С нами 13652 учителя, 4767 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Моя педагогическая философия"

Ефимова Нина Васильевна.
учитель русского языка и литературы
Амурская область, Тамбовский район
МБОУ Садовской СОШ,
филиал с.Лозовое
  
Моя педагогическая философия
 
 «…исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей…»
Л.Н. Толстой
 
     45 лет в школе - это много или мало? Для кого-то это очень много, а для меня эти года пролетели мгновенно. Когда-то в разговоре со старейшей учительницей я сказала, что я столько не проработаю, сколько проработала она. На что она мне ответила: «Ниночка, не успеешь оглянуться, как пролетят годы». Так оно и случилось. Я не могу без школы, мне чего-то не хватает на каникулах. Или кого-то. И я горжусь тем, что у меня самая лучшая профессия на земле. Я – учитель. Наверняка, каждому человеку, любящему свою профессию, свойственно ею гордиться, может быть, даже преувеличивать её значение. Но вряд ли, кто-то может оспорить факт, что мы, так же, как это было сказано о писателях, - «инженеры человеческих душ».
     Когда я закончила восемь классов, я не знала, куда поступить, и мама мне посоветовала идти в педучилище. Я очень ей благодарна за этот совет. Начинала работать в малокомплектной школе, в селе, где учитель – это всё. Учитель не только учит детей, но и разбирает семейные скандалы, он и пример для всех, и советчик в   жизненных ситуациях. А советчику-то всего 19 лет! Вот тогда я поняла, кто такой учитель и каким он должен быть. Закончила институт, и моя аудитория – уже дети постарше: среднего и старшего звена. Но всё равно они дети, и я их люблю.  Проработала в школе более 45 лет, бывало всякое, но ни разу не пожалела о сделанном выборе.  Учитель – профессия ищущая, никогда не бывает стандартных ситуаций, похожие – да, одинаковых – нет.
     Все дети разные, разные по способностям, по восприятию, характеру, воспитанию в семье. Часто задумываюсь, почему при одинаковых условиях, мои ученики по-разному воспринимают мои уроки.  
     Как построить свою работу, чтобы заинтересованы были все учащиеся? – вот главный вопрос нашей профессии.
     Школа всегда была и останется по своему статусу образовательно-воспитательным учреждением. Образование на первом месте. Но, я думаю, если мой ученик не станет ученым, философом, работником интеллектуального труда, не беда. Беда, если он не станет человеком. Не зря, в восточной пословице говорится: «Лев, родившийся львом – львом и становится. Человек, родившийся человеком, человеком может и не стать».
      А что значит быть человеком, личностью?
     В 1988 г. вышло постановление Министерства образования о необходимости личностно-ориентированного подхода к воспитанию школьника, т.е. перед школой уже более 20 лет стоит приоритетная задача воспитания личности. Но чтобы воспитать личность, личностью должны быть мы – учителя! Своим примером, а не словами и уговорами. 
     Поэт Наум Коржавин написал замечательные строчки:
    Ничему меня не научит,
    То, что тычет, талдычит и жучит.
     А педагог А.С.Макаренко не раз призывал: «Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение».
     Это высказывание общеизвестно, оно стало азбучной истиной – не потому ли мы так часто его забываем?
     И в то же время, где найти «золотую середину», чтобы быть вместе с ребятами, среди них, но не превратить свою работу в классе в мелочную опеку, когда работа «кипит» только когда рядом учитель. Иногда мы совершаем педагогическая ошибку, не понимая, что, беря инициативу в свои руки, тем самым упускаем шанс воспитать её в детях.
     Меняется время, мир, в котором мы живем, изменились потребности общества, но не изменилось главное: необходимость в хороших людях, честных, ответственных, порядочных. Вот о таких людях говорим мы с ребятами на уроках литературы и во внеурочное время. И мне жаль, что из программы по литературе исчезли такие произведения как «Сын полка», «Молодая гвардия», «Тимур и его команда», «Повесть о настоящем человеке», «Сердце Бонивура» и другие произведения, так нужные для учеников.
     А ещё уроки литературы воспитывают в людях добро. Вспомним русские народные сказки, на которых выросло не одно поколение. Добро и зло всегда противоборствуют и в литературе, и в жизни. Я своим ученикам говорю: «Добро и зло, как бумеранг: они вернутся к тебе даже через много – много лет».
     Когда произносим эти прописные истины, мы, учителя, должны задуматься над тем, а не расходятся ли наши слова с нашими поступками? И если этого не происходит, то ты настоящий учитель. И, наверное, к месту будут слова Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
     Но больше всего мне нравятся слова Л. Н.Толстого : «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».  Конечно, до совершенства мне еще далеко, но быть хорошим учителем, надёжным другом - вот  цель моей жизни.
      И ещё одно, о чем бы хотелось сказать.  Как важно понять нам, учителям, что наши слова не истина в последней инстанции, не догма. Не хочу давать ребятам готовых истин, пусть думают, ищут ответ сами, рассуждают, спорят и сомневаются. Всегда интересно на уроке в таком классе, где ребята не боятся высказать своё собственное мнение, пускай отличное от моего. Не кричать до хрипоты, а аргументировать. Уметь признавать ошибочность своего мнения, если не прав. Сейчас много пишут о гуманизации образования. В моем понимании оно заключается в уважении к личности ученика, его мнению, атмосфере доброжелательства, а проявляется это на уроках в диалоге не главного с подчиненным, а равных: учителя и ученика.
     И самое важное. Не надо переоценивать или недооценивать слова учителя или учеников, это не главное. Главное – поступки, поведение, жизнь.
     Однажды я зашла на страницут учителя Ларионовой Ольги Владимировны и меня поразили слова, которыми она выразила своё кредо. Вот эти слова: «Пусть заслуженно гордятся своими открытиями ученые, пусть гордятся своими патентами изобретатели, пусть не без основания считают свою миссию особенно весомой медики, священники, государственные деятели, но... когда в класс заходит учитель и начинается священное действо, имя которому урок, руль планеты и судьба человечества, его будущее - именно в руках учителя». 
     В заключение хочется процитировать стихотворение, прочитанное одним из моих учеников на Дне учителя: Эти строчки, я думаю, предназначены каждому из учителей:
Ода учителям.
Годы летят, а вы прежние,
Милые, добрые, нежные,
Некогда вам и стареть.
Школа - ведь мир удивительный,
Жизнь в нем летит так стремительно, 
А надо так много успеть!
Ваш труд благороден и труден –
Несете вы знания людям,
За это хвала вам и честь.
Не знайте ж ни бед, ни тревоги,
Успехов вам всем, педагоги, 
Спасибо за то, что вы есть!
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Нина Васильевна, хорошо сказано!
Дина Кукнерик, дата: 26.02.2015 в 10:34  
#2 Спасибо,Нина Васильевна, за мудрые слова.Абсолютно согласна с Вами , что многие произведения не изучаются.Кому помешал "Сын полка" Катаева!? Я желаю Вам крепкого здоровья!
Ирина Щербакова, дата: 05.04.2015 в 11:37  
#3 Нина Васильевна.очень понравилась Ваша статья. С большим удовольствием ее прочитала. Считаю.что ее нужно перечитывать время от времени.чтобы не забывать.зачем мы ходим в школу...много интересных цитат. Спасибо.
Алла Дзарасова, дата: 04.06.2015 в 2:49  
#4 Коллеги, спасибо за добрые слова в мой адрес и всех учителей нашей необъятной страны!
Нина Васильевна Ефимова, дата: 14.11.2015 в 9:36  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.