С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Концепция воспитательной системы с детьми – мигрантами в коррекционной школе-интернате №4 города Магнитогорска"
Чубаева Наталья Николаевна,
 воспитатель группы продлённого дня,
МОУ «С(К)ОШИ №4», 
город Магнитогорск,
Челябинская область
 
Концепция воспитательной системы с детьми – мигрантами в  коррекционной школе-интернате №4 города Магнитогорска
 
     В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. Следует полагать, что адаптация и интеграция детей мигрантов диктует необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, формирование толерантного сознания, организация специализированного сопровождения. Основная задача современного образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.
Практически во всех школах города Магнитогорска от 40% до 70% детей – дети – мигранты.  В МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска число детей- мигрантов  в процентном соотношении составляет 49, 5%.
    В моём 4 «Д» классе из 15 человек – 10 человек – это дети мигранты. В основном это дети из семей, которые прибыли к нам из стран ближнего и дальнего зарубежья: Киргизстана, Таджикистана, Узбекистана, Афганистана.
Дети – мигранты имеют свои особенности, что создаёт много проблем в организации учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ. Я как воспитатель ГПД столкнулась со следующими проблемами и трудностями:

- Преодолением языкового барьера. В некоторых школах дети учили русский язык как иностранный, а в данный момент русский язык для ребёнка. Некоторые учили русский язык в национальных школах как иностранный, а теперь он становится для них основным языком общения, одним из главных способов адаптации к новым жизненным условиям.
- Трудностями адаптации детей – мигрантов к новой языковой среде. Прибывшим детям, как правило, присущи чувства подавленности, психической неуравновешенности, неспособность конструктивно вступить в контакт, наладить гибкий диалог со сверстниками и взрослыми, определить свою личностную позицию в социуме и, в частности, в группе, отсутствие элементарных представлений о способах эмоциональной саморегуляции. Все это порождает неадекватные защитные реакции детей-мигрантов. 
- Психологическим стрессом. Попадая в новую языковую среду, ребенок получает стресс, в результате которого резко снижается его эмоциональный фон, что создает дополнительные препятствия на пути установления контактов со сверстниками.
- Трудностями  в подготовке домашнего задания. Так как трудности возникают и при усвоении учебного материала, для успешной подготовки домашнего задания приходится тратить значительное количество времени, особенно в младших классах.
- Отсутствием помощи родителей. Родители многих учеников с трудом разговаривают по-русски и, следовательно, не могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания.
- Наличием национального акцента. Отсюда типичные ошибки: неправильное произношение слов и постановка ударения в них, низкая грамотность, глотание окончаний и так далее.
    
Проанализировав особенности детей – мигрантов, я пришла к выводу о том, что  организация воспитательного процесса с такой категорией детей требует очень тщательного и особого выбора форм, методов и средств, а также определения основных направлений в воспитательной деятельности. В связи с этим важно разработать такую систему воспитательной работы, которая была бы направлена на создание оптимальных условий для детей мигрантов, содействующих социальной адаптации их к системе образования и в целом к жизни в новой языковой среде, их мягкой интеграции в классное сообщество.
   Предлагаю собственную систему воспитательной работы в рамках реализации проекта «Содружество» под названием «Классное братство – многонациональное государство»
Цель: создание благоприятных условий для наиболее полной социокультурной адаптации детей мигрантов в новой языковой среде, формирования коммуникативных навыков, культуры поведения и общения; творческого развития личности обучающихся.
Задачи:
1. Создать необходимую развивающую среду для формирования толерантности у детей в условиях МОУ «С(К)ОШИ №4»
2. Обеспечить участие родителей воспитанников в работе по данному направлению;
3. Способствовать развитию у младших школьников чувства толерантности, как наивысшего морально-нравственного качества личности
4. Учить детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание помочь, защитить в случае необходимости
5. Воспитывать уважение к традициям и обычаям детей другой национальности.
    Определение выше поставленных целей и задач будут способствовать реализации плана воспитательной работы с детьми – мигрантами в рамках внеурочной деятельности.
План воспитательной системы с классным коллективом составлен в соответствии и учётом следующих направлений воспитательной работы: гражданско-патриотическое направление, духовно – нравственное направление, спортивно-оздоровительное направление, культурно - досуговое направление, интеллектуально-познавательное направление.
 
План работы воспитателя по реализации воспитательной системы
 
Тематика мероприятий Форма проведения Сроки реализации
Гражданско – патриотическое направление
«В мире нет прекрасней края» Клубный час сентябрь
«Восточные и русские традиции» Час общения октябрь
«Праздники народов востока» Устный журнал ноябрь
«Новый год в восточных странах» Час общения декабрь
«Восточные единоборства и забавы» Защита проекта январь
«Мои предки в годы ВОВ» Конкурс презентаций февраль
«Моя многонациональная страна» Фотоконкурс март
«Традиции русского и восточного чаепития» Посиделки апрель
«Сказки и легенды народов востока и России» Театрализация май
Духовно – нравственное направление
«Будьте добрыми и человечными» дискуссия сентябрь
«Красота души в нас и вокруг нас» мозговой штурм октябрь
«Будьте терпеливы и терпимы  друг к другу» клубный час ноябрь
«Гармония человеческого общения» социальный тренинг декабрь
«Путешествие по планете «Друзей» Сюжетно-ролевая игра январь
«Остров Одиночество необитаем» Творческий проект февраль
«Все люди на большой планете должны всегда дружить» Час общения март
«О доверии и отзывчивости» Классный час- практикум апрель
«Цветик – семицветик» Социальный тренинг май
Спортивно-оздоровительное направление
«Твое здоровье в твоих руках» Час размышление сентябрь
«Здоровая нация за здоровый образ жизни» Выпуск буклетов октябрь
«Здоровье моей семьи» Конкурс сочинений ноябрь
«Правила здорового образа жизни в мусульманской и русской семье» Час общения - практикум декабрь
«Здоровое питание – основа жизни» Творческий проект январь
«Если хочешь быть здоровым – спортом занимайся» Тематическая прогулка февраль
«Жемчужины здоровья» Игра - путешествие март
«Мама, папа, одноклассники и я – спортивная семья» Конкурсная программа совместно с родителями апрель
«Наш коллектив выбирает ЗОЖ» Выставка творческих работ май
Интеллектуально - познавательное направление
«Учёба – это тоже труд» беседа сентябрь
«Как помочь себе учиться» практикум октябрь
«Чему учат в школе?» Час размышления ноябрь
«Пытливые умы» Интеллектуальный поединок декабрь
«Что? Где? Когда?» Интеллектуальная игра январь
«Путешествие в страну «Невыученных уроков»» Коррекционно-развивающее занятие февраль
«Всё обо всём» Познавательная викторина март
«Хочу всё знать» Интеллектуальный марафон апрель
«Эрудит - шоу» Конкурсная интеллектуальная игра по типу Брейн -  ринга май
Культурно-досуговое направление
«Первое сентября – день знаний» Торжественная линейка, посвящённая Дню знаний сентябрь
«С днём учителя» Конкурс поздравительных открыток октябрь
«В мире профессий» Игра - путешествие ноябрь
«Подарок деду Морозу и Снегурочке» Конкурс чтецов стихотворений декабрь
«День рождения только раз в году» Игровая программа январь
«Армейские забавы» Конкурсная программа февраль
«Шоу бегунов» Спортивные состязания март
«Смеяться разрешается» Праздник юмора и смеха апрель
«В нашем классе выпускной» КТД, церемония награждения активных учеников май
 
   Представленная система затрагивает деятельность всех субъектов образовательного процесса и опирается на такие принципы, как:
- признание и уважение общечеловеческих ценностей;
- развитие национально-культурной идентичности;
- обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки к поликультурной социально-образовательной среде;
- поддержка индивидуальности детей мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития;
- гуманистический, личностно-ориентированный и  развивающий  подходы.
Все мероприятия системы направлены на преодоление затруднений учащихся  в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к новой языковой среде, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия  среди учащихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма
.
 
Источники

Педпортал. Библиотека материалов для работников школы [Электронный ресурс].  Постникова Е.А. Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт – Петербурга -21.03. 2015.  URL:  http://pedportal.net/starshie-klassy/istoriya/osobennosti-raboty-s-det-mi-ndash-migrantami-v-shkolah-sankt-ndash-peterburga-357000
Наука / Педагогика. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс]. Ковалёва Н.А. Автореферат диссертации по теме «Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения»  - 2010. URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-05/dissertaciya-sotsialno-psihologicheskoe-soprovozhdenie-protsessa-adaptatsii-detey-migrantov-v-usloviyah-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya#ixzz2skInJlOX
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Вопросы, затронутые в статье, актуальны и в СПО. Грамотно определены цели работы по воспитанию толерантности в подрастающем поколении. Предложенный план работы соответствует младшей возрастной категории.
Татьяна Образцова, дата: 16.10.2016 в 0:04  
#2 Интересная и актуальная статья. Автором статьи представлена собственная воспитательная система. Хорошо продуманы и сформулированы цели и задачи воспитания. А указанные мероприятия хорошо продуманы и составлены с учётом возрастных и психологических особенностей и потребностей обучающихся,и направлены на достижение планируемых задач. Я думаю,что такая система работы непременно даст положительные результаты.
Ирина Мерзлютина, дата: 18.12.2016 в 13:09  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ