Статья "Роль проектной деятельности учащихся в краеведческой работе"
Нина Васильевна Ефимова
28.12.2014
3838
1
Метод проектов
Ефимова Нина Васильевна.
учитель русского языка и литературы
Амурская область, Тамбовский район
МБОУ Садовской СОШ,
филиал с.Лозовое
В нашей школе ведется большая работа в этом направлении. Без краеведения она невозможна да и не имеет смысла. Поэтому огромное значение для патриотического воспитания учащихся имеет краеведческая работа, которая проводится у нас на уроках русского языка (тема «Имя числительное»), литературы (темы «Э.Кириченко», «Сказки дремучей тайги», «Поэзия П Комарова»), на уроках мировой художественной культуры (тема: «Семь чудес Приамурья») и других. Это могут быть целые уроки, основанные на краеведческом материале, а иногда в уроки включаются только фрагменты краеведения, такие как сведения о Албазинской Богоматери, архитектурных памятниках города Благовещенска и другие. И, конечно, большая работа ведется во внеурочное время.
Одним из методов используемых в работе по краеведению, является метод проектов. Метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся.
Проекты не только обогащают школьников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на качественное содержание этих знаний.
Самостоятельная познавательная деятельность занимает приоритетное место среди ключевых образовательных компетентностей, лежащих в основе обновленного содержания образования учащихся. Исследовательский и проектный методы - наиболее результативные в достижении задач организации познавательной краеведческой деятельности школьников, как в образовательной, так и воспитательной сферах, они способствует воспитанию патриотизма в молодом поколении.
Всё дальше уходит от нас война, стираются воспоминания ветеранов, да и самих ветеранов остается всё меньше и меньше. В нашем селе их не осталось совсем. Наши дети зачастую не знают ничего о войне или знают очень мало, так как на уроках истории теме «Великая Отечественная война» отведено совсем мало часов. Поэтому мы, учителя русского языка и литературы должны помочь детям восполнить этот пробел, дать им представление о том страшном и в то же время прекрасном времени, когда весь наш народ встал на защиту отечества, когда в едином порыве отстоять Родину сплотились и старые, и малые. Когда все народы нашей многонациональной страны, как один, встали на защиту наших рубежей. Это и есть воспитание патриотизма - особого русского качества нашего народа. И мы должны способствовать формированию патриотизма у подрастающего поколения. В нашей школе ведется большая работа в этом управлении. Без краеведения эта работа невозможна да и не имеет смысла.
Мне хочется остановиться на проектной деятельности во внеклассной краеведческой работе нашей школы. На протяжении многих лет эта работа ведётся целенаправленно в нашей школе Мы с выпускниками 2012 года начинали эту работу, когда им было по 10-11 лет, и это были небольшие проекты, такие как «Моя малая Родина», «Есть женщины в русских селеньях». Взрослели дети, расширялись, усложнялись проекты. Так появились проекты учащихся 10-11 классов. Ребята ходили по селу, записывали рассказы ветеранов, собирали фотографии, экспонаты для музея. В результате коллективной работы появился проект «Никто не забыт, и ничто не забыто», в котором содержится материал о нашем селе в годы Великой Отечественной войны: о погибших земляках, о ветеранах войны и труда, о участниках войны в Чечне, и, конечно, о герое России Артуре Волошине. А проект «Село Лозовое - моя малая Родина» - это расширенный проект самой первой работы ребят о нашем селе. Большая часть этого проекта – рассказ о об истории нашей школы и ее первых учителях, о первом директоре и ветеране войны, мемориальная доска с его портретом украшает фасад нашей школы. Это Емельяненко Максим Андреевич.
А еще в проекте рассказывается, как появилось наше село, как называлось раньше, почему менялось название села. Имена носило наше село громкие: колхоз имени Блюхера, совхоз имени С. Лазо. А потом стало называться просто Лозовое. И о людях села рассказывается в проекте: ветеранах труда, долгожителях, почетных гражданах. А сколько талантливых жителей в нашем селе! Они занимаются рукоделием, бисероплетением, резьбой по дереву, кружевоплетением, рисованием. А какие красивые усадьбы у наших односельчан! Обо всём этом и многом другом вы можете узнать, заглянув в наш проект.
В феврале месяце 2014 года проходила зимняя Олимпиада. Эстафета с олимпийским огнем прошла и по нашей области. И снова появился проект, в котором прослеживается история Олимпийских игр, рассказывается о летней Олимпиаде1980 года в России. В проекте есть фотографии наших амурчан в тот момент, когда они, держа зажжённый факел над головой, проходят по улицам областного центра. И неважно, инвалид ты или нет, факел символизирует наше единство. Олимпийский огонь побывал в реке Амур, на космодроме Восточный, в Белогорске. И везде его радостно встречали хлебом–солью, песнями. На площади Ленина губернатором области была зажжена чаша от олимпийского огня, доставленного в Благовещенск, и долго – долго звучала музыка, пели песни на берегу Амура. Все люди, присутствующие на этом празднике, чувствовали себя частичкой того большого Олимпийского огня, который потом горел в городе Сочи.
Загляните в наш небольшой музей, и вы узнаете о нашем селе очень много. Наши ученики и гости нашей школы часто бывают в этой небольшой по размеру, но огромной по содержанию комнате. И я считаю, что это поможет им в их дальнейшей взрослой жизни, ведь недаром поётся в всем известной песне:
В заключение мне хочется закончить свою статью словами Д.С.Лихачева, историка русской культуры: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень».
Литература:
1.Столбова Н.А. Проектная деятельность в краеведении. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Издательство «Просвещение».
2.Д.С.Лихачев, историк русской культуры
3.Ф.А.Щербина, историк.
4.Сайт Лозовской школы. http://lozovoe.jimdo.com/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F/%D0%BD%D0%B0%D1%88-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9/
учитель русского языка и литературы
Амурская область, Тамбовский район
МБОУ Садовской СОШ,
филиал с.Лозовое
Роль проектной деятельности учащихся в краеведческой работе
Знание родного края – наша сила и величие Родины
(Ф.А.Щербина, историк)
«Любовь к родному краю,
знание его истории – основа,
на которой только и может
осуществляться рост духовной культуры
всего общества».
(Д.Лихачев).
Через познание Малой Родины –
к истокам патриотизма.
Краеведение является основой духовного и нравственного возрождения общества, имеет большое значение в образовательно-воспитательном процессе. Оно включает в себя обширный материал по географии, истории, литературе, русскому языку и другим предметам. Основной задачей краеведческой работы является: формирование национального самосознания молодого поколения, повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубленного изучение своего края. И от того, что мы дадим школьнику, какие гражданские качества воспитаем в нем, зависит его дальнейшая судьба, его миропонимание. Молодой человек проходит долгий путь через познание Малой Родины – к патриотизму.(Ф.А.Щербина, историк)
«Любовь к родному краю,
знание его истории – основа,
на которой только и может
осуществляться рост духовной культуры
всего общества».
(Д.Лихачев).
Через познание Малой Родины –
к истокам патриотизма.
В нашей школе ведется большая работа в этом направлении. Без краеведения она невозможна да и не имеет смысла. Поэтому огромное значение для патриотического воспитания учащихся имеет краеведческая работа, которая проводится у нас на уроках русского языка (тема «Имя числительное»), литературы (темы «Э.Кириченко», «Сказки дремучей тайги», «Поэзия П Комарова»), на уроках мировой художественной культуры (тема: «Семь чудес Приамурья») и других. Это могут быть целые уроки, основанные на краеведческом материале, а иногда в уроки включаются только фрагменты краеведения, такие как сведения о Албазинской Богоматери, архитектурных памятниках города Благовещенска и другие. И, конечно, большая работа ведется во внеурочное время.
Одним из методов используемых в работе по краеведению, является метод проектов. Метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся.
Проекты не только обогащают школьников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на качественное содержание этих знаний.
Самостоятельная познавательная деятельность занимает приоритетное место среди ключевых образовательных компетентностей, лежащих в основе обновленного содержания образования учащихся. Исследовательский и проектный методы - наиболее результативные в достижении задач организации познавательной краеведческой деятельности школьников, как в образовательной, так и воспитательной сферах, они способствует воспитанию патриотизма в молодом поколении.
Всё дальше уходит от нас война, стираются воспоминания ветеранов, да и самих ветеранов остается всё меньше и меньше. В нашем селе их не осталось совсем. Наши дети зачастую не знают ничего о войне или знают очень мало, так как на уроках истории теме «Великая Отечественная война» отведено совсем мало часов. Поэтому мы, учителя русского языка и литературы должны помочь детям восполнить этот пробел, дать им представление о том страшном и в то же время прекрасном времени, когда весь наш народ встал на защиту отечества, когда в едином порыве отстоять Родину сплотились и старые, и малые. Когда все народы нашей многонациональной страны, как один, встали на защиту наших рубежей. Это и есть воспитание патриотизма - особого русского качества нашего народа. И мы должны способствовать формированию патриотизма у подрастающего поколения. В нашей школе ведется большая работа в этом управлении. Без краеведения эта работа невозможна да и не имеет смысла.
Мне хочется остановиться на проектной деятельности во внеклассной краеведческой работе нашей школы. На протяжении многих лет эта работа ведётся целенаправленно в нашей школе Мы с выпускниками 2012 года начинали эту работу, когда им было по 10-11 лет, и это были небольшие проекты, такие как «Моя малая Родина», «Есть женщины в русских селеньях». Взрослели дети, расширялись, усложнялись проекты. Так появились проекты учащихся 10-11 классов. Ребята ходили по селу, записывали рассказы ветеранов, собирали фотографии, экспонаты для музея. В результате коллективной работы появился проект «Никто не забыт, и ничто не забыто», в котором содержится материал о нашем селе в годы Великой Отечественной войны: о погибших земляках, о ветеранах войны и труда, о участниках войны в Чечне, и, конечно, о герое России Артуре Волошине. А проект «Село Лозовое - моя малая Родина» - это расширенный проект самой первой работы ребят о нашем селе. Большая часть этого проекта – рассказ о об истории нашей школы и ее первых учителях, о первом директоре и ветеране войны, мемориальная доска с его портретом украшает фасад нашей школы. Это Емельяненко Максим Андреевич.
А еще в проекте рассказывается, как появилось наше село, как называлось раньше, почему менялось название села. Имена носило наше село громкие: колхоз имени Блюхера, совхоз имени С. Лазо. А потом стало называться просто Лозовое. И о людях села рассказывается в проекте: ветеранах труда, долгожителях, почетных гражданах. А сколько талантливых жителей в нашем селе! Они занимаются рукоделием, бисероплетением, резьбой по дереву, кружевоплетением, рисованием. А какие красивые усадьбы у наших односельчан! Обо всём этом и многом другом вы можете узнать, заглянув в наш проект.
В феврале месяце 2014 года проходила зимняя Олимпиада. Эстафета с олимпийским огнем прошла и по нашей области. И снова появился проект, в котором прослеживается история Олимпийских игр, рассказывается о летней Олимпиаде1980 года в России. В проекте есть фотографии наших амурчан в тот момент, когда они, держа зажжённый факел над головой, проходят по улицам областного центра. И неважно, инвалид ты или нет, факел символизирует наше единство. Олимпийский огонь побывал в реке Амур, на космодроме Восточный, в Белогорске. И везде его радостно встречали хлебом–солью, песнями. На площади Ленина губернатором области была зажжена чаша от олимпийского огня, доставленного в Благовещенск, и долго – долго звучала музыка, пели песни на берегу Амура. Все люди, присутствующие на этом празднике, чувствовали себя частичкой того большого Олимпийского огня, который потом горел в городе Сочи.
Загляните в наш небольшой музей, и вы узнаете о нашем селе очень много. Наши ученики и гости нашей школы часто бывают в этой небольшой по размеру, но огромной по содержанию комнате. И я считаю, что это поможет им в их дальнейшей взрослой жизни, ведь недаром поётся в всем известной песне:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С той самой березке, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…
Вот именно с этого начинается патриотическое воспитание, воспитание человека, готового в трудную минуту заслонить грудью свою Родину, своё село, своих родных, как заслонили ее их деды и прадеды. Воспитание Гражданина нашей великой страны - России.С картинки в твоём букваре,
С той самой березке, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…
В заключение мне хочется закончить свою статью словами Д.С.Лихачева, историка русской культуры: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень».
Литература:
1.Столбова Н.А. Проектная деятельность в краеведении. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Издательство «Просвещение».
2.Д.С.Лихачев, историк русской культуры
3.Ф.А.Щербина, историк.
4.Сайт Лозовской школы. http://lozovoe.jimdo.com/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F/%D0%BD%D0%B0%D1%88-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9/
Другие статьи
- Учебно-методическая разработка на тему "Работа школьного МО "Развивающего цикла"
- Предоставление равных возможностей образования для детей со специальными потребностями – приоритетная задача российского образования
- Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся
- Предвыборная кампания и выборы в Первую Государственную думу во Владимирской губернии (январь – март 1906 года). Первые думцы края.
- Развитие креативности учащихся 10-11 классов средствами предмета "Технология"
- Предметный календарь естественных наук
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- Нужны ли педагогам профессиональные сообщества?
- Активизация познавательной деятельности школьников в обучении математике (из опыта работы)
- Возможности использования авторского сайта в образовательном процессе.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Краеведение в каждой школе играет огромную роль. Без него наши дети не будут знать о нашем крае, нашем городе или селе.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 14.11.2015 в 9:38
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.