Статья "Измерители социальной успешности обучающихся в школьном научном обществе "
Ольга Гудкова
28.11.2014
3713
0
Развивающее обучение
Гудкова Ольга Яковлевна, учитель истории
и обществознания высшей квалификационной
категории МБОУ г. Владимира «СОШ № 7»,
Заслуженный учитель Российской Федерации.
и обществознания высшей квалификационной
категории МБОУ г. Владимира «СОШ № 7»,
Заслуженный учитель Российской Федерации.
Измерители социальной успешности обучающихся
в школьном научном обществе
в школьном научном обществе
Безусловно, замерить уровень развития социальной успешности одарённых детей непросто. Для того, чтобы это сделать, я использовала, с одной стороны, испытанные практикой технологии и методики проведения мониторинга качеств личности, а, с другой стороны, обратилась и к некоторым новым разработкам. В своей педагогической деятельности я использую технологию развивающего обучения, которая выражена, в частности, в системно-деятельностном подходе к образованию. Она помогает мне проводить мониторинг эффективности методической системы изучения вопросов истории Владимирского края. Так, используя подходы Л. В. Занкова[1], я отслеживаю развитие у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Следуя теории С.Л.Рубинштейна, также определяю личностный рост как развитие ценностного отношения личности к миру, к другим людям, к самому себе[2].. Помогает в отслеживании уровня развития социальной успешности и сформированности локально-региональной идентичности личности идея А.Н. Леонтьева о проблеме превращения внешних действий во внутренние умственные процессы, проблема их интериоризации[3].
При организации мониторинга я также использовала близкие мне точки зрения, раскрываемые в ряде публикаций. Например, такой подход, при котором развитие индивидуальности человека определяется как развитие всех его сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной. «Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек», - пишет в своей работе «Технология мониторинга индивидуальности школьника» Н.А.Гершкович[4]. При постановке целей и задач мониторинга, в применении его методов я использовала методическую литературу, учебники по психологии, статьи учителей-практиков[5].
Цель проводимого мониторинга личностных результатов применения собственной методической системы изучения вопросов истории Владимирского края: выявление уровня развития социальной успешности одарённых детей.
Задачи мониторинга:
- проанализировать и оценить результативность применения авторской методической системы изучения вопросов истории Владимирского края;
- оценить уровень социальной успешности обучающихся;
- обобщить опыт, избежать в будущем ошибок, распространить положительный опыт.
Особое внимание я уделила принципу системности и систематичности, который предполагает целостное рассмотрение объекта диагностики, комплексное и последовательное его изучение. Необходимо исследовать не только отдельно взятые параметры – должны прослеживаться все стороны развития ребёнка, включая и прогнозирование его хода. Важно определить место каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития[6]. В ходе мониторинга применяются также следующие специальные методы оценивания качеств личности:
При организации мониторинга я также использовала близкие мне точки зрения, раскрываемые в ряде публикаций. Например, такой подход, при котором развитие индивидуальности человека определяется как развитие всех его сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной. «Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек», - пишет в своей работе «Технология мониторинга индивидуальности школьника» Н.А.Гершкович[4]. При постановке целей и задач мониторинга, в применении его методов я использовала методическую литературу, учебники по психологии, статьи учителей-практиков[5].
Цель проводимого мониторинга личностных результатов применения собственной методической системы изучения вопросов истории Владимирского края: выявление уровня развития социальной успешности одарённых детей.
Задачи мониторинга:
- проанализировать и оценить результативность применения авторской методической системы изучения вопросов истории Владимирского края;
- оценить уровень социальной успешности обучающихся;
- обобщить опыт, избежать в будущем ошибок, распространить положительный опыт.
Особое внимание я уделила принципу системности и систематичности, который предполагает целостное рассмотрение объекта диагностики, комплексное и последовательное его изучение. Необходимо исследовать не только отдельно взятые параметры – должны прослеживаться все стороны развития ребёнка, включая и прогнозирование его хода. Важно определить место каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития[6]. В ходе мониторинга применяются также следующие специальные методы оценивания качеств личности:
- включенное наблюдение за изменениями личностного развития под влиянием социально-педагогического процесса;
- метод тестовых ситуаций - педагог создает специальные условия, в которых проявляется уровень сформированности отслеживаемых качеств;
- опросные методы, позволяющие получить информацию о развитии одарённых детей, участников исследовательской деятельности на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные или специально подобранные вопросы;
- анализ результатов исследовательской деятельности членов школьного научного общества в социально-педагогическом партнёрстве с учителем по разработанным критериям и показателям качества образовательного процесса, соотнесение реальных результатов с прежними и составление прогноза развития;
- тестирование и самотестирование как объективные методы сбора информации об уровне развития личности, степени выраженности социально значимых качеств, мировоззренческой культуры и т.д.[7].
Разумеется, я использовала только те принципы мониторинга из опыта учёных, педагогов, психологов, которые подошли для обучающихся в школьном научном обществе «ЛОГОС» МБОУ СОШ № 7 г. Владимира. Отслеживание результатов применения методической системы привело меня к поиску критериев, то есть, измерителей объектов оценивания. Это, прежде всего, измерители уровня развития социальной успешности одарённых детей, вовлечённых под руководством и при участии педагога в исследовательскую деятельность по историческому краеведению;
За критерии развития социальной успешности можно взять, например, «стремление к успешной учебе и участию в социально одобряемой деятельности (кружки, секции и т.д.)[8]. Исследователи выделяют и другие критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ, например:
За критерии развития социальной успешности можно взять, например, «стремление к успешной учебе и участию в социально одобряемой деятельности (кружки, секции и т.д.)[8]. Исследователи выделяют и другие критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ, например:
- Положительную мотивацию к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным.
- Социальную адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей
- Позитивные отношения между учеником и учителем - ни о какой успешности не может идти речи, если учитель не понимает и не принимает ученика, а ученик не любит и боится своего учителя
- Позитивные отношения с одноклассниками
- Хорошее физическое и психическое здоровье
- Адекватно-позитивная самооценку – ребенок сам должен чувствовать себя успешным
- Чувство благополучия в семье – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником[9].
Все эти критерии оценивания развития социальной успешности, безусловно, достойны внимания и применяются нами. Однако, в случае оценивания эффективности методической системы по изучению вопросов истории Владимирского края речь идёт о социальной успешности не школьников вообще, а - одарённых детей, ведущих исследовательскую деятельность по историческому краеведению. Поэтому я попробовала выработать собственные критерии оценивания уровня социальной успешности обучающихся через достижение конкретных положительных результатов в исследовательской деятельности по историческому краеведению. Для этого я выделила приоритетные начала в развитии социальной успешности одарённых детей, что позволило выделить и критерии.
Измерители социальной успешности в исследовательской деятельности по историческому краеведению.
Измерители социальной успешности в исследовательской деятельности по историческому краеведению.
- Усвоение алгоритма исследовательской деятельности по краеведению Владимирской области в социально-педагогическом партнёрстве с учителем.
- Применение этого алгоритма в историко-краеведческом исследовании.
- Умение грамотно оформлять результаты исследовательской деятельности в соответствии с существующими стандартами.
- Умение использовать данный алгоритм применительно к любой другой дисциплине или сфере деятельности.
- Резкий скачок в уровне общего психического развития: улучшение памяти, удержание в ней большого числа объектов исследования.
- Формирование некоего «панорамного мышления», т.е., умения видеть картину исследовательской работы, все её последовательные этапы, в целом, а также прогнозировать перспективу её завершения или продолжения.
- Улучшение качества и увеличение количества работ обучающихся.
- Достижение наивысших результатов в научно-исследовательской поисковой работе по краеведению Владимирской области на уровне города, области, страны, международном.
На сегодняшний день мои ученики участвовали или участвуют в городских, областных, всероссийских конкурсах, в предметных олимпиадах школьного, муниципального и всероссийского уровня. Побеждают и занимают призовые места на Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению. Все достижения ребят проходят публичную презентацию, многие из их исследований востребованы обществом. Как учитель я отмечаю, что впоследствии на уроках усиливается внутренняя мотивация и растёт интерес учащихся к изучению истории и обществознания, уровень их обученности повышаются. Результатом научно-практических исследований учителя по историческому краеведению в сотрудничестве с одарёнными учащимися является социальная успешность учеников. В конечном итоге, выпускники находят своё место в жизни, у них вырабатывается навык ведения исследовательской деятельности и алгоритм самостоятельного добывания знаний. Результаты деятельности ШНО «ЛОГОС» - это также победы и призовые места на конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся различного уровня.
Председатель Союза краеведов России С.О.Шмидт подчёркивал: «Показательно, что именно история своего рода и своей местности кажется особо привлекательной для интересующейся историей школьной молодежи, причем на пространстве всей страны… Об этом свидетельствуют и результаты всероссийских конкурсов самостоятельных исследовательского типа работ старшеклассников — конкурсы краеведческих работ школьников «Отечество», организуемого в системе Министерства образования»[10].
Критерием оценки результативности сотрудничества педагога-исследователя и талантливых учащихся, членов школьного научного общества, может служить высокий уровень исследовательских краеведческих работ учащихся. С 2006 по 2014 год мои ученики показывают стабильно высокие результаты на краеведческих конкурсах и научных конференциях старшеклассников и студентов различного уровня – от муниципального до федерального. Три ученицы, члены ШНО «ЛОГОС» выпускницы 2009 года Гавриченко Вероника, Кривенюк Лидия и выпускница 2013 года Барсукова Олеся стали победителями Конкурса талантливой молодёжи Российской Федерации, победителями XVI, XVII и ХХ Всероссийских конкурсов краеведческих исследовательских работ школьников в г. Москве «Отечество»[11].
Председатель Союза краеведов России С.О.Шмидт подчёркивал: «Показательно, что именно история своего рода и своей местности кажется особо привлекательной для интересующейся историей школьной молодежи, причем на пространстве всей страны… Об этом свидетельствуют и результаты всероссийских конкурсов самостоятельных исследовательского типа работ старшеклассников — конкурсы краеведческих работ школьников «Отечество», организуемого в системе Министерства образования»[10].
Критерием оценки результативности сотрудничества педагога-исследователя и талантливых учащихся, членов школьного научного общества, может служить высокий уровень исследовательских краеведческих работ учащихся. С 2006 по 2014 год мои ученики показывают стабильно высокие результаты на краеведческих конкурсах и научных конференциях старшеклассников и студентов различного уровня – от муниципального до федерального. Три ученицы, члены ШНО «ЛОГОС» выпускницы 2009 года Гавриченко Вероника, Кривенюк Лидия и выпускница 2013 года Барсукова Олеся стали победителями Конкурса талантливой молодёжи Российской Федерации, победителями XVI, XVII и ХХ Всероссийских конкурсов краеведческих исследовательских работ школьников в г. Москве «Отечество»[11].
[1]Теория развивающего обучения. // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
[2] Татаркина Г.В.Программа «Мониторинг развития личности учащегося и ученического коллектива». С. 8. // http://www.docme.ru/doc/91744/monitoring-razvitiya-lichnosti-uchashhegosya-i-uchenicheskogo-kol...
[3] Деятельностный подход. // Большая психологическая энциклопедия. http://psychology.academic.ru/3490/%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4
[4]Гершкович Н.А. Технология мониторинга индивидуальности школьника. // http://www.dslib.net/obw-pedagogika/tehnologija-monitoringa-individualnosti-shkolnika.html#1065774
[5]Исакова Т.В. Программа мониторинга развития личности воспитанника. Принципы диагностической деятельности. // festival.1september.ru/articles/576406/ ; Татаркина Г.В.Программа «Мониторинг развития личности учащегося и ученического коллектива». С. 4.// http://www.docme.ru/doc/91744/monitoring-razvitiya-lichnosti-uchashhegosya-i-uchenicheskogo-kol...
[6] Исакова Т.В. Программа мониторинга развития личности воспитанника. Принципы диагностической деятельности. // festival.1september.ru/articles/576406/
[7] См., например: Татаркина Г.В.Программа «Мониторинг развития личности учащегося и ученического коллектива». С. 4.// http://www.docme.ru/doc/91744/monitoring-razvitiya-lichnosti-uchashhegosya-i-uchenicheskogo-kol...
[8] Общая психология. Учебник для вузов под редакцией Р. X. Тугушева и Е. И. Гарбера. . Саратов. «Научная книга», 2003. С.234.
[9]Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. // http://www.moluch.ru/conf/psy/archive/32/1092/
[10] Шмидт С.О.. Краеведение – это всегда краелюбие. // Из доклада на Всероссийском семинаре краеведов. Зарайск, 2004. // his.1september.ru/2004/22/4.htm
[11] Владимирские выпускники 2009! «Наша королева». // http://vladimir.kp.ru/daily/24298/492292/
Другие статьи
- Нужны ли педагогам профессиональные сообщества?
- Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся
- Дистанционное образование "за" и "против"?
- Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах.
- ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
- Развитие навыков самооценки и самоконтроля у учащихся начальной школы
- Применение метода проектов и ИКТ в воспитательной работе
- «Использование информационных технологий на современном уроке истории в условиях введения ФГОС».
- «Я в «Гармонии», гармония во мне»
- Инновации в преподавании физики.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.