Статья "Роль учителя в учебном процессе"
Нина Васильевна Ефимова
30.05.2015
7762
1
Методика преподавания
Ефимова Нина Васильевна.
учитель русского языка и литературы
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
В современном учебном процессе учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действиям. Именно поэтому важное место в своей работе отвожу развитию самостоятельности школьников. На уроках не предоставляю знания в готовом виде, а делаю так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии.
Модернизация отечественной системы образования выдвинула новые целевые ориентиры учебно-воспитательного процесса: «поворот» к личности, создание условий для ее развития; приоритет самостоятельности, самопознания и саморазвития личности, свободы выбора и поисковой активности; ценностью становятся не знания как таковы, а возможность самореализации личности благодаря этим знаниям. Это предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке современного учителя – высоко компетентной целостной личности, готовой к гуманным взаимоотношениям, сотрудничеству, взаимопониманию, созданию условий для всестороннего развития личности воспитанников и осуществлению своего человеческого и социального предназначения.
Основной теорией, на которой основывается моя педагогическая деятельность, является технология педагогического сотрудничества.
Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно - ориентированного обучения.
Так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития, следовательно, моя позиция предполагает:
учитель русского языка и литературы
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
Роль учителя в учебном процессе
Учителя, как местные светочи науки,
должны стоять на полной высоте современных
знаний в своей специальности.
Д. И. Менделеев.
должны стоять на полной высоте современных
знаний в своей специальности.
Д. И. Менделеев.
В современном учебном процессе учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действиям. Именно поэтому важное место в своей работе отвожу развитию самостоятельности школьников. На уроках не предоставляю знания в готовом виде, а делаю так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии.
Модернизация отечественной системы образования выдвинула новые целевые ориентиры учебно-воспитательного процесса: «поворот» к личности, создание условий для ее развития; приоритет самостоятельности, самопознания и саморазвития личности, свободы выбора и поисковой активности; ценностью становятся не знания как таковы, а возможность самореализации личности благодаря этим знаниям. Это предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке современного учителя – высоко компетентной целостной личности, готовой к гуманным взаимоотношениям, сотрудничеству, взаимопониманию, созданию условий для всестороннего развития личности воспитанников и осуществлению своего человеческого и социального предназначения.
Основной теорией, на которой основывается моя педагогическая деятельность, является технология педагогического сотрудничества.
Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно - ориентированного обучения.
Так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития, следовательно, моя позиция предполагает:
- оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ученика и умение максимально стимулировать это развитие им же самим;
- отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию, при этом еще и проявлять активность;
- опора на личностный смысл и интересы (социальные и познавательные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
На уроках литературы в старших классах на обсуждение выношу проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения. Для выполнения поставленных задач использую проблемные методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, метод проблемного изложения. При таком обучении дети лучше усваивают материал, так как они проходят через все этапы исследования, самостоятельно делают открытие.
Проблема, с которой сталкиваются большинство учителей-языковедов состоит в том, что дети не умеют выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной форме, имеют воспроизводящий уровень знаний, выполняют задания в стандартных ситуациях. Поэтому большое значение имеет технология проблемного обучения. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле и формирует у учащихся следующие компетенции: коммуникативную, учебно-познавательную, информационную.
Таким образом, активные формы работы с применением технологии проблемного обучения формируют у учащихся ключевые компетенции, что способствует развитию познавательной потребности, потребности в непрерывном самообразовании, эмоциональную чувствительность, нравственные основы.
Решая задачи, связанные с развитием речи школьников, на уроках русского языка систематически обращаюсь к работе с текстом, его комплексному анализу. Комплексный анализ текста способствует систематизации знаний, преемственности в обучении, дает возможность повторить ранее изученный материал. При этом задания не только проверяют теоретическую грамотность учащихся, но и призваны стимулировать мыслительную деятельность, образное мышление. В своей работе с комплексным анализом текста применяю способ контроля знаний и подготовки к ЕГЭ.
Самым главным на уроках литературы считаю развитие речи и воспитание личности, способной отстаивать свое мнение. Поэтому больше внимания стараюсь уделять диспуту, который начинается с постановки проблемного вопроса учителем. Все это технология критического мышления.
Урок-диспут, урок-дискуссия – наиболее развернутые формы урока в старших классах, в средних классах идет подготовка в форме постановки небольших проблемных вопросов в начале урока, на которые дети отвечают в конце урока.
Именно на таких уроках формируются коммуникативная, учебно-познавательная компетенции. Такие уроки являются одной из важных форм активизации учащихся посредством поднятия интереса к чтению, к литературе как учебному предмету, развивают устную речь, стимулируют творческую самостоятельность.
Независимо от того, по какой схеме построен урок, к какому типу относится, главное для меня, чтобы эти уроки были уроками – сотрудничества, когда каждый ученик чувствует, что он способен справиться с заданием учителя. Атмосфера успеха очень важна для любого урока, особенно для уроков, цель которых - подтолкнуть и направить детей на собственное творчество, на развитие собственной мысли, на формирование общечеловеческих ценностей.
Литература.
Проблема, с которой сталкиваются большинство учителей-языковедов состоит в том, что дети не умеют выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной форме, имеют воспроизводящий уровень знаний, выполняют задания в стандартных ситуациях. Поэтому большое значение имеет технология проблемного обучения. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле и формирует у учащихся следующие компетенции: коммуникативную, учебно-познавательную, информационную.
Таким образом, активные формы работы с применением технологии проблемного обучения формируют у учащихся ключевые компетенции, что способствует развитию познавательной потребности, потребности в непрерывном самообразовании, эмоциональную чувствительность, нравственные основы.
Решая задачи, связанные с развитием речи школьников, на уроках русского языка систематически обращаюсь к работе с текстом, его комплексному анализу. Комплексный анализ текста способствует систематизации знаний, преемственности в обучении, дает возможность повторить ранее изученный материал. При этом задания не только проверяют теоретическую грамотность учащихся, но и призваны стимулировать мыслительную деятельность, образное мышление. В своей работе с комплексным анализом текста применяю способ контроля знаний и подготовки к ЕГЭ.
Самым главным на уроках литературы считаю развитие речи и воспитание личности, способной отстаивать свое мнение. Поэтому больше внимания стараюсь уделять диспуту, который начинается с постановки проблемного вопроса учителем. Все это технология критического мышления.
Урок-диспут, урок-дискуссия – наиболее развернутые формы урока в старших классах, в средних классах идет подготовка в форме постановки небольших проблемных вопросов в начале урока, на которые дети отвечают в конце урока.
Именно на таких уроках формируются коммуникативная, учебно-познавательная компетенции. Такие уроки являются одной из важных форм активизации учащихся посредством поднятия интереса к чтению, к литературе как учебному предмету, развивают устную речь, стимулируют творческую самостоятельность.
Независимо от того, по какой схеме построен урок, к какому типу относится, главное для меня, чтобы эти уроки были уроками – сотрудничества, когда каждый ученик чувствует, что он способен справиться с заданием учителя. Атмосфера успеха очень важна для любого урока, особенно для уроков, цель которых - подтолкнуть и направить детей на собственное творчество, на развитие собственной мысли, на формирование общечеловеческих ценностей.
Литература.
- Л.С. Выготский «Педагогическая психология». Москва. Педагогика-Пресс, 1999.
- Петренко О. Л., Клименко Г. М. Повышение педагогического мастерства учителя при использовании педагогических технологий Сб. «Педагогические отношения в инновационном развитии современной России: ориентиры и перспективы.» Волгоград, 2010.
- Петренко О. Л. Создание образовательной среды учебного учреждения при контекстном подходе к обучению Сб. «Экспериментальная и инновационная деятельность как фактор развития образовательного пространства», М. Школьная книга, 2010.
Другие статьи
- Мир добра в творчестве омского художника Евгения Дорохова
- Компетентностно-ориентированные задания как средство мониторинга ключевых и предметных компетенций школьника (из опыта работы)
- Современный подход к проведению урока в коррекционной школе в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов
- Ведущие виды деятельности учителя в современном мире
- ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ
- Обобщение опыта по теме самообразования учителя музыки "«Использование технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания»
- Ансамбль " Забайкальские казаки" Песенно-танцевальный фольклор
- МОИ ПУТИ К УЧЕНИКАМ
- Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания, способствующая формированию толерантных убеждений и взглядов детей, молодёжи и их родителей.
- В предверии юбилея школы
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Сотрудничество учителя и ученика - главное условие успешности урока.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 14.11.2015 в 9:26
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.