Статья "Публикации омского искусствоведа Г. Ю. Мысливцевой и исследовательская деятельность учащихся"
-
Мазурова Татьяна Михайловна,
-
учитель мировой художественной культуры,
-
МОУ «СОШ 150», город Омск,
-
Омская область, 2008 год
Публикации омского искусствоведа Г. Ю. Мысливцевой
и исследовательская деятельность учащихся
Творчество Галины Юрьевны Мысливцевой, мастера живописного слова, не только вдохновляет учащихся к самостоятельной творческой деятельности, но и выступает действенным примером высокого служения родному Омску в области культуры и искусства.
-Г.Ю.Мысливцева, как автор многочисленных публикаций, рассказывает нам о необыкновенных судьбах людей, живописных страницах их творчества. Она выступает в роли куратора художественных выставок, проводимых как на родной омской земле, так и за ее пределами. Статьи Галины Юрьевны отличают простота и ясность изложения, музыкальность слова, графическая утонченность и композиционная логичность построения искусствоведческого материала,- пишет в своем исследовании одна из учениц.
Биографическая «кладовая» художника. Бережное, философски вдумчивое прикосновение к творческому замыслу мастера. Взаимосвязь жизненного и воображаемого в звучащей палитре художника. И, наконец, вечная тема, возвышающая взаимоотношения, – «Учителя и ученики», - вот вопросы, на которые мои ученики, как юные исследователи в области искусства, находят ответы в статьях Галины Юрьевны.
Так в чем же ценность публикаций искусствоведа? Какие нравственные уроки–опыты постигают ученики, читая, анализируя, любуясь «живописным пространством слова», подаренным Галиной Юрьевной? Почему после чтения ее статей рождается желание не только вновь и вновь обратиться к их чтению, но и, самое главное, пофантазировать вместе с искусствоведом, выстраивая собственную концепцию художественного образа?
На постижение смысла творчества, деятельности человека, которое невозможно «без переживания чувства радости, удивления»1, и приглашает искусствовед читателей на страницы своих творческих работ. /1/
Чтение учащимися статьи искусствоведа «Мир, который создает Николай Холодов»2 явилось стимулом рождения воображаемой встречи Реалиста /зритель/, художника /Николай Холодов/ и искусствоведа /Г. Ю. Мысливцева/. /2/
Реалист /зритель/: Маэстро, в ваших работах «слишком много отступлений от натуры: кисти рябины за окном приближаются по размеру к человеческой фигуре на переднем плане; девичья фигурка оказывается меньше букета или подсолнуха».
Николай Холодов: Но разве это не правда? Разве вы никогда не ощущали своей малости перед лицом природы?
Галина Юрьевна: Возможно, «в картинах Николая Холодова достаточно нарушений внешнего соответствия изображения реальности, но в том, что касается отображения сущности явлений, художник не ошибается».
Прием «игра – беседа» с искусствоведом настолько понравился учащимся, что получил свое дальнейшее продолжение и при изучении статей, посвященных анализу художественного стиля омских художников Николая Горбунова /3/ 3 и Евгения Дорохова.
Творчество Евгения Дорохова учащиеся изучали на протяжении нескольких лет. Вместе с художником они открывали тайны древней культуры омского Прииртышья во время археологических раскопок /4/,4 «бороздили» небесные дали /5/,5 «купались в подсолнуховом море» /6/6, и даже отстаивали «интересы омской реки» /7/.7
В статьях «Художник в знаковом поле архаики»8 и «Все и во всем», или Художник и архаика»9 искусствовед не только помогает понять смысловое содержание художественных творений автора, но и учит без громких лозунгов и помпезных речей бережному отношению к культуре родного края.
Галина Юрьевна приглашает посетить одну из выставок омского художника и задуматься о красоте своего собственного мира. Наполнен ли он музыкой и цветами? Содержание статьи «Летящие букеты» 10 приоткрывает и ожидания художника: воспитать своего зрителя, способного непосредственно переживать и понимать увиденное.
Искусствовед: Любите ли вы цветы? Часто ли получаете их в подарок? Евгений Дорохов дарит своим зрителям целые охапки цветов, и трудно оторвать глаза от его букетов. А были ли вы в гостях у художника? Нет? Надо сказать, что и его мастерская напоминает жилище знахаря – всюду сухие букеты, травы, весной – сирень и черемуха, а летом – свежие полевые цветы. Наблюдая за миром растений, изучая их форму, художник неизменно связывает образ цветка с человеческими эмоциями. Эмоциями проникнуты пластика и ритм движения букетов, линии рисунка – мягкие или порывистые, цветовые аккорды – то тихие, то звучные.
Посетитель выставки: На художественной выставке представлены «абстрактные работы»…
Искусствовед: Но разве, слушая музыку, мы непременно требуем ее объяснения? Так же музыкальны ритмы, силуэты, сочетания цветов и оттенков в листах художника. Принять их или отвергнуть – каждый решает сам! Мысль о хрупкости и уязвимости жизни была схвачена и остается в нас».
Посетитель выставки: Как разобраться во всей этой красоте?
Искусствовед: Называя свои букеты подобно тематическим композициям, Евгений Дорохов приглашает вступить с ним в сотворчество, будит воображение и фантазию. В пластике двух ярко-красных цветов из «Приглашения на танец» (1990) есть нечто, ассоциативно связывающее их с устремленными друг другу человеческими фигурками. Замедленная грация лепестков-рук в прозрачной, обладающей плотностью воды среде завораживает, включает в ритм ожидаемого танца, уже заданный дрожащими вертикалями стекающей краски и причудливыми контурами искривленных кругов и овалов».
Посетитель выставки: Живопись художника требует длительного и внимательного рассмотрения. Благодаря ее многослойности, сложности глазу открываются все новые и новые нюансы цвета, детали рисунка, тонкости фигуры».
Искусствовед: Язык «чистой» формы, на котором говорит художник, предполагает понимание этого языка зрителем. Как известно, у каждого художника свой зритель. У Евгения Дорохова – это романтик, эстет, философ. С одной стороны, человек, непосредственно переживающий форму, ритм ее беспокойного движения, а с другой – интеллектуал, стремящийся извлечь смысл из увиденного, создать широкое ассоциативное поле».
Яркое, пышно цветущее, зовущее к себе «ассоциативное поле» помогает учащимся «окунуться» и в тайны художественного замысла автора, и в красоту искусствоведческого слова, и, самое главное, вызывает желание на белых чистых листах сотворить свой мир красоты.
-Интересно, а с каким пространством может ассоциироваться у вас творчество Геннадия Штабнова? 11 - Галина Юрьевна вновь обращается к своим любознательным читателям.
-Конечно, перед глазами возникает индустриальный пейзаж, тема земли и неба, тема ценностного отношения к деятельности человека,- учащиеся совместно с искусствоведом переживают значимые для себя идеалы.
Рассказывая о поисках живописцем «своего пространства», вводя элементы мастер-класса художественного анализа работ художника, искусствовед увлекает учащихся игрой «с лежащей на поверхности метафорой».
Современные школьники мало себе представляют, что такое романтика, молодежные стройки, трудовые свершения и порывы, и только ожидание волшебства и чудесных превращений напоминают им кукольные декорации из детства. Галина Юрьевна приближает понимание исторического времени посредством «снятия тайного начала» с творческого замысла художника.
Так, заманчивый образ «сельской идиллии», индустриальные пейзажи с фигурами девушек-строительниц изображенные А. Темеревым12 завораживают «романтикой молодежных строек и трудных дорог (серия «БАМ», 1978)». Отражение же жизни в «быстро бегущей воде» и «чуткость к преобразующей силе света, способного одним лучом пробить брешь в обыденности и серости» погружают в мир творчества Евгения Гурова13, где реальность соединяется с фантастическими образами мифов, преданий, снов.
14.
Г.Ю. Мысливцева знакомит нас и с творчеством Бориса Торика, персональная выставка которого проходила в музее «Либеров-центр». На ней были представлены эскизы декораций и костюмов, портреты людей театра и афиши, фотографии Б. Торика на сцене и материалы из домашнего архива». Автор статьи передала образное ощущение «спектакля, созданного художником и напомнила о непреходящих ценностях»15.
- Почему мы не проходим сквозь стены? - Так необычно начинает эссе о творчестве еще одного омского художника Галина Юрьевна. Вместе с искусствоведом учащиеся отправляются в творческое путешествие по …эскизам костюмов, которые «у Сергея Федоричева они столь же изящны, как и его миниатюрные работы. Среди них есть чрезвычайно сложные, филигранные костюмы, например, для «Мухи – Цокотухи». Есть исторические костюмы для «Царя Емельяна Пугачева». Для каждого персонажа «Игры в фанты» художник придумал гротескные костюмы»Галина Юрьевна только слегка приоткрыла занавес в мир театрального закулисья, но уже увлекла учащихся на создание эскизов сказочных костюмов.
Статья «О доме, о мире и единстве противоположностей» 16 заинтересовала учащихся возможностью сравнить свои представления о доме с представлениями самого художника.
Надо отметить, что искусствовед не только вдумчиво собирает «галерею поисков художников», но уделяет особое внимание изучению творчества их учеников, а также и учителей17. Можно назвать такие статьи искусствоведа, как «Друзья и годы»18, «Михаил Разумов»19 и «Куклы под дождем»,20 приобщающие учащихся к эмоционально - нравственному опыту отношения к деятельности старшего поколения.
В своих публикациях Галина Юрьевна cвою любовь к омским улицам, площадям, паркам, омскому искусству щедро дарит нам, показывая пример неравнодушия «к Месту, где всем нам выпало жить».
Ее статьи «Река и город. О формировании художественного образа Омска в изобразительном искусстве»21, «Место и время»22, «Себя – познающий – ландшафт. Опыт интерпретации визуальных и вербальных текстов» 23, «Художник и город»24 служат примером высокой гражданской позиции по отношению к культурному достоянию, которое нам доверено изучать и сохранять.
Публикации искусствоведа помогают разностороннему изучению культуры, способствуют развитию навыков исследовательской деятельности, открывают широкие возможности в предоставлении своего опыта на городских, Региональных Научно-Практических конференциях, Либеровских искусствоведческих чтениях, Этических чтениях, Всероссийском историческом конкурсе старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век».
Деятельность Галины Юрьевны как искусствоведа - действенный вдохновляющий пример для учащихся и выпускников школы. Так, в 2004 году юные искусствоведы принимали участие в работе Регионального научно-практического семинара в форме Круглого стола «Малые музеи в контексте местной культуры», в 2005 году – в работе научно-практической конференции с участием регионов Сибири и Казахстана «Реки Сибири и их образы в динамике природного и культурного ландшафта».
Овладение школьниками содержания искусствоведческих знаний на уроках и во внеурочное время в рамках исследовательской деятельности способствует не только развитию познавательного интереса к традициям местной культуры, но и воспитанию ценностного отношения к миру, а также формированию на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания.
1. Мысливцева Г.Ю. Услышать музыку Вселенной // Вечерний Омск 14 октября. – Омск: 1994
2. Мысливцева Г.Ю. Мир, который создает Николай Холодов // Вечерний Омск 25 октября. – Омск: 1994
3. Мысливцева Г.Ю. Путешествие с чародеем // Иртыш: Альманах. – Омск: 1995.
4. Исследовательский проект учащейся школы «Архаика и современность. На материале творчества Е.Дорохова». 2001 год
5. Исследовательский проект учащейся школы «Живопись звездного неба. На материале творчества Е.Дорохова», 2002 год
6. Исследовательский проект учащейся школы «Солнечный цветок. Творчество Е. Дорохова», 2003 год
7.Исследовательский проект учащейся школы «Я люблю омские реки. На материале творчества Е. Дорохова». 2004 год
1 Мысливцева Г.Ю. Услышать музыку Вселенной // Вечерний Омск 14 октября. – Омск: 1994
2 Мысливцева Г.Ю. Мир, который создает Николай Холодов // Вечерний Омск 25 октября. – Омск: 1994
3 Мысливцева Г.Ю. Путешествие с чародеем // Иртыш: Альманах. – Омск: 1995.
4 Исследовательский проект учащейся школы «Архаика и современность. На материале творчества Е.Дорохова». 2001 год
5 Исследовательский проект учащейся школы «Живопись звездного неба. На материале творчества Е.Дорохова», 2002 год
6 Исследовательский проект учащейся школы «Солнечный цветок. Творчество Е. Дорохова», 2003 год
7 Исследовательский проект учащейся школы «Я люблю омские реки. На материале творчества Е. Дорохова». 2004 год
8 Мысливцева Г.Ю. Художник в знаковом поле архаики // Вестник Ассоциации «Открытый музей» №1. – Красноярск: 1998
9 Мысливцева Г.Ю. «Все и во всем», или Художник и архаика // Вечерний Омск 25 октября. – Омск: 1997
10 Мысливцева Г.Ю. Летящие букеты Евгения Дорохова // Город №4. – Омск: 1996
11 Мысливцева Г.Ю., Мысливцева А.Б. Индустриальные пейзажи Г.А. Штабнова // Сибирский пейзаж: пространство мифов. – Омск: 2000
Мысливцева Г.Ю. Земля и небо в творчестве Г.А. Штабнова // Художественная жизнь Сибири. ХХ век. – Омск: 2002
12 Мысливцева Г.Ю. Мир образов А. Темерева // Декабрьские диалоги Вып. 4. Материалы научной конференции памяти Ф.В. Мелехина 21-22 декабря 2000года. – Омск: 2001
13 Мысливцева Г.Ю. Е.В. Гуров // Ассоциированные школы ЮНЕСКО в Сибири №3 (5). – Омск: 2002.
14 Мысливцева Г.Ю. Творческий портрет // Ассоциированные школы ЮНЕСКО в Сибири №4 (6). – Омск: 2003
15 Мысливцева Г.Ю. Художник в стенах театра (эссе о творчестве Сергея Федоричева) // Декабрьские диалоги Вып. 5 Часть 1. – Омск: 2003.
16 Мысливцева Г.Ю. Татьяна Колточихина. О доме, о мире и единстве противоположностей // Омский домовой 2-9 апреля (№13). - Омск: 2004
17 Учителя и ученики. Связь поколений. – Омск: 2001
18 Друзья и годы: Учитель и ученики. – Омск: 1994
19 Мысливцева Г.Ю. Учитель и ученики Михаил Разумов // Ассоциированные школы ЮНЕСКО в Сибири №1 (3). – Омск: 2002
20 Мысливцева Г.Ю. «Куклы под дождем» // Ассоциированные Школы ЮНЕСКО в Сибири №2 (4). – Омск: 2002
21 Мысливцева Г.Ю. «Река и город». О формировании художественного образа Омска в изобразительном искусстве // Первые омские искусствоведческие чтения. - Омск: 1996/97
22 Мысливцева Г.Ю. Место и время // Мир увлечений №7. – Омск: 2001.
23 Мысливцева Г.Ю. «Себя – познающий – ландшафт» Опыт интерпретации визуальных и вербальных текстов // Складчина Литературная газета №3 июнь. – Омск: 2003
24 Мысливцева Г.Ю. Художник и город. К проблеме социального заказа (Монументально-декоративное искусство в Омске. 1960-1970-е годы) // Культурологические исследования в Сибири. – Омск: 1999
- Опыт выполнения группового проекта
- Организация работы по формированию здоровьесберегающей среды
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
- Официальные сайты и сайты, посвященные профильному обучению
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
- Деформация тел
- «Организация краеведческой работы через использование метода проектов как основа социализации личности»
- Сила чтения вслух на иностранном
- Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.
- Сайт школьного Методического Объединения как новый ресурс организации методической работы в школе