Статья "Учитель – ученик: характер взаимодействий в современных социокультурных условиях"
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ "Центр образования" для детей-инвалидов Забайкальского края
г. Чита, Забайкальский край
Учитель – ученик: характер взаимодействий в современных социокультурных условиях
Есть замечательные слова: «Учитель! Воспитай ученика так, чтоб было тебе у кого учиться!» Мне кажется, в них и заложен характер взаимодействий учителя и ученика в современных социокультурных условиях. Учитель и ученик – это диалог двух культур, дополняющий друг друга. Учитель говорит с учеником на умном, добром, грамотном, красивом языке. Его речь, его поведение – пример для подражания. Современный учитель – духовно – нравственная личность, повышающая свой профессиональный уровень, работающая над своим развитием. Он совершенствуется как педагог и как человек. Если учитель будет самосовершенствоваться, то на это будет нацелен и его ученик. Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного. Цель современного образования – воспитание свободной, гуманной личности.
Учитель и ученик – процесс взаимодействия в системе передачи накопленного опыта. Ученик – это учащийся под руководством учителя. Задача современного учителя – научить ребёнка адаптироваться в жизни, научить преодолевать трудности, научить ребёнка узнавать окружающий мир через деятельность. Учитель создаёт такие условия, которые позволяют ученикам большую часть времени работать самим и быть активными. Инновационные технологии помогают учащимся быть успешными в познавательной деятельности. Инновация – приоритет поисковых, творческих методов учения. Они направлены на обогащение воображения, мышления, памяти, речи учащихся.
Инновационный опыт учителя – это, пожалуй, одно из основных и приоритетных направлений образования. Об этом высказывался Д.А. Медведев в национальном проекте «Наша новая школа». Каждый учитель обязан внести что-нибудь свое, качественно новое в общение с детьми, и через это постичь свое истинное предназначение. Конечно, невозможно передать все знания, но важно научить учащихся самостоятельно находить их, показать им путь, алгоритм постижения знания. Это сложно, банальным штудированием учебника этого не добьешься. Убеждены, что диалог – главное в учебно-воспитательном процессе. Диалог – публичное размышление вслух, яркая форма самореализации, самоутверждения. Диалог пробуждает в людях естественные человеческие процессы: взаимопонимание, терпимость, право свободно выражать своё мнение. Процесс учения построен на принципе сотрудничества, содружества. Важно научить ребят быть открытыми миру, и тогда любое знание будет откладываться в них осознанно и надолго. Этому и способствуют технологии диалогового, рефлексивного обучения и воспитания.
Современный учитель – учитель – фасилитатор, сопровождающий, идущий рядом, уважающий детей, вступающий в конструктивное взаимодействие. Конструктивное взаимодействие предполагает такое педагогическое взаимодействие, которое обеспечивает эффективное протекание совместной деятельности, усиленное формирование черт характера, совместно построенные действия учителя и ученика, необходимые для личностного роста. Конфуций сказал: «Учитель и ученик всегда растут вместе».
Литература:
Бодалева, В.Я. Ляудис. М: НИИОП АПН СССР, 1980, С. 37-52.Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся
А.А.Леонтьев Педагогическое общение. М; 1996г.
Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. Москва. 2001
Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителей. – М.: Просвещение, 1991.
- Развитие креативности учащихся 10-11 классов средствами предмета "Технология"
- Межпредметные связи на уроках математики в условиях ФГОС ООО
- Биологическая обратная связь - зеркало здоровья
- Такая далекая и такая близкая (70 – летию Победы посвящается…)
- Сравнительный анализ реализации модуля «Алгоритмизация и программирование. Алгоритмизация» в УМК Босовой Л.Л. и Макаровой Н.В.
- Плюсы и минусы на сайте
- Методические основы профессионально ориентированного анализа хорового произведения
- Пассивное внимание
- Обучение, развитие и исправление недостатков чтения
- ПОС и ФГОС