Статья "Концепция воспитательной системы с детьми – мигрантами в коррекционной школе-интернате №4 города Магнитогорска"
Наталья Чубаева
17.09.2016
2158
2
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
МОУ «С(К)ОШИ №4»,
город Магнитогорск,
Челябинская область
воспитатель группы продлённого дня,
МОУ «С(К)ОШИ №4»,
город Магнитогорск,
Челябинская область
Концепция воспитательной системы с детьми – мигрантами в коррекционной школе-интернате №4 города Магнитогорска
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. Следует полагать, что адаптация и интеграция детей мигрантов диктует необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, формирование толерантного сознания, организация специализированного сопровождения. Основная задача современного образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.
Практически во всех школах города Магнитогорска от 40% до 70% детей – дети – мигранты. В МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска число детей- мигрантов в процентном соотношении составляет 49, 5%.
В моём 4 «Д» классе из 15 человек – 10 человек – это дети мигранты. В основном это дети из семей, которые прибыли к нам из стран ближнего и дальнего зарубежья: Киргизстана, Таджикистана, Узбекистана, Афганистана.
Дети – мигранты имеют свои особенности, что создаёт много проблем в организации учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ. Я как воспитатель ГПД столкнулась со следующими проблемами и трудностями:
- Преодолением языкового барьера. В некоторых школах дети учили русский язык как иностранный, а в данный момент русский язык для ребёнка. Некоторые учили русский язык в национальных школах как иностранный, а теперь он становится для них основным языком общения, одним из главных способов адаптации к новым жизненным условиям.
- Трудностями адаптации детей – мигрантов к новой языковой среде. Прибывшим детям, как правило, присущи чувства подавленности, психической неуравновешенности, неспособность конструктивно вступить в контакт, наладить гибкий диалог со сверстниками и взрослыми, определить свою личностную позицию в социуме и, в частности, в группе, отсутствие элементарных представлений о способах эмоциональной саморегуляции. Все это порождает неадекватные защитные реакции детей-мигрантов.
- Психологическим стрессом. Попадая в новую языковую среду, ребенок получает стресс, в результате которого резко снижается его эмоциональный фон, что создает дополнительные препятствия на пути установления контактов со сверстниками.
- Трудностями в подготовке домашнего задания. Так как трудности возникают и при усвоении учебного материала, для успешной подготовки домашнего задания приходится тратить значительное количество времени, особенно в младших классах.
- Отсутствием помощи родителей. Родители многих учеников с трудом разговаривают по-русски и, следовательно, не могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания.
- Наличием национального акцента. Отсюда типичные ошибки: неправильное произношение слов и постановка ударения в них, низкая грамотность, глотание окончаний и так далее.
Проанализировав особенности детей – мигрантов, я пришла к выводу о том, что организация воспитательного процесса с такой категорией детей требует очень тщательного и особого выбора форм, методов и средств, а также определения основных направлений в воспитательной деятельности. В связи с этим важно разработать такую систему воспитательной работы, которая была бы направлена на создание оптимальных условий для детей мигрантов, содействующих социальной адаптации их к системе образования и в целом к жизни в новой языковой среде, их мягкой интеграции в классное сообщество.
Практически во всех школах города Магнитогорска от 40% до 70% детей – дети – мигранты. В МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска число детей- мигрантов в процентном соотношении составляет 49, 5%.
В моём 4 «Д» классе из 15 человек – 10 человек – это дети мигранты. В основном это дети из семей, которые прибыли к нам из стран ближнего и дальнего зарубежья: Киргизстана, Таджикистана, Узбекистана, Афганистана.
Дети – мигранты имеют свои особенности, что создаёт много проблем в организации учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ. Я как воспитатель ГПД столкнулась со следующими проблемами и трудностями:
- Преодолением языкового барьера. В некоторых школах дети учили русский язык как иностранный, а в данный момент русский язык для ребёнка. Некоторые учили русский язык в национальных школах как иностранный, а теперь он становится для них основным языком общения, одним из главных способов адаптации к новым жизненным условиям.
- Трудностями адаптации детей – мигрантов к новой языковой среде. Прибывшим детям, как правило, присущи чувства подавленности, психической неуравновешенности, неспособность конструктивно вступить в контакт, наладить гибкий диалог со сверстниками и взрослыми, определить свою личностную позицию в социуме и, в частности, в группе, отсутствие элементарных представлений о способах эмоциональной саморегуляции. Все это порождает неадекватные защитные реакции детей-мигрантов.
- Психологическим стрессом. Попадая в новую языковую среду, ребенок получает стресс, в результате которого резко снижается его эмоциональный фон, что создает дополнительные препятствия на пути установления контактов со сверстниками.
- Трудностями в подготовке домашнего задания. Так как трудности возникают и при усвоении учебного материала, для успешной подготовки домашнего задания приходится тратить значительное количество времени, особенно в младших классах.
- Отсутствием помощи родителей. Родители многих учеников с трудом разговаривают по-русски и, следовательно, не могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания.
- Наличием национального акцента. Отсюда типичные ошибки: неправильное произношение слов и постановка ударения в них, низкая грамотность, глотание окончаний и так далее.
Проанализировав особенности детей – мигрантов, я пришла к выводу о том, что организация воспитательного процесса с такой категорией детей требует очень тщательного и особого выбора форм, методов и средств, а также определения основных направлений в воспитательной деятельности. В связи с этим важно разработать такую систему воспитательной работы, которая была бы направлена на создание оптимальных условий для детей мигрантов, содействующих социальной адаптации их к системе образования и в целом к жизни в новой языковой среде, их мягкой интеграции в классное сообщество.
Предлагаю собственную систему воспитательной работы в рамках реализации проекта «Содружество» под названием «Классное братство – многонациональное государство»
Цель: создание благоприятных условий для наиболее полной социокультурной адаптации детей мигрантов в новой языковой среде, формирования коммуникативных навыков, культуры поведения и общения; творческого развития личности обучающихся.
Задачи:
1. Создать необходимую развивающую среду для формирования толерантности у детей в условиях МОУ «С(К)ОШИ №4»
2. Обеспечить участие родителей воспитанников в работе по данному направлению;
3. Способствовать развитию у младших школьников чувства толерантности, как наивысшего морально-нравственного качества личности
4. Учить детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание помочь, защитить в случае необходимости
5. Воспитывать уважение к традициям и обычаям детей другой национальности.
Определение выше поставленных целей и задач будут способствовать реализации плана воспитательной работы с детьми – мигрантами в рамках внеурочной деятельности.
План воспитательной системы с классным коллективом составлен в соответствии и учётом следующих направлений воспитательной работы: гражданско-патриотическое направление, духовно – нравственное направление, спортивно-оздоровительное направление, культурно - досуговое направление, интеллектуально-познавательное направление.
Цель: создание благоприятных условий для наиболее полной социокультурной адаптации детей мигрантов в новой языковой среде, формирования коммуникативных навыков, культуры поведения и общения; творческого развития личности обучающихся.
Задачи:
1. Создать необходимую развивающую среду для формирования толерантности у детей в условиях МОУ «С(К)ОШИ №4»
2. Обеспечить участие родителей воспитанников в работе по данному направлению;
3. Способствовать развитию у младших школьников чувства толерантности, как наивысшего морально-нравственного качества личности
4. Учить детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание помочь, защитить в случае необходимости
5. Воспитывать уважение к традициям и обычаям детей другой национальности.
Определение выше поставленных целей и задач будут способствовать реализации плана воспитательной работы с детьми – мигрантами в рамках внеурочной деятельности.
План воспитательной системы с классным коллективом составлен в соответствии и учётом следующих направлений воспитательной работы: гражданско-патриотическое направление, духовно – нравственное направление, спортивно-оздоровительное направление, культурно - досуговое направление, интеллектуально-познавательное направление.
План работы воспитателя по реализации воспитательной системы
Тематика мероприятий | Форма проведения | Сроки реализации |
Гражданско – патриотическое направление | ||
«В мире нет прекрасней края» | Клубный час | сентябрь |
«Восточные и русские традиции» | Час общения | октябрь |
«Праздники народов востока» | Устный журнал | ноябрь |
«Новый год в восточных странах» | Час общения | декабрь |
«Восточные единоборства и забавы» | Защита проекта | январь |
«Мои предки в годы ВОВ» | Конкурс презентаций | февраль |
«Моя многонациональная страна» | Фотоконкурс | март |
«Традиции русского и восточного чаепития» | Посиделки | апрель |
«Сказки и легенды народов востока и России» | Театрализация | май |
Духовно – нравственное направление | ||
«Будьте добрыми и человечными» | дискуссия | сентябрь |
«Красота души в нас и вокруг нас» | мозговой штурм | октябрь |
«Будьте терпеливы и терпимы друг к другу» | клубный час | ноябрь |
«Гармония человеческого общения» | социальный тренинг | декабрь |
«Путешествие по планете «Друзей» | Сюжетно-ролевая игра | январь |
«Остров Одиночество необитаем» | Творческий проект | февраль |
«Все люди на большой планете должны всегда дружить» | Час общения | март |
«О доверии и отзывчивости» | Классный час- практикум | апрель |
«Цветик – семицветик» | Социальный тренинг | май |
Спортивно-оздоровительное направление | ||
«Твое здоровье в твоих руках» | Час размышление | сентябрь |
«Здоровая нация за здоровый образ жизни» | Выпуск буклетов | октябрь |
«Здоровье моей семьи» | Конкурс сочинений | ноябрь |
«Правила здорового образа жизни в мусульманской и русской семье» | Час общения - практикум | декабрь |
«Здоровое питание – основа жизни» | Творческий проект | январь |
«Если хочешь быть здоровым – спортом занимайся» | Тематическая прогулка | февраль |
«Жемчужины здоровья» | Игра - путешествие | март |
«Мама, папа, одноклассники и я – спортивная семья» | Конкурсная программа совместно с родителями | апрель |
«Наш коллектив выбирает ЗОЖ» | Выставка творческих работ | май |
Интеллектуально - познавательное направление | ||
«Учёба – это тоже труд» | беседа | сентябрь |
«Как помочь себе учиться» | практикум | октябрь |
«Чему учат в школе?» | Час размышления | ноябрь |
«Пытливые умы» | Интеллектуальный поединок | декабрь |
«Что? Где? Когда?» | Интеллектуальная игра | январь |
«Путешествие в страну «Невыученных уроков»» | Коррекционно-развивающее занятие | февраль |
«Всё обо всём» | Познавательная викторина | март |
«Хочу всё знать» | Интеллектуальный марафон | апрель |
«Эрудит - шоу» | Конкурсная интеллектуальная игра по типу Брейн - ринга | май |
Культурно-досуговое направление | ||
«Первое сентября – день знаний» | Торжественная линейка, посвящённая Дню знаний | сентябрь |
«С днём учителя» | Конкурс поздравительных открыток | октябрь |
«В мире профессий» | Игра - путешествие | ноябрь |
«Подарок деду Морозу и Снегурочке» | Конкурс чтецов стихотворений | декабрь |
«День рождения только раз в году» | Игровая программа | январь |
«Армейские забавы» | Конкурсная программа | февраль |
«Шоу бегунов» | Спортивные состязания | март |
«Смеяться разрешается» | Праздник юмора и смеха | апрель |
«В нашем классе выпускной» | КТД, церемония награждения активных учеников | май |
Представленная система затрагивает деятельность всех субъектов образовательного процесса и опирается на такие принципы, как:
- признание и уважение общечеловеческих ценностей;
- развитие национально-культурной идентичности;
- обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки к поликультурной социально-образовательной среде;
- поддержка индивидуальности детей мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития;
- гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий подходы.
Все мероприятия системы направлены на преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к новой языковой среде, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия среди учащихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма.
- признание и уважение общечеловеческих ценностей;
- развитие национально-культурной идентичности;
- обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки к поликультурной социально-образовательной среде;
- поддержка индивидуальности детей мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития;
- гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий подходы.
Все мероприятия системы направлены на преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к новой языковой среде, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия среди учащихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма.
Источники
Педпортал. Библиотека материалов для работников школы [Электронный ресурс]. Постникова Е.А. Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт – Петербурга -21.03. 2015. URL: http://pedportal.net/starshie-klassy/istoriya/osobennosti-raboty-s-det-mi-ndash-migrantami-v-shkolah-sankt-ndash-peterburga-357000
Наука / Педагогика. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс]. Ковалёва Н.А. Автореферат диссертации по теме «Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения» - 2010. URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-05/dissertaciya-sotsialno-psihologicheskoe-soprovozhdenie-protsessa-adaptatsii-detey-migrantov-v-usloviyah-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya#ixzz2skInJlOX
Педпортал. Библиотека материалов для работников школы [Электронный ресурс]. Постникова Е.А. Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт – Петербурга -21.03. 2015. URL: http://pedportal.net/starshie-klassy/istoriya/osobennosti-raboty-s-det-mi-ndash-migrantami-v-shkolah-sankt-ndash-peterburga-357000
Наука / Педагогика. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс]. Ковалёва Н.А. Автореферат диссертации по теме «Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения» - 2010. URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-05/dissertaciya-sotsialno-psihologicheskoe-soprovozhdenie-protsessa-adaptatsii-detey-migrantov-v-usloviyah-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya#ixzz2skInJlOX
Другие статьи
- Обобщение опыта по теме самообразования учителя музыки "«Использование технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания»
- Социализация детей средствами физической культуры и спорта, в условиях коррекционного образования в рамках Международного Движения “Special Olympics”
- Использование карточных игр Пряжникова в профориентационной работе со старшеклассниками
- Опыт использования персонального компьютера на уроках истории, обществознания и МХК
- Советы родителям будущих первоклассников
- Интонационные погружения на уроках музыки
- Личностно-ориентированный подход к обучению мальчиков и девочек иностранным языкам
- Формирование понятия о емкости. Обучение измерению емкости
- Анализ поэтического текста на уроках русского языка
- Способы организации сетевой проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Вопросы, затронутые в статье, актуальны и в СПО. Грамотно определены цели работы по воспитанию толерантности в подрастающем поколении. Предложенный план работы соответствует младшей возрастной категории.
Татьяна Образцова, дата: 16.10.2016 в 0:04
#2 Интересная и актуальная статья. Автором статьи представлена собственная воспитательная система. Хорошо продуманы и сформулированы цели и задачи воспитания. А указанные мероприятия хорошо продуманы и составлены с учётом возрастных и психологических особенностей и потребностей обучающихся,и направлены на достижение планируемых задач. Я думаю,что такая система работы непременно даст положительные результаты.
Ирина Мерзлютина, дата: 18.12.2016 в 13:09
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.