Статья "Урок-семинар как одна из форм организации урока"
Татьяна Образцова
06.06.2015
26999
5
Научно-исследовательская деятельность учителя
Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2015 г.
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2015 г.
Урок-семинар как одна из форм организации урока
Ускоренное развитие научно-технического прогресса, техническое перевооружение промышленности, развитие сферы услуг и расширяющаяся интеграция науки и производства привели к дальнейшей интеллектуализации труда. Сейчас объём знаний в любой области науки настолько быстро изменяется, что не может служить долговременным критерием образованности. Если основным показателем результативности обучения до недавнего времени являлось усвоение обучающимися определённого, чётко очерченного круга знаний, то в данное время особое значение приобретает и определённый уровень развития обучающегося, его мышление и умение самостоятельно учиться. Поэтому главной задачей в настоящее время является развитие творческой активности обучающихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Решение этой задачи становится возможным, благодаря совершенствованию методов обучения и форм организации учебных занятий. В последнее время в образовательном процессе применяют такие формы работы, как конференции и семинары. Они позволяют в сочетании с другими типами уроков эффективно развивать мышление обучаемых, умение самостоятельно приобретать знания, работая с Интернет-ресурсами, дополнительной специальной, методической, научной литературой. Такая форма организации урока содействует развитию у обучающихся навыков самостоятельного приобретения знаний, достижению ими высокого уровня самостоятельности в работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, формирует волю к достижению необходимого результата, трудолюбие и интерес к изучаемому предмету.
Особенности и значение урока-семинара
Семинар – вид урока, на котором основным методом является беседа и деятельность обучающихся заключается в том, что они отвечают на вопросы, выступают с сообщениями и сами задают вопросы.
Семинар как форма учебных занятий применяется не чаще двух-трёх раз в течение учебного года. Он имеет много общего с уроком, но в то же время обладает рядом специфических особенностей.
Так, семинары, как и уроки, проводятся со всей группой в часы, определённые расписанием. Руководящая роль на семинаре сохраняется за преподавателем. Работа группы, в целом, сочетается с индивидуальной работой обучающихся.
На семинарах обучающиеся приобретают новые знания, работая с материалом, в который включаются, кроме учебников доклады, презентации, с которыми выступают другие обучающиеся. Роль преподавателя в проведении семинара заключается в том, что он организует выступления обучающихся с докладами, презентациями и их обсуждение, вносит дополнения и исправления. Он обобщает результаты семинара, оценивает работу группы в целом и отдельных обучающихся, выступавших с докладами, и принявших участие в обсуждении этих докладов.
Семинары способствуют выявлению наклонностей и способностей обучающихся, развитию у них интереса к научным и техническим знаниям. Велико значение семинара для развития инициативы, активности и самостоятельности, а так же для воспитания у них чувства ответственности перед коллективом обучающихся. Семинары играют существенную роль в приобщении обучающихся к чтению научно-популярной литературы, побуждают их выйти за рамки учебной программы.
Образовательное значение семинара состоит в том, что в процессе подготовки к ним обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой, интернет-ресурсами, учатся обобщать, отделять существенные моменты материала от второстепенных. Также обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с наглядными пособиями, схемами, таблицами, справочниками, развивают умения пользоваться пособиями во время докладов, создавать интерактивные презентации, выполнять рисунки, чертежи, составлять опорные таблицы.
Большое значение семинары имеют в развитии устной речи обучающихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал.
На семинар нужно выносить вопросы, связанные с изучением данной темы, знакомящие с применением изучаемого материала в жизни, а также с технологическими процессами.
Этапы урока-семинара
Подготовка преподавателя и обучающихся к семинару.
Успех семинара определяется, прежде всего, качеством его подготовки. Подготовка к семинару включает следующие этапы:
· определение задач семинара и круга вопросов, которые целесообразно вынести на семинар, а также времени его проведения;
· изучение преподавателем соответствующих источников информации;
· поиски источников информации, которые можно рекомендовать обучающимся;
· распределение докладов между обучающимися;
· консультация обучающихся.
При подготовке к докладу обучающиеся сами намечают его план, затем консультируются у преподавателя. Под руководством преподавателя обучающиеся готовят презентации, учатся пользоваться наглядными пособиями, часть пособий изготовляют сами.
За несколько дней до семинара следует прослушать доклады обучающихся, недостаточно хорошо владеющих устной речью, помочь им выразить мысли своими словами, поработать над дикцией. Не следует допускать чтения докладов по написанному тексту, но можно пользоваться планом доклада.
При подготовке к семинару преподаватель должен продумать обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.
Надо докладчикам посоветовать, чтобы они не очень спешили с объяснениями, предоставляли возможность сидящим за рабочими столами записывать самое главное, зарисовывать необходимые схемы, оформлять таблицы. Это ответственный элемент подготовительной работы.
Проведение учебного семинара
Семинары обычно планируется на 1 или 2 (совмещённых) урока. Этого времени достаточно для того, чтобы рассмотреть законченный круг вопросов, связанных с общей темой.
Преподаватель напоминает о задачах семинара, предлагает прослушать доклады, по ходу докладов делать краткие записи в тетрадях, выполнять опорные схемы и таблицы. Записывать рекомендуется темы докладов, числовые данные, наиболее важные определения, разъяснения, названия технологических процессов, сущность которых рассматривается в докладах.
После каждого доклада предоставляется возможность обратиться к выступающему с вопросами, внести исправления и дополнения.
Форма проведения семинара очень гибкая. На семинарах решаются следующие задачи:
- углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах учёбы;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- ознакомление со спецификой работы с литературой;
- профессиональное использование знаний в учебных условиях.
Типы проведения семинарских занятий:
- вопросно-ответный семинар;
- развёрнутая беседа на основе заранее данного студентам плана, обсуждение письменных рефератов;
- заслушивание устных докладов студентов с последующим их обсуждением;
- семинар – диспут;
- теоретическая конференция;
- семинар – имитационная игра;
- комментированное чтение первоисточников.
Заключительный этап
После прослушивания и обсуждения докладов необходимо обобщить всё, что нового узнали обучающиеся на семинаре. Это можно осуществить методом беседы. Обсуждение намеченных вопросов должно носить конструктивный характер, в ходе которого систематизируются знания обучающихся, устанавливаются связи между фактическими и теоретическими положениями, совершенствуется умение делать выводы.
Подводятся итоги по семинарскому занятию, выставляются оценки обучающимся.
Пример урока-семинара из моей практики работы, учебная группа 3 курса по профессии "Повар, кондитер".
План урока-семинара на тему «Развитие общественного питания в современной России»
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний
Тип урока: урок – семинар
Время урока: 45 мин.
Тема урока: Развитие общественного питания в современной России
Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся об организации производства в общественном питании как одной из крупнейших отраслей экономики в России, воспитание информационной культуры.
Задачи: содействовать активизации познавательной деятельности обучаемых; способствовать отработке навыков подготовки доклада, выступления перед аудиторией, работы с дополнительными источниками информации по предмету; содействовать развитию умений представлять информацию в различных видах; содействовать воспитанию культуры общения.
Оборудование и материалы: компьютер; мультимедийный проектор; пакет программ MS Office; экран; доклады обучающихся; презентации, подготовленные докладчиками; рабочие тетради, дневники, учебники на столах обучающихся.
Межпредметные связи: экономические и правовые основы производственной деятельности, информатика и ИКТ, спецдисциплины.
Методы обучения: словесные методы (рассказ, беседа, объяснение), наглядные методы (показ презентаций).
Педагогические технологии:
1. Технология развивающего обучения
2. Информационно – коммуникативный метод
3. Личностно-ориентированная технология
Ход урока:
1. Мотивация обучающей деятельности (2 мин).
Проверка готовности группы к уроку. Сообщение темы, постановка цели, задач урока, организация внимания всех обучающихся.
2. Вступительное слово (3 мин). Сообщение преподавателя «Общественное питание как отрасль народного хозяйства»
3. Заслушивание и обсуждения докладов обучающихся (30 мин).
3.1. Доклады обучающихся по теме «Развитие общественного питания в современной России»:
1. Общественные формы разделения труда предприятий в общественном питании.
2. Внедрение достижений научно-технического прогресса в общественном питании.
3. Структура предприятий общественного питания.
4. Характеристика предприятий общественного питания.
5. Классификация предприятий общественного питания в соответствии с выполняемыми ими целевыми функциями.
6. Факторы, влияющие на успешную деятельность предприятия.
7. Проблемы развития сферы общественного питания в новых условиях хозяйствования.
3.2. Обсуждение вопросов (5 мин).
1. Типы предприятий общественного питания.
2. Мероприятия по разработке плана для успешного развития предприятия.
3. Основные задачи повышения эффективности общественного питания в современной России.
4. Анализ и оценка преподавателем, мастером п/о выступлений обучающихся с докладами и принявших активное участие в обсуждении этих докладов (3 мин).
5. Сообщение домашнего задания (2 мин). Подготовить презентацию по теме «Предприятие общественного питания» (тип предприятия выбрать самостоятельно).
Литература:
1.Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. - М.: 2001. – 325 с.
2.Макеева И.В. Роль семинарского занятия в подготовке специалиста и методика управления дискуссией // Советская педагогика - М: Просвещение, 2003 - № 5, - 61 с.
3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
Решение этой задачи становится возможным, благодаря совершенствованию методов обучения и форм организации учебных занятий. В последнее время в образовательном процессе применяют такие формы работы, как конференции и семинары. Они позволяют в сочетании с другими типами уроков эффективно развивать мышление обучаемых, умение самостоятельно приобретать знания, работая с Интернет-ресурсами, дополнительной специальной, методической, научной литературой. Такая форма организации урока содействует развитию у обучающихся навыков самостоятельного приобретения знаний, достижению ими высокого уровня самостоятельности в работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, формирует волю к достижению необходимого результата, трудолюбие и интерес к изучаемому предмету.
Особенности и значение урока-семинара
Семинар – вид урока, на котором основным методом является беседа и деятельность обучающихся заключается в том, что они отвечают на вопросы, выступают с сообщениями и сами задают вопросы.
Семинар как форма учебных занятий применяется не чаще двух-трёх раз в течение учебного года. Он имеет много общего с уроком, но в то же время обладает рядом специфических особенностей.
Так, семинары, как и уроки, проводятся со всей группой в часы, определённые расписанием. Руководящая роль на семинаре сохраняется за преподавателем. Работа группы, в целом, сочетается с индивидуальной работой обучающихся.
На семинарах обучающиеся приобретают новые знания, работая с материалом, в который включаются, кроме учебников доклады, презентации, с которыми выступают другие обучающиеся. Роль преподавателя в проведении семинара заключается в том, что он организует выступления обучающихся с докладами, презентациями и их обсуждение, вносит дополнения и исправления. Он обобщает результаты семинара, оценивает работу группы в целом и отдельных обучающихся, выступавших с докладами, и принявших участие в обсуждении этих докладов.
Семинары способствуют выявлению наклонностей и способностей обучающихся, развитию у них интереса к научным и техническим знаниям. Велико значение семинара для развития инициативы, активности и самостоятельности, а так же для воспитания у них чувства ответственности перед коллективом обучающихся. Семинары играют существенную роль в приобщении обучающихся к чтению научно-популярной литературы, побуждают их выйти за рамки учебной программы.
Образовательное значение семинара состоит в том, что в процессе подготовки к ним обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой, интернет-ресурсами, учатся обобщать, отделять существенные моменты материала от второстепенных. Также обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с наглядными пособиями, схемами, таблицами, справочниками, развивают умения пользоваться пособиями во время докладов, создавать интерактивные презентации, выполнять рисунки, чертежи, составлять опорные таблицы.
Большое значение семинары имеют в развитии устной речи обучающихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал.
На семинар нужно выносить вопросы, связанные с изучением данной темы, знакомящие с применением изучаемого материала в жизни, а также с технологическими процессами.
Этапы урока-семинара
Подготовка преподавателя и обучающихся к семинару.
Успех семинара определяется, прежде всего, качеством его подготовки. Подготовка к семинару включает следующие этапы:
· определение задач семинара и круга вопросов, которые целесообразно вынести на семинар, а также времени его проведения;
· изучение преподавателем соответствующих источников информации;
· поиски источников информации, которые можно рекомендовать обучающимся;
· распределение докладов между обучающимися;
· консультация обучающихся.
При подготовке к докладу обучающиеся сами намечают его план, затем консультируются у преподавателя. Под руководством преподавателя обучающиеся готовят презентации, учатся пользоваться наглядными пособиями, часть пособий изготовляют сами.
За несколько дней до семинара следует прослушать доклады обучающихся, недостаточно хорошо владеющих устной речью, помочь им выразить мысли своими словами, поработать над дикцией. Не следует допускать чтения докладов по написанному тексту, но можно пользоваться планом доклада.
При подготовке к семинару преподаватель должен продумать обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.
Надо докладчикам посоветовать, чтобы они не очень спешили с объяснениями, предоставляли возможность сидящим за рабочими столами записывать самое главное, зарисовывать необходимые схемы, оформлять таблицы. Это ответственный элемент подготовительной работы.
Проведение учебного семинара
Семинары обычно планируется на 1 или 2 (совмещённых) урока. Этого времени достаточно для того, чтобы рассмотреть законченный круг вопросов, связанных с общей темой.
Преподаватель напоминает о задачах семинара, предлагает прослушать доклады, по ходу докладов делать краткие записи в тетрадях, выполнять опорные схемы и таблицы. Записывать рекомендуется темы докладов, числовые данные, наиболее важные определения, разъяснения, названия технологических процессов, сущность которых рассматривается в докладах.
После каждого доклада предоставляется возможность обратиться к выступающему с вопросами, внести исправления и дополнения.
Форма проведения семинара очень гибкая. На семинарах решаются следующие задачи:
- углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах учёбы;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- ознакомление со спецификой работы с литературой;
- профессиональное использование знаний в учебных условиях.
Типы проведения семинарских занятий:
- вопросно-ответный семинар;
- развёрнутая беседа на основе заранее данного студентам плана, обсуждение письменных рефератов;
- заслушивание устных докладов студентов с последующим их обсуждением;
- семинар – диспут;
- теоретическая конференция;
- семинар – имитационная игра;
- комментированное чтение первоисточников.
Заключительный этап
После прослушивания и обсуждения докладов необходимо обобщить всё, что нового узнали обучающиеся на семинаре. Это можно осуществить методом беседы. Обсуждение намеченных вопросов должно носить конструктивный характер, в ходе которого систематизируются знания обучающихся, устанавливаются связи между фактическими и теоретическими положениями, совершенствуется умение делать выводы.
Подводятся итоги по семинарскому занятию, выставляются оценки обучающимся.
Пример урока-семинара из моей практики работы, учебная группа 3 курса по профессии "Повар, кондитер".
План урока-семинара на тему «Развитие общественного питания в современной России»
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний
Тип урока: урок – семинар
Время урока: 45 мин.
Тема урока: Развитие общественного питания в современной России
Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся об организации производства в общественном питании как одной из крупнейших отраслей экономики в России, воспитание информационной культуры.
Задачи: содействовать активизации познавательной деятельности обучаемых; способствовать отработке навыков подготовки доклада, выступления перед аудиторией, работы с дополнительными источниками информации по предмету; содействовать развитию умений представлять информацию в различных видах; содействовать воспитанию культуры общения.
Оборудование и материалы: компьютер; мультимедийный проектор; пакет программ MS Office; экран; доклады обучающихся; презентации, подготовленные докладчиками; рабочие тетради, дневники, учебники на столах обучающихся.
Межпредметные связи: экономические и правовые основы производственной деятельности, информатика и ИКТ, спецдисциплины.
Методы обучения: словесные методы (рассказ, беседа, объяснение), наглядные методы (показ презентаций).
Педагогические технологии:
1. Технология развивающего обучения
2. Информационно – коммуникативный метод
3. Личностно-ориентированная технология
Ход урока:
1. Мотивация обучающей деятельности (2 мин).
Проверка готовности группы к уроку. Сообщение темы, постановка цели, задач урока, организация внимания всех обучающихся.
2. Вступительное слово (3 мин). Сообщение преподавателя «Общественное питание как отрасль народного хозяйства»
3. Заслушивание и обсуждения докладов обучающихся (30 мин).
3.1. Доклады обучающихся по теме «Развитие общественного питания в современной России»:
1. Общественные формы разделения труда предприятий в общественном питании.
2. Внедрение достижений научно-технического прогресса в общественном питании.
3. Структура предприятий общественного питания.
4. Характеристика предприятий общественного питания.
5. Классификация предприятий общественного питания в соответствии с выполняемыми ими целевыми функциями.
6. Факторы, влияющие на успешную деятельность предприятия.
7. Проблемы развития сферы общественного питания в новых условиях хозяйствования.
3.2. Обсуждение вопросов (5 мин).
1. Типы предприятий общественного питания.
2. Мероприятия по разработке плана для успешного развития предприятия.
3. Основные задачи повышения эффективности общественного питания в современной России.
4. Анализ и оценка преподавателем, мастером п/о выступлений обучающихся с докладами и принявших активное участие в обсуждении этих докладов (3 мин).
5. Сообщение домашнего задания (2 мин). Подготовить презентацию по теме «Предприятие общественного питания» (тип предприятия выбрать самостоятельно).
Литература:
1.Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях. - М.: 2001. – 325 с.
2.Макеева И.В. Роль семинарского занятия в подготовке специалиста и методика управления дискуссией // Советская педагогика - М: Просвещение, 2003 - № 5, - 61 с.
3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
Другие статьи
- Моё призвание
- Развитие презентационной культуры обучающихся изостудии "Радуга"
- К вопросу об участии Владимирской епархии в помощи военнослужащим и их семьям в Первую мировую войну 1914-1918 годов
- Адаптация первоклассников к школьной жизни
- Опыт выполнения группового проекта
- Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.
- Формы и методы работы в классах компенсирующего обучения (КО). Из опыта работы
- Я – учитель музыки
- Преемственность при обучении английскому языку в предшкольном и первом классе
- Базовые понятия информатики и ИТ
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Урок-семинар-это интересная и развивающая форма в виде беседы, обмена опытом, самоанализа, прослушивание исследовательского материала учащихся.Можно провести урок в виде конференции, пригласив учителей смежных специальностей и учеников других классов, которым интересна тема урока.Я люблю проводить такие уроки.Ваша статья должна заинтересовать многих коллег.
Валентина Титова, дата: 13.06.2015 в 10:55
#2 Как правило такие уроки мы проводим совместно с преподавателями спецдисциплин и мастерами, раскрывая значимость профессии и использование полученных ЗУН в профессиональной деятельности.
Татьяна Образцова, дата: 15.06.2015 в 9:49
#3 Цели и задачи каждой общеобразовательной дисциплины в техникуме связаны с развитием ОК (общекультурной компетенции) - использовать полученные ЗУН в профессиональной деятельности. Технология интегрированных уроков - наш конёк, об этом у меня написано в другой статье.
Татьяна Образцова, дата: 15.06.2015 в 9:56
#4 Отличный материал для подготовки и выбору темы для педагогического совета в любом учреждения с практической направленностью
Наталья Чубаева, дата: 15.06.2015 в 10:47
#5 Урок-семинар позволяет комплексное применение знаний, умений, навыков, систематизировать материал по изучаемой теме. Студенты проводят рефлексию собственных знаний на основе изучения данной темы и на основе собственного жизненного опыта. При этом опираются на универсальные учебные действия:познавательные, коммуникативные, регулятивные. Спасибо за интересную статью.
Гульнара Айтуганова, дата: 19.06.2015 в 23:42
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.