С нами 12650 учителей, 4491 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Измерители социальной успешности обучающихся в школьном научном обществе "

Гудкова Ольга Яковлевна, учитель истории
 и обществознания высшей квалификационной
 категории МБОУ г. Владимира «СОШ № 7»,
Заслуженный учитель Российской Федерации.
 
Измерители социальной успешности обучающихся
в школьном научном обществе
 
   Безусловно, замерить уровень развития социальной успешности одарённых детей непросто. Для того, чтобы это сделать, я использовала, с одной стороны, испытанные практикой технологии и методики проведения мониторинга качеств личности, а, с другой стороны, обратилась и к некоторым новым разработкам. В своей педагогической деятельности я использую технологию развивающего обучения, которая выражена, в частности,  в системно-деятельностном подходе к образованию. Она помогает мне проводить мониторинг эффективности методической системы изучения вопросов истории Владимирского края. Так, используя подходы Л. В. Занкова[1], я отслеживаю развитие у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.  Следуя теории С.Л.Рубинштейна, также определяю личностный рост как развитие ценностного отношения личности к миру, к другим людям, к самому себе[2].. Помогает в отслеживании уровня развития социальной успешности и сформированности локально-региональной идентичности личности идея  А.Н. Леонтьева о проблеме  превращения внешних действий во внутренние умственные процессы, проблема их интериоризации[3].
   При организации мониторинга я также использовала близкие мне точки зрения, раскрываемые в ряде публикаций. Например, такой подход, при котором развитие индивидуальности человека определяется как развитие всех его сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной. «Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек», - пишет в своей работе «Технология мониторинга индивидуальности школьника»  Н.А.Гершкович[4].  При постановке целей и задач мониторинга, в применении его методов  я использовала методическую литературу, учебники по психологии, статьи учителей-практиков[5].  
  Цель проводимого мониторинга личностных результатов применения собственной методической системы изучения вопросов истории Владимирского края:  выявление уровня развития социальной успешности одарённых детей
    Задачи мониторинга:
- проанализировать и оценить результативность применения авторской методической системы изучения вопросов истории Владимирского края;
- оценить уровень социальной успешности обучающихся;
- обобщить опыт, избежать в будущем ошибок, распространить положительный опыт.
Особое внимание я уделила принципу системности и систематичности, который  предполагает целостное рассмотрение объекта диагностики, комплексное и последовательное его изучение. Необходимо исследовать не только отдельно взятые параметры – должны прослеживаться все стороны развития ребёнка, включая и прогнозирование его хода. Важно определить место каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития[6]. В ходе мониторинга применяются также следующие специальные мето­ды оценивания качеств личности: 
  • включенное наблюдение за изменениями личностного развития под влиянием социально-педагогического про­цесса;
  • метод тестовых ситуаций - педагог создает специальные условия, в которых проявляется уровень сформированности отслеживаемых качеств;
  • опросные методы, позволяющие получить информацию о развитии одарённых детей, участников исследовательской деятельности на ос­нове анализа письменных или устных ответов на стандартные или специально подобранные вопросы;
  • анализ результатов исследовательской деятельности членов школьного научного общества в социально-педагогическом партнёрстве с учителем по раз­работанным критериям и показателям качества образовательного процесса, соотнесение реальных результатов с прежними и составление прогноза развития;
  • тестирование и самотестирование как объективные ме­тоды сбора информации об уровне развития личности, степени выраженности социально значимых качеств, мировоззренческой культуры и т.д.[7].
   Разумеется, я использовала только те принципы мониторинга из опыта учёных, педагогов, психологов, которые подошли для обучающихся в школьном научном обществе «ЛОГОС» МБОУ СОШ № 7 г. Владимира. Отслеживание результатов применения методической системы привело меня к поиску критериев, то есть,  измерителей объектов оценивания.  Это, прежде всего,  измерители уровня развития социальной успешности одарённых детей, вовлечённых под руководством и при участии педагога в исследовательскую деятельность по историческому краеведению;
  За критерии развития социальной успешности можно взять, например, «стремление к успешной учебе и участию в социально одобряемой деятельности (кружки, секции и т.д.)[8]. Исследователи выделяют и другие критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ, например:
  • Положительную мотивацию к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным.
  • Социальную адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей
  • Позитивные отношения между учеником и учителем - ни о какой успешности не может идти речи, если учитель не понимает и не принимает ученика, а ученик не любит и боится своего учителя
  • Позитивные отношения с одноклассниками
  • Хорошее физическое и психическое здоровье
  • Адекватно-позитивная самооценку – ребенок сам должен чувствовать себя успешным
  • Чувство благополучия в семье – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником[9].
   Все эти критерии оценивания развития социальной успешности, безусловно, достойны внимания и применяются нами. Однако,  в случае оценивания эффективности методической системы по изучению вопросов истории Владимирского края речь идёт о социальной успешности не  школьников вообще, а  - одарённых детей, ведущих исследовательскую деятельность по историческому краеведению. Поэтому  я попробовала выработать собственные критерии оценивания уровня социальной успешности обучающихся через достижение конкретных положительных результатов в исследовательской деятельности по историческому краеведению.  Для этого я выделила приоритетные начала в развитии социальной успешности одарённых детей, что позволило выделить и критерии.
   Измерители социальной успешности в исследовательской деятельности по историческому краеведению.
  • Усвоение алгоритма исследовательской деятельности по краеведению Владимирской области в социально-педагогическом партнёрстве с учителем.  
  • Применение этого алгоритма в историко-краеведческом исследовании.
  • Умение грамотно оформлять результаты исследовательской деятельности в соответствии с существующими стандартами.
  • Умение использовать данный алгоритм применительно к любой другой дисциплине или сфере деятельности.
  • Резкий скачок в уровне общего психического развития: улучшение памяти, удержание в ней большого числа объектов исследования.
  • Формирование некоего «панорамного мышления», т.е., умения видеть картину исследовательской работы, все её последовательные этапы, в целом, а также прогнозировать перспективу её завершения или продолжения.
  • Улучшение качества и увеличение количества работ обучающихся.
  • Достижение наивысших результатов в научно-исследовательской поисковой работе по краеведению Владимирской области на уровне города, области, страны, международном.
  На  сегодняшний день мои ученики участвовали или участвуют в городских, областных, всероссийских конкурсах,  в предметных олимпиадах  школьного,  муниципального и всероссийского уровня. Побеждают и занимают призовые места на Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению. Все достижения ребят проходят публичную презентацию, многие из их исследований востребованы обществом.  Как учитель я отмечаю, что впоследствии на уроках усиливается внутренняя мотивация и растёт интерес учащихся к изучению истории и обществознания, уровень их обученности повышаются. Результатом научно-практических исследований учителя по историческому краеведению в сотрудничестве с одарёнными учащимися является социальная успешность учеников. В конечном итоге, выпускники находят своё место в жизни, у них вырабатывается навык ведения исследовательской деятельности и алгоритм самостоятельного добывания знаний. Результаты деятельности ШНО «ЛОГОС» - это также победы и призовые места на конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся  различного уровня.
   Председатель Союза краеведов России С.О.Шмидт подчёркивал: «Показательно, что именно история своего рода и своей местности кажется особо привлекательной для интересующейся историей школьной молодежи, причем на пространстве всей страны… Об этом свидетельствуют и результаты всероссийских конкурсов самостоятельных исследовательского типа работ старшеклассников — конкурсы краеведческих работ школьников «Отечество», организуемого в системе Министерства образования»[10].
  Критерием оценки результативности сотрудничества педагога-исследователя и талантливых учащихся, членов школьного  научного общества, может служить высокий уровень исследовательских краеведческих работ учащихся. С  2006 по 2014 год мои ученики показывают стабильно высокие результаты на краеведческих конкурсах и научных конференциях старшеклассников и студентов различного уровня – от муниципального до федерального. Три ученицы, члены ШНО «ЛОГОС» выпускницы 2009 года Гавриченко Вероника, Кривенюк Лидия и выпускница 2013 года Барсукова Олеся стали победителями Конкурса талантливой молодёжи Российской Федерации, победителями XVI, XVII и ХХ Всероссийских конкурсов краеведческих исследовательских работ школьников в г. Москве  «Отечество»[11]. 
 
 

[2] Татаркина Г.В.Программа «Мониторинг развития личности учащегося и ученического коллектива». С. 8. // http://www.docme.ru/doc/91744/monitoring-razvitiya-lichnosti-uchashhegosya-i-uchenicheskogo-kol...
[3] Деятельностный подход. // Большая психологическая энциклопедия. http://psychology.academic.ru/3490/%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4
[4]Гершкович Н.А. Технология мониторинга индивидуальности школьника. // http://www.dslib.net/obw-pedagogika/tehnologija-monitoringa-individualnosti-shkolnika.html#1065774
[5]Исакова Т.В. Программа мониторинга развития личности воспитанника.   Принципы диагностической деятельности. // http://festival.1september.ru/articles/576406/ ;  Татаркина Г.В.Программа «Мониторинг развития личности учащегося и ученического коллектива». С. 4.// http://www.docme.ru/doc/91744/monitoring-razvitiya-lichnosti-uchashhegosya-i-uchenicheskogo-kol...
[6] Исакова Т.В. Программа мониторинга развития личности воспитанника.   Принципы диагностической деятельности. // http://festival.1september.ru/articles/576406/
[7] См., например: Татаркина Г.В.Программа «Мониторинг развития личности учащегося и ученического коллектива». С. 4.// http://www.docme.ru/doc/91744/monitoring-razvitiya-lichnosti-uchashhegosya-i-uchenicheskogo-kol...
[8] Общая психология. Учебник для вузов под редакцией Р. X. Тугушева и Е. И. Гарбера. . Саратов. «Научная книга», 2003. С.234.
[9]Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. // http://www.moluch.ru/conf/psy/archive/32/1092/
[10] Шмидт С.О.. Краеведение – это всегда краелюбие. // Из доклада на Всероссийском семинаре краеведов. Зарайск, 2004. // http://his.1september.ru/2004/22/4.htm    
[11] Владимирские выпускники 2009! «Наша королева». // http://vladimir.kp.ru/daily/24298/492292/

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.