С нами 17289 учителей, 7326 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Реализация программ внеурочной деятельности как средство формирования культуры здоровья младших школьников"
Шумилова Наталья Крестьяновна
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
 
Реализация программ внеурочной деятельности как средство
формирования культуры здоровья младших школьников
 
         В 2011 году наша школа в пилотном режиме перешла на ФГОС НОО.
Неотъемлемой частью образовательного процесса стала внеурочная деятельность. Во внеурочной деятельности есть спортивно-оздоровительное направление. Но укреплению здоровья обучающихся, как важнейшему фактору работоспособности  и развития детского организма, мы уделяли большое внимание и до введения внеурочной деятельности. Воспитательная работа школы в целом и каждого класса в отдельности проводилась по определённым  направлениям. Одно из направлений – это физкультурно-оздоровительное. Реализуя данное направление воспитательной работы, проводились мероприятия: осенний и весенний кросс, Дни здоровья, спортивные эстафеты, молодецкие игры и т.д.
        В 2008 году мною была разработана программа «Адаптационные тренинги» для первоклассников, которая получила положительную рецензию  кандидата биологических наук, доцента кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий КРИПКиПРО О.А. Никифоровой.
Данная программа рассчитана на занятия с детьми в течение первых 10-ти школьных дней. Проведение тренингов способствует созданию комфортной среды общения между первоклассниками, формированию позитивных взаимоотношений между учителем и детьми, развитию толерантности, пониманию личностных особенностей других детей. Об этом говорят и отзывы коллег, которые проводили данные тренинги со своими учениками.
Опыт реализации программы «Адаптационные тренинги» был представлен в российской методической газете «Здоровье детей» № 1 (январь)  2009 г.
       Уроки здоровья формируют у детей основы культуры здоровья, обеспечивают двигательную активность, помогают сплотить классный коллектив, приводят к улучшению эмоционального состояния учащихся, воспитывают привычку к занятиям физкультурой и спортом. В связи с этим 2008 году была разработана программа проведения уроков здоровья в начальной школе «Будем здоровы!», которая также получила положительную рецензию  кандидата биологических наук, доцента кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий КРИПКиПРО             О.А. Никифоровой.
Уроки проводились один раз в четверть. При этом 4-й урок каждого года обучения проводился на спортивной площадке. На уроки приглашался школьный медицинский работник. В российской  методической газете «Здоровье детей» № 23 (декабрь) 2008 г. была опубликована моя статья «С высоко поднятой головой», в которой я делилась опытом работы по проведению уроков здоровья в начальной школе по программе «Будем здоровы!».
          В Стандарте второго поколения заложены знания, установки, ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.  По новому Стандарту мы работаем второй год. Когда возник вопрос о реализации внеурочной деятельности и о том, какие направления выбрать, то одним из направлений в нашей школе было выбрано спортивно-оздоровительное. Данное направление реализуется через программу «Игры на воде», автором-составителем которой я являюсь. На основе программы уроков здоровья «Будем здоровы!» была составлена программа внеурочной деятельности «Будем здоровы!» (общекультурное направление), содержание которой было расширено. Цели и задачи программ «Игры на воде», «Будем здоровы!» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы школы, а также целям и задачам программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни МБОУ «Школа №44».
          Знаятия в рамках программы "Игры на воде проводятся в городском бассейне, куда школьников доставляют на автобусе.Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время проведения игр на воде, основах здорового образа жизни, о личной гигиене во время пребывания в бассейне. Практическая часть занятий содержит игры и упражнения, которые учат ребёнка держаться на воде, нырять, плавать, способствуют развитию эмоциональной устойчивости, памяти и внимания. Развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры; формируют координацию движений, влияют на закаливание организма, на двигательную активность учащихся. Водные процедуры прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.
          Игры подобраны таким образом, что они понятны, доступны и интересны детям младшего школьного возраста. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира. В играх принимают активное участие все обучающиеся. Игры представлены в программе с постепенным усложнением от класса к классу.
        При организации игр следует соблюдать установленные санитарно-гигиенические нормы и правила безопасности на воде.
       П
о данной программе работаю второй год. В 1-м классе плавало 20 % учащихся (5 человек), а во  2-м классе уже умеет плавать 92% учащихся (22 человека).
         Программа «Игры на воде» рассчитана на 405 часов: 1 класс – 99 часов; 2 класс – 102 часа; 3 класс – 102 часа; 4 класс – 102 часа. Программа рассчитана на 3 часа в неделю (1 час – теоретическое занятие, 2 часа – практические  упражнения).
Программа внеурочной деятельности «Будем здоровы!» направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Данная программа рассчитана на 135 часов (1 час в неделю). Количество часов: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
         Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используются групповая и индивидуальная форма работы. Формы проведения теоретических занятий: беседы, просмотр видеопрезентаций, игры, викторины. Формы проведения практических занятий: экскурсии, творческие конкурсы, спортивные соревнования, путешествия, тренинги, заочные путешествия, проекты и т.п.
           Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» состоит из 6-ти разделов:
«Уроки Мойдодыра»: правила личной гигиены;
«Как живёт наш организм»: особенности строения организма человека и его органов, формировать умение ухаживать за своими органами и развивать бережное отношение к ним;
«Правильное питание – залог здоровья»: правила здорового питания;
«Растём здоровыми»: влияние здорового образа жизни на здоровье человека;
«Сам себе я помогу, и здоровье сберегу»: развитие навыков безопасного поведения;
«Движение-это жизнь»: развитие двигательной активности учащихся, формирование осознанной мотивации к занятиям физической культурой.
       В содержании программы все разделы возобновляются на протяжении   4-х лет обучения в школе, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, применению знаний о здоровом образе жизни на практике.
   Мы считаем, что реализация данных программ способствует формированию культуры здоровья младших школьников.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ