С нами 13403 учителя, 4697 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Взаимодействие с детьми с нарушенными коммуникативными функциями"
Наталья Чубаева   22.08.2015   544   3   ФГОС

Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска,
Челябинской области

 
 
Взаимодействие с детьми с нарушенными коммуникативными функциями
 
       Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья в силу своих индивидуально-личностных особенностей имеют некоторые нарушения коммуникативных функций. К таким категориям детей относятся:
- беспокойные дети;
- застенчивые дети;
- конфликтные дети;
- замкнутые дети.
        Рассмотрим некоторые особенности поведения и общения таких детей, а так  же способы взаимодействия с такими детьми.
Как уже отмечалось выше, к первой категории относятся беспокойные дети. Для такой категории детей характерны следующие особенности:
- ребёнок стремиться привлечь к себе внимание не совсем адекватными способами;
- ребёнок эмоционально неустойчив
Эмоционально-неустойчивые дети отличаются общей двигательной расторможённостью, беспокойным сном. Они часто бывают сильно напряжены, что влечёт за собой различные эмоциональные срывы.
        Как же строить стиль поведения с беспокойными детьми педагогам и родителям? Приведём некоторые рекомендации по выработке стратегии общения с такими детьми:
- во время проявления сильных эмоций (безудержного хохота или плача)  постарайтесь отвлечь ребенка. Для этого необходимо предложить ему какое-нибудь интересное дело или занятие, задать неожиданный вопрос, сами совершить неожиданное для ребенка действие (например, спародировать его, имитируя плач или хохот);
- во время приступа подведите ребенка к зеркалу и покажите, как некрасиво выглядит тот, кто кривляется или рыдает;
- во время приступа не пытайтесь привлечь ребенка к порядку и не читайте нотаций — он все равно вас не слышит;
- после выражения эмоций постарайтесь обсудить с ребенком, почему он среагировал так, а не иначе, почему интенсивность его эмоционального проявления не соответствовала ситуации;
- старайтесь обсуждать вместе с ребенком все его проблемы и трудности, вместе находите выходы из затруднительных ситуаций;
- старайтесь не запрещать ребенку делать то, что он хочет, в категорической форме, постарайтесь обсудить и вместе решить, можно ли вести себя так, как он желает. Не приказывайте, а просите;
- старайтесь быть эмоционально близким со своим ребенком, сопереживайте ему. Почувствовав, что вы понимаете и принимаете его, ребенок сам начнет делиться с вами своими сложностями и переживаниями, будет воспринимать вас прежде всего как друга, а не как «запретителя».
    Застенчивость – это особенность, характерная  для очень многих детей младшего школьного возраста. Наверное, её можно назвать самой распространённой причиной, осложняющей общение. Последствие застенчивости проявляется в следующем:
- застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
- застенчивость не даёт другим людям возможности оценить положительные качества человека;
- она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своём поведении;
- застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.
Как же родителям и педагогам выбрать стиль поведения с застенчивыми детьми?
Родителям и педагогам необходимо:
- расширять круг знакомств ребёнка, создавать ситуацию благоприятного общения с незнакомыми людьми;
- не нужно чрезмерно оберегать детей от всевозможных опасностей, необходимо давать детям определённую меру свободы и открытых дейтсвий;
- нужно постоянно укреплять у ребёнка уверенность в своих силах;
- следует привлекать ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением.
         Есть дети, которые  всегда нарушают правила поведения в школе. На замечания педагога реагируют еще большим непослушанием. Такие дети относятся к категории конфликтных детей.
В данном случае наблюдаются такие конфликтные реакции  в поведении, как:
реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
реакция отказа (неподчинение требованиям взрослого).
Такого ученика  в этот момент замечают все, он становится центром внимания окружающих. И ему это нравится.
Принято считать, что ведущим уровнем реакции конфликтного ребенка является непосредственное реагирование на уровне восприятия и эмоций, т.е. уровень его внутреннего мира (он видит только агрессию и угрозу от всех). Такое поведение называется экстрапунитивным (обвиняет других, ищет причину конфликта в отрицательных качествах характера или ошибках поведения другого), но себя всегда защищает (пытается оправдать свое поведение любыми  внешними факторами).
Тактика поведения у таких детей жесткая, они используют давление на одноклассников, направленное на понижение их самооценки, ведут с детьми «психологическую войну», пытаясь обидеть, оскорбить, обмануть. Такой ребёнок, как правило, не может самостоятельно справиться с трудностями, со своим внутренним напряжением. Он обижен на весь мир, у него не получается дружить с ребятами, дети не хотят видеть его в лидерах.
Сам ребенок чаще всего убежден в своей правоте, в конфликте видит только чужие недостатки, считает, что только его решение и поступки законны и допустимы. Но иногда все же может дать оценку своим действиям, признать свою ошибку, попросить прощения у ребят и взрослого.
Специалисты рекомендуют  правила общения и взаимодействия педагогов с такими детьми:
- необходимо сдерживать стремление ребёнка провоцировать ссоры с другими детьми;
- следует объективно разобраться в создавшейся конфликтной ситуации;
- после конфликта необходимо обсудить с ребёнком причины возникновения конфликтной ситуации, определить неправильные действия ребёнка, которые послужили к созданию конфликтов;
- не следует обсуждать при ребёнке проблемы его поведения;
- не всегда нужно вмешиваться в ссоры детей
      И последняя категория детей – это замкнутые дети. Замкнутый ребёнок, в отличие от застенчивого, не хочет знать и не знает, как общаться. Замкнутость ребёнка имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребёнка достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, малейшими изменениями в жизни ребёнка. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно приносят её отсутствие.
Поэтому при общении с такими детьми необходимо соблюдать следующую тактику:
- расширять круг общения вашего ребёнка, приводить его в новые места и знакомить с новыми людьми.
- подчёркивать преимущества и полезность общения, рассказывать ребёнку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с другими людьми.
- нужно стремиться самим стать для своего ребёнка примером эффективно общающегося человека.
- если, несмотря на все усилия, ребёнок становится всё более замкнутым и отстранённым, следует обратиться за консультацией к психоневрологу, который профессионально поможет  в решении проблемы.
Чтобы избежать отрицательных последствий соперничества между детьми взрослые должны сформировать правильное отношение к детям: доказать, что любят их не за достижения и результаты. Важно показывать свою любовь, и «безусловное» принятие своих детей даже тогда, когда у них что-то не получается. Как только старшие и младшие обретут уверенность в том, что любят их и принимают вне зависимости от побед и поражений, соревнование друг с другом непременно будет слабеть, а со временем исчезнет, превратившись в крепкую дружбу.
 
Источники
http://children12.ucoz.ru/publ/psikhologicheskaja_pomoshh/vzaimodejstvie_s_bespokojnym_rebenkom/3-1-0-10
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/01/31/osobennosti-konfliktnogo-povedeniya-v-mladshem
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997

Комментарии

#1 Наталья Николаевна, очень актуальный материал на сегодняшний день. Вы рассмотрели некоторые рекомендации тактики поведения и взаимодействия с детьми, имеющих нарушения в общения. Но существуют ещё приёмы коррекции в практике, которые нацелены на исправление недостатков таких детей. Эти приёмы можно было бы отразить
Леокадия Шалимова, дата: 23.08.2015 в 22:05  
#2 Здравствуйте, Наталья Николаевна. Очень полезный материал и своевременный. К сожалению с каждым годом всё больше таких детей появляется в школах. Раньше в классах появлялся один такой ребенок на 20 человек, а сейчас доходит и до половины класса. Наверно это связано с современным образом жизни родителей. Мало уделяют внимания и ласки своим детям, вот они и требуют у окружающих внимание и ласку кто как может. Кому то из детей достаточно доброго слова или улыбки, а кто то требует ревом и скандалом на уроке этого внимания. Вы правы, что в таких случаях нужно обращаться к специалисту. Вот только родители не хотят видеть проблем своего ребенка. И многие просто игнорируют просьбы обратиться к специалисту.
Елена Крамарева, дата: 28.01.2017 в 11:02  
#3 Наталья Николаевна, очень интересный материал. Данная проблема сейчас является как никогда актуальной.С появлением Интернета, дети стали все реже общаться между собой. Ребенок теряет умение внятно выразить свои мысли. Все это приводит к тому, что школьникам с нарушениями коммуникативной деятельности плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Они недостаточно понимают то, что говорят окружающие и соответственно, ведут себя не так, как следовало бы. Их общение проходит в условиях ограниченных, житейских, многократно повторяющихся ситуаций с помощью хорошо заученных, стандартных высказываний. Если оно выходит за такие рамки, то это обычно ставит ребенка в тупик и подчас побуждает его к нелепым ответам.
Татьяна Косенкова, дата: 08.02.2019 в 21:14  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.