Статья "Использование технологии критического мышления на уроках химии"
Маргарита Захарова
23.11.2014
3666
0
Критическое мышление
Захарова Маргарита Владимировна,
учитель химии
МБОУ СОШ села Олекан,
Нерчинского района,
Забайкальского края
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии
«Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».
Технология развития критического мышления способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
«Критическое мышление» - обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. «Критическое мышление» - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа - это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самих задавать вопросы, и активизируют к поиску ответа. Технология «критического мышления» позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка. Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать, и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Технология развития критического мышления позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации. Готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.
Структура данной педагогической технологии состоит из трёх технологических этапов – трёх стадий: 1стадия – вызов, 2 стадия – осмысление содержания, 3 стадия – рефлексия. На стадии вызова ученику предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме. На стадии осмысления учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Я считаю, приёмы технологии критического мышления целесообразно постепенно вводить с самого начала обучения химии. К числу наиболее эффективных приёмов технологии критического мышления, используемых мною на уроках химии, относятся следующие: составление концептуальной таблицы; составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов; составление рассказов по ключевым словам (фразам); анализ верных и неверных утверждений и др. Если в 8 классе изучаются общие понятия химии (строение атома, виды химической связи, типы кристаллических решёток, химические реакции и их типы), то курс химии 9 класса знакомит уже с конкретными веществами и отвечает на одну из задач химии – изучение свойств веществ и их дальнейшее применение. Решение этих задач возможно с применением как уже известных приёмов технологии, так и с использованием новых элементов технологии развития критического мышления.
Примеры технологических приёмов, используемых на уроках химии в 9 классе, весьма эффективны в процессе работы с текстом параграфов учебника, они достаточно интересны и несут большую смысловую нагрузку.
Например, тема «Металлы» начинается с «исторического» параграфа: «Век медный, бронзовый, железный». На стадии вызова необходимо выяснить, что учащиеся уже знают из истории металлов, что изучалось ими в курсе истории 6 класса. На доске записываются ключевые слова, фразы, предложенные учащимися в ходе группового обсуждения, которые им удалось вспомнить. На стадии осмысления ребята работают с текстом. По мере чтения текста учащимся предлагается заполнить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов. При этом следует напомнить, что «тонкие» вопросы требуют односложных ответов, а «толстые» - развернутого ответа. Обсуждение ведётся по группам, в которых учащиеся составляют вопросы по тематике «медный век», «бронзовый век», «железный век». Стадия рефлексии обычно проходит живо и интересно.
При изучении уже конкретных металлов и неметаллов и их соединений можно использовать различные технологические приёмы. Например, в теме «Щелочные и щёлочноземельные металлы» эффективна таблица:
Использование такой таблицы позволяет собрать уже имеющуюся информацию о металлах, такую, как положение в Периодической системе, состав, строение, свойства атома. В процессе группового обсуждения и рефлексии выясняется, что учащиеся не знают о физических и о химических свойствах щелочных и щелочноземельных металлов, их применении и получении. Изложение материала целесообразно проводить в лекционной форме с демонстрациями опытов, комментариями к ним, написанием уравнений реакций. К написанию уравнений реакций необходимо привлекать учеников.
Технология развития критического мышления на уроках химии отражает гуманистический подход к образованию, так как предполагает личностную вовлечённость учеников в процесс учения, заставляет их отойти от привычных схем обучения, способствует их саморазвитию и самосовершенствованию и тем самым служит реализации личностно-ориентированной направленности образования.
Литература:
1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика.
Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
2. Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление»
// Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 170-174.
3. Король С. А. К классификации особенностей критичности мышления.
Вопросы психологии, 1981, №4, стр. 108-112
учитель химии
МБОУ СОШ села Олекан,
Нерчинского района,
Забайкальского края
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии
Я.А.Коменский
В настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. На современном этапе развития общества учитель должен приобретать новые роли и функции в учебном процессе. В современных условиях целью обучения становится раскрытие индивидуальных способностей ребёнка, развитие его умственной активности. Ставится задача не научить человека на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь. Решению этой задачи может успешно способствовать применение такой новой современной технологии, как технология развития критического мышления.Технология развития критического мышления способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
«Критическое мышление» - обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. «Критическое мышление» - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа - это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самих задавать вопросы, и активизируют к поиску ответа. Технология «критического мышления» позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка. Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать, и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Технология развития критического мышления позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации. Готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.
Структура данной педагогической технологии состоит из трёх технологических этапов – трёх стадий: 1стадия – вызов, 2 стадия – осмысление содержания, 3 стадия – рефлексия. На стадии вызова ученику предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме. На стадии осмысления учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Я считаю, приёмы технологии критического мышления целесообразно постепенно вводить с самого начала обучения химии. К числу наиболее эффективных приёмов технологии критического мышления, используемых мною на уроках химии, относятся следующие: составление концептуальной таблицы; составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов; составление рассказов по ключевым словам (фразам); анализ верных и неверных утверждений и др. Если в 8 классе изучаются общие понятия химии (строение атома, виды химической связи, типы кристаллических решёток, химические реакции и их типы), то курс химии 9 класса знакомит уже с конкретными веществами и отвечает на одну из задач химии – изучение свойств веществ и их дальнейшее применение. Решение этих задач возможно с применением как уже известных приёмов технологии, так и с использованием новых элементов технологии развития критического мышления.
Примеры технологических приёмов, используемых на уроках химии в 9 классе, весьма эффективны в процессе работы с текстом параграфов учебника, они достаточно интересны и несут большую смысловую нагрузку.
Например, тема «Металлы» начинается с «исторического» параграфа: «Век медный, бронзовый, железный». На стадии вызова необходимо выяснить, что учащиеся уже знают из истории металлов, что изучалось ими в курсе истории 6 класса. На доске записываются ключевые слова, фразы, предложенные учащимися в ходе группового обсуждения, которые им удалось вспомнить. На стадии осмысления ребята работают с текстом. По мере чтения текста учащимся предлагается заполнить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов. При этом следует напомнить, что «тонкие» вопросы требуют односложных ответов, а «толстые» - развернутого ответа. Обсуждение ведётся по группам, в которых учащиеся составляют вопросы по тематике «медный век», «бронзовый век», «железный век». Стадия рефлексии обычно проходит живо и интересно.
При изучении уже конкретных металлов и неметаллов и их соединений можно использовать различные технологические приёмы. Например, в теме «Щелочные и щёлочноземельные металлы» эффективна таблица:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Технология развития критического мышления на уроках химии отражает гуманистический подход к образованию, так как предполагает личностную вовлечённость учеников в процесс учения, заставляет их отойти от привычных схем обучения, способствует их саморазвитию и самосовершенствованию и тем самым служит реализации личностно-ориентированной направленности образования.
Литература:
1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика.
Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
2. Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление»
// Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 170-174.
3. Король С. А. К классификации особенностей критичности мышления.
Вопросы психологии, 1981, №4, стр. 108-112
Другие статьи
- Ах, лето!
- Игры с компьютерной поддержкой. для урока СБО
- Интернет-ресурсы на уроках математики (из опыта работы)
- Проведение экологических акций как одно из условий работы по достижению личностных результатов
- Обобщение опыта по теме самообразования учителя музыки "«Использование технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания»
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- Метод проектирования
- Использование активных методов обучения в системе урока
- Дезадаптация младших школьников
- "Моя педагогическая философия"
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.