С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Алгоритм профориентационной работы со старшеклассниками"
Брашко Евгения Владимировна,
заместитель директора
по научно-методической работе
МАОУ СОШ № 67 с углубленным
изучением отдельных предметов
г. Екатеринбурга Свердловской области
 
Алгоритм профориентационной работы со старшеклассниками

 
     Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности. В нахождении смысла в самом процессе самоопределения [1].    Выпускник школы должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Человек должен быть готов самостоятельно и осознанно делать ответственные жизненные и профессиональные выборы.  И помочь ему в этом призвана школа.   Говоря о профессиональном самоопределении выпускников школы, важно обозначить следующие моменты: во-первых, задача состоит в том, чтобы подготовить учащегося к осознанному выбору дальнейшего маршрута обучения; во-вторых,  профессиональная ориентация осуществляется путем внешнего ориентирования учащегося в мире профессий, внутреннего осознания им своих индивидуально-психологических особенностей и выбора профессии [2].
     Профессиональное сопровождение выпускника – это способ социализации всей его личности. Именно поэтому должен быть  широкий набор не только методик, но и форм работы, включая организацию экскурсий в учебные заведения, встречи со специалистами, участие в различных мероприятиях, в том числе вузовских олимпиадах.
В МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г.Екатеринбурга профориентационная  работа в старших классах ведется как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
     Для эффективной работы ежегодно составляется характеристика вновь набранных 10-х классов. Выясняется преобладающий темперамент учащихся в каждом классе, ведущий интеллект,  другие особенности. С учетом полученных результатов подбираются методики и формы работы. В целом, профориентационную работу можно представить в виде следующей циклограммы:
 
№ пп Месяц Класс Мероприятия
1 Сентябрь 10 1. Вводная диагностика с целью определения особенностей классов.
2. Написание учащимися сочинение по одной из тем: "Почему я не могу выбрать профессию" или "Почему я выбираю профессию…" Во втором случае учащийся указывает конкретную  профессию и обосновывает ее выбор.
3. Обработка результатов. Обсуждение результатов с учащимися. Формирование запроса.
2 Сентябрь 11 Анкетирование о профессиональных намерениях.
3 Октябрь 10-11 1.Оформление заявки на участие в городском проекте "Профи-дебют: масштаб – город", в ходе которого учащиеся имеют возможность посетить вузы города.
2. Посещение высших учебных заведений в соответствии с графиком мероприятия и поданной заявке (выбранными вузами).
3. Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по основам наук. Определение предметных олимпиад, в которых хотели бы учащиеся попробовать свои силы с учетом интересующих в будущем направлений деятельности.
4 Ноябрь 10-11 1. Посещение высших учебных заведений в соответствии с графиком мероприятия и поданной заявке (выбранными вузами).
2. Муниципальный этап предметных олимпиад.
3. Олимпиады и конкурсы по интересующим предметам.
5 Декабрь 10 Диагностика, выявление профессиональных предпочтений, работа с метафорическими ассоциативными картами.
6 Декабрь 11 1. Беседы по темам трудоустройства, выбора траектории дальнейшего получения профессионального образования.
2. Подготовка и участие в вузовских олимпиадах.
3. Вуз-марафон.
7 Январь 10-11 Научные практические конференции. Проектная деятельность.
8 Январь 11 Промежуточная диагностика, коррекция запроса.
9 Февраль-май 10-11 1. Проектная деятельность в выбранной сфере деятельности.
2. Участие в вузовских мероприятиях.
3. Диагностика, коррекция запросов.
4. Индивидуальные консультации учащихся по вопросам профессионального самоопределения.
5. Конкурсы по профориентации.
10 Февраль 11 Определение экзаменов по выбору на итоговой аттестации.
11 Март 10 Знакомство с профессиями производственной сферы в рамках предмета «Технология», изучения стратегии экономического развития региона до 2020 г.
12 Март 11 Ознакомление с материалами по теме «Региональный рынок труда», «Трудоустройство, самопрезентация при трудоустройстве».
13 Апрель 10 Определение собственных склонностей и интересов в профессиональной деятельности. Творческий проект по темам профессионального самоопределения
14 Апрель 11 Практическая работа по темам «Личный профессиональный план». «Построение индивидуального образовательного маршрута».
15 Май 10 Составление плана, целью которого является оказание самому себе помощи в вопросе выбора профессии. Учащиеся определяют направления деятельности: ознакомление с интересующими профессиями, вузами, определение собственных сильных и слабых сторон. Промежуточный контрольный этап, диагностика профнамерений.
16 Май 11 Подведение итогов профориентационной работы.
17 В течение учебного года 10-11 1. Информирование учащихся о днях открытых дверей колледжей и вузов.
2. Доведения до сведения учащихся информации о мероприятиях и конкурсах колледжей и вузов.
3. Проектная деятельность учащихся в выбранной сфере деятельности.
4. Классные часы и экскурсии, организуемые классными руководителями.
    
     В Екатеринбурге вузы и колледжи предлагают школам бесплатные лектории, мастер-классы, встречи. Так, российский государственный профессионально-педагогический университет по субботам предлагают учащимся встречи с интересными людьми – известными в регионе спортсменами, политиками, музыкантами. Преподаватели уральского государственного экономического университета, лесотехнического университета в школах демонстрируют учащимся мастер-классы. Экономический колледж организовал в этом году для наших девятиклассников профессиональную пробу «Дегустатор». Учащиеся попробовали себя в роли технолога шоколада. Практически все ведущие вузы города организуют мероприятия для школьников от дней открытых дверей до олимпиад, квестов, НПК, чемпионатов «Что? Где? Когда?».
     Конечно, профориентационная работа ведется не только в старших классах. И в основной школе активно используются возможности предмета «Технология»: учащиеся пробуют себя в различных сферах деятельности.  В 9 классе учащиеся изучают предмет «Мой выбор».  Организованы предпрофильные элективные курсы.  Классные руководители организуют экскурсии в музеи, рассказывающие о профессиях – музей энергетики Урала, экологический центр, вузы и колледжи; приглашают родителей выступить перед учащимися и рассказать о своей профессии.
     Благодаря активной профориентацонной работе в основной школе по данным ежегодного сентябрьского мониторинга  снижается количество десятиклассников, не определившихся с профессией. Ежегодная диагностика в сентябре (метод сочинения) показывает, что в 2012 г. 62% десятиклассников не выбрали будущую профессию, в 2013 г. – 53,8%,  в 2014 г. – 49%. Таким образом, наблюдается положительная динамика осознанного выбора профиля 10 класса и будущего направления деятельности.
     Основными причинами невозможности выбора профессии учащиеся называли широкий диапазон интересов, страх ошибиться, желание выбрать одну профессию на всю жизнь, страх выбрать невостребованную профессию, незнание и непонимание себя.
     В 2014 г. 17% выпускников 11-х классов подтвердили свой первоначальный выбор и поступили на соответствующие специальности.  Учащиеся, длительное время относящиеся себя к категории тех, кто не может выбрать профессию,  работали над собой, изучая свои склонности, плюсы и минусы и в соответствии со своими размышлениями выбрали профессию (24 чел., что составляет 34%). 27,5% учащихся предпочли выбрать вуз в зависимости от успешно сдавших предметов на ЕГЭ (первоначально таких учащихся было 67%).
     В 2015 г.  83% из числа первоначально сомневающихся выпускников 11-х классов определились с профессией.  Группа неопределившихся сократилась на 25%.
     Таким образом, разработанную программу профориентационной работы школы можно признать успешной.
 
 
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М. 1996.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Электронный ресурс. Режим доступа: www.koob.ru
  3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М: Академия, 2005.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ