С нами 17281 учитель, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья ""Лист контроля знаний" как один из элементов техники обратной связи"
Кунц Ирина Васильевна
учитель биологии и химии
МКОУ Крутологовская СОШ

Коченевского района
Новосибирской области


 
 
"Лист контроля знаний" как один из элементов техники обратной связи
 
              Одним из дидактических инструментариев образовательного процесса является «Техника обратной связи».
 В данной статье я хочу рассказать о технике обратной связи «Лист контроля». Эту технику я   использую на уроках биологии и химии.
 Для эффективного управления уроком учителю необходима постоянная обратная связь с классом. Как усвоили ученики материал, какие проблемы возникли, каково их настроение? Одними опросами домашнего задания и эпизодическими самостоятельными и контрольными работами здесь не ограничишься. Нужны эффективные, динамичные (соответствующие темпу нашего времени) приемы, позволяющие учителю получить своевременные сигналы о “работоспособности” канала передачи информации.
    Даже банальная проверка базовых знаний должна проводиться оперативно, быть технологичной. Мы должны экономить время урока. Мы не имеем право на пустые паузы, на непродуктивное время.
   Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обяза­ны овладеть ученики для дальнейшей успешной работы. В такую блиц-контрольную входит проверка владения терминами, фактами, причинно-следственными связями, другими стандартными умениями.
   Выбирается небольшая по количеству часов тема или часть большой темы (5-10 уроков). По каждой теме учитель подбирает 10  заданий в тестовой (или другой) форме. Ученикам раздается заранее отпечатанный учителем (если этот прием вы используете впервые) или самими учениками  ЛИСТ КОНТРОЛЯ.

 
Лист контроля
по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Класс: 9 Ф.И. _____________________________
Номер урока 1 2 3 4 5 6
Дата            
№ задания            
1            
2            
3            
4            
5            
6            
7            
8            
9            
10            
∑ баллов            
Оценка            
 
   Оформление листа контроля можно сделать и другим более удобным для учителя способом.
Но в любом случае, колонки должны быть достаточно широкие, чтобы ученик мог записать не только вариант ответа, но и при необходимости формулу, термин, фамилию, число, дату и пр. Но подчеркну, при необходимости, если этого требует задание. К примеру, если требуется указать только вариант ответа, ученику не нужно рядом с ним вписывать еще более подробный ответ. Это сурово, но приучает учеников к дисциплине тестирования.
   В начале каждого урока учитель раздает задания по материалу прошлого урока,  на выполнение такой блиц-контрольной на уроке отводится 5-8 минут
   Учителю достаточно тщательно проверить первую контрольную, а затем, совмещая матрицы, быстро просмот­реть остальные. Это помогает ускорить проверку тестов и наглядно выстраивать индивидуальную трассу успеха каж­дого ученика. Добившись от учеников аккуратности в выпол­нении тестовых заданий, допускается  возможность  самоконтроля, когда ученики сами проверяют свои работы или взаимоконтроля – работа в парах. Ни в случае самоконтроля, ни в случае взаимоконтроля никакие исправления не допускаются.  Это тоже помогает учителю в дальнейшей проверке. Любая помарка будет влиять на понижение оценки. Учитывая со­временную тенденцию перехода на «тотальное» тестирование, ученикам не помешает овладеть высокой культурой исполне­ния подобных заданий. На проверку отводится не более 2 минут. В листе контроля фиксируется сумма набранных учеником баллов, и выставляется оценка.
   Можно посоветовать ученикам лист контроля вклеить в тетрадь (это будет надежнее – не потеряется) или же после проведения каждого блиц-контроля листы у учащихся собирать и хранить в классе. Ну, это уже на усмотрение учителя и ребят, как решите, так и будет.
     Такая форма оперативного опроса – своеобразный блиц-мониторинг для учителя, который тут же может проследить, насколько успешно ученики усваивают материал. К примеру, он обратил внимание, что на вопрос 8 дано больше всего неправильных ответов. Значит, в последующем необходимо принять меры для ликвидации этого пробела в знании учеников.
      И для учеников лист контроля – это возможность проследить, насколько успешно они продвигаются при изучении данной темы.
 
  Источник:  http://didaktor.ru/priemy-pedagogicheskoj-texniki/
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Ирина Васильевна, спасибо. Попробую применить.
Евгения Брашко, дата: 20.05.2015 в 20:51  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ