С нами 13693 учителя, 4775 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Об информационной культуре"

Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск Московской области
 
Об информационной культуре
 
     В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретённой другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введён термин информационная культура.
       Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека.
      Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
  • в конкретных навыках по использованию технических устройств;
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять её в понятном виде и уметь её эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
     Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют её развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, теория информации и др.). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение её применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер.
     Для техникума социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры обучающегося, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. Причём наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Качество обучения должно определяться степенью закреплённых устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.
     В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры.
     Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных её осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах.
     Выпускник техникума должен обладать не только набором знаний, умений и навыков, но и системой различных компетенций, в том числе и в информационной сфере, так как информационная культура – необходимая составляющая как общей, так и профессиональной культуры молодого специалиста. Решение этих задач невозможно без систематической организации самостоятельной работы обучающихся, развития и воспитания их творческой активности и инициативы.
      Самостоятельная работа обучающихся техникума - это деятельность обучающихся в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия (руководство преподавателя носит всё более опосредованный характер, а обучающиеся поставлены перед необходимостью самостоятельного труда).
   Опыт преподавания информатики в системе СПО показывает, что только высокий уровень самостоятельности при изучении данной дисциплины, как правило, приводит к повышению познавательной активности обучающихся и качественному усвоению знаний. Систематическая и рациональная организация самостоятельной работы обучающихся в техникуме способствует формированию их информационной культуры, является условием формирования общих и профессиональных компетенций и повышения качества подготовки будущих специалистов.
 
Литература
  1. Астафьева Е.Н. Роль социальной компетентности в формировании современного специалиста. СПО №1. 2011. С. 42.
  2. Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. – Кемерово, 1999. – 238 с.
  3. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2.
  4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. М., 2001.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Основы информационной культуры обучающихся техникума - это формирование у молодёжи информационного мировоззрения, овладение умениями и навыками информационного самообслуживания в целях своей учебной и будущей профессиональной деятельности.
Татьяна Образцова, дата: 16.06.2015 в 9:02  
#2 Моя задача, как преподавателя информатики, - освоение обучающимися рациональных приёмов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами, показать возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности (электронный каталог, интернет, базы данных), помочь овладеть методикой написания и оформления рефератов, докладов курсовых и дипломных работ.
Татьяна Образцова, дата: 16.06.2015 в 9:05  
#3 XXI век - это век информационных технологий. Слово «Интернет» постепенно вошел в наш быт и из диковинки превратился в удобный и быстрый способ получения любой информации. Преподавателям и учителям нужно идти в ногу со временем! У Вас, Татьяна Ивановна, это получается!
Ольга Даниловская, дата: 16.06.2015 в 9:37  
#4 Хорошая статья. Спасибо!
Елена Маратовна Онищук, дата: 16.06.2015 в 13:35  
#5 Мы живём в век развития информационных технологий. Мы, учителя, не должны отставать от наших учеников,нужно осваивать новые технологии и внедрять их в практику работы. У нас есть замечательный пример для подражания- это Вы, Татьяна Ивановна!
Валентина Титова, дата: 20.06.2015 в 0:51  
#6 Действительно, информационно-коммуникативная система стала неотъемлемой частью современного общества, спасибо вам за материал, изложенный в статье.
Наталья Чубаева, дата: 26.06.2015 в 1:07  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.