Статья "Общедидактические особенности обучения мальчиков и девочек"
Валентина Федоровна Шайдурова
14.11.2015
2546
0
Другое
Шайдурова Валентина Федоровна
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
ГБОУ «Школа № 106»
Санкт-Петербург
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
ГБОУ «Школа № 106»
Санкт-Петербург
Общедидактические особенности обучения мальчиков и девочек
В основе современных образовательных технологий лежит личностно-ориентированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе по половым признакам. Это создает условия для развития потенциальных возможностей ребенка и, как результат, гармонично развитая личность, социально успешная во взрослой жизни.
Ученые физиологи и психологи считают, что у мальчиков и девочек различное строение мозга, психологическое развитие идет разными темпами и делают следующие выводы:
- в большинстве случаев мозг девочек достигает зрелости раньше, чем у мальчиков;
- девочки обладают лучшими вербальными способностям и в основном общаются через вербальную коммуникацию, мальчики же не способны быстро и точно выражать через слова чувства и реакции;
- девочки лучше контролируют импульсивное поведение, мальчики чаще физически демонстрируют природную агрессию;
у мальчиков лучше развиты определенные части правого полушария, это дает им большие преимущества для пространственного восприятия и абстрактного мышления;
- у девочек лучше функционирует память, мальчики лучше запоминают, если информация имеет логическую связь или она имеет для них важное значение ;
- девочки и женщины лучше слышат, чем мальчики и мужчины, иногда мальчикам нужно говорить громче.
Ученые делают выводы, что поскольку существуют принципиальные, эволюционно обусловленные различия между мальчиками и девочками, различия в организации их мозга, а значит имеются различные типы восприятия, мышления, коммуникации, эмоций.
Из этих выводов слудуют общедидактические особенности обучения мальчиков и девочек.
Дедуктивное и индуктивное мышление:
- при формировании понятий мальчики используют метод дедукции: находят общий принцип, а затем применяют его к частным случаям; дедуктивный процесс идет у них быстрее, поэтому у мальчиков лучше результаты при тестировании, когда надо сделать множественный выбор;
- девочки чаще используют индуктивный метод мышления, их легче обучать практическим навыкам, устной и письменной речи;
Абстрактное и конкретное мышление:
- мальчики лучше производят вычисления, не видя и не трогая предметы, хорошо усваивают материал, записанный на доске в виде знаков и символов, графиков и диаграмм, таблиц;
- девочки лучше производят мыслительные операции, когда знаки и символы перенесены в реальный мир в виде предметов, картинок;
Использование языка:
- во время обучения девочки предпочитают учить что-либо вслух, проговаривая изучаемый материал; мальчики – молча;
- девочки формируют понятия с помощью простого языка, насыщенного конкретными деталями; мальчики любят жаргон или закодированный язык.
Логика и доказательства:
- девочки слушают лучше, слышат большую часть сказанного и легко запоминают мелкие детали разговора;
- мальчики обычно слышат меньше и для лучшего запоминания им требуется логическая последовательность и четкие доказательства.
Использование пространства:
- мальчикам больше требуется пространства, часто они больше занимают места за партой, если сидят с девочкой, и не замечают этого; так мозг мальчиков воспринимает пространство, и не надо такое поведение принимать за невоспитанность;
- во время обучения девочки мало двигаются; мальчикам движение помогает стимулировать мозг и снижать импульсивность поведения.
Использование группового обучения
- и мальчики и девочки хорошо усваивают учебный материал при групповой работе, причем мальчики предпочитают структурированные команды, а девочки – свободные объединения;
- мальчики меньше времени тратят времени на управление процессом работы в команде, быстро выбирают лидеров и ориентируются на достижение цели; девочкам иногда приятно просто общение в группе;
- неофициальная иерархия важна для мальчиков, и часто они плохо учатся, если они находятся на ее нижних ступенях; для девочек это не характерно.
Источники
- Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. Ж. Иностранные языки в школе, №2, 2002г., с. 11.
- Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам.Ж. Иностранные языки в школе, №1, 1999 г., с. 21.
- Гариен Майкл. Мальчики и девочки учатся по разному . М., 2004.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранных языков в школе. М.,1991
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира. С-Петербург, 1998.
Другие статьи
- Этика, такт, стиль –основные составляющие профессиональной культуры педагога
- Самообразование преподавателя – путь к повышению профессионального мастерства
- Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся
- Сплочение детского коллектива ( из опыта работы)
- Разработка учебной программы модульного типа по информатике и ИКТ в 8 классе (базовый уровень)
- Способы организации сетевой проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- Туда сюда по квадратам
- Методика организации и проведению активного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья на свежем воздухе в группе продлённого дня
- Роль проектной технологии в формировании современного школьника
- "Артек": вчера, сегодня, завтра
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.