Статья "Педагогическая этика учителя"
Ольга Даниловская
13.06.2015
20765
3
В помощь учителю
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области
2015
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области
2015
Педагогическая этика учителя
Педагогическая этика рассматривает не только сущность принципов педагогической морали, но и сущность основных ее категорий, моральных ценностей.
Моральные ценности – это система представлений о добре и зле, справедливости, чести и т.д., которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей, социальной значимости их деятельности и отношений в обществе.
К этим понятиям относятся, прежде всего, такие, как профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и достоинство, педагогический авторитет и некоторые другие. Их изучение имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
«Личность учителя – краеугольный камень воспитания. Все, что осуществляется в процессе воспитательной работы: формирование взглядов, убеждений, идеалов, мировоззрения, интересов, увлечений – все, как в фокусе, сходится в личности педагога. В нем преломляются общественные, политические, нравственные, эстетические идеи, истины, воззрения. Все это, только пройдя через его личный мир, отражается в воспитании, повторяется в нем на высшей основе», - говорил В.А.Сухомлинский.
Профессиональный долг. В этом понятии сконцентрировано представление о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению им профессиональных обязанностей: осуществлять определенные трудовые функции, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, осознавать свое отношение к выбранной профессии, своему педагогическому коллективу и обществу в целом. Занимаясь обучением и воспитанием детей, учитель осознает и реализует высокие моральные обязанности перед обществом.
Долг – это сосредоточение нравственности. «Чувство долга – это не узы, связывающие человека, а подлинная человеческая свобода», - писал В.А.Сухомлинский. Специфика понятия «педагогический долг» в том, что в его содержании нашли отражение нравственные требования не только к характеру поступков и отношений учителя в сфере педагогического труда, но и к личным качествам педагога. Если перечислить все эти требования, то получится своего рода кодекс педагогической морали.
Справедливость – одно из самых общих понятий морального сознания и одна из самых важных категорий этики. По отношению к отдельным людям и коллективам понятие справедливости более конкретно: это соотношение между достоинствами людей и их общественным признанием, между деяниями и воздаяниями, правилами и обязанностями. Несоответствие оценивается моральным сознанием как несправедливость. Кроме того, справедливость – это определенный подход к оценке поведения, основанный на критерии общественной пользы.
В педагогической этике понятие справедливости имеет специфические черты. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д.
Справедливость тесно связана с понятием добра. Нет добра без справедливости. В свою очередь, добро, как условие достижения блага, есть справедливость. Но добро шире справедливости.
Доброта педагога – это, прежде всего, большое чувство ответственности за настоящее и будущее ребенка. Право на доброту, право быть наставником имеет тот, кто чутким сердцем улавливает тончайшие движения души своего воспитанника. «Одним из самых главных, определяющих оттенков доброты является твердость воли воспитателя, непримиримость к малейшему признаку духовной пустоты, фальши, - писал В.А.Сухомлинский. – Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка».
Профессиональная честь и достоинство. Честь и достоинство в педагогической этике – понятия, выражающие не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. В педагогической профессии особенно отчетливо выделяется субъективный фактор: высокоразвитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства.
Честь и достоинство учителя в обществе оберегается не только им самим, но и всеми писаными и неписаными законами, всем укладом школьной жизни, обычаями и традициями, системой нравственных отношений в педагогическом коллективе.
Честь в педагогической морали специфична еще и потому, что она выражает ту меру уважения, которой пользуется учитель не только в коллективе педагогов, но и среди учащихся, их родителей. Уважение учителем личного достоинства ученика – важнейшее условие признания его собственного достоинства в среде воспитанников. Повинуясь своему профессиональному долгу, педагог обязан формировать у учащихся чувство чести и достоинства, что требует от него максимума уважения к ним в сочетании с высокой требовательностью и доверием.
Педагогическая совесть. В педагогической этике рассматривается специфическое содержание педагогической совести. Совесть – это, образно говоря, общественный представитель в сознании учителя, строго контролирующий соблюдение им нравственных предписаний, вытекающих из профессионального педагогического долга.
Совесть – это внутренний регулятор поведения человека. Ее основой является веление глубоко осознанного общественного долга.
Педагогическая совесть побуждает учителя учить, воспитывать и просвещать людей, используя свои знания, опыт и способности. Учитель делает все от него зависящее, предписанное и не предписанное педагогическими инструкциями, чтобы результат образования и воспитания был максимально высоким. Совесть – это саморегулятор педагогической ориентации учителя. По ней сверяется соответствие поступков учителя педагогическому идеалу.
Педагогическая совесть велит учителю забывать о мелких обидах, причиненных воспитанниками, и самым строгим судом судить себя за те изъяны в обучении и воспитании, которые обнаруживаются в знаниях и поведении учеников.
Педагогическая совесть стимулирует развитие особой педагогической интуиции. Педагогу чрезвычайно важно не только разумом, но и сердцем понимать свои промахи и ошибки.
Стыд – это нравственный барометр совести. У воспитанного человека он всегда реагирует на отступление от моральных норм.
Специфика педагогического труда побуждает учителя быть под постоянным личным контролем, смотреть на себя со стороны глазами учащихся, их родителей. Обостренное чувство ответственности учителя за свои поступки порождено тем, что он проектирует личность, которой принадлежит будущее.
Педагогическая совесть – это осознание учителем ответственности не только за свои поступки, но и за поведение и будущую деятельность тех, кого он призван подготовить к честному жизненному пути.
Педагогический авторитет. Педагогическая деятельность учителя может быть успешной, если он пользуется заслуженным авторитетом среди учащихся, своих коллег и родителей.
Авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждение. Он зависит от всего комплекса личных и профессиональных качеств педагога и отношения его к общественным ценностям.
Педагогический авторитет – одно из слагаемых успеха учебно-воспитательной работы в школе. В нравственном воспитании ему отводится первостепенная роль. Учитель для детей является воплощением знаний и опыта. Однако ему недостаточно только изложить школьникам моральные истины, которые он хочет укоренить в их сознании. Эффективность усвоения учащимися нравственных понятий зависит от того, из чьих уст они исходят. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал К.Д.Ушинский,- потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью учителя, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки коллегам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом и т.д.
Следовательно, первое слагаемое высокого авторитета учителя – эрудиция, умение в каждом явлении, в каждом факте показать детям стройную картину мироздания, открыть им сложный мир человеческих отношений.
Наряду с глубиной знаний, важным условием педагогического авторитета является методическое мастерство учителя, его умение интересно, глубоко и доступно излагать материал на уроках, эффективно и целенаправленно проводить воспитательные мероприятия.
Учитель должен:
- быть носителем глубоких и всесторонних знаний. «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого всесторонних знаний, поступает безнравственно» (Гельвеций);
- систематически обновлять и пополнять свои знания. «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» (К.Д.Ушинский);
- любить свою профессию, понимать, что она «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем» (Я.-А.Коменский);
- знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные особенности. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (К.Д.Ушинский);
- быть великим гуманистом, любить детей, помнить высказывание В.А.Сухомлинского: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце»;
- быть «принципиальным, требовательным, но справедливым и великодушным» (А.С.Макаренко);
- быть непререкаемым авторитетом для воспитуемых, постоянно помнить, что «действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, не вашей помощи и на вашей ответственности за его воспитании» (А.С.Макаренко);
- быть активным общественником, просветителем и распространителем знаний, «сеять разумное, доброе, вечное» (Н.А.Некрасов);
Моральные ценности – это система представлений о добре и зле, справедливости, чести и т.д., которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей, социальной значимости их деятельности и отношений в обществе.
К этим понятиям относятся, прежде всего, такие, как профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и достоинство, педагогический авторитет и некоторые другие. Их изучение имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
«Личность учителя – краеугольный камень воспитания. Все, что осуществляется в процессе воспитательной работы: формирование взглядов, убеждений, идеалов, мировоззрения, интересов, увлечений – все, как в фокусе, сходится в личности педагога. В нем преломляются общественные, политические, нравственные, эстетические идеи, истины, воззрения. Все это, только пройдя через его личный мир, отражается в воспитании, повторяется в нем на высшей основе», - говорил В.А.Сухомлинский.
Профессиональный долг. В этом понятии сконцентрировано представление о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению им профессиональных обязанностей: осуществлять определенные трудовые функции, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, осознавать свое отношение к выбранной профессии, своему педагогическому коллективу и обществу в целом. Занимаясь обучением и воспитанием детей, учитель осознает и реализует высокие моральные обязанности перед обществом.
Долг – это сосредоточение нравственности. «Чувство долга – это не узы, связывающие человека, а подлинная человеческая свобода», - писал В.А.Сухомлинский. Специфика понятия «педагогический долг» в том, что в его содержании нашли отражение нравственные требования не только к характеру поступков и отношений учителя в сфере педагогического труда, но и к личным качествам педагога. Если перечислить все эти требования, то получится своего рода кодекс педагогической морали.
Справедливость – одно из самых общих понятий морального сознания и одна из самых важных категорий этики. По отношению к отдельным людям и коллективам понятие справедливости более конкретно: это соотношение между достоинствами людей и их общественным признанием, между деяниями и воздаяниями, правилами и обязанностями. Несоответствие оценивается моральным сознанием как несправедливость. Кроме того, справедливость – это определенный подход к оценке поведения, основанный на критерии общественной пользы.
В педагогической этике понятие справедливости имеет специфические черты. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д.
Справедливость тесно связана с понятием добра. Нет добра без справедливости. В свою очередь, добро, как условие достижения блага, есть справедливость. Но добро шире справедливости.
Доброта педагога – это, прежде всего, большое чувство ответственности за настоящее и будущее ребенка. Право на доброту, право быть наставником имеет тот, кто чутким сердцем улавливает тончайшие движения души своего воспитанника. «Одним из самых главных, определяющих оттенков доброты является твердость воли воспитателя, непримиримость к малейшему признаку духовной пустоты, фальши, - писал В.А.Сухомлинский. – Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка».
Профессиональная честь и достоинство. Честь и достоинство в педагогической этике – понятия, выражающие не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. В педагогической профессии особенно отчетливо выделяется субъективный фактор: высокоразвитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства.
Честь и достоинство учителя в обществе оберегается не только им самим, но и всеми писаными и неписаными законами, всем укладом школьной жизни, обычаями и традициями, системой нравственных отношений в педагогическом коллективе.
Честь в педагогической морали специфична еще и потому, что она выражает ту меру уважения, которой пользуется учитель не только в коллективе педагогов, но и среди учащихся, их родителей. Уважение учителем личного достоинства ученика – важнейшее условие признания его собственного достоинства в среде воспитанников. Повинуясь своему профессиональному долгу, педагог обязан формировать у учащихся чувство чести и достоинства, что требует от него максимума уважения к ним в сочетании с высокой требовательностью и доверием.
Педагогическая совесть. В педагогической этике рассматривается специфическое содержание педагогической совести. Совесть – это, образно говоря, общественный представитель в сознании учителя, строго контролирующий соблюдение им нравственных предписаний, вытекающих из профессионального педагогического долга.
Совесть – это внутренний регулятор поведения человека. Ее основой является веление глубоко осознанного общественного долга.
Педагогическая совесть побуждает учителя учить, воспитывать и просвещать людей, используя свои знания, опыт и способности. Учитель делает все от него зависящее, предписанное и не предписанное педагогическими инструкциями, чтобы результат образования и воспитания был максимально высоким. Совесть – это саморегулятор педагогической ориентации учителя. По ней сверяется соответствие поступков учителя педагогическому идеалу.
Педагогическая совесть велит учителю забывать о мелких обидах, причиненных воспитанниками, и самым строгим судом судить себя за те изъяны в обучении и воспитании, которые обнаруживаются в знаниях и поведении учеников.
Педагогическая совесть стимулирует развитие особой педагогической интуиции. Педагогу чрезвычайно важно не только разумом, но и сердцем понимать свои промахи и ошибки.
Стыд – это нравственный барометр совести. У воспитанного человека он всегда реагирует на отступление от моральных норм.
Специфика педагогического труда побуждает учителя быть под постоянным личным контролем, смотреть на себя со стороны глазами учащихся, их родителей. Обостренное чувство ответственности учителя за свои поступки порождено тем, что он проектирует личность, которой принадлежит будущее.
Педагогическая совесть – это осознание учителем ответственности не только за свои поступки, но и за поведение и будущую деятельность тех, кого он призван подготовить к честному жизненному пути.
Педагогический авторитет. Педагогическая деятельность учителя может быть успешной, если он пользуется заслуженным авторитетом среди учащихся, своих коллег и родителей.
Авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждение. Он зависит от всего комплекса личных и профессиональных качеств педагога и отношения его к общественным ценностям.
Педагогический авторитет – одно из слагаемых успеха учебно-воспитательной работы в школе. В нравственном воспитании ему отводится первостепенная роль. Учитель для детей является воплощением знаний и опыта. Однако ему недостаточно только изложить школьникам моральные истины, которые он хочет укоренить в их сознании. Эффективность усвоения учащимися нравственных понятий зависит от того, из чьих уст они исходят. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал К.Д.Ушинский,- потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью учителя, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки коллегам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом и т.д.
Следовательно, первое слагаемое высокого авторитета учителя – эрудиция, умение в каждом явлении, в каждом факте показать детям стройную картину мироздания, открыть им сложный мир человеческих отношений.
Наряду с глубиной знаний, важным условием педагогического авторитета является методическое мастерство учителя, его умение интересно, глубоко и доступно излагать материал на уроках, эффективно и целенаправленно проводить воспитательные мероприятия.
Учитель должен:
- быть носителем глубоких и всесторонних знаний. «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого всесторонних знаний, поступает безнравственно» (Гельвеций);
- систематически обновлять и пополнять свои знания. «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» (К.Д.Ушинский);
- любить свою профессию, понимать, что она «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем» (Я.-А.Коменский);
- знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные особенности. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (К.Д.Ушинский);
- быть великим гуманистом, любить детей, помнить высказывание В.А.Сухомлинского: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце»;
- быть «принципиальным, требовательным, но справедливым и великодушным» (А.С.Макаренко);
- быть непререкаемым авторитетом для воспитуемых, постоянно помнить, что «действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, не вашей помощи и на вашей ответственности за его воспитании» (А.С.Макаренко);
- быть активным общественником, просветителем и распространителем знаний, «сеять разумное, доброе, вечное» (Н.А.Некрасов);
- быть патриотом, любить свое Отечество.
По мнению большинства опытных педагогов, настоящий учитель
- должен быть человеком, который любит свою профессию, понимает ее социальную ценность и государственную важность, выполняет свои обязанности с чувством высокой ответственности;
- эрудирован, знает музыкальную грамоту, начитан, интересуется достижениями науки;
- любит детей, умеет объективно подойти к оценке их знаний, стремится развить индивидуальные способности каждого ученика;
- постоянно повышает профессиональный уровень, обобщает свой опыт и изучает опыт коллег;
- самокритичен и вместе с тем умеет указать коллеге на его недостатки;
- доброжелателен к коллегам, воспитанникам и их родителям;
- строго соблюдает педагогический такт;
- заботится о своем авторитете и авторитете коллег;
- болеет за честь коллектива;
- является образцом поведения на работе и в быту.
Учение на уроках – не единственная, но важнейшая сфера духовной жизни, в которой соприкасаются педагог и ученик. Истинный воспитатель не только сообщает своему воспитаннику истину, но и передает свое отношение к истине, пробуждает чувство одухотворенности, восхищения добром и непримиримости ко злу. «Отношение к истине – это, собственно, и есть то, что мы называем идеями, идейным содержанием материала. А идеи – очень тонкая и подчас неуловимая вещь. Передавать учащимся идеи – это, прежде всего, означает быть единомышленником воспитанников. Лишь при этом условии они доверят тебе, в твоих словах прочитают тот подтекст, который в воспитании моральных убеждений иногда означает несравненно больше, чем текст» (В.А.Сухомлинский).
Нравственным путеводным маяком педагог становится не тогда, когда он на каждом шагу изрекает истины, а тогда, когда его отношение к человеку – маленькому школьнику, завтрашнему гражданину – является образцом, вершиной нравственности.
Таким образом, представления мастеров педагогического труда о нравственном облике учителя соответствуют требованиям профессиональной педагогической этики, а их деятельность свидетельствует о практическом воплощении этих требований в жизнь, о том, что нравственное требование стало нравственной потребностью.
Этические нормы педагога базируются на его нравственных чувствах, которые условно можно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение к педагогической профессии, можно выделить чувство профессиональной гордости и чести, чувство профессионального долга, ответственности и др. Особо можно выделить группу чувств, отражающих отношения учителя к участникам педагогического процесса: учащимся, их родителям, членам педагогического коллектива. Такие чувства, как самокритичность, честь, достоинство, гордость, тщеславие и другие характеризуют отношение учителя к себе как представителю профессиональной педагогической общности.
Такая дифференциация относительна, но при специальном изучении проблемы нравственного сознания, в частности, нравственных чувств, она облегчает выявление определенных сторон педагогической морали.
У людей педагогического труда отношение к обществу находит отражение в чувствах патриотизма, солидарности, национальной гордости, а также в чувствах ответственности и профессионального долга.
Кроме приведенных качеств, учитель должен обладать коммуникативными навыками. Общение – важнейшая сфера духовного, общественного и личностного проявления человека, средство достижения взаимопонимания между людьми. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой, с миром. Общение обеспечивает обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество между людьми, развивает их психику, обогащает сознание. Педагогическая функция общения состоит в формировании сознания, организации деятельности и отношений детей и молодежи.
Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Успех целенаправленного и организованного общения зависит от целого ряда условий. Необходимо глубокое знание учителем-воспитателем особенностей социального, психологического, возрастного, индивидуального развития детей, понимание их эмоциональных психических состояний на момент вовлечения в процесс общения. Содержание общения становится педагогически оправданным, когда обогащает, развивает, одухотворяет детей, возбуждает их интересы, стимулирует деятельность. Воспитательно-эффективный процесс общения соответствует принципам нравственного воспитания, базируется на системе форм и методов педагогического воздействия и взаимодействия. Организация общения результативна, если превращает его в область применения педагогического искусства и мастерства.
Огромное значение имеет форма – психологическое, эстетическое, этическое оформление диалога-общения. В подлинно воспитательное общение с детьми вступает тот педагог, который умеет создавать атмосферу доверительности, вызывать к себе симпатию, будить потребность обмениваться с собой сокровенной информацией. Эффективности воспитательного воздействия способствует создание обстановки социального и психологического равенства, товарищества, сотрудничества.
Источники
1. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. М., 1984.
2. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1987.
3.Федеральный закон “Об образовании” РФ.
4. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. М., 1989.
5. Бгажнокова И.М. Рекомендации к планированию работы воспитателя в
детском доме (интернате) // Дефектология. 1996. № 1.
6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1996.
7. Запорожец А.В. Избранные педагогические труды. Т.1., 1986.
Нравственным путеводным маяком педагог становится не тогда, когда он на каждом шагу изрекает истины, а тогда, когда его отношение к человеку – маленькому школьнику, завтрашнему гражданину – является образцом, вершиной нравственности.
Таким образом, представления мастеров педагогического труда о нравственном облике учителя соответствуют требованиям профессиональной педагогической этики, а их деятельность свидетельствует о практическом воплощении этих требований в жизнь, о том, что нравственное требование стало нравственной потребностью.
Этические нормы педагога базируются на его нравственных чувствах, которые условно можно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение к педагогической профессии, можно выделить чувство профессиональной гордости и чести, чувство профессионального долга, ответственности и др. Особо можно выделить группу чувств, отражающих отношения учителя к участникам педагогического процесса: учащимся, их родителям, членам педагогического коллектива. Такие чувства, как самокритичность, честь, достоинство, гордость, тщеславие и другие характеризуют отношение учителя к себе как представителю профессиональной педагогической общности.
Такая дифференциация относительна, но при специальном изучении проблемы нравственного сознания, в частности, нравственных чувств, она облегчает выявление определенных сторон педагогической морали.
У людей педагогического труда отношение к обществу находит отражение в чувствах патриотизма, солидарности, национальной гордости, а также в чувствах ответственности и профессионального долга.
Кроме приведенных качеств, учитель должен обладать коммуникативными навыками. Общение – важнейшая сфера духовного, общественного и личностного проявления человека, средство достижения взаимопонимания между людьми. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой, с миром. Общение обеспечивает обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество между людьми, развивает их психику, обогащает сознание. Педагогическая функция общения состоит в формировании сознания, организации деятельности и отношений детей и молодежи.
Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Успех целенаправленного и организованного общения зависит от целого ряда условий. Необходимо глубокое знание учителем-воспитателем особенностей социального, психологического, возрастного, индивидуального развития детей, понимание их эмоциональных психических состояний на момент вовлечения в процесс общения. Содержание общения становится педагогически оправданным, когда обогащает, развивает, одухотворяет детей, возбуждает их интересы, стимулирует деятельность. Воспитательно-эффективный процесс общения соответствует принципам нравственного воспитания, базируется на системе форм и методов педагогического воздействия и взаимодействия. Организация общения результативна, если превращает его в область применения педагогического искусства и мастерства.
Огромное значение имеет форма – психологическое, эстетическое, этическое оформление диалога-общения. В подлинно воспитательное общение с детьми вступает тот педагог, который умеет создавать атмосферу доверительности, вызывать к себе симпатию, будить потребность обмениваться с собой сокровенной информацией. Эффективности воспитательного воздействия способствует создание обстановки социального и психологического равенства, товарищества, сотрудничества.
Источники
1. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. М., 1984.
2. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1987.
3.Федеральный закон “Об образовании” РФ.
4. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. М., 1989.
5. Бгажнокова И.М. Рекомендации к планированию работы воспитателя в
детском доме (интернате) // Дефектология. 1996. № 1.
6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1996.
7. Запорожец А.В. Избранные педагогические труды. Т.1., 1986.
Другие статьи
- МОИ ПУТИ К УЧЕНИКАМ
- Изучение миротворчества через исследование биографии подполковника запаса Геннадия Марленовича Камынина (род. в 1960 г., г. Владимир).
- Электронная презентация внеклассной работы учителя музыки
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
- Электронная презентация методической деятельности по темам самообразования учителя музыки
- Уроки здоровья в начальной школе
- Моя педагогическая философия
- Семейное чтение, как одно из направлений духовно-нравственного развития школьников.
- Использование информационных технологий во внеклассной работе по английскому языку
- Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Статья актуальная, меня тоже волнует тема взаимоотношений учителя с коллегами, детьми и родителями.
Валентина Титова, дата: 13.06.2015 в 18:34
#2 Ценность и огромная значимость педагогической этики учителя в том,что он должен соблюдать профессиональный педагогический долг, педагогическую справедливость, педагогическую честь и достоинство, а также педагогический авторитет.Быть самокритичным к себе и доброжелательным к коллегам,реализуя высокие моральные обязанности перед обществом.
Тамара Спиридонова, дата: 14.06.2015 в 3:08
#3 Педагогическая этика выполняет нравственно-гуманистические функции, которые реализуются в процессе межличностного общения учителя и ученика, а также в отношениях в трудовом коллективе. Гуманизирующая функция приобщает педагога к общечеловеческой системе моральных ценностей. Очень актуальную тему Вы, Ольга Николаевна, затронули в своей статье.
Татьяна Образцова, дата: 14.06.2015 в 21:09
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.