Статья "Совершенствование образовательных программ профессиональных образовательных учреждений"
Татьяна Образцова
01.06.2015
5267
2
Эссе
Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевска
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевска
Совершенствование образовательных программ профессиональных образовательных учреждений
Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает необходимость существенных изменений в системе образования:
- переход к постиндустриальному, информационному обществу в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- формирование современного мышления у молодого поколения;
- потребность в повышении профессиональной квалификации.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.
Устаревшее содержание образования не обеспечивает выпускникам СПО фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: спецдисциплин, математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование ещё не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников.
Основные цели профессионального образования - подготовка специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.
Для эффективной работы СПО необходимо реализовывать следующие функции:
- проведение исследований территориального рынка трудовых ресурсов и образовательных услуг, изучение конъюнктуры рынка труда;
- развитие социального партнёрства с работодателями различных форм собственности для прохождения обучающимися производственной практики и дальнейшего трудоустройства;
- расширение возможностей и организации обучения обучающихся по смежным и дополнительным профессиям, специальностям, видам профессиональной деятельности;
- модернизация учебных мастерских и лабораторий;
- участие в рекламных компаниях, проводимых образовательными учреждениями и организациями;
- участие в региональных конкурсах профессионального мастерства;
- обмен научно-технической, экономической и прочей информацией;
- реализация образовательных программ по индивидуальным учебным планам.
Образовательные программы техникума должны решать следующие задачи:
- разработка модульных учебных программ, учебно-методического, программного, тестового обеспечения по тому или иному профилю;
- развитие новых педагогических, информационных технологий профессионального обучения;
- разработка и издание учебно-методических материалов, пособий в помощь преподавателям и обучающимся (экзаменационный материал, тематика и методика выполнения выпускных квалификационных письменных работ).
Образовательная программа техникума по профессии должна соответствовать ФГОС и отражать следующие вопросы:
- преемственность и взаимосвязь предметов профессионального, общетехнического и общеобразовательного циклов;
- рациональность распределения времени, отведённого на циклы теоретического, производственного обучения, производственную практику;
- режим учебной работы по полугодиям, курсам; в целом на подготовку;
- соответствие содержания учебного материала квалификационной характеристике и научно-техническим требованиям;
- последовательность расположения тем, их логическая увязка,
- рациональность распределения времени на тему;
- межпредметная увязка учебного материала предметов различных циклов по содержанию и времени обучения.
Основное влияние на повышение качества образовательного процесса оказывает совершенствование форм, методов и средств теоретического и производственного обучения, направленное на повышение эффективности занятия, развитие познавательных интересов и навыков самостоятельной работы обучающихся.
Квалифицированный рабочий должен уметь использовать новейшие современные технологии, материалы, инструменты и информационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Критерием успешной реализации Программы должен быть определён уровень разностороннего развития личности выпускника, который соответствует:
- Государственному образовательному стандарту;
- требованиям заказчика;
- требованиям работодателя;
- личностному потенциалу обучающегося.
Литература:
1.Скобелева Т.М. Современные технологии обучения в профессиональных образовательных учреждениях. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.
2.Современные требования к новой модели профессионального образования (материалы педагогических чтений) / Под ред. Н.Б. Мухориной – Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009.
Другие статьи
- В начале было Слово...
- Предвыборная кампания и выборы в Первую Государственную думу во Владимирской губернии (январь – март 1906 года). Первые думцы края.
- Методическая система изучения вопросов истории Владимирского края в сотрудничестве с одарёнными детьми
- Международное сотрудничество в области школьного образования - живые примеры
- “УчПортфолио”, или Электронная презентация результатов педагогической деятельности учителя музыки
- К аспекту об изучении творчества омского художника А.Н. Либерова. Военные страницы
- Я – учитель!
- Предметный календарь естественных наук
- С ВЕРОЙ В СЕРДЦЕ
- «Я в «Гармонии», гармония во мне»
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Думаю, что нужно расширять возможности получения протехобразования для выпускников школ . Согласна с Вами : Основные цели профессионального образования - подготовка специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности. Статья нужная и своевременная
Валентина Титова, дата: 01.06.2015 в 22:27
#2 Очень нужная, важная статья, без совершенствования образовательных программ творческому педагогу, неравнодушному к личностному росту своих учеников
Наталья Чубаева, дата: 15.06.2015 в 10:55
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.