С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья " Создание ЭОР - видеороликов к урокам литературы"
Екатерина Пупкова   15.02.2015   3522   1   ИКТ
Пупкова Екатерина Александровна,
учитель русского языка и литературы.
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение  –  средняя общеобразовательная школа № 91
с углубленным изучением отдельных предметов
 г. Екатеринбурга Свердловской области

 
 
                          Создание ЭОР - видеороликов к урокам литературы
 
       Процессы модернизации образования выдвигают новые требования к содержанию и формам образования, а также к личности учителя как субъекта педагогического общения. В условиях информатизации образовательной среды на первый план выходит ИКТ-компетентность учителя. С этим связано одно из противоречий педагогической деятельности: в плане компьютерной компетентности ученики старших (а иногда и средних) классов давно переросли своих учителей. Такая тенденция могла бы и порадовать, если бы не оборотная сторона медали: формирование компьютерной зависимости, отсутствие интереса к чтению художественной и тем более научной литературы. 
 
      Рассматриваемая в данной статье идея создания электронных образовательных ресурсов к урокам позволяет совместить увлечение компьютером с чтением и изучением жизни и творчества писателей. В этом случае ученик может сам стать соавтором или автором электронного образовательного ресурса -  видеоролика.
 
       О пользе ИКТ на уроках сказано немало.  Включение учащегося в процесс создания ЭОРа развивает умение самостоятельной обработки информации, способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий, таких как целеполагание, планирование собственной деятельности, прогнозирование, оценка как выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.  Использование таких ресурсов дает учителю новые методические возможности подготовки и проведения уроков, раскрывает творческий потенциал учащихся и воспитывает в них дисциплинированность.
 
        В данной статье рассматривается опыт использования видеороликов на уроках литературы. Практика использования созданных учащимися ЭОРов к урокам литературы показала, что созданные материалы представляют собственный взгляд ученика на биографию автора, характеризуются творческим подходом и претендуют на оригинальность. Можно выделить несколько вариантов работы с данной формой, которые были апробированы на практике:
  • ученик предстает в роли лектора, он самостоятельно производит отбор материала и выбирает формы его презентации классу;
  • ученик выступает в роли строгого учителя, видеоряд включает вопросы и задания, работа с которыми осуществляется на уроке;
  • ученик «рекламирует» книгу или автора, заинтересовывает своих одноклассников, убеждает прочитать.
 
    Последний вариант очень созвучен набирающему популярность жанру буктрейлер, развивает образно-ассоциативное мышление и целостный взгляд на мир через   интердисциплинарные связи между литературой, музыкой, визуальным искусством и информатикой.
 
    Первые два варианта из указанных выше подразумевают серьезное изучение учеником темы, что дает возможность углубить знание изучаемого материала или может помочь в устранении возможных пробелов. Деятельность учащихся по самостоятельному созданию ЭОРа к уроку    способствует реализации  компетентностного подхода через   развитие у обучаемых способности самостоятельно решать учебные задачи, опираясь на собственный опыт,  формирования у них  опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных вопросов, через оценку образовательных результатов, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
 
     В зависимости от степени освоения учащимся компьютера эти видеоролики могут содержать как фото и изображения, фрагменты из документальных и художественных фильмов, аудиофрагменты, так и быть созданными с использованием с элементов программирования.  В связи с этим целесообразно составлять из учащихся пары или малые группы, в состав которых будет входить, ходя бы один учащийся, являющийся уверенным пользователем компьютера и хотя бы один ученик, который показывает стабильно хорошие результаты в изучении предмета. Тогда каждый участник группы будет подтягивать другого в своей области. Эта модель распределения в группы помогает и развитию коммуникативных универсальных учебных действий: планирование учебного сотрудничества с партнером по группе, определение функций участников и способов их  взаимодействия.
 
     Все это позволяет быть не пассивным наблюдателем и активно получать знания, а также удовольствие от самого процесса общения. Создание видеороликов самим учащимся способствует обогащению читательского опыта и стремлению к его пополнению, повышает положительную мотивацию, имеет воспитательный потенциал, приобщает учащегося к достижениям информационного общества и учит ориентироваться в нем.
 
    Учащийся может стать автором электронного образовательного ресурса и в соавторстве с учителем.  Когда ученик, более грамотный в компьютерной сфере, обучает учителя техническим приемам, меняются социальные роли учитель-ученик, что делает обучение по-настоящему интерактивным, создает атмосферу сотрудничества.
 
     Еще одним положительным моментом внедрения такого вида ИКТ на уроках является активизация учащихся во внеурочной деятельности. О высоком уровне мотивации к чтению свидетельствует участие в конкурсе «Лидер чтения-2014», в котором под моим руководством учащиеся 11А класса приняли участие в двух номинациях: «Лучший читатель класса» и «Самый читающий класс». В номинации «Лучший читатель класса» Курочкина Ксения и Рученко Артем вышли в районный этап с видеороликом к  книге М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы». В ежегодно проводимом конкурсе «Суперчитатель» мои воспитанники регулярно принимают участие со своими буктрейлерами, созданными для заочного этапа конкурса.
 
      Таким образом, создание видеороликов учащимися к урокам литературы может послужить развитию основных универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и являться одним из способов повышения мотивации к чтению. Последнее приобретает большую актуальность в свете выхода указа в июне 2014 года «О проведении в Российской Федерации в 2015 году Года литературы».
 
     Но не следует забывать, что применение информационно-коммуникационных технологий  на уроке не является самоцелью, их употребление должно быть целесообразно и применяться комплексно с другими технологиями и средствами обучения. Поэтому создание такой системы, где применение компьютерных технологий не было бы самоцелью деятельности учителя, а эффективным инструментом, становится одной из важнейших задач современного образования.
 
Список литературы
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  • Жилкин В.В. Информационно-технологические средства в профессиональной деятельности педагога. - center.flo.ru в рубрике «В помощь учителю».
  • Осин А.В. Электронные издания и ресурсы и педагогические технологии. - //Бюллетень Федерального депозитария электронных средств учебного назначения и электронных изданий для общего среднего образования. - № 2. - 2003..
  • Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.  
  •  Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – М.: Бином, 2005.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Коллега, здравствуйте, отличный материал, актуальная тема, есть чему учиться, всё написано чётко, коротко и ясно. Спасибо за статью, с удовольствием познакомилась с вашим творчеством.
Наталья Чубаева, дата: 25.08.2015 в 21:01  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ