Статья "О результатах введения коррекционно - развивающей программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» в 4 классе (КРО)."
Анастасия Помогаева
13.08.2014
4240
0
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Помогаева Анастасия Владимировна, педагог – психолог.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 8 им. А. С. Пушкина г. Черемхово».
О результатах введения коррекционно - развивающей программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» в 4 классе (КРО).
Помимо мониторинговых исследований, которые проводят психологи на ступени начального общего образования, наиболее важным направлением его работы является коррекционно – развивающая работа. Значимость коррекционно – развивающейработы в начальной школе очень высока. В свете введения Федеральных государственных образовательных стандартовпедагог - психолог ориентируется на уже разработанные и утвержденные программы. Коррекция направлена не только на развитие интеллекта и саморегуляции, формирование социальных норм поведения, но и на формирование у детей УУД (коммуникативных, личностных, социальных). [2; 5].
Программа Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» - разработана программа как УМК, т.е. имеет продолжение на всех ступенях обучения. Данную программу в нашей школе мы реализуем практически без изменений, лишь адаптируя содержание под определенный контингент учащихся. Данная программа направлена на развитие социальных и личностных компетенций обучащихся. Программа, также не отменяет проектной деятельности (в рамках ФГОС), сама автор программы в пояснительной записке отмечает, что содержание занятий можно менять в зависимости от контингента учащихся. Главное, решить поставленные задачи, реализовать вконечном итоге цель, как занятия, так и раздела в целом. Наша школа является пилотной площадкой по внедрению ФГОС, а потому проектную деятельность не использовать просто нельзя.
В нашей школе данная программа адаптирована под класс, который является коррекционным и состоит из воспитанников детского дома.Программа реализовывалась в 4 «г» классе (коррекционный, от 8 до14 человек) в течение 2 лет. Основная цель программы в 4 классе: Развитие самосознания личности учащихся, введение в школьную жизнь. Способствовать наилучшей социализации в школе, в обществе.В результате к концу второго года обучения дети начинают анализировать свои проблемы и их решение сообразно возможностям.В начале и конце каждого года проводился мониторинг самооценки, мотивации и тревожности. Это позволило отслеживать динамику психологического состояния класса.
Формы проведения занятий, методы и приемы работы: тренинги, ролевые игры, имитационные игры и упражнения, сказкотерапия, двигательные техники, спортивные и подвижные игры,арт - терапия, психогимностика, аутотренинг.В программе представлены разделы (темы), которые позволяют ребенку понять смысл школьного бытия, своё место в школе, поможет нормализовать самооценку, узнать что-то новое о себе и своем классе, вооружиться приемами саморегуляции собственного поведения. Каждый раздел состоит из цикла занятий, одна тема плавно перетекает в другую и позволяет не запутаться в море информации. В результате работы над программой планировалось развить эмоционально – волевую сферу, принятие и понимание себя и своего места в мире[2; 15].Программа учитывает индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенностей обучающихся, роль и значение видов деятельности[2; 12].
Главная особенность четвероклассников (в норме) — появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. [1;23].Поэтому программадля четвертого класса включает беседы об идеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности, доброте, бесконфликтном общении.К окончанию четвертого школьного года дети должны обогатить представления о собственных способностях и возможностях, составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков, приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях, разбираться в эмоциях и их оттенках. [2; 205]
Особенности детей, обучающихся по программам 7 и 8 вида несколько иные. Дети легковозбудимы, имеют очень низкий волевой контроль, слабые когнетивные процессы, высокую отвлекаемость друг на друга и изрядную долю конкуренции, болезненную самооценку и искаженное восприятие себя. Это значительно осложняет работу в группе, в коллективе. Как известно, проектная деятельность предполагает работу в группах, парах. Не смотря на выше изложенные трудности, нам удалась организовать проектную деятельность учащихся. Дети данного класса не только освоили проектную деятельность, но и сознательнее стали относиться к своим действиям и словам, пришли к пониманию, что не все проблемы можно решить с помощью взрослых, но и самостоятельно, четко разграничили понятия добра и зла, а главное эмоции, связанные с ними[1; 53].
Большинство занятий проходили по плану и в соответствии с содержанием, предложенным автором. Но самыми эффективными для формирования УУД были занятия, в которые помимо содержания включались: коллективная творческая, поисковая и проектная деятельности. Одной из таких эффективных форм работы с детьми была проектная деятельность. Ребята под руководством психолога изготавливали передвижной штендер «Я – хозяин своих эмоций», который позже был представлен на городской конкурс проектов. Заметим, что перед детьми к этому времени встала потребность в понимании различий оттенков эмоций. Нами разработан штендер «Схема штендера «Я – хозяин своих эмоций», представленный на рисунке 1.
Представленная на рис.1 схема показывает, как были сформированы по принципу пирамиды коробки, соединенные между собой, обклеенные цветной бумагой и затянутые скотчем. На штендере представлены с одной стороны положительные, а с другой отрицательные эмоции, имеются металлические листы для работы с магнитами – карточками эмоций. С боковых сторон расположены карточки эмоций из психологического атласа Гомезо М., как вспомогательный материал. Перед началом проекта обучающиеся были разбиты на группы, каждая получила своё задание (сбор материалов, сбор информации, оформление электронной презентации и сам штендер и магниты – карточки к нему). По мере прохождения этапов работы группы соединялись и снова разбивались.
По окончании проекта ребятам предстояло на оценочных листах оценить свою деятельность по 5 параметрам и поставить себе балл (не отметку, а балл). По результатам оценивания 80% учащихся достаточно адекватно оценили себя. Тем, кто несправедливо завышено или занижено оценивал себя – ребята сами помогали правильно оценить свой вклад в проект более адекватно, правильно, справедливо. И хотя проект на городском конкурсе проектов получил 4 место - это ни сколько не расстроило ребят, они самостоятельно сделали вывод о том, что в следующий раз мы все вместе будем стараться больше, и у нас все получится лучше. Главное не место – главное участие в конкурсе. Предложили ещё какой - нибудь проект сделать, но уже для себя.Это было показателем того, что два года мы работали по программе Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» не зря.
В результате работы над проектом учащиеся овладели следующими компетенциями: Информационные компетенции (умение работать с информацией, отбирать нужную, применять полученную информацию на практике, анализировать полученную информацию, вести опрос учащихся ). Коммуникативные компетенции (умение работать в команде, договариваться, принимать чужую точку зрения, уважать её, уметь доказать свою точку зрения социально приемлемыми способами). Проблемные компетенции (умение ставить перед собой цель, добиваться ее, доводить начатое дело до логического конца, задавать познавательные и уточняющие вопросы)[2; 5-7]. По результатам мониторинга есть успехи, эти успехи видны по самим детям,по их общению и поведению. Для меня же, как для психолога, немаловажным стало и то, что учащиеся имели динамику в развитии самооценки, снижении тревожности и формировании более устойчивой мотивации учения, большинство компетенций развиты. Цель работы достигнута, задачи реализованы.
Источники:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 8 им. А. С. Пушкина г. Черемхово».
О результатах введения коррекционно - развивающей программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» в 4 классе (КРО).
Помимо мониторинговых исследований, которые проводят психологи на ступени начального общего образования, наиболее важным направлением его работы является коррекционно – развивающая работа. Значимость коррекционно – развивающейработы в начальной школе очень высока. В свете введения Федеральных государственных образовательных стандартовпедагог - психолог ориентируется на уже разработанные и утвержденные программы. Коррекция направлена не только на развитие интеллекта и саморегуляции, формирование социальных норм поведения, но и на формирование у детей УУД (коммуникативных, личностных, социальных). [2; 5].
Программа Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» - разработана программа как УМК, т.е. имеет продолжение на всех ступенях обучения. Данную программу в нашей школе мы реализуем практически без изменений, лишь адаптируя содержание под определенный контингент учащихся. Данная программа направлена на развитие социальных и личностных компетенций обучащихся. Программа, также не отменяет проектной деятельности (в рамках ФГОС), сама автор программы в пояснительной записке отмечает, что содержание занятий можно менять в зависимости от контингента учащихся. Главное, решить поставленные задачи, реализовать вконечном итоге цель, как занятия, так и раздела в целом. Наша школа является пилотной площадкой по внедрению ФГОС, а потому проектную деятельность не использовать просто нельзя.
В нашей школе данная программа адаптирована под класс, который является коррекционным и состоит из воспитанников детского дома.Программа реализовывалась в 4 «г» классе (коррекционный, от 8 до14 человек) в течение 2 лет. Основная цель программы в 4 классе: Развитие самосознания личности учащихся, введение в школьную жизнь. Способствовать наилучшей социализации в школе, в обществе.В результате к концу второго года обучения дети начинают анализировать свои проблемы и их решение сообразно возможностям.В начале и конце каждого года проводился мониторинг самооценки, мотивации и тревожности. Это позволило отслеживать динамику психологического состояния класса.
Формы проведения занятий, методы и приемы работы: тренинги, ролевые игры, имитационные игры и упражнения, сказкотерапия, двигательные техники, спортивные и подвижные игры,арт - терапия, психогимностика, аутотренинг.В программе представлены разделы (темы), которые позволяют ребенку понять смысл школьного бытия, своё место в школе, поможет нормализовать самооценку, узнать что-то новое о себе и своем классе, вооружиться приемами саморегуляции собственного поведения. Каждый раздел состоит из цикла занятий, одна тема плавно перетекает в другую и позволяет не запутаться в море информации. В результате работы над программой планировалось развить эмоционально – волевую сферу, принятие и понимание себя и своего места в мире[2; 15].Программа учитывает индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенностей обучающихся, роль и значение видов деятельности[2; 12].
Главная особенность четвероклассников (в норме) — появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. [1;23].Поэтому программадля четвертого класса включает беседы об идеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности, доброте, бесконфликтном общении.К окончанию четвертого школьного года дети должны обогатить представления о собственных способностях и возможностях, составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков, приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях, разбираться в эмоциях и их оттенках. [2; 205]
Особенности детей, обучающихся по программам 7 и 8 вида несколько иные. Дети легковозбудимы, имеют очень низкий волевой контроль, слабые когнетивные процессы, высокую отвлекаемость друг на друга и изрядную долю конкуренции, болезненную самооценку и искаженное восприятие себя. Это значительно осложняет работу в группе, в коллективе. Как известно, проектная деятельность предполагает работу в группах, парах. Не смотря на выше изложенные трудности, нам удалась организовать проектную деятельность учащихся. Дети данного класса не только освоили проектную деятельность, но и сознательнее стали относиться к своим действиям и словам, пришли к пониманию, что не все проблемы можно решить с помощью взрослых, но и самостоятельно, четко разграничили понятия добра и зла, а главное эмоции, связанные с ними[1; 53].
Большинство занятий проходили по плану и в соответствии с содержанием, предложенным автором. Но самыми эффективными для формирования УУД были занятия, в которые помимо содержания включались: коллективная творческая, поисковая и проектная деятельности. Одной из таких эффективных форм работы с детьми была проектная деятельность. Ребята под руководством психолога изготавливали передвижной штендер «Я – хозяин своих эмоций», который позже был представлен на городской конкурс проектов. Заметим, что перед детьми к этому времени встала потребность в понимании различий оттенков эмоций. Нами разработан штендер «Схема штендера «Я – хозяин своих эмоций», представленный на рисунке 1.
Представленная на рис.1 схема показывает, как были сформированы по принципу пирамиды коробки, соединенные между собой, обклеенные цветной бумагой и затянутые скотчем. На штендере представлены с одной стороны положительные, а с другой отрицательные эмоции, имеются металлические листы для работы с магнитами – карточками эмоций. С боковых сторон расположены карточки эмоций из психологического атласа Гомезо М., как вспомогательный материал. Перед началом проекта обучающиеся были разбиты на группы, каждая получила своё задание (сбор материалов, сбор информации, оформление электронной презентации и сам штендер и магниты – карточки к нему). По мере прохождения этапов работы группы соединялись и снова разбивались.
По окончании проекта ребятам предстояло на оценочных листах оценить свою деятельность по 5 параметрам и поставить себе балл (не отметку, а балл). По результатам оценивания 80% учащихся достаточно адекватно оценили себя. Тем, кто несправедливо завышено или занижено оценивал себя – ребята сами помогали правильно оценить свой вклад в проект более адекватно, правильно, справедливо. И хотя проект на городском конкурсе проектов получил 4 место - это ни сколько не расстроило ребят, они самостоятельно сделали вывод о том, что в следующий раз мы все вместе будем стараться больше, и у нас все получится лучше. Главное не место – главное участие в конкурсе. Предложили ещё какой - нибудь проект сделать, но уже для себя.Это было показателем того, что два года мы работали по программе Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» не зря.
В результате работы над проектом учащиеся овладели следующими компетенциями: Информационные компетенции (умение работать с информацией, отбирать нужную, применять полученную информацию на практике, анализировать полученную информацию, вести опрос учащихся ). Коммуникативные компетенции (умение работать в команде, договариваться, принимать чужую точку зрения, уважать её, уметь доказать свою точку зрения социально приемлемыми способами). Проблемные компетенции (умение ставить перед собой цель, добиваться ее, доводить начатое дело до логического конца, задавать познавательные и уточняющие вопросы)[2; 5-7]. По результатам мониторинга есть успехи, эти успехи видны по самим детям,по их общению и поведению. Для меня же, как для психолога, немаловажным стало и то, что учащиеся имели динамику в развитии самооценки, снижении тревожности и формировании более устойчивой мотивации учения, большинство компетенций развиты. Цель работы достигнута, задачи реализованы.
Источники:
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования. М. «Просвещение», 2009.
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе (1- 4). 2-изд., испр. и доп. — М.: Генезис, 2008. -344 с.
Другие статьи
- Скоро в школу (Рекомендации по подготовке к школе для родителей будущих первоклассников)
- ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
- Психопрофилактика, развитие и обучение детей дошкольного возраста в песочнице
- Театральный проект
- Обобщение опыта по теме самообразования учителя музыки "«Использование технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания»
- "Прикладная направленность в обучении химии"
- Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
- Туда сюда по квадратам
- Обобщение опыта работы учителя музыки по теме "Взаимосвязь всех видов искусств"
- К вопросу о деятельности отдела здравоохранения города Владимира в 1942 - 1943 годах.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.