С нами 17170 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Внеурочная деятельность обучающихся в рамках ФГОС на примере работы творческой лаборатории «Поиск» МОБУ Новобурейской СОШ №1"
Ольга Костырева   29.03.2015   2306   0   ФГОС
Костырева Ольга Александровна, 
учитель истории высшей категории
МОБУ Новобурейская СОШ №1,
п. Новобурейский,
Бурейский район, Амурская область            
                     
Внеурочная деятельность обучающихся в рамках ФГОС на примере работы творческой лаборатории «Поиск» МОБУ Новобурейской СОШ №1
 
Воспитание достигло своей цели,
когда человек обладает силой и волей
самого себя образовывать и знает способ
и средства, как это осуществить.
А. Дистервег
 
 
   В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
   Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Внеурочная деятельность позволяет:
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся благодаря закреплению и практическому использованию отдельных аспектов содержания программ учебных предметов;
  • способствовать всестороннему развитию обучающихся;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
  • способствовать социализации обучающихся благодаря коллективной работе.
   Внеурочная деятельность позволяет решить воспитательные задачи, которые определены  ФГОС в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Это формирование чувства  гражданской идентичности, патриотизма,  ответственности за свои решения и поступки, толерантности.
  Внеурочная деятельность может быть реализована через такие формы работы, как факультативы, кружки,  школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.
   Освоение стандартов второго поколения основного общего образования для меня началось с 2012 года, когда я стала преподавать историю и обществознание в 5 «а» классе и взяла в нем классное руководство. Необходимо было  понять, как построить свою работу в соответствии с новыми требованиями, как способствовать развитию познавательного интереса школьников, формированию  личностных качеств. 
   Несомненно, поставленные во ФГОС задачи можно решить,  объединив  урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Поэтому мои воспитанники были включены в работу творческой лаборатории «Поиск».
  Творческая  лаборатория «Поиск» - это  объединение обучающихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества по изучению, исследованию, систематизации, обобщению и сохранению материалов по заявленной тематике,  с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы, совместной деятельности по решению познавательных и практических задач, социализации обучающихся.
    Творческая лаборатория «Поиск», руководителем которой я являюсь, работает в школе  с 2010 года. Ребят сплотил интерес к истории  Отечества, малой Родины, желание больше узнать об образовании района, поселка, о жизни знаменитых земляков. Участники лаборатории ведут постоянную поисково-исследовательскую работу, узнают о жизни ветеранов, о детях войны, публикуют свои материалы в районной газете «Советское Приамурье сегодня». Мы создаем летопись первой школы, в которую собираем имена выпускников и учителей. Многое узнали о предприятиях района, таких, как ОАО «Бурея – кран», ОАО «Нижне-Бурейская ГЭС». Данные сведения используются при проведении тематических вечеров, бесед, классных часов. Найденные материалы пополнили фонды районного краеведческого музея.                                                                                                                                          
    В рамках  школьной творческой лаборатории «Поиск» для обучающихся    5 - го класса  мною была разработана отдельная программа, учитывающая их возрастные особенности.
   Ребята, которые в 2012 году вступили в наше творческое объединение, уже учатся в 7 классе. Программу я дополняю и перерабатываю каждый год, планируя мероприятия,  соответствующие развитию личности  обучающихся, изменениям образовательной программы, а также учитывая события, происходящие в стране и в мире.
   В 5 классе мы работали по программе  «История и я». Курс ставил задачу  – поддержать и развить желание ребенка познать себя и окружающий микромир, сориентировать его в окружающем пространстве, заинтересовать предметом и показать приемы его самостоятельного исследования.
    В 6 классе программа творческой лаборатории называлась «Чтим и помним!». Целью работы было:
  • расширение и сохранение знаний о родном крае, его истории и современности;
  • развитие  познавательного интереса к истории своей малой Родины;
  • воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к историческому, природному и культурному наследию России и родного края.
   В 2014-2015 учебном году в программе «Встречаем Победу!» запланированы и проводятся мероприятия, посвященные 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Цель работы:
  • Помочь обучающимся осмыслить трагические страницы Великой Отечественной войны  через изучение конкретных  судеб своих земляков;
  • на примерах героического прошлого способствовать воспитанию чувства патриотизма, гражданской позиции у подрастающего поколения;
  • способствовать восстановлению неизвестных нам страниц истории родного края,  установлению связи между историей семьи, края  и историей России.
   В течение учебного года участники творческой лаборатории выступают с сообщениями, беседами о событиях Великой Отечественной войны. Проведены классные часы «Ленинград в моем сердце», «Сталинградская битва глазами очевидцев», «Дорогами войны», «Орден в моем доме» и другие, оформляется «Книга памяти». Члены творческой лаборатории продолжают работу по поиску материалов, связанных с воинами-бурейцами, участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла, пополняют архивные фонды творческой лаборатории в надежде на то, что в школе будет выделено помещение под музей.
  Мы оказываем шефскую помощь участнице Сталинградской битвы Анне Ильиничне Писаревской, участвуем в акциях, посвященных Великой Победе, ухаживаем за воинским захоронением Дениса Лебедева, погибшего при выполнении солдатского долга в Чеченской республике.
   Формы занятий лаборатории носят продуктивный характер деятельности. Школьники защищают проекты, проводят научно-практические конференции по истории России и своего родного края, создают мультимедийные презентации по истории и обществознанию. Мы проводим «Уроки мужества», ролевые  и обучающие игры, тренинги, моделирующие  ситуации из реальной жизни, выполняем творческие работы  по исторической и обществоведческой тематике. Результатом работы становятся победы в конкурсах различного уровня.                                           
   Приоритетеными для изучения и разработки являются темы: «Великая Отечественная война», «Летопись родного края», «Культурное наследие», «История детского движения», «Земляки», «Родословие».
  Программа творческой лаборатории предусматривает формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Она направлена на развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою  деятельность, принимать и сохранять учебную задачу, организовывать  сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и  в группе, находить общее решение и разрешать споры на основе согласования позиций и учёта интересов.
    Большая роль в формировании УУД отводится проектной деятельности. Создавая проект, ребята становятся более инициативными и ответственными, возникает дополнительная мотивация к обучению. Проектная технология дает возможность учащимся и педагогу заняться научным поиском, что в свою очередь является системой индивидуальной работы с детьми, склонными к творчеству, позволяет  проявить самостоятельность в постановке целей, в планировании действий, организации и контроле своей деятельности.
  За три года работы члены творческой лаборатории защищали проекты по темам «О чем могут рассказать старые вещи», «Судьба семьи в судьбе страны», «Что в имени тебе моем?»,  «Память в камне»  и другие. Ежегодно мы принимаем участие в конкурсе социальных проектов, проводимых РусГидро «Парус надежды».  В этом году  в стадии разработки и презентации  два проекта - «Письма с фронта»  и «Правнуки Победы».
  Большую роль отводим проведению  научно-практических  конференций. Ученическая конференция делает результаты работы зримыми, подчеркивает ее общественно значимый характер. В октябре 2013 года учащийся 6 «а» класса Лю-шинзу Александр выступил на школьной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения комсомола с исследовательской работой «Это нашей истории строки» об истории комсомольской организации школы. Эта работа была опубликована в газете «Советское Приамурье сегодня». В феврале 2015 года ученица 7 «а» класса Брюхова Вероника защищала исследовательскую работу на конференции «Правнуки Победы». Она рассказывала о ветеране Великой Отечественной войны, бывшем директоре нашей школы Батине Владимире Михайловиче. В следующем году мы планируем выступить на областной краеведческой конференции движения «Отечество».
   Воспитание  у подрастающего поколения патриотизма, любви к своей Родине, к месту, где родился и вырос, гордости за свой народ – одна из главных задач общества. Способствует  формированию этих  качеств - краеведческая работа со школьниками. В программе творческой  лаборатории «Поиск» краеведение реализуется не только в теоретических, но и в практических занятиях. Так, в июне 2014 года, участники лаборатории  организовали  летнюю профильную  смену «Память в камне», которая была направлена на знакомство, изучение, описание памятников воинам-бурейцам, анализ полученных материалов, их систематизацию и презентацию в форме школьной экспозиции, защиты исследовательских работ на  краеведческих конференциях.
   У нашей творческой лаборатории тесная связь с местным социумом. Мы  взаимодействуем с учащимися школы, творческими учителями, представителями администрации, родителями. Сотрудничаем с Центром детского творчества, отделом молодежи Администрации Бурейского района, районной избирательной комиссией, молодежной организацией «Вместе»,  редакцией районной газеты «Советское Приамурье сегодня».
Я надеюсь на то, что в результате систематической работы участник творческой лаборатории сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • полноценного выполнения типичных социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.
 
 
Использованная литература:
1.Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования. От 19 апреля 2011 № 03-255.
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ