаимно выгодного общения учителя и ученика, можно не сомневаться в том, что результаты обучения по математике непременно будут выше. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Успеваемость ученика непременно повлечёт за собой повышения и самооценки.
Учащиеся, которые с большим трудом усваивают учебный материал по математике, обнаруживают определённые расхождения между тем, что от них требуют, и тем, что они в состоянии выполнить. Тех учеников, которые в школе часто испытывают неудачу в учёбе, неудачу в общении с одноклассниками, разногласия с родителями, ожидает и дальше неудача в жизни. Удачные же результаты в предшествующей учебной деятельности предрасполагают к ожиданию успехов в дальнейшей жизни.
Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности. Поэтому задача учителя математики состоит в сознательном и полноценном формировании самооценки учащихся.
Учитывая мои наблюдения и опыт работы, делаю выводы, что при оценке работы ученика, учителю необходимо обращать внимание на следующее:
Источники
учитель математики
Симеизский Учебно – Воспитательный комплекс,
г. Ялта, п.г.т.Симеиз, Республика Крым
Роль оценки учителя на формирование самооценки учащихся на уроках математики
Перед современной школой ставятся задачи развития личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и межпредметных, личностных компетенций, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в конкурентном мире. От решения этих задач зависит будущее нашей страны.
Я работаю в школе более 40 лет, была директором и завучем, «боролась» за успеваемость и качество знаний, готовила педсоветы, семинары, выступала за дифференцированный подход к обучающимся, но и тогда и сейчас, когда я работаю учителем, - всегда меня волновали и волнуют вопросы: Почему, даже у самых талантливых учителей, оценки по математике ниже, чем по другим предметам? Почему во взрослой жизни троечники оказываются более успешными, чем отличники? Почему учителя математики, имея большой опыт работы , зачастую не знают, как правильно оценить ученика. Выставление оценок порой даже портят отношения между учителями, между учителем и учениками.
Считаю, что оценивание в работе учителя – это одна из самых сложных задач. Роль оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить. Воспитательная функция оценки на уроке математики выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка, снимают у школьников страх перед ответом на уроке, перед выходом к доске, и самое главное, перед предстоящей контрольной работой. Если контроль и оценка ученика продуманы учителем, то значительно снижается уровень тревожности, формируются правильные целевые установки. Ученик готов работать самостоятельно и активно, такого ученика можно ориентировать на осуществление самоконтроля.
Думаю, что было бы правильно, если бы на каждом уроке математики, да и на других уроках, приоритетной была бы не та оценка, которая определяет лучших учеников и двоечников, таким образом, разделяя класс на успевающих и отстающих, а была бы та, которая покажет взаимосвязь деятельности каждого ученика и учителя. В таком случае возникнет сопричастность каждого ученика к процессу обучения на уроке, к объективной оценке труда учеников класса. Все это является важными для всего процесса обучения в школе, но еще более важным представляются в обучении математики.
Оценивание должно быть таковым, чтобы оно могло двигать вперёд развитие ученика и заставит его поверить в свои силы, обеспечит положительные мотивы учения и приведёт к готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Ученик может иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Поэтому нецелесообразна поспешность в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
Одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на "отлично", правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы нужно сделать, чтобы исправить ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Обращаю внимание на то, что система оценивания должна строиться на следующих принципах:
- Оценивание является постоянным процессом, приводящим к самооценке
- Главными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.
- Процесс оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.
- Отметки могут быть выставлены только за результаты деятельности ученика, но не за его личные качества.
Не является секретом, что оценка, выставленная ученику, должна соответствовать знаниям ученика, однако мой опыт показывает, что в оценке знаний требуется большой такт. Важно не только какую оценку поставил учитель ученику, но и что он при этом сказал. Ученик должен знать, что учитель ждёт от него на следующем уроке. Может ли ученик рассчитывать на улучшение результата, есть ли у него шанс получить более высокий балл. Обсуждение полученной оценки продолжится дома, и это обсуждение хорошо проиллюстрировано на картине Ф.П.Репина «Опять двойка» и первом варианте картины, на фоторепродукции. Осуждающие взгляды матери, сестры, и учительницы.
Опять двойка — картина Фёдора Павловича Решетникова, созданная в 1952 году
Первый вариант картины «Опять двойка» (фоторепродукция Виктора Грабовского)
Создавая ситуацию взаимно выгодного общения учителя и ученика, можно не сомневаться в том, что результаты обучения по математике непременно будут выше. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Успеваемость ученика непременно повлечёт за собой повышения и самооценки.
Учащиеся, которые с большим трудом усваивают учебный материал по математике, обнаруживают определённые расхождения между тем, что от них требуют, и тем, что они в состоянии выполнить. Тех учеников, которые в школе часто испытывают неудачу в учёбе, неудачу в общении с одноклассниками, разногласия с родителями, ожидает и дальше неудача в жизни. Удачные же результаты в предшествующей учебной деятельности предрасполагают к ожиданию успехов в дальнейшей жизни.
Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности. Поэтому задача учителя математики состоит в сознательном и полноценном формировании самооценки учащихся.
Учитывая мои наблюдения и опыт работы, делаю выводы, что при оценке работы ученика, учителю необходимо обращать внимание на следующее:
- Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий.
- В обучении школьников всегда поддерживать слабого ученика и не давать времени на уроке для расслабления сильному.
- Сравнивать успехи каждого ребёнка по сравнению с его предыдущими по отношению к учению. Действие оценки – это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает.
- Учитывать роль отметки в учебном процессе. «Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись». И еще: «Отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двойка. В сознании ребенка утверждается мысль: ″если у меня еще нет оценки, значит, я еще не потрудился, как следует» В.А. Сухомлинский
- Создание ситуации, повышающей самооценку ребенка, создание «ситуации успеха», которая позволяет повысить самооценку.
- В отдельных ситуациях и с целью поддержать ученика, допускаю прием авансирования оценки, что позволяет побудить слабого ученика к старанию.
- Практикую на уроках самопроверку и взаимопроверку самостоятельных и проверочных работ, а также домашних заданий.
- Учеников, имеющих заниженную самооценку, стимулирую и оцениваю, рекламирую работу таких учеников перед классом.
- С целью развития интереса к математике и повышения самооценки ученика, провожу конкурсы творческих работ по предварительно данным темам, и с последующей публикацией.
Источники
- Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980.
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.
- В.А. Сухомлинский О воспитании. М., 1975.
- Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка – М.: АПК и ПРО, 2004.
- Педагогическая энциклопедия – М., 1964.
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. - М., 1980. - Т. 2.
Другие статьи
- Использование ИКТ в обучении английскому языку в школе
- Экологическая тропа "Книга природы"
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
- "Моя педагогическая философия"
- Методическое сопровождение педагогических работников при введении ФГОС
- "Мой опыт работы с документ-камерой"
- Деятельность заведующей начальной школой № 7 города Владимира с 1943 по 1966 год, Заслуженного учителя школы РСФСР, депутата городского совета Ираиды Ивановны Ероповой.
- Посеешь привычку - пожмешь судьбу
- Школьный журнал на английском языке как ресурс обучения и воспитания учащихся
- К вопросу об отношениях владимирского предпринимателя и мецената Михаила Герасимовича Комиссарова (1867 – 1929) с братьями Чеховыми.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Валентина Николаевна, полностью согласна со всеми вашими доводами о роли оценки в формировании самооценки ученика. Ещё в середине 90-х годов были приняты новые критерии оценки: рост оценки на плюс (это знает, это умеет), а не на минус (это не знает, это не умеет). Ученик поймёт, что если он подучит материал, потренируется с практическими упражнениями, то и оценка станет выше. А слабоуспевающие ребята раскрываются и подтягиваются в групповой и парной работе, на внеклассных мероприятиях. Это их стимулирует к продвижению вперёд. Статья актуальна!
Татьяна Образцова, дата: 20.04.2015 в 22:53
#2 Валентина Николаевна, здравствуйте! Воспользовалась вашим приглашением. Статья на злободневную тему... Все верно. Спасибо вам!
Елена Маратовна Онищук, дата: 22.04.2015 в 4:48
#3 Валентина Николаевна,полностью согласна с Вашим утверждением, что "преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности". Очень важно повышать самооценку учащихся.Приёмы, которые Вы используете в оценивании, применимы и к другим предметам школьного курса.Спасибо!
Ирина Чернер, дата: 22.04.2015 в 20:39
#4 Валентина Николаевна, прочитала Вашу статью о роли оценки учителя на формирование самооценки учащихся на уроках математики. я с Вами полностью согласна.
Эльвие Алимова, дата: 25.04.2015 в 10:55
#5 Дорогие коллеги, спасибо за комментарии и отзывы
Валентина Титова, дата: 04.05.2015 в 21:17
#6 Валентина Николаевна, спасибо Вам за научно-методическую статью! Чтобы у учащихся не развивалось чувство неуверенности, я думаю, индивидуальный подход, дифференцированные задания - очень важные моменты в работе учителя.
Гульнара Айтуганова, дата: 05.05.2015 в 22:02
#7 Чудесная научная статья, своего рода крик души к подходу оценки учителя на формирование самооценки учащихся на уроках математики. Спасибо вам большое пожалуй возьму некоторые тезисы для подготовки к семинару
Наталья Чубаева, дата: 05.05.2015 в 22:03
#8 Спасибо большое, коллеги, за отзывы.
Валентина Титова, дата: 05.05.2015 в 22:15
#9 Валентина Николаевна, ознакомилась со статьей. Актуально. Верно сказано, что троечники зачастую более успешны отличников. Как важно нам, педагогам, сформировать правильную самооценку, ведь это влияет и на дальнейшую жизнь. Создание ситуации успеха, одобрение, похвала, адекватное оценивание возможностей, дать каждому поверить в свои силы - как все это важно. Когда ребенок чувствует, что получается, что он может, тогда и интерес не пропадает и желание появляется творить и действовать...
Наталья Трачук, дата: 05.05.2015 в 22:35
#10 Да, действительно "двоечники" более успешны во взрослой жизни. лучше адаптируются.Я считаю из-за того, что они уже в школе приспосабливаются к "жизни", где списал у отличника, где...Статья актуальна.
Галина Пожарова, дата: 07.05.2015 в 21:21
#11 Валентина Николаевна, В нашей стране с 2012 года полным ходом идет процесс реализации проекта повышения квалификации учителей, разработанного Центром педагогического мастерства, при АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского Университета. Система повышения квалификации приступила к подготовке учителей, владеющих новой философией образования и способных работать в условиях современной школы.Одним из модулей , которые мы изучали Был модуль формативного и суммативного оценивания: Формативное оценивание – это механизм, обеспечивающий учителя информацией, на каком этапе обучения находиться ученик и какие эффективнее методы необходимо применить, чтобы совершенствовать свое преподавание. Формативное оценивание – это, прежде всего обратная связь с учеником, которая дает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент и в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели. Ученики должны понимать, зачем они учатся, чему учатся, каковы глубинные связи между отдельными физическими знаниями, и как лучше их освоить. Ученикам необходим доступ к оцениванию и учитель, всегда остававшийся монополистом в области оценивания, должен делиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.
Для проведения эффективного процесса формативного оценивания учителю необходимо определить для себя две позиции: что ученик должен извлечь для себя входе изучения курса, и какие формы оценивания могут этому способствовать. Поскольку оценивание направлено на то, чтобы узнать, в какой степени поставленные цели достигнуты, надо выбрать именно такие формы и техники оценивания, которые подходят для конкретных целей. Примером этому могут служить оценочной техники, обеспечивающие эффективную обратную связь с учениками.
Ирина Беломывцева, дата: 19.05.2015 в 21:04
#12 Проще говоря: Суммативное оценивание или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени - Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является учитель.
Формативное оценивание используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно); Обратная связь, обеспечивающая прогресс; Выступает в форме, приемлемой как для учителя, так и для учащихся; Помогает учителю отслеживать успеваемость в классе; Таким образом, формативное оценивание несет функции: формирующая, стимулирующая и мотивирующая.
Ирина Беломывцева, дата: 19.05.2015 в 21:09
#13 Валентина Николаевна, Вы правы, очень трудно иногда выставлять оценки! На своих уроках я стараюсь каждого ученика похвалить даже за маленький его успех! при этом видишь как загораются глаза даже у самого слабого ученика по математике. А если он еще вышел к доске и у него получилось справиться с заданием, то тут же появляется интерес еще и еще выполнять задания!
Ольга Даниловская, дата: 19.05.2015 в 21:20
#14 Какие же Вы молодцы, коллеги мои, такие замечательные комментарии к статьям не только поддерживают, но и во многом помогают.Спасибо большое
Валентина Титова, дата: 19.05.2015 в 21:28
#15 Валентина Николаевна, у Вас очень интересная статья. Рада, что её прочла. Она пригодиться мне для моей дипломной работы, потому что моя тема напрямую связана с оценкой знаний учащихся на уроке. Спасибо большое.
Лилия Юхман, дата: 17.02.2016 в 21:16
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.