Статья "Алгоритм профориентационной работы со старшеклассниками"
Евгения Брашко
17.06.2015
4158
0
Управление образовательным процессом
Брашко Евгения Владимировна,
заместитель директора
по научно-методической работе
МАОУ СОШ № 67 с углубленным
изучением отдельных предметов
г. Екатеринбурга Свердловской области
В Екатеринбурге вузы и колледжи предлагают школам бесплатные лектории, мастер-классы, встречи. Так, российский государственный профессионально-педагогический университет по субботам предлагают учащимся встречи с интересными людьми – известными в регионе спортсменами, политиками, музыкантами. Преподаватели уральского государственного экономического университета, лесотехнического университета в школах демонстрируют учащимся мастер-классы. Экономический колледж организовал в этом году для наших девятиклассников профессиональную пробу «Дегустатор». Учащиеся попробовали себя в роли технолога шоколада. Практически все ведущие вузы города организуют мероприятия для школьников от дней открытых дверей до олимпиад, квестов, НПК, чемпионатов «Что? Где? Когда?».
Конечно, профориентационная работа ведется не только в старших классах. И в основной школе активно используются возможности предмета «Технология»: учащиеся пробуют себя в различных сферах деятельности. В 9 классе учащиеся изучают предмет «Мой выбор». Организованы предпрофильные элективные курсы. Классные руководители организуют экскурсии в музеи, рассказывающие о профессиях – музей энергетики Урала, экологический центр, вузы и колледжи; приглашают родителей выступить перед учащимися и рассказать о своей профессии.
Благодаря активной профориентацонной работе в основной школе по данным ежегодного сентябрьского мониторинга снижается количество десятиклассников, не определившихся с профессией. Ежегодная диагностика в сентябре (метод сочинения) показывает, что в 2012 г. 62% десятиклассников не выбрали будущую профессию, в 2013 г. – 53,8%, в 2014 г. – 49%. Таким образом, наблюдается положительная динамика осознанного выбора профиля 10 класса и будущего направления деятельности.
Основными причинами невозможности выбора профессии учащиеся называли широкий диапазон интересов, страх ошибиться, желание выбрать одну профессию на всю жизнь, страх выбрать невостребованную профессию, незнание и непонимание себя.
В 2014 г. 17% выпускников 11-х классов подтвердили свой первоначальный выбор и поступили на соответствующие специальности. Учащиеся, длительное время относящиеся себя к категории тех, кто не может выбрать профессию, работали над собой, изучая свои склонности, плюсы и минусы и в соответствии со своими размышлениями выбрали профессию (24 чел., что составляет 34%). 27,5% учащихся предпочли выбрать вуз в зависимости от успешно сдавших предметов на ЕГЭ (первоначально таких учащихся было 67%).
В 2015 г. 83% из числа первоначально сомневающихся выпускников 11-х классов определились с профессией. Группа неопределившихся сократилась на 25%.
Таким образом, разработанную программу профориентационной работы школы можно признать успешной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
заместитель директора
по научно-методической работе
МАОУ СОШ № 67 с углубленным
изучением отдельных предметов
г. Екатеринбурга Свердловской области
Алгоритм профориентационной работы со старшеклассниками
Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности. В нахождении смысла в самом процессе самоопределения [1]. Выпускник школы должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Человек должен быть готов самостоятельно и осознанно делать ответственные жизненные и профессиональные выборы. И помочь ему в этом призвана школа. Говоря о профессиональном самоопределении выпускников школы, важно обозначить следующие моменты: во-первых, задача состоит в том, чтобы подготовить учащегося к осознанному выбору дальнейшего маршрута обучения; во-вторых, профессиональная ориентация осуществляется путем внешнего ориентирования учащегося в мире профессий, внутреннего осознания им своих индивидуально-психологических особенностей и выбора профессии [2].
Профессиональное сопровождение выпускника – это способ социализации всей его личности. Именно поэтому должен быть широкий набор не только методик, но и форм работы, включая организацию экскурсий в учебные заведения, встречи со специалистами, участие в различных мероприятиях, в том числе вузовских олимпиадах.
В МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г.Екатеринбурга профориентационная работа в старших классах ведется как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
Для эффективной работы ежегодно составляется характеристика вновь набранных 10-х классов. Выясняется преобладающий темперамент учащихся в каждом классе, ведущий интеллект, другие особенности. С учетом полученных результатов подбираются методики и формы работы. В целом, профориентационную работу можно представить в виде следующей циклограммы:
Профессиональное сопровождение выпускника – это способ социализации всей его личности. Именно поэтому должен быть широкий набор не только методик, но и форм работы, включая организацию экскурсий в учебные заведения, встречи со специалистами, участие в различных мероприятиях, в том числе вузовских олимпиадах.
В МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов г.Екатеринбурга профориентационная работа в старших классах ведется как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
Для эффективной работы ежегодно составляется характеристика вновь набранных 10-х классов. Выясняется преобладающий темперамент учащихся в каждом классе, ведущий интеллект, другие особенности. С учетом полученных результатов подбираются методики и формы работы. В целом, профориентационную работу можно представить в виде следующей циклограммы:
№ пп | Месяц | Класс | Мероприятия |
1 | Сентябрь | 10 | 1. Вводная диагностика с целью определения особенностей классов. 2. Написание учащимися сочинение по одной из тем: "Почему я не могу выбрать профессию" или "Почему я выбираю профессию…" Во втором случае учащийся указывает конкретную профессию и обосновывает ее выбор. 3. Обработка результатов. Обсуждение результатов с учащимися. Формирование запроса. |
2 | Сентябрь | 11 | Анкетирование о профессиональных намерениях. |
3 | Октябрь | 10-11 | 1.Оформление заявки на участие в городском проекте "Профи-дебют: масштаб – город", в ходе которого учащиеся имеют возможность посетить вузы города. 2. Посещение высших учебных заведений в соответствии с графиком мероприятия и поданной заявке (выбранными вузами). 3. Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по основам наук. Определение предметных олимпиад, в которых хотели бы учащиеся попробовать свои силы с учетом интересующих в будущем направлений деятельности. |
4 | Ноябрь | 10-11 | 1. Посещение высших учебных заведений в соответствии с графиком мероприятия и поданной заявке (выбранными вузами). 2. Муниципальный этап предметных олимпиад. 3. Олимпиады и конкурсы по интересующим предметам. |
5 | Декабрь | 10 | Диагностика, выявление профессиональных предпочтений, работа с метафорическими ассоциативными картами. |
6 | Декабрь | 11 | 1. Беседы по темам трудоустройства, выбора траектории дальнейшего получения профессионального образования. 2. Подготовка и участие в вузовских олимпиадах. 3. Вуз-марафон. |
7 | Январь | 10-11 | Научные практические конференции. Проектная деятельность. |
8 | Январь | 11 | Промежуточная диагностика, коррекция запроса. |
9 | Февраль-май | 10-11 | 1. Проектная деятельность в выбранной сфере деятельности. 2. Участие в вузовских мероприятиях. 3. Диагностика, коррекция запросов. 4. Индивидуальные консультации учащихся по вопросам профессионального самоопределения. 5. Конкурсы по профориентации. |
10 | Февраль | 11 | Определение экзаменов по выбору на итоговой аттестации. |
11 | Март | 10 | Знакомство с профессиями производственной сферы в рамках предмета «Технология», изучения стратегии экономического развития региона до 2020 г. |
12 | Март | 11 | Ознакомление с материалами по теме «Региональный рынок труда», «Трудоустройство, самопрезентация при трудоустройстве». |
13 | Апрель | 10 | Определение собственных склонностей и интересов в профессиональной деятельности. Творческий проект по темам профессионального самоопределения |
14 | Апрель | 11 | Практическая работа по темам «Личный профессиональный план». «Построение индивидуального образовательного маршрута». |
15 | Май | 10 | Составление плана, целью которого является оказание самому себе помощи в вопросе выбора профессии. Учащиеся определяют направления деятельности: ознакомление с интересующими профессиями, вузами, определение собственных сильных и слабых сторон. Промежуточный контрольный этап, диагностика профнамерений. |
16 | Май | 11 | Подведение итогов профориентационной работы. |
17 | В течение учебного года | 10-11 | 1. Информирование учащихся о днях открытых дверей колледжей и вузов. 2. Доведения до сведения учащихся информации о мероприятиях и конкурсах колледжей и вузов. 3. Проектная деятельность учащихся в выбранной сфере деятельности. 4. Классные часы и экскурсии, организуемые классными руководителями. |
В Екатеринбурге вузы и колледжи предлагают школам бесплатные лектории, мастер-классы, встречи. Так, российский государственный профессионально-педагогический университет по субботам предлагают учащимся встречи с интересными людьми – известными в регионе спортсменами, политиками, музыкантами. Преподаватели уральского государственного экономического университета, лесотехнического университета в школах демонстрируют учащимся мастер-классы. Экономический колледж организовал в этом году для наших девятиклассников профессиональную пробу «Дегустатор». Учащиеся попробовали себя в роли технолога шоколада. Практически все ведущие вузы города организуют мероприятия для школьников от дней открытых дверей до олимпиад, квестов, НПК, чемпионатов «Что? Где? Когда?».
Конечно, профориентационная работа ведется не только в старших классах. И в основной школе активно используются возможности предмета «Технология»: учащиеся пробуют себя в различных сферах деятельности. В 9 классе учащиеся изучают предмет «Мой выбор». Организованы предпрофильные элективные курсы. Классные руководители организуют экскурсии в музеи, рассказывающие о профессиях – музей энергетики Урала, экологический центр, вузы и колледжи; приглашают родителей выступить перед учащимися и рассказать о своей профессии.
Благодаря активной профориентацонной работе в основной школе по данным ежегодного сентябрьского мониторинга снижается количество десятиклассников, не определившихся с профессией. Ежегодная диагностика в сентябре (метод сочинения) показывает, что в 2012 г. 62% десятиклассников не выбрали будущую профессию, в 2013 г. – 53,8%, в 2014 г. – 49%. Таким образом, наблюдается положительная динамика осознанного выбора профиля 10 класса и будущего направления деятельности.
Основными причинами невозможности выбора профессии учащиеся называли широкий диапазон интересов, страх ошибиться, желание выбрать одну профессию на всю жизнь, страх выбрать невостребованную профессию, незнание и непонимание себя.
В 2014 г. 17% выпускников 11-х классов подтвердили свой первоначальный выбор и поступили на соответствующие специальности. Учащиеся, длительное время относящиеся себя к категории тех, кто не может выбрать профессию, работали над собой, изучая свои склонности, плюсы и минусы и в соответствии со своими размышлениями выбрали профессию (24 чел., что составляет 34%). 27,5% учащихся предпочли выбрать вуз в зависимости от успешно сдавших предметов на ЕГЭ (первоначально таких учащихся было 67%).
В 2015 г. 83% из числа первоначально сомневающихся выпускников 11-х классов определились с профессией. Группа неопределившихся сократилась на 25%.
Таким образом, разработанную программу профориентационной работы школы можно признать успешной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Маркова А.К. Психология профессионализма. – М. 1996.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. Электронный ресурс. Режим доступа: www.koob.ru
- Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М: Академия, 2005.
Другие статьи
- Методические основы профессионально ориентированного анализа хорового произведения
- Саморазвитие специалиста в профессии как фактор его профессиональной самореализации (из опыта работы)
- Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
- В начале было Слово...
- Пассивное внимание
- Об информационной культуре
- Электронная презентация обобщения опыта работы учителя музыки по патриотическому воспитанию в урочной и внеурочной деятельности.
- Реализация компетентностного опыта обучающихся посредством исследовательской деятельности в области «Искусство». Из опыта работы
- Посеешь привычку - пожмешь судьбу
- «Использование информационных технологий на современном уроке истории в условиях введения ФГОС».
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.