Статья "Формы организации внеурочной деятельности по укреплению здоровья ребёнка"
Наталья Фокина
22.06.2015
1770
0
В помощь учителю
Фокина Наталья Николаевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОБУ Новобурейская СОШ № 1
п.Новобурейский, Амурская область
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОБУ Новобурейская СОШ № 1
п.Новобурейский, Амурская область
Формы организации внеурочной деятельности по укреплению здоровья ребёнка
На здоровье детей оказывают серьёзное отрицательное влияние механизмы социального, культурного и сугубо педагогического характера. У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем.
Функциональные отклонения являются почвой для возникновения серьёзных заболеваний в дальнейшем. Сегодня совершенно чётко установлено : не менее 40% заболеваний взрослых людей свои истоки имеют в детстве.
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» - написал еще Аристотель. «Движение – это жизнь» - вторили бы ему дети, начиная с грудного возраста. Для детей движение – действительно, это жизнь. Нельзя ограничивать в этом детей, особенно после того, как они пробыли некоторое время относительно неподвижно (например, на уроках).
Бояться, что дети устанут, много двигаясь, не стоит – детский организм очень мудр. Мы знаем, как разнообразна двигательная активность детей и как быстро происходит смена ее типов. Вот он поскакал в «классики», вот он уже на качелях, играет в догонялки, висит на рукоходе. Таким образом, переключаясь с одного вида активности на другой, организм дает возможность отдохнуть и расслабиться определенной группе мышц.
При укреплении детского здоровья физическую активность надо стимулировать. Подвижные игры на воздухе ( даже в холодное время года), зарядка по утрам, посещение секций и спортивных кружков обеспечивает большую, чем все имунномодуляторы, профилактику простудных заболеваний и, разумеется, бодрый настрой школьника.
Как правило ребёнок, который имеет нарушения в здоровье, не всегда успешен в учёбе, т.к. он быстро утомляется, ему тяжело правильно сидеть, он старается улечься на парту, т.к. мышцы спины не справляются с нагрузкой, им тяжело удерживать кости скелета. Ребёнок малоподвижен.
Бегающий, играющий и прыгающий ребёнок глубоко и часто дышит, сердце его часто бьётся, разгораются щёки, он приходит в приятное возбужденное состояние. Работая мышцами, ребёнок не только расходует , но и копит энергию, которая даёт ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем жизнеспособнее организм. В период интенсивного роста и развития ведущей для развивающегося организма является костно-мышечная система, а всё остальное развивается в прямой зависимости от неё, в том числе и головной мозг.
Средняя потребность детского организма школьного возраста в организованной двигательной активности составляет 12-16 часов в неделю. Но анализ показывает, что ребёнок недополучает 50% от объёма нагрузок. Традиционные уроки физкультуры способны компенсировать 11% суточной нормы двигательной активности.
Итак, игровая двигательная активность, через подвижные игры, оздоровительные игры, игровые упражнения, физминутки должна действительно снижать негативные последствия учебной нагрузки, увеличивая уровень ежедневной активности младшего школьника, совершенствовать их физические возможности и интеллектуальные способности, повышать психоэмоциональную устойчивость и способствовать сохранению и укреплению здоровья.
В моём классе 55% детей средней подвижности. Отличаются ровным спокойным поведением, движения их обычно уверенны, чётки, целенаправленны.
40% - дети большой подвижности (высокая реактивность, неуравновешенность, конфликтность поведения)
5% - малоподвижные дети ( пассивны, вялы, быстро утомляются)
Пример организации внеурочной деятельности в классе по укреплению здоровья обучающихся ( из опыта работы)
1.Физминутки и паузы на уроках
- Для глаз
- Пальчиковая гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Игры малой подвижности (перемена)
- Игры средней подвижности (перемена)
- Игры большой подвижности ( улица, спортзал)
- Игры под музыкальное сопровождение ( утренники)
- «Сказочные весёлые старты»
- «Мама, папа, я – спортивная семья»
- «Весёлые старты»
- «День здоровья»
- «Экологическая тропа», эстафета.
- «Покатаемся на роликах»
- «Покатаемся на коньках»
- Посещение бассейна
10 человек посещают ДЮСШ из них:
1 человек посещает 3 секции ( каратэ, шахматы, баскетбол)
1 человек посещает 2 секции ( баскетбол, хоккей)
7 человек посещают баскетбол
1 человек посещает настольный теннис
5. Участие в конкурсах различных уровней по тематике здоровьесбережения
- Конкурсы рисунков
- Спорт - альтернатива пагубным привычкам
- «Страна БозОпасности»
- «Режим дня школьника»
- «Почему ребёнок болеет. Меры профилактики распространённых болезней»
- Изготовление раздаточного информационного материала для родителей.
- Беседы с медицинскими специалистами.
- Экскурсия в пожарную часть
- «Знай правила дорожного движения»
9. Выезд с родителями на море.
Важное педагогическое условие организации процесса обучения школьников: избегать длительного, непрерывающегося сидения за партой. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать ребёнку необходимое образование, не менее важная задача – сохранить при этом его здоровье. Принцип «Не навреди!» должен стать принципом не только деятельности врачей, но и педагогов.
Литература:
Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников. – Минск, 1979.
Другие статьи
- Учимся играя
- Интернет-ресурсы на уроках математики (из опыта работы)
- Истоки. Нравственность и искусство
- Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по математике
- Деятельностный подход в обучении физике
- Методические основы профессионально ориентированного анализа хорового произведения
- Кружковая работа по математике как средство развития мотивации учения школьников
- Электронное портфолио - перспективы использования в персональной деятельности
- Использование проктного метода в профессиональной деятельности преподавателя русского языка
- Веб-квест
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.