Статья "Реализация программ внеурочной деятельности как средство формирования культуры здоровья младших школьников"
Наталья Шумилова
14.08.2014
2831
0
Воспитательная работа
Шумилова Наталья Крестьяновна
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Реализация программ внеурочной деятельности как средство
формирования культуры здоровья младших школьников
В 2011 году наша школа в пилотном режиме перешла на ФГОС НОО.
Неотъемлемой частью образовательного процесса стала внеурочная деятельность. Во внеурочной деятельности есть спортивно-оздоровительное направление. Но укреплению здоровья обучающихся, как важнейшему фактору работоспособности и развития детского организма, мы уделяли большое внимание и до введения внеурочной деятельности. Воспитательная работа школы в целом и каждого класса в отдельности проводилась по определённым направлениям. Одно из направлений – это физкультурно-оздоровительное. Реализуя данное направление воспитательной работы, проводились мероприятия: осенний и весенний кросс, Дни здоровья, спортивные эстафеты, молодецкие игры и т.д.
В 2008 году мною была разработана программа «Адаптационные тренинги» для первоклассников, которая получила положительную рецензию кандидата биологических наук, доцента кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий КРИПКиПРО О.А. Никифоровой.
Данная программа рассчитана на занятия с детьми в течение первых 10-ти школьных дней. Проведение тренингов способствует созданию комфортной среды общения между первоклассниками, формированию позитивных взаимоотношений между учителем и детьми, развитию толерантности, пониманию личностных особенностей других детей. Об этом говорят и отзывы коллег, которые проводили данные тренинги со своими учениками.
Опыт реализации программы «Адаптационные тренинги» был представлен в российской методической газете «Здоровье детей» № 1 (январь) 2009 г.
Уроки здоровья формируют у детей основы культуры здоровья, обеспечивают двигательную активность, помогают сплотить классный коллектив, приводят к улучшению эмоционального состояния учащихся, воспитывают привычку к занятиям физкультурой и спортом. В связи с этим 2008 году была разработана программа проведения уроков здоровья в начальной школе «Будем здоровы!», которая также получила положительную рецензию кандидата биологических наук, доцента кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий КРИПКиПРО О.А. Никифоровой.
Уроки проводились один раз в четверть. При этом 4-й урок каждого года обучения проводился на спортивной площадке. На уроки приглашался школьный медицинский работник. В российской методической газете «Здоровье детей» № 23 (декабрь) 2008 г. была опубликована моя статья «С высоко поднятой головой», в которой я делилась опытом работы по проведению уроков здоровья в начальной школе по программе «Будем здоровы!».
В Стандарте второго поколения заложены знания, установки, ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. По новому Стандарту мы работаем второй год. Когда возник вопрос о реализации внеурочной деятельности и о том, какие направления выбрать, то одним из направлений в нашей школе было выбрано спортивно-оздоровительное. Данное направление реализуется через программу «Игры на воде», автором-составителем которой я являюсь. На основе программы уроков здоровья «Будем здоровы!» была составлена программа внеурочной деятельности «Будем здоровы!» (общекультурное направление), содержание которой было расширено. Цели и задачи программ «Игры на воде», «Будем здоровы!» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы школы, а также целям и задачам программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни МБОУ «Школа №44».
Знаятия в рамках программы "Игры на воде проводятся в городском бассейне, куда школьников доставляют на автобусе.Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время проведения игр на воде, основах здорового образа жизни, о личной гигиене во время пребывания в бассейне. Практическая часть занятий содержит игры и упражнения, которые учат ребёнка держаться на воде, нырять, плавать, способствуют развитию эмоциональной устойчивости, памяти и внимания. Развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры; формируют координацию движений, влияют на закаливание организма, на двигательную активность учащихся. Водные процедуры прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.
Игры подобраны таким образом, что они понятны, доступны и интересны детям младшего школьного возраста. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира. В играх принимают активное участие все обучающиеся. Игры представлены в программе с постепенным усложнением от класса к классу.
При организации игр следует соблюдать установленные санитарно-гигиенические нормы и правила безопасности на воде.
По данной программе работаю второй год. В 1-м классе плавало 20 % учащихся (5 человек), а во 2-м классе уже умеет плавать 92% учащихся (22 человека).
Программа «Игры на воде» рассчитана на 405 часов: 1 класс – 99 часов; 2 класс – 102 часа; 3 класс – 102 часа; 4 класс – 102 часа. Программа рассчитана на 3 часа в неделю (1 час – теоретическое занятие, 2 часа – практические упражнения).
Программа внеурочной деятельности «Будем здоровы!» направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Данная программа рассчитана на 135 часов (1 час в неделю). Количество часов: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используются групповая и индивидуальная форма работы. Формы проведения теоретических занятий: беседы, просмотр видеопрезентаций, игры, викторины. Формы проведения практических занятий: экскурсии, творческие конкурсы, спортивные соревнования, путешествия, тренинги, заочные путешествия, проекты и т.п.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» состоит из 6-ти разделов:
«Уроки Мойдодыра»: правила личной гигиены;
«Как живёт наш организм»: особенности строения организма человека и его органов, формировать умение ухаживать за своими органами и развивать бережное отношение к ним;
«Правильное питание – залог здоровья»: правила здорового питания;
«Растём здоровыми»: влияние здорового образа жизни на здоровье человека;
«Сам себе я помогу, и здоровье сберегу»: развитие навыков безопасного поведения;
«Движение-это жизнь»: развитие двигательной активности учащихся, формирование осознанной мотивации к занятиям физической культурой.
В содержании программы все разделы возобновляются на протяжении 4-х лет обучения в школе, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, применению знаний о здоровом образе жизни на практике.
Мы считаем, что реализация данных программ способствует формированию культуры здоровья младших школьников.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Реализация программ внеурочной деятельности как средство
формирования культуры здоровья младших школьников
В 2011 году наша школа в пилотном режиме перешла на ФГОС НОО.
Неотъемлемой частью образовательного процесса стала внеурочная деятельность. Во внеурочной деятельности есть спортивно-оздоровительное направление. Но укреплению здоровья обучающихся, как важнейшему фактору работоспособности и развития детского организма, мы уделяли большое внимание и до введения внеурочной деятельности. Воспитательная работа школы в целом и каждого класса в отдельности проводилась по определённым направлениям. Одно из направлений – это физкультурно-оздоровительное. Реализуя данное направление воспитательной работы, проводились мероприятия: осенний и весенний кросс, Дни здоровья, спортивные эстафеты, молодецкие игры и т.д.
В 2008 году мною была разработана программа «Адаптационные тренинги» для первоклассников, которая получила положительную рецензию кандидата биологических наук, доцента кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий КРИПКиПРО О.А. Никифоровой.
Данная программа рассчитана на занятия с детьми в течение первых 10-ти школьных дней. Проведение тренингов способствует созданию комфортной среды общения между первоклассниками, формированию позитивных взаимоотношений между учителем и детьми, развитию толерантности, пониманию личностных особенностей других детей. Об этом говорят и отзывы коллег, которые проводили данные тренинги со своими учениками.
Опыт реализации программы «Адаптационные тренинги» был представлен в российской методической газете «Здоровье детей» № 1 (январь) 2009 г.
Уроки здоровья формируют у детей основы культуры здоровья, обеспечивают двигательную активность, помогают сплотить классный коллектив, приводят к улучшению эмоционального состояния учащихся, воспитывают привычку к занятиям физкультурой и спортом. В связи с этим 2008 году была разработана программа проведения уроков здоровья в начальной школе «Будем здоровы!», которая также получила положительную рецензию кандидата биологических наук, доцента кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий КРИПКиПРО О.А. Никифоровой.
Уроки проводились один раз в четверть. При этом 4-й урок каждого года обучения проводился на спортивной площадке. На уроки приглашался школьный медицинский работник. В российской методической газете «Здоровье детей» № 23 (декабрь) 2008 г. была опубликована моя статья «С высоко поднятой головой», в которой я делилась опытом работы по проведению уроков здоровья в начальной школе по программе «Будем здоровы!».
В Стандарте второго поколения заложены знания, установки, ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. По новому Стандарту мы работаем второй год. Когда возник вопрос о реализации внеурочной деятельности и о том, какие направления выбрать, то одним из направлений в нашей школе было выбрано спортивно-оздоровительное. Данное направление реализуется через программу «Игры на воде», автором-составителем которой я являюсь. На основе программы уроков здоровья «Будем здоровы!» была составлена программа внеурочной деятельности «Будем здоровы!» (общекультурное направление), содержание которой было расширено. Цели и задачи программ «Игры на воде», «Будем здоровы!» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы школы, а также целям и задачам программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни МБОУ «Школа №44».
Знаятия в рамках программы "Игры на воде проводятся в городском бассейне, куда школьников доставляют на автобусе.Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время проведения игр на воде, основах здорового образа жизни, о личной гигиене во время пребывания в бассейне. Практическая часть занятий содержит игры и упражнения, которые учат ребёнка держаться на воде, нырять, плавать, способствуют развитию эмоциональной устойчивости, памяти и внимания. Развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры; формируют координацию движений, влияют на закаливание организма, на двигательную активность учащихся. Водные процедуры прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.
Игры подобраны таким образом, что они понятны, доступны и интересны детям младшего школьного возраста. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира. В играх принимают активное участие все обучающиеся. Игры представлены в программе с постепенным усложнением от класса к классу.
При организации игр следует соблюдать установленные санитарно-гигиенические нормы и правила безопасности на воде.
По данной программе работаю второй год. В 1-м классе плавало 20 % учащихся (5 человек), а во 2-м классе уже умеет плавать 92% учащихся (22 человека).
Программа «Игры на воде» рассчитана на 405 часов: 1 класс – 99 часов; 2 класс – 102 часа; 3 класс – 102 часа; 4 класс – 102 часа. Программа рассчитана на 3 часа в неделю (1 час – теоретическое занятие, 2 часа – практические упражнения).
Программа внеурочной деятельности «Будем здоровы!» направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Данная программа рассчитана на 135 часов (1 час в неделю). Количество часов: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используются групповая и индивидуальная форма работы. Формы проведения теоретических занятий: беседы, просмотр видеопрезентаций, игры, викторины. Формы проведения практических занятий: экскурсии, творческие конкурсы, спортивные соревнования, путешествия, тренинги, заочные путешествия, проекты и т.п.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» состоит из 6-ти разделов:
«Уроки Мойдодыра»: правила личной гигиены;
«Как живёт наш организм»: особенности строения организма человека и его органов, формировать умение ухаживать за своими органами и развивать бережное отношение к ним;
«Правильное питание – залог здоровья»: правила здорового питания;
«Растём здоровыми»: влияние здорового образа жизни на здоровье человека;
«Сам себе я помогу, и здоровье сберегу»: развитие навыков безопасного поведения;
«Движение-это жизнь»: развитие двигательной активности учащихся, формирование осознанной мотивации к занятиям физической культурой.
В содержании программы все разделы возобновляются на протяжении 4-х лет обучения в школе, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, применению знаний о здоровом образе жизни на практике.
Мы считаем, что реализация данных программ способствует формированию культуры здоровья младших школьников.
Другие статьи
- Сайт школьного Методического Объединения как новый ресурс организации методической работы в школе
- Повышение мотивации, самооценки и качества знаний обучающихся через использование игровых технологий на уроках истории Древнего мира в 5 классе.
- Духовная эстетика на уроке музыки в 5 классе как поиск духовного начала в самом себе
- Возможность для самореализации
- "Пять шагов к педагогическому успеху"
- Базовые понятия информатики и ИТ
- Я – учитель!
- Тьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТТьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТ
- Деятельность начальной школы № 7 г. Владимира в годы Великой Отечественной войны
- Применение метода проектов и ИКТ в воспитательной работе
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.