С нами 14186 учителей, 5026 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Общедидактические особенности обучения мальчиков и девочек"

Шайдурова Валентина Федоровна
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
ГБОУ  «Школа  № 106»    
Санкт-Петербург 
 
Общедидактические особенности  обучения мальчиков и девочек
 
          В основе современных образовательных технологий  лежит личностно-ориентированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе по половым признакам. Это создает условия для развития потенциальных возможностей ребенка и, как результат, гармонично развитая личность, социально успешная во взрослой жизни.
      Ученые физиологи и психологи считают, что у мальчиков и девочек различное строение мозга,  психологическое развитие идет разными темпами и делают следующие выводы:
-  в большинстве случаев мозг девочек достигает зрелости раньше, чем у мальчиков;
 
-  девочки обладают лучшими вербальными способностям и в основном общаются через  вербальную коммуникацию, мальчики же не способны быстро и точно выражать через слова чувства и реакции;
 
- девочки лучше контролируют импульсивное поведение, мальчики чаще физически демонстрируют природную агрессию;
у мальчиков  лучше развиты определенные части правого полушария, это дает им большие преимущества для пространственного восприятия и абстрактного мышления;
 
- у девочек лучше функционирует память,  мальчики лучше запоминают, если информация имеет логическую связь или она имеет для них важное значение ;
 
 - девочки и женщины лучше слышат, чем мальчики и мужчины, иногда мальчикам                нужно говорить громче.
 
Ученые делают выводы,  что  поскольку существуют  принципиальные, эволюционно  обусловленные  различия между  мальчиками и девочками, различия  в  организации  их  мозга, а значит   имеются различные типы  восприятия, мышления, коммуникации, эмоций.
Из этих выводов слудуют   общедидактические особенности  обучения мальчиков и девочек.
Дедуктивное и индуктивное мышление:
- при формировании понятий мальчики используют метод дедукции: находят общий принцип, а затем применяют его к частным случаям; дедуктивный процесс идет у них быстрее, поэтому у мальчиков лучше результаты при тестировании, когда надо сделать множественный выбор;
 
- девочки чаще используют индуктивный метод мышления, их легче обучать практическим навыкам, устной и письменной речи;
 
Абстрактное и конкретное мышление:
- мальчики лучше производят вычисления, не видя и не трогая предметы, хорошо усваивают материал, записанный на доске в виде знаков и символов, графиков и диаграмм, таблиц;
 
-  девочки лучше производят мыслительные операции, когда знаки и символы перенесены в реальный мир в виде предметов, картинок;
Использование языка:
- во время  обучения девочки предпочитают учить что-либо вслух, проговаривая изучаемый материал; мальчики – молча;
-  девочки формируют понятия с помощью  простого языка, насыщенного конкретными деталями; мальчики любят жаргон или закодированный язык.
Логика и доказательства:
-  девочки слушают лучше, слышат большую часть сказанного и легко запоминают мелкие детали разговора;
- мальчики обычно слышат меньше и для лучшего запоминания им требуется логическая последовательность и четкие доказательства.
 
Использование пространства:
 - мальчикам больше требуется пространства, часто они больше   занимают места за партой, если сидят с девочкой, и не замечают этого; так мозг  мальчиков воспринимает пространство, и не надо такое поведение принимать за невоспитанность;
-  во время обучения девочки мало двигаются; мальчикам движение  помогает стимулировать мозг и снижать импульсивность поведения.
Использование группового обучения
- и мальчики и девочки хорошо усваивают учебный материал при групповой работе, причем мальчики предпочитают структурированные команды, а девочки – свободные объединения;
-  мальчики меньше времени тратят времени на управление процессом работы в команде, быстро выбирают лидеров и ориентируются на достижение цели; девочкам иногда приятно просто общение в группе;
- неофициальная иерархия важна для мальчиков, и часто они плохо учатся, если они находятся на ее нижних ступенях; для девочек это не характерно.
 
 
Источники
  1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. Ж. Иностранные языки в школе, №2, 2002г., с. 11.
  2. Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам.Ж. Иностранные языки в школе, №1, 1999 г., с. 21.
  3.  Гариен Майкл. Мальчики и девочки учатся по разному . М., 2004.
  4.   Зимняя И.А. Психология обучения иностранных языков в школе. М.,1991
  5.  Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира. С-Петербург, 1998.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.