Статья "Анализ поэтического текста на уроках русского языка "
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ «Центр образования»
для детей-инвалидов Забайкальского края
г. Чита, Забайкальский край
Анализ поэтического текста на уроках русского языка
Что же такое лирика? Чем она отличается от эпоса и драмы? Ответ нахожу в книге «Краткий словарь литературоведческих терминов». Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев — составители пишут: «В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определённый момент жизни. Лирический образ — это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями».
Поэтический текст звучит почти на каждом уроке русского языка. Строчки А.С Пушкина и А.А. Фета, А. Блока и и М.Ю. Лермонтова, С. Есенина и М. Цветаевой, Ф. Тютчева и Б. Пастернака воспитывают красоту слова, развивают лингвистическое чутьё.
В 5 классе изучаем приём звукописи (аллитерацию и ассонанс), пишем строчки:
Оса жужжала,
Обнажала
Жало,
А встретила Шмеля
И хвост поджала
Устанавливаем, какой звук настойчиво повторяется в стихотворении С.Смирнова. Для чего?
Объясняя орфограммы, выясняем лексическое значение слов в стихотворении Я. Козловского
Солнце спряталось (за) бор,
Чьи глаза сверкают?
Кот (за)брался на (за)бор-
(перед)сном гуляет.
Пятиклассникам интересны стихи С.Маршака, Г. Остера, рифмованные загадки, прибаутки, шарады.
В основе урока — интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно.
В 8 классе, изучая однородные члены предложения, работаем над стихотворением Б. Пастернака «Снег идёт»
Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.
Словно с видом чудака
С верхней лестничной площадки,
крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Снег идёт, густой-густой,
В ногу с ним, стопами теми
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Снег идёт, снег идёт.
Снег идёт, и всё в смятении:
Убелённый пешеход,
Удивительные растения,
Перекрёстка поворот.
Лингвистический анализ текста проводился по следующим вопросам:
-Объяснить орфограммы и пунктограммы в 1 строфе.
-Почему в первом сложном предложении повторяется простое? (Показано длительность времени, непрерывность)
-Разбираем синтаксически 2 предложение. (Есть дополнения, обстоятельство, определение) С какой целью они используются? Какую картину можно представить? (используется развёрнутая метафора. Деталь у Пастернака конкретна, значима. Цветы герани маленькие, похожие на звёздочки. Снежинки-звёздочки-цветы. Вот образ в 1 строфе. И все второстепенные члены предложения рисуют его)
-Особенно значимы определения. Назовите согласованные и несогласованные определения. Прокомментируйте их.
Читаем 2 строфу.
-Объясните пунктуацию.
-Зачем автор использует деепричастие и деепричастный оборот?
-Объясните, почему нет запятой между определениями? Как называются определения? Их роль в этой строфе.
Читаем 3 строфу.
-В чём особенность однородных членов предложения?
-Почему Б.Пастернак в простом предложении использует пять однородных членов предложения? Какие эмоции, чувства они передают? (Наводят на философские размышления: движение времени, уходящее время, быстротечность нашей жизни, сожаление людей об этом)
-Почему поэт употребляет союз или, а не и?
Чтение последней строфы.
-Объясните значение кольцевой композиции. Почему 3 раза повторяется нераспространённое предложение «Снег идёт»?
-Какое значение имеет обобщающее слово? Объяснить знаки препинания. (И рефрен «снег идёт», и кольцевая композиция, и обобщающее слово «всё» подчинено теме и идее стихотворения: снег идёт, идёт жизнь, меняется время и всё вокруг: пешеход, растения, поворот)
Борис Пастернак, умело используя однородные члены предложения, деепричастия, интересные слова и конструкции, даёт нам возможность насладиться языком мастера, почувствовать красоту зимнего дня, умиротворение, спокойствие и очарование. Кажется, ты стоишь у окна, глядишь на улицу, и снег идёт...)
Итогом работы над поэтическим текстом стало написание художественной зарисовки на одну из тем: «Снег», «Снег идёт», «Снегопад».
Ребятам нравятся стихи С.Есенина. Поэтому при изучении односоставных предложений включаю в урок строчки из есенинских стихотворений:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне.
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Строфа удивительна по лексике, синтаксису, морфологии. Деепричастие «тая», неопределённое предложение «Пишут мне», просторечное слово «шибко» устаревшее слово «шушуне» - выражают тончайшие оттенки души человека: любовь, грусть, заботу о матери, нежность.
В другом стихотворении ребята находят определённо-личные предложения, объясняют их роль.
Еду на баркасе,
Тычусь в берега.
Церквами у прясел
Рыжие стога...
Роща синим мраком
Кроет голытьбу...
Помолюсь украдкой
За твою судьбу.
Определённо-личные предложения раскрывают характер, внутреннее состояние героя. Назывные предложения имеют следующую особенность: в немногих словах рассказать о многом. Как правильно употреблять назывные предложения в сочинениях учат стихи С.Есенина
Топи да болота
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Учитель задаёт вопросы учащимся:
-Какие ассоциации возникают, читая эти строки?
-Что даёт поэту использование однородных членов предложения?
-Каково лексическое значение слова «плат»? Подберите синонимы.
Анализируя текст на уроках русского языка, можно добиться определённых результатов и в комплексном анализе текста, и в написании рецензии в 11 классе.
Лингвистический анализ текста включает определение лингвистической сущности следующих фактов:
1 устаревших слов и оборотов,
2 непонятных фактов поэтической символики,
3 устаревших перифраз,
4 незнакомых современному читателю диалектов, профессионализмов и других терминов,
5 индивидуально-авторских новообразований,
6 ключевых слов разбираемого текста,
7 устаревших или ненормативных фактов в области фонетики, морфологии, синтаксиса.
Таким образом, предметом лингвистического анализа является языковой материал. Исследование языкового материала художественного текста и его использование в эстетических целях т.е. лингвистический анализ и анализ стилистический образуют лингво-стилистический анализ.
Литература:
1 Браже Т.Г. Искусство анализа художественного текста. М.: Просвщение, 1971
2 Егоров Б.Ф. Пути анализа литературного произведения. М.: Просвещение, 1981
3 Нелюбова Н.Я. Подготовка к написанию сочинений-рассуждений разных жанров. Чита, ЧИПКРО, 2004
4 Плёнкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах М.: Просвещение, 1975
5 Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. М.: Айрис Рольф, 1996
6 Тимофеев Л.И, Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1985
- Учитель и общество
- Сайт школьного Методического Объединения как новый ресурс организации методической работы в школе
- "Трудные" дети или некоторые подходы в воспитании детей "группы риска"
- Профсоюз и школа " Вместе мы – огромная сила"
- Экзамены и стресс
- Активизация познавательной самостоятельности учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности посредством проблемного обучения
- Профессиональный путь
- Предвыборная кампания и выборы в Первую Государственную думу во Владимирской губернии (январь – март 1906 года). Первые думцы края.
- Использование развивающих игр при организации внеурочной деятельности с одарёнными детьми
- Форма реализации и стиль ученического самоуправления