Статья "Исследовательская деятельность учащихся как способ комплексного формирования универсальных учебных действий."
Маргарита Захарова
28.10.2014
3007
1
ФГОС
Захарова Маргарита Владимировна,
учитель географии, химии, экологии
МБОУ СОШ села Олекан
Нерчинского района Забайкальского края
Исследовательская деятельность учащихся как способ комплексного формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (далее УУД) – способность субъекта к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личность готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
Таким образом, целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, формировать умение учиться. Считаю, что универсальным способом достижения этой цели является исследовательская работа детей. При исследовательской деятельности учащиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск, и применять знания в реальной жизни. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логически, научно, творчески, испытывают уверенность в своих возможностях.
На протяжении многих лет в нашей школе организуется исследовательская деятельность учащихся на уроках экологии, географии и во внеурочной работе, в процессе которой хорошо прослеживается формирование УУД: личностных, познавательных, регулятивных.
Необходимыми условиями для творческой научно-исследовательской деятельности учащихся являются: организация непрерывного экологического образования и воспитания на всех ступенях учебного процесса. Вопросы, касающиеся формирования экологической культуры в нашей школе начинают развивать учителя начальных классов на своих уроках, особенно на уроках окружающего мира. А на уроках природоведения, географии и экологии мы продолжаем изучать эти вопросы, свои теоретические знания учащиеся закрепляют на биологической практике, которая является наиболее эффективной формой формирования экологической культуры и для нашей школы традиционна. Она проходит в июне для учащихся 8 класса, и проводит её учитель биологии Захаров Юрий Михайлович. Предметно-познавательные отношения, регулируемые в учебной работе, закрепляются в предметно-преобразующей деятельности подростков. Благодаря такой деятельности школьников участвует восприятие, чувство, память, мышление, развиваются интересы и потребности.
При формировании личностных учебных действий важным является сделать учебную деятельность осмысленной, помочь учащимся установить связь между целью учения и его мотивом. Для этого предлагаются детям следующие виды заданий: создание экологических проектов, активное участие в подведении итогов работы на каждом этапе урока, творческие задания. Так участие в проектах «Запрещающие знаки о природе» и «Парк моей мечты» привело к созданию запрещающих знаков для пропаганды бережного отношения к природе и применение их в качестве решения некоторых экологических проблем, а так же помогло обретению важнейших ценностей - позитивного отношения к природоохранной деятельности.
Систематически в школе проводится экологическое тестирование по методике С.Д. Дерябо для учащихся 5 и 11 классов. Тестирование проводится в два этапа, в начале и в конце учебного года, в экспериментальном 5 классе, параллельно с ними тестирование было проведено в 11 классе, эти учащиеся изучали экологию, как самостоятельный предмет. Были показаны следующие результаты:
Таблица. Интенсивность отношения к природе
На основе полученных данных мы отмечаем, что возросло число учащихся с высоким и очень высоким уровнем интенсивности отношения к природе; уменьшилось число подростков со средним уровнем интенсивности, но появились с низким уровнем, к ним относятся те учащиеся, которые отсутствовали на уроках природоведения при изучении тем, которые касаются охраны природы. У учащихся 11 класса средний уровень интенсивности отношения к природе составляет 53% - это намного больше, чем у пятиклассников, а вот высокий уровень составляет всего 15%, на половину меньше. Это говорит о том, что учащиеся 11 класса много знают из области экологии и у них совсем другой, более реалистичный взгляд на мир.
Познавательные универсальные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Для диагностики формирования познавательных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий: найди отличия, поиск лишнего, цепочки превращений, упорядочивание, работа с разного вида таблицами, работа со словарями. Неизменный интерес вызывают творческие задания по сбору материалов о географических названиях (топонимах) окрестностей села, о социальном составе населения Олекана (возраст, образование, гендерный и национальный состав), дальнейшая классификация объектов и презентация материалов на уроках. Исследовательская работа по экологии наряду с созданием определённого объёма знаний по экологии помогает сформировать у учащихся навыки научного анализа явлений природы, научить осмысливать сущность процессов взаимодействия общества и природы, осознавать значимость своей практической помощи окружающей среде.
Исследовательская работа – это наиболее сложный уровень учебной деятельности. Она невозможна без развитых регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать, определять цель и область непознанного, последовательность действий, самоконтроль, внесение корректив и самооценка. Все вышеперечисленные регулятивные УУД проявились как сформированные при создании следующих исследований: «Красноухая черепаха в доме», «Орхидеи Забайкалья – башмачки» (расположены на сайте portfolio.1september.ru/work.php?), «Вкусный обед для джунгарских хомяков», «Почему кузнечик зеленый», «Перепела на приусадебном участке», «Породы кошек – Курильский бобтейл» и т.д. Тематика исследовательских работ ориентирована на краеведческий материал. В школе созданы «Красная тетрадь села Олекан», в которую учащиеся заносят редкие и охраняемые растения нашей местности. Выявление мест произрастания краснокнижных обитателей природного комплекса «Шелекан» воспитывает у учащихся чувство патриотизма, любовь к Малой Родине, прививает экологическую культуру. «Природный комплекс Шелекан» - это проект, созданный нашими школьниками совместно с учителем биологии Захаровым Ю.М., направленный на изучение и сохранения биоразнообразия местной флоры, фауны и «памятников» природы – природного наследия Забайкалья.
Ежегодно школьники принимают участие в конференциях, представляя результаты научно-исследовательских работ, которые сопровождаются электронными презентациями, цифровыми фотографиями, диаграммами, графиками.
Системная работа по организации исследовательской деятельности учащихся на различных уроках, во внеурочной деятельности на всех ступенях обучения способствует формированию универсальных учебных действий, необходимых для развития личности ребёнка.
Используемая литература.
1. Асмолов А.Г. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя.-М.: Просвещение, 2010.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1983. т. 5, с. 257—321.
3. Гузеев В.В., Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии // Школьные технологии. – 2004 г.
4. Зак А.З. Развитие умственных способностей учащихся. – М., 1994.
5. Зачёсова Е.В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям // Школьные технологии. –2006. – №5.
6. Каменский А.М., Смирнова З.Ю. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования (практическое пособие). – М. Сентябрь, 2006.
7. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников. – М. Методическая библиотека, 2007.
8. Миронова Р.М. Игра в развитии активности учащихся. – Минск, 1989.
9. Ясвин В.А. Психология отношения к природе.-М.: Смысл, 2000.
учитель географии, химии, экологии
МБОУ СОШ села Олекан
Нерчинского района Забайкальского края
Исследовательская деятельность учащихся как способ комплексного формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (далее УУД) – способность субъекта к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личность готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
Таким образом, целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, формировать умение учиться. Считаю, что универсальным способом достижения этой цели является исследовательская работа детей. При исследовательской деятельности учащиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск, и применять знания в реальной жизни. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логически, научно, творчески, испытывают уверенность в своих возможностях.
На протяжении многих лет в нашей школе организуется исследовательская деятельность учащихся на уроках экологии, географии и во внеурочной работе, в процессе которой хорошо прослеживается формирование УУД: личностных, познавательных, регулятивных.
Необходимыми условиями для творческой научно-исследовательской деятельности учащихся являются: организация непрерывного экологического образования и воспитания на всех ступенях учебного процесса. Вопросы, касающиеся формирования экологической культуры в нашей школе начинают развивать учителя начальных классов на своих уроках, особенно на уроках окружающего мира. А на уроках природоведения, географии и экологии мы продолжаем изучать эти вопросы, свои теоретические знания учащиеся закрепляют на биологической практике, которая является наиболее эффективной формой формирования экологической культуры и для нашей школы традиционна. Она проходит в июне для учащихся 8 класса, и проводит её учитель биологии Захаров Юрий Михайлович. Предметно-познавательные отношения, регулируемые в учебной работе, закрепляются в предметно-преобразующей деятельности подростков. Благодаря такой деятельности школьников участвует восприятие, чувство, память, мышление, развиваются интересы и потребности.
При формировании личностных учебных действий важным является сделать учебную деятельность осмысленной, помочь учащимся установить связь между целью учения и его мотивом. Для этого предлагаются детям следующие виды заданий: создание экологических проектов, активное участие в подведении итогов работы на каждом этапе урока, творческие задания. Так участие в проектах «Запрещающие знаки о природе» и «Парк моей мечты» привело к созданию запрещающих знаков для пропаганды бережного отношения к природе и применение их в качестве решения некоторых экологических проблем, а так же помогло обретению важнейших ценностей - позитивного отношения к природоохранной деятельности.
Систематически в школе проводится экологическое тестирование по методике С.Д. Дерябо для учащихся 5 и 11 классов. Тестирование проводится в два этапа, в начале и в конце учебного года, в экспериментальном 5 классе, параллельно с ними тестирование было проведено в 11 классе, эти учащиеся изучали экологию, как самостоятельный предмет. Были показаны следующие результаты:
Таблица. Интенсивность отношения к природе
Показатель интенсивности отношения к природе | Показания тестирования (%) | ||
В начале учебного года | В конце учебного года | Результаты по 11 классу | |
Низкий | 15,3 | 23 | |
Средний | 66,6 | 23 | 53 |
Выше среднего | 33,3 | 15,3 | 7,5 |
Высокий | 30,7 | 15 | |
Очень высокий | 15,3 |
На основе полученных данных мы отмечаем, что возросло число учащихся с высоким и очень высоким уровнем интенсивности отношения к природе; уменьшилось число подростков со средним уровнем интенсивности, но появились с низким уровнем, к ним относятся те учащиеся, которые отсутствовали на уроках природоведения при изучении тем, которые касаются охраны природы. У учащихся 11 класса средний уровень интенсивности отношения к природе составляет 53% - это намного больше, чем у пятиклассников, а вот высокий уровень составляет всего 15%, на половину меньше. Это говорит о том, что учащиеся 11 класса много знают из области экологии и у них совсем другой, более реалистичный взгляд на мир.
Познавательные универсальные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Для диагностики формирования познавательных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий: найди отличия, поиск лишнего, цепочки превращений, упорядочивание, работа с разного вида таблицами, работа со словарями. Неизменный интерес вызывают творческие задания по сбору материалов о географических названиях (топонимах) окрестностей села, о социальном составе населения Олекана (возраст, образование, гендерный и национальный состав), дальнейшая классификация объектов и презентация материалов на уроках. Исследовательская работа по экологии наряду с созданием определённого объёма знаний по экологии помогает сформировать у учащихся навыки научного анализа явлений природы, научить осмысливать сущность процессов взаимодействия общества и природы, осознавать значимость своей практической помощи окружающей среде.
Исследовательская работа – это наиболее сложный уровень учебной деятельности. Она невозможна без развитых регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать, определять цель и область непознанного, последовательность действий, самоконтроль, внесение корректив и самооценка. Все вышеперечисленные регулятивные УУД проявились как сформированные при создании следующих исследований: «Красноухая черепаха в доме», «Орхидеи Забайкалья – башмачки» (расположены на сайте portfolio.1september.ru/work.php?), «Вкусный обед для джунгарских хомяков», «Почему кузнечик зеленый», «Перепела на приусадебном участке», «Породы кошек – Курильский бобтейл» и т.д. Тематика исследовательских работ ориентирована на краеведческий материал. В школе созданы «Красная тетрадь села Олекан», в которую учащиеся заносят редкие и охраняемые растения нашей местности. Выявление мест произрастания краснокнижных обитателей природного комплекса «Шелекан» воспитывает у учащихся чувство патриотизма, любовь к Малой Родине, прививает экологическую культуру. «Природный комплекс Шелекан» - это проект, созданный нашими школьниками совместно с учителем биологии Захаровым Ю.М., направленный на изучение и сохранения биоразнообразия местной флоры, фауны и «памятников» природы – природного наследия Забайкалья.
Ежегодно школьники принимают участие в конференциях, представляя результаты научно-исследовательских работ, которые сопровождаются электронными презентациями, цифровыми фотографиями, диаграммами, графиками.
Системная работа по организации исследовательской деятельности учащихся на различных уроках, во внеурочной деятельности на всех ступенях обучения способствует формированию универсальных учебных действий, необходимых для развития личности ребёнка.
Используемая литература.
1. Асмолов А.Г. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя.-М.: Просвещение, 2010.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1983. т. 5, с. 257—321.
3. Гузеев В.В., Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии // Школьные технологии. – 2004 г.
4. Зак А.З. Развитие умственных способностей учащихся. – М., 1994.
5. Зачёсова Е.В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям // Школьные технологии. –2006. – №5.
6. Каменский А.М., Смирнова З.Ю. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования (практическое пособие). – М. Сентябрь, 2006.
7. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников. – М. Методическая библиотека, 2007.
8. Миронова Р.М. Игра в развитии активности учащихся. – Минск, 1989.
9. Ясвин В.А. Психология отношения к природе.-М.: Смысл, 2000.
Другие статьи
- Изучение миротворчества через исследование биографии подполковника запаса Геннадия Марленовича Камынина (род. в 1960 г., г. Владимир).
- ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
- Молодежное добровольчество
- Образовательные и воспитательные технологии - на уроках музыки
- Проектная деятельность по английскому языку: сотрудничество учителя и учащихся
- Интерактивные методы обучения английскому языку: из опыта работы в средней школе
- Исследовательская культура учителя. Из опыта преподавания предмета "Искусство"
- Письмо моей любимой бабушке
- Кружковая работа по математике как средство развития мотивации учения школьников
- «Золотая грядка» или поделки из овощей
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Маргарита Владимировна, очень интересный и полезный материал. Спасибо!
Татьяна Щербакова, дата: 06.04.2015 в 23:08
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.