Статья "Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира через внедрение информационно – коммуникационных технологий"
Татьяна Глушкова
10.11.2014
8234
0
ИКТ
Глушкова Татьяна Витальевна
Учитель начальных классов
МБОУ Самсоновская СОШ
Шипуновского района, Алтайского края,
с. Самсонова
Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира через внедрение информационно – коммуникационных технологий.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
Древняя мудрость
В век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Общение наших детей со сверстниками всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Поэтому широкие возможности, которые предоставляет нам Интернет, мы в свою очередь используем для приобщения учащихся к информационной культуре. Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность учащихся к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. В связи с этим возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
К современным информационным и коммуникационным технологиям относятся цифровые технологии, служащие для создания, передачи и распространения информации, такие как: компьютерное оборудование, программное обеспечение, драйверы, компакт-диски, электронные учебники, электронный дневник, телефонные сети, спутниковые технологии, мультимедийные средства, интернет, сканеры, принтеры, фото и видеокамеры. Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) дают неограниченные возможности, как для развития процесса образования, так и для формирования познавательного интереса.
Использование ИКТ является средством повышения мотивации учения и расширения кругозора. Практически любую тривиальную тему урока можно сделать интересной, наглядной, доступной школьнику.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но очень интересный и познавательный. Для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным. Здесь на помощь и приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Именно уроки окружающего мира позволяют формировать навыки работы с мультимедийными программными средствами. На моих уроках широко используется работа с малых группах по созданию собственных презентаций по теме урока, В классе приветствуется бережное отношение к природе. Одной из возможностей реализовать его является отказ от бумажных носителей информации. Созданная самостоятельно или с помощью учителя презентация сообщения, выполненная на электронном носителе, нагляднее для детей и позволяет сделать свое выступление ярким и запоминающимся. Кроме того, подготовленная презентация – это большое психологическое подспорье для детей, которые испытывают страх публичных выступлений, трудно адаптируются в коллективе. При подготовке к урокам с использованием мультимедийных презентаций необходимо выявить темы, изучение которых следует рассматривать с применением компьютера, проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по темам уроков и разработать программные продукты. Проектируя будущий мультимедийный урок, нужно определить место презентации на уроке, продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, способы управления учебным процессом.
Так как младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации, то при создании презентаций для учеников начальных классов нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Не загромождать отдельный слайд большим количеством информации;
- На каждом слайде должно быть не более двух картинок;
- Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов;
- Анимация возможна один раз в течение 5 минут;
- Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.);
- Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать. Например, фон — светлый, а шрифт – темный, или наоборот;
- Слайды должны быть синхронизированы с текстом. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии;
- В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, тоже относится и к анимационным эффектам
Для естественнонаучного блока уроков «Окружающий мир» презентация в настоящее время незаменимый элемент. Картинки окружающей природы, животные, растения, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Проще осуществить проверку знаний через тесты, кроссворды, ребусы, шарады, что делает урок более увлекательным и запоминающимся.
Презентации, выполненные в программе MS Power Point, можно использовать и готовые из интернета, но особенно важно учить детей создавать собственные. Важно научить ребенка за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество информации. Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Опыт работы педагогов школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся. Наглядность ИКТ, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию. Преимущества ИКТ открываются с самого начала и, по мере их использования, дают толчок к саморазвитию педагога, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.
Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель проводит огромную работу - продумывает последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, решает, как будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечивать педагогическое общение на уроке, обратную связь с учащимися, достигать развивающего эффекта обучения. Так, учителя включают в презентации видеозаписи, анимированные модели явлений, совершают с учащимися виртуальные путешествия в мир природы, наглядно показывают взаимосвязь с другими наукам. ИКТ помогает организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.
Результатом использования новых информационных технологий, как способа комплексного развития учебных и интеллектуальных навыков на уроках окружающего мира учащихся, на наш взгляд, является более легкое, свободное и быстрое протекание учебной деятельности младшего школьника, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении). Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, инициативным, настойчивым и трудолюбивым, активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности.
Использование ИКТ на уроках окружающего мира способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом, а также позволяет значительно активизировать зрительный канал, мнемонические центры личности, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление. Это доказывает проведенное анкетирование учащихся.
Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. ИКТ на уроках естествознания, позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. А разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут? Нет, а вот с использование средств ИКТ - можно. Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом материальный подъем проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жесткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус младшего школьника в коллективе.
Таким образом, труд, затраченный на комплексное развитие учебных и интеллектуальных навыков оправдывает себя во всех отношениях - он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
У ребят повысилась мотивация к учению, они с удовольствием выполняют домашнее задание, готовят дополнительные материалы к урокам, активно работают, стараются показать свои знания на уроках. Но еще большую пользу приносят презентации, которые "рождены" и прокомментированы самими ребятами. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы. Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимым приобретением. Работа по внедрению новой технологии позволила мне повысить собственную информационную компетентность, так как я: научилась структурировать объемный материал; работать с различными источниками информации; обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме; научилась сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы.
В экспериментальном 3 классе были проведены уроки с использованием презентаций, видеофрагментов, аудио сопровождения, обучающих и контрольных тестов, разнообразного дидактического материала. Использовалась работа на интерактивной доске. Учащиеся с большим интересом самостоятельно готовили презентации и сообщения, пользуясь представленными выше рекомендациями.
Список использованной литературы
1. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах.//Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7
2. «Информационные технологии на уроках в начальной школе». Составитель О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград 2008г.
3.Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания/ Е.Ф.Козина, Е.Н. Степанян.- М: Академия, 2004. - 496 с.
4.Петухова Н.В. К вопросу об эффективности использования компьютерных обучающих систем: целевые установки. // Эффективность информационных технологий в обучении: сб. научных трудов.- Москва, 1995.-С. 41-48.5. 5.Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7
6.nachalka1-4.ucoz.ru/IKT.doc
Учитель начальных классов
МБОУ Самсоновская СОШ
Шипуновского района, Алтайского края,
с. Самсонова
Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира через внедрение информационно – коммуникационных технологий.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
Древняя мудрость
В век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Общение наших детей со сверстниками всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Поэтому широкие возможности, которые предоставляет нам Интернет, мы в свою очередь используем для приобщения учащихся к информационной культуре. Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность учащихся к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. В связи с этим возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
К современным информационным и коммуникационным технологиям относятся цифровые технологии, служащие для создания, передачи и распространения информации, такие как: компьютерное оборудование, программное обеспечение, драйверы, компакт-диски, электронные учебники, электронный дневник, телефонные сети, спутниковые технологии, мультимедийные средства, интернет, сканеры, принтеры, фото и видеокамеры. Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) дают неограниченные возможности, как для развития процесса образования, так и для формирования познавательного интереса.
Использование ИКТ является средством повышения мотивации учения и расширения кругозора. Практически любую тривиальную тему урока можно сделать интересной, наглядной, доступной школьнику.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но очень интересный и познавательный. Для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным. Здесь на помощь и приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Именно уроки окружающего мира позволяют формировать навыки работы с мультимедийными программными средствами. На моих уроках широко используется работа с малых группах по созданию собственных презентаций по теме урока, В классе приветствуется бережное отношение к природе. Одной из возможностей реализовать его является отказ от бумажных носителей информации. Созданная самостоятельно или с помощью учителя презентация сообщения, выполненная на электронном носителе, нагляднее для детей и позволяет сделать свое выступление ярким и запоминающимся. Кроме того, подготовленная презентация – это большое психологическое подспорье для детей, которые испытывают страх публичных выступлений, трудно адаптируются в коллективе. При подготовке к урокам с использованием мультимедийных презентаций необходимо выявить темы, изучение которых следует рассматривать с применением компьютера, проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по темам уроков и разработать программные продукты. Проектируя будущий мультимедийный урок, нужно определить место презентации на уроке, продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, способы управления учебным процессом.
Так как младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации, то при создании презентаций для учеников начальных классов нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Не загромождать отдельный слайд большим количеством информации;
- На каждом слайде должно быть не более двух картинок;
- Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов;
- Анимация возможна один раз в течение 5 минут;
- Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.);
- Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать. Например, фон — светлый, а шрифт – темный, или наоборот;
- Слайды должны быть синхронизированы с текстом. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии;
- В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, тоже относится и к анимационным эффектам
Для естественнонаучного блока уроков «Окружающий мир» презентация в настоящее время незаменимый элемент. Картинки окружающей природы, животные, растения, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Проще осуществить проверку знаний через тесты, кроссворды, ребусы, шарады, что делает урок более увлекательным и запоминающимся.
Презентации, выполненные в программе MS Power Point, можно использовать и готовые из интернета, но особенно важно учить детей создавать собственные. Важно научить ребенка за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество информации. Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Опыт работы педагогов школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся. Наглядность ИКТ, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию. Преимущества ИКТ открываются с самого начала и, по мере их использования, дают толчок к саморазвитию педагога, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.
Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель проводит огромную работу - продумывает последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, решает, как будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечивать педагогическое общение на уроке, обратную связь с учащимися, достигать развивающего эффекта обучения. Так, учителя включают в презентации видеозаписи, анимированные модели явлений, совершают с учащимися виртуальные путешествия в мир природы, наглядно показывают взаимосвязь с другими наукам. ИКТ помогает организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.
Результатом использования новых информационных технологий, как способа комплексного развития учебных и интеллектуальных навыков на уроках окружающего мира учащихся, на наш взгляд, является более легкое, свободное и быстрое протекание учебной деятельности младшего школьника, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении). Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, инициативным, настойчивым и трудолюбивым, активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности.
Использование ИКТ на уроках окружающего мира способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом, а также позволяет значительно активизировать зрительный канал, мнемонические центры личности, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление. Это доказывает проведенное анкетирование учащихся.
Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. ИКТ на уроках естествознания, позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. А разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут? Нет, а вот с использование средств ИКТ - можно. Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом материальный подъем проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жесткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус младшего школьника в коллективе.
Таким образом, труд, затраченный на комплексное развитие учебных и интеллектуальных навыков оправдывает себя во всех отношениях - он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
У ребят повысилась мотивация к учению, они с удовольствием выполняют домашнее задание, готовят дополнительные материалы к урокам, активно работают, стараются показать свои знания на уроках. Но еще большую пользу приносят презентации, которые "рождены" и прокомментированы самими ребятами. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы. Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимым приобретением. Работа по внедрению новой технологии позволила мне повысить собственную информационную компетентность, так как я: научилась структурировать объемный материал; работать с различными источниками информации; обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме; научилась сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы.
В экспериментальном 3 классе были проведены уроки с использованием презентаций, видеофрагментов, аудио сопровождения, обучающих и контрольных тестов, разнообразного дидактического материала. Использовалась работа на интерактивной доске. Учащиеся с большим интересом самостоятельно готовили презентации и сообщения, пользуясь представленными выше рекомендациями.
Список использованной литературы
1. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах.//Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7
2. «Информационные технологии на уроках в начальной школе». Составитель О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград 2008г.
3.Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания/ Е.Ф.Козина, Е.Н. Степанян.- М: Академия, 2004. - 496 с.
4.Петухова Н.В. К вопросу об эффективности использования компьютерных обучающих систем: целевые установки. // Эффективность информационных технологий в обучении: сб. научных трудов.- Москва, 1995.-С. 41-48.5. 5.Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7
6.nachalka1-4.ucoz.ru/IKT.doc
Другие статьи
- Моё призвание - ПЕДАГОГ
- ВЛАДИМИРСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1918 – 1923)
- Я работаю с детством
- Моё призвание
- "Влияние пения на здоровье человека"
- "Путешествие в мир химии" или Как принять участие в образовательном Интернет-проекте?
- «Золотая грядка» или поделки из овощей
- Техническое конструирование и моделирование в условиях модернизации российского образования
- Эффективность использования образовательных технологий и методик на уроках математики (из опыта работы)
- Способы организации сетевой проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.