Статья "Развитие информационной культуры обучающихся"
Татьяна Образцова
28.07.2015
2870
7
Системно - деятельностный подход в обучении
Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск Московской обл.
Развитие информационной культуры обучающихся
Развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей, что сопровождается изменением стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. В современном «информационном» обществе человек не может обойтись без соответствующих средств - компьютеров, специальных технических устройств и т.п. ресурсов, инструментария и объекта исследований. Также фактом современной действительности является растущая духовная опустошенность и нравственный упадок человеческой личности, особенно юной. Употребление ПАВ, разного рода психические отклонения являются также продуктом «развития» современных информационных технологий. В связи с этим актуальным для системы образования становится вопрос не только о подготовки молодого специалиста с высоким уровнем сформированности информационных компетентностей, а духовно-нравственного воспитания личности.
Не следует забывать, что научить обучающихся использовать возможности компьютера, в совершенстве владеть ими не самая главная задача техникума. Важнейшей задачей современного образования была и остаётся задача нравственного и патриотического воспитания обучающихся. Учебная деятельность обладает большими воспитательными возможностями. Целесообразно использовать на уроках, внеурочных занятиях разнообразный дидактический материал. Это могут быть заранее подготовленные файлы, содержащие высказывания великих людей, стихи, фото- и видеоматериалы, краеведческий материал, материалы СМИ, ссылки на сайты с нужной информацией, которые обучающиеся будут использовать в своей работе.
Например, при изучении программы MS Excel я предлагаю обучающимся, найти в Интернет данные о численности и составе населения в Московской области, Егорьевском районе, городе Егорьевске, и с их использованием выполнить практическую работу, включающую в себя исследование соотношения численности мужчин и женщин; молодёжи, подростков, детей.
При изучении баз данных, предлагаю обучающимся создать справочники по темам «Достопримечательности нашего города», «Учебные заведения города», «Предприятия общественного питания города и района», «промышленные предприятия города» и т.д.
При изучении программы PowerPoint обучающиеся создают презентации «Мой город», «Знаменитые егорьевцы», «Памятники в городе», «Герои ВОв», «Природа Мещерского края», «Храмы Егорьевска» и другие.
Использование краеведческого материала имеет большой мотивационный потенциал и позволяет повышать интерес не только к изучению информатики, но и к изучению истории родного края, традиций, обычаев, более эффективно осуществлять взаимосвязь коммуникативного и социально-культурного развития обучающихся.
Огромное значение в формировании нравственных идеалов и убеждений обучающихся играет проектная деятельность. Каждый проект это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка. Технологию проектного обучения применяю при изучении следующих разделов программы: «Компьютерные презентации», «Создание и редактирование документов», «Компьютерная графика» и др. Я предлагаю обучающимся межпредметные проекты с целью интеграции знаний по истории, литературе, экономике, географии, деловой культуре. Результат такой деятельности - создание мультимедийных продуктов. Обучающиеся создают интерактивные мультимедийные презентации по темам: «Молодёжь за здоровый образ жизни», «Вредным привычкам – нет!», «Святые источники», «Русские православные праздники», «Русские православные обычаи», «Краеведческий музей», «Местные умельцы», «Экскурсия по городу», «Улица имени Героя» и другие, к творческим конкурсам, проводимым в рамках предметных недель, недель профессионального мастерства в техникуме, тематическим городским конкурсам.
Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна ребятам. Они включаются в поисковую деятельность, учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. Знания, приобретённые и контролируемые самостоятельно или в диалоге с однокурсниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у подростков формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.
Обучающиеся приобретают определённые навыки и умения, оказываются более приспособленными к жизни, умеющими работать совместно в различных коллективах. Информационная культура становится важной составляющей общей культуры личности. В курсе информатики и ИКТ воспитательное воздействие направлено на информационную культуру, поведенческие и личностные характеристики обучающихся.
Литература.
1. Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С. Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечественный ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001. - с. 31-35.
2. Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика - 2006. -№10 - с 36-42.
3. Минькович Т. В. Воспитание средствами курса «Информатика и ИКТ» / Т. В. Минькович // Информатика и образование. - 2007. - № 11. - С. 76-88. Рассматриваются такие области, как правовое, нравственное, экологическое, физическое, трудовое, гражданское, патриотическое, интернациональное, эстетическое воспитание.
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск Московской обл.
Развитие информационной культуры обучающихся
Развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей, что сопровождается изменением стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. В современном «информационном» обществе человек не может обойтись без соответствующих средств - компьютеров, специальных технических устройств и т.п. ресурсов, инструментария и объекта исследований. Также фактом современной действительности является растущая духовная опустошенность и нравственный упадок человеческой личности, особенно юной. Употребление ПАВ, разного рода психические отклонения являются также продуктом «развития» современных информационных технологий. В связи с этим актуальным для системы образования становится вопрос не только о подготовки молодого специалиста с высоким уровнем сформированности информационных компетентностей, а духовно-нравственного воспитания личности.
Не следует забывать, что научить обучающихся использовать возможности компьютера, в совершенстве владеть ими не самая главная задача техникума. Важнейшей задачей современного образования была и остаётся задача нравственного и патриотического воспитания обучающихся. Учебная деятельность обладает большими воспитательными возможностями. Целесообразно использовать на уроках, внеурочных занятиях разнообразный дидактический материал. Это могут быть заранее подготовленные файлы, содержащие высказывания великих людей, стихи, фото- и видеоматериалы, краеведческий материал, материалы СМИ, ссылки на сайты с нужной информацией, которые обучающиеся будут использовать в своей работе.
Например, при изучении программы MS Excel я предлагаю обучающимся, найти в Интернет данные о численности и составе населения в Московской области, Егорьевском районе, городе Егорьевске, и с их использованием выполнить практическую работу, включающую в себя исследование соотношения численности мужчин и женщин; молодёжи, подростков, детей.
При изучении баз данных, предлагаю обучающимся создать справочники по темам «Достопримечательности нашего города», «Учебные заведения города», «Предприятия общественного питания города и района», «промышленные предприятия города» и т.д.
При изучении программы PowerPoint обучающиеся создают презентации «Мой город», «Знаменитые егорьевцы», «Памятники в городе», «Герои ВОв», «Природа Мещерского края», «Храмы Егорьевска» и другие.
Использование краеведческого материала имеет большой мотивационный потенциал и позволяет повышать интерес не только к изучению информатики, но и к изучению истории родного края, традиций, обычаев, более эффективно осуществлять взаимосвязь коммуникативного и социально-культурного развития обучающихся.
Огромное значение в формировании нравственных идеалов и убеждений обучающихся играет проектная деятельность. Каждый проект это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка. Технологию проектного обучения применяю при изучении следующих разделов программы: «Компьютерные презентации», «Создание и редактирование документов», «Компьютерная графика» и др. Я предлагаю обучающимся межпредметные проекты с целью интеграции знаний по истории, литературе, экономике, географии, деловой культуре. Результат такой деятельности - создание мультимедийных продуктов. Обучающиеся создают интерактивные мультимедийные презентации по темам: «Молодёжь за здоровый образ жизни», «Вредным привычкам – нет!», «Святые источники», «Русские православные праздники», «Русские православные обычаи», «Краеведческий музей», «Местные умельцы», «Экскурсия по городу», «Улица имени Героя» и другие, к творческим конкурсам, проводимым в рамках предметных недель, недель профессионального мастерства в техникуме, тематическим городским конкурсам.
Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна ребятам. Они включаются в поисковую деятельность, учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. Знания, приобретённые и контролируемые самостоятельно или в диалоге с однокурсниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у подростков формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.
Обучающиеся приобретают определённые навыки и умения, оказываются более приспособленными к жизни, умеющими работать совместно в различных коллективах. Информационная культура становится важной составляющей общей культуры личности. В курсе информатики и ИКТ воспитательное воздействие направлено на информационную культуру, поведенческие и личностные характеристики обучающихся.
Литература.
1. Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С. Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечественный ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001. - с. 31-35.
2. Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика - 2006. -№10 - с 36-42.
3. Минькович Т. В. Воспитание средствами курса «Информатика и ИКТ» / Т. В. Минькович // Информатика и образование. - 2007. - № 11. - С. 76-88. Рассматриваются такие области, как правовое, нравственное, экологическое, физическое, трудовое, гражданское, патриотическое, интернациональное, эстетическое воспитание.
Другие статьи
- МОИ ПУТИ К УЧЕНИКАМ
- Методические аспекты использования приемов развития познавательного интереса на уроках информатики
- Организация парной работы на уроках математики
- Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика
- Своеобразие преподавания иностранного (английского) языка в условиях среднего профессионального образования (презентация тематического сборника по специальности «Технология продукции общественного питания» 260502)
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
- Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
- Формирование понятия времени. Обучение измерению времени
- Как стать хорошим педагогом?
- Применение компьютерных технологий в обучении математике
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Безусловно, работа учащихся с информацией - есть решение одной из основных задач, связанный с повышением мотивации и познавательной сферами личности.
Наталья Чубаева, дата: 28.07.2015 в 19:57
#2 Конкурентоспособному специалисту нового поколения уже не достаточно обладать базовыми профессиональными знаниями и умениями, ему необходимо компетентное владение профессиональной деятельностью на уровне мировых стандартов, мобильность, способность к профессиональному росту, что подтверждает Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 г.) и Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 г.).
Татьяна Образцова, дата: 28.07.2015 в 20:27
#3
Развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей, что сопровождается изменением стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. В современном «информационном» обществе человек не может обойтись без соответствующих средств — компьютеров, специальных технических устройств и т.п. ресурсов, инструментария и объекта исследований. Также фактом современной действительности является растущая духовная опустошенность и нравственный упадок человеческой личности, особенно юной. Наркомания, алкоголизм, разного рода психические отклонения являются также продуктом «развития» современных информационных технологий. В связи с этим актуальным для системы образования становится вопрос не только о подготовке молодого поколения с высоким уровнем сформированности информационных компетентностей, а духовно-нравственного воспитания личности.
predis.ru/dlya-studenta/5-kurs/statia-dukhovnonravstvennoe-vospitanie-lichnosti-uchashchegosia/
Валентина Титова, дата: 28.07.2015 в 21:32
#4 Научная статья,продуманная, будет полезна учителям информатики.Естественно,что если обучающийся приобретает указанные Вами навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Информационная культура становится важной составляющей общей культуры личности.
predis.ru/dlya-studenta/5-kurs/statia-dukhovnonravstvennoe-vospitanie-lichnosti-uchashchegosia/
Валентина Титова, дата: 28.07.2015 в 21:38
#5 Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». В середине двадцатого века некоторые представители человечества получили знания о ядерной реакции и, махнув этим мечом, уничтожили людей и всё живое в городах Хиросима и Нагасаки. Затем был Чернобыль и другие техногенные катастрофы. В настоящее время определённая часть людей стремится к владению и управлению информацией, понимая, что информация заполняет ум человека и ориентирует его действия в заданном направлении.
Валентина Титова, дата: 28.07.2015 в 21:44
#6 Учитель сегодня не только передает знания, но и является воспитателем на своем уроке, на своем примере, через опыт свой. Сегодня любую информацию можно найти в Интернете, но стать человеком, сформировать качества личности у каждого ребенка - вот задача, которую воплощает современный учитель. Слова Льва Толстова в конце 19 века актуальны как никогда… «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Валентина Титова, дата: 28.07.2015 в 21:48
#7 В наше время невозможно представить и дня без ИКТ. А молодое поколение сейчас очень продвинутое. Хорошо, что Вы учите своих студентов правильно искать информацию и умело ею пользоваться!
Ольга Даниловская, дата: 29.07.2015 в 17:49
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.